Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических





НазваниеПособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических
страница1/20
Дата публикации26.09.2014
Размер2.06 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Психология > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Педагогический диалог в вузе:

теория, позиции, практика

Ерофеева А.В., Перфильева Е.И.
Педагогический диалог в вузе: теория, позиции, практика

Пособие для системы профессионального педагогического образования,

переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических

кадров. – Н.Новгород, 2012. – 135 с.

ISBN
Монография посвящена исследованию некоторых философских и методологических проблем современной педагогической науки, в частности: построение педагогического диалога и диалоговые отношения в процессе изучения и преподавания иностранного языка. На основе подробного теоретического анализа психолого-педагогических проблем диалога в образовании рассматриваются актуальные практические вопросы изучения иностранного языка в неязыковом вузе и даются конкретные практические рекомендации, имеющие значение для понимания, планирования и организации диалога в образовательном процессе высшей школы.

Монография адресована педагогам, психологам, преподавателям высшей школы и студентам, для которых важен диалог с миром в контексте образования и интересны идеи новой педагогики, слушателям системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, научно-практическим работникам и менеджерам образования.

УДК

ББК

Сведения об авторах

Ерофеева Алла Васильевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков; НГТУ им.Р.Е. Алексеева, 603950 Н.Новгород, ул.Минина,24
Перфильева Евгения Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры организационной психологии; НИУ ВШЭ (Нижний Новгород),603155 Н.Новгород, ул. Большая Печерская,25/12
Оглавление



Введение. 4

Раздел 1. Инновационные особенности современной образовательной ситуации. 8

1.1 Образовательная ситуация как исторически развивающаяся система. 8

1.2 Осмысление образовательной ситуации как гуманитарной системы. 14

1.3 Образовательная ситуация с позиции и педагогического взаимодействия. 20

Раздел 2. Общенаучные подходы к проблеме педагогического диалога. 30

2.1 Методология изучения педагогического диалога. 30

2.2 Соотношение понятий «учебный диалог» и «педагогический диалог». 32

2.3 Речевые концепции диалога. 39

2.4 Психологические концепции диалога. 46

Раздел 3. Культурно-психологические смыслы диалога 52

3.1 Диалог как культурный феномен. 52

3.2 Диалог в методологии М.М. Бахтина. 58

Раздел 4. Современный студент как субъект педагогического диалога 63

4.1 Проблема развития субъектной активности студента. 63

4.2 Студент как субъект педагогического диалога. 70

Раздел 5. Построение диалогического взаимодействия в процессе изучения иностранного языка в вузе 83

5.1 Условия диалогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза. 83

5.2 Развитие эмоционального интеллекта студентов средствами иностранного языка. 91

5.3 Программа развития эмоционального интеллекта в процессе обучения. 95

Раздел 6. Научно-методическое обоснование развития педагогического диалога в образовательной практике вуза. 110

Литература 120

Приложения 126

Введение.


Актуальность постановки и изучения проблемы педагогического диалога участников образовательного процесса в вузе определяется особенностями современной образовательной ситуации в России и ориентацией педагогики высшей школы на гуманитарные ценности и смыслы. По мнению методологов, кризис образования в постперестроечной России имеет системный характер, но в разных элементах системы образования степень и формы его различны. Это выражается в расхождении заявленных целей с реальным состоянием образования, в кризисе управления образованием, в количественных и, особенно, качественных характеристиках процесса его модернизации.

период, который сегодня переживает российское образование, вызван не просто экономическими и финансовыми трудностями (хотя и ими тоже), а, прежде всего, конкретной переменой в системе ценностей, принимаемых обществом, и вытекающей из этой перемены иной оценки места и роли высшего профессионального образования в жизни нашего современника. На фоне этих тенденций образовательный процесс вуза оказался в центре системных изменений.

Анализ практики высшего образования позволяет отметить, что перспективными, с точки зрения гуманитарной парадигмы образования, представляются такие подходы, которые изменяют положение, статус и позицию студента – будущего специалиста. К ним относятся: актуализация диалоговых методов обучения, изучение индивидуального стиля познавательной деятельности, создание условий для развития активности всех участников образовательного процесса.

Несмотря на появление новых форм, инициатив, педагогических инноваций, большинством исследователей отмечается снижение уровня и качества высшего образования в современной России. В содержании и организации высшего образования, судя по публикациям в специальных изданиях, по-прежнему сохраняются многолетние недостатки традиционного обучения:

а) нет должной системной целостности предметных знаний, сохраняются их обособленность и разноуровневость;

б) отбор необходимых (информационно и личностно-развивающих) знаний остается слабым местом образовательного процесса, программы по-прежнему разрастаются за счет прибавления вопросов и увеличения количества предметов;

в) допускается дисбаланс в обучении между логической, рационализированной информацией и образными формами развития творческой фантазии, интуиции.

Попытка найти новую объяснительную модель обновления образовательного процесса вуза привела нас к выводу о необходимости изменить представление о методологических основах и принципах образовательного процесса, его целях и функциях. В педагогике высшей школы сегодня широко признано и теоретически обосновано положение о личностно-ориентированном образовании, как альтернативе тому типу его организации, который определялся задачами формирования знаний и умений. Однако, по справедливому наблюдению экспертов, одновременно складывается такая интерпретация «ориентации на личность», которая по существу не меняет целей и ценностей традиционных педагогических систем.

По данным журнала «Эксперт»(2010-2011гг), в развитии высшей школы ведущих стран на рубеже ХХ и ХХI столетий отчётливо определились шесть ведущих тенденций:

  • переход к массовому высшему образованию;

  • рост доли платного образования;

  • переход к гибким специальностям, так как список новых специальностей опережает развитие предлагаемых вузами профессий;

  • гибкий учебный процесс, который обусловлен переходом от подготовки специалиста к развитию компетентностей;

  • развитие новых форм образования: тренинги, бизнес-образование;

  • смена образовательных технологий.

В системе высшего образования в России эти социокультурные тенденции развития педагогической картины мира представлены в полном объёме, а в развитии психолого-педагогических тенденций имеется ряд особенностей. Например, в ходе обновления образовательного знания и смены образовательных технологий, акцент делается на гуманитарное обновление образования, способное изменить характер мышления будущего специалиста в соответствии с современными требованиями к нему. Гуманитарное познание окружающего мира способствует развитию гуманитарного мышления, которое обладает «единственностью и всеобщностью»1.Всеобщность такого типа мышления проявляется в обращённости к смыслу. Гуманитарное видение проблемы у специалиста любой сферы деятельности определяется его способностью к взаимодействию и диалогу с другими людьми. Диалог в такой ситуации становится необходимым средством для разрешения многих противоречий (В.П. Зинченко, 1994; Ю.Н. Кулюткин, 1986; Г.С. Сухобская, 1990). В гуманитарной науке предметом познания выступает говорящий субъект и его слово, следовательно, возникает задача восстановления, передачи и интерпретации чужих слов. Поэтому гуманитарное познание может быть только диалогичным, а процесс обучения должен быть построен на межсубъектном взаимодействии его участников.

Навыки диалогического взаимодействия необходимы для работы в международных проектах и внутри страны при разработке планов сотрудничества, и в ходе совместной профессиональной деятельности . Подготовка специалистов нового типа, адаптированных к условиям рыночных отношений, к условиям широких международных контактов во всех сферах, предполагает не только способность российских политиков, экономистов, предпринимателей, менеджеров и представителей других социономических профессий действовать «технологически» грамотно, этически соответствовать новой ситуации, но и актуализирует способность к свободному общению с деловыми партнерами на языке, получившем международное признание и распространение – английском языке.

Не вызывает сомнений тот факт, что английский язык на современном этапе развития общества может считаться «мировым языком» («Global English»). По данным исследований Дэвида Кристала (Crystal, 2000), в конце 90-х около четверти населения земного шара (около 2 млрд.) использует английский язык в качестве родного, официального и языка международного общения. Процесс овладения иностранным языком диалогичен по своим целям и функциям. У изучающих язык, на основе диалога культур, складывается другая картина мира, которая создаёт условия для развития личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации.

Как становится ясно, в системе образования предстоит переосмысление целей и ценностей с точки зрения гуманности, человечности, оправданности их существования. Все чётче обозначаются ценностные ориентиры педагогики и психологии высшей школы, с учетом которых целесообразно строить стратегию высшей школы: «от диагностики отбора - к диагностике развития; от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков – к рождению образа мира в совместной деятельности; от информационной когнитивной педагогики – к смысловой ценностной педагогике; от технологии обучения по формуле «ответы без вопросов» – к жизненным задачам и познавательной мотивации; от «выученной беспомощности» – к поисковой активности и постановке сверхзадач; от урока и лекции, как авторитарного монолога – к содействию и сотворчеству; от языка авторитарных утверждений – к языку диалога и рекомендаций; и, наконец, от культуры полезности – к культуре достоинства».2 Именно эти ценностные ориентиры, становясь достоянием массового сознания в сфере образования, содействуют развитию такого образования, которое, по выражению Л.С. Выготского, способно перейти от безличных систем к судьбе каждой личности. Востребованность обществом человека, как высокоразвитой личности, реализуется и через систему образования, и через возрастание значимости творческого начала в жизни общества, и через утверждение принципов гуманизма в человеческих отношениях.

Основанием новой методологии образовательного процесса в высшей школе может стать нацеленность на диалогическое общение и взаимодействие личности с социумом, окружающими людьми, собственным «я» в процессе освоения социальных перемен.

Разногласия и разночтения, относительно возможностей диалога в образовательном процессе, осознаются в наши дни только острее и вряд ли могут быть сняты, даже в случае появления целостной педагогической теории диалога. Оптимизм внушает наличие самих разногласий, то есть многих голосов, знаний о диалоге в педагогической картине мира. Природа и сущность диалога обсуждаются в современных гуманитарных науках с философских, психологических и культурологических позиций.

В данной монографии в соответствии с этими позициями представлена концепция педагогического диалога: межнаучные основы диалога, как культурного явления, и его педагогическая теория изложены в первых разделах, практика педагогического диалога обсуждается в двух последних.

Потребность в этой книге состоит, на наш взгляд, в необходимости для преподавателя современной высшей школы осмыслить и оценить свою деятельность в категориях культуры и диалога. Монография адресована педагогам, психологам, преподавателям высшей школы и студентам, для которых важен диалог с миром в контексте образования и интересны идеи новой педагогики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconУчебное пособие для системы повышения квалификации специалистов системы...
Учебное пособие предназначено для работников социальной сферы, специального образования, административного управления, представителей...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconГлавная особенность есенинской природы – ее очеловеченность
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconМетодическое пособие воронеж 2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) воронежской...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconПрограмма деятельности нацелена на решение следующих задач
Пермского государственного педагогического университета по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических icon«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной...
Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconГосударственое образовательное учреждние дополнительного профессионального...
Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconСамарская епархия русской православной церкви
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сотрудничество с учреждениями профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, др
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconУрока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconУрок №1 Создание лимона
Рецензент: проектор по научно- методической работе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconЛихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов...
Рекомендовано Комитетом по выс­шей школе Министерства науки Рос­сии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведе­ний...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconОтчет о научно-исследовательской работе
...
Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических iconОтчет о научно-исследовательской работе
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск