Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года





Скачать 134.36 Kb.
НазваниеМуниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года
Дата публикации08.10.2014
Размер134.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

Муниципальная Интернет – конференция «Инновации, технологии, разработки»

25 апреля-24 мая 2012 года

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий


Материал подготовила:
Погорелова Е.П.

учитель английского языка

МОУ «СОШ №3 г. Ершова»

2012
Введение. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

В процессе обучения дети, подростки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

В тоже время ритм и стиль современной жизни оставляет всё меньше возможностей для сохранения и укрепления здоровья, тем более что в русской ментальности в целом не заложено стремление к сохранению и укреплению здоровья

Я -- учитель; я люблю своих учеников и мне не безразлично будущее моего народа и поэтому так же как многие считаю, что необходимо формировать особо щадящую среду , где будут учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка

Я верю в то, что, несмотря на всеми признанную сложность, иностранный язык -- это именно тот предмет, при изучении которого каждый учащийся имеет шанс почувствовать себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков.

Актуальность: Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Проблемная ситуация: Тысячи теоретиков и практикующих педагогов и психологов пытаются решить сложнейшую задачу: как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения, а значит, и нации в целом.

По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов уровень тревожности и негативных эмоций на 2010- 2012 учебный год значительно превышал норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся.
На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.

В народе говорят: «Все болезни от нервов». Я не медик, поэтому не берусь судить, насколько эта фраза верна. Но все мы знаем, что напряжение, в котором пребывают наши дети, вынужденные поглощать и перерабатывать огромные объемы информации, прессинг со стороны амбициозных родителей и со стороны общества, предъявляющего все большие требования к молодому специалисту, ведут к росту тревожности по поводу их будущего, к появлению сомнений в своей конкурентоспособности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье.

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у них культуру здоровья, разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения. (идея заимствована у профессора П.И. Третьякова).

Рабочая гипотеза : если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная вещно-пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.
Основные направления моей деятельности.
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка

На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.

Урок – зона психологического комфорта.
В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке.

1.Что бы атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения, я использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию. (Приложение № 1)

2.Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика.


Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.
Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме.
Практикую на своих уроках элементы уровневого обучения:
Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.
Пример выбора домашнего задания.
6 класс. Тема: «Мой день». Седьмой урок по теме. Задание: рассказать о своем выходном дне.
На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);
на 4 балла- рассказать о своем выходном 7-8 предложений;
на 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные ( 10-12 предложений).

3.Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.
Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
.
На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме. (Приложение №2)
4.
Поддержание интереса к изучению английского языка.
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все?

А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть.

Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка.

Я использую игровую методику, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.
Например, вводя тему «Одежда», я предлагаю детям игру «Модники и модницы». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома. При изучении названий фруктов и овощей мы играем в игру «Избалованный Мишка». Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (Я голоден), « I am thirsty » (Хочу пить) и вопрос типа « Do you want ..?» (Ты хочешь?…).
С целью повышения интереса к английскому языку я провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки.

Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.
В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно- ориентированные .
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Хочу сказать, что ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес учащихся можно вызвать ознакомлением с новыми английскими иллюстрированными журналами и газетами, рассказом о каком-нибудь англоязычном городе, новой информацией о праздниках и обычаях.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

В начале и в конце учебного года я провела анкетирование среди учащихся 3-х классов о настрое и положительной мотивации к предмету.

Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке ученик  был,  учителя  слушал и даже что-то записывал, а пришёл домой – и ничего не помнит. И как задачу решать – совершенно непонятно. А кажется, что-то объясняли... Может, не решать, а списать у кого-нибудь? Трудности в учебе бывают у всех, даже у отличников.

АНКЕТА «ТРУДНОСТИ В УЧЕБЕ»

Попробуй выяснить, в чём причина трудностей лично для тебя.

Выбери и отметь подходящий вариант.


На уроках мне обычно...

интересно

скучно

На уроках я...

слушаю внимательно

часто отвлекаюсь

Домашние задания я выполняю

сразу после школы

поздно вечером

Если что-то не получается, я...

стараюсь добиться успеха

сразу бросаю

Если мне что-то не понятно на уроке, я…

задам вопросы учителю после урока

побегу на перемену

Мне …. английский язык.

интересен

не интересен

Я ……. заниматься английским языком  каждый день.

хочу

не хочу


Прочти все получившиеся фразы. Результаты этого теста могут подсказать тебе, на что надо обратить внимание в первую очередь.

ТВОЕ МНЕНИЕ -на что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в изучении английского языка? (Подчеркни.)

  1. Режим дня.

  2. Тренировка силы воли.

  3. Тренировка памяти.

  4. Дополнительные занятия.

  5. Развитие логического мышления.

  6. Чтение.

  7. Поведение на уроках.

По итогам тестирования сделала вывод, что, используя здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка, у учащихся прослеживается повышение качества знаний, положительная мотивация к предмету повышается, увеличивается количество учащихся, желающих изучать английский язык.

Я провела анонимный опрос учащихся .

Результаты опроса учащихся

На вопрос: “Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения оздоровительных минуток, частой смены видов деятельности на уроке?” учащиеся ответили следующим образом:

- перестали ждать перемену

25%;

- уроки проходят быстрее

20%;

- уроки стали интереснее

27%;

- повысилась активность на уроке

10%;

- изменились взаимоотношения с учителями

6%;

- улучшились учебные результаты

14%.

Таким образом, особую роль релаксации на уроке английского языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Для снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка.

Результатом использования здоровьесберегающих технологий стало значительное снижение заболеваемости среди учащихся, снизился уровень тревожности, возросло качество знаний, а также были созданы оптимальные условия для самовыражения.

Основные факторы здоровьесберегающих технологий, используемых на уроках учителем английского языка.




Здоровьесберегающие факторы

Наличие факторов на уроке

1.

Санитарно-гигиенические условия урока:

- воздушно-тепловой режим;

- освещенность;

- соответствие мебели росту учеников;

- чистота и эстетика кабинета;

- цветовая гамма кабинета.

Соответствует нормам СанПина

2.

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

3.

Количество видов учебной деятельности

2-4

4.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

5.

Частота чередований различных видов учебной деятельности

Смена не позже, чем через 10 мин.

6.

Количество видов преподавания

Не менее 3

7.

Наличие физкультминуток

На каждые 20-мин. урока по 1 мин.

8.

Психологический климат

Преобладание положительных эмоций

9.

Наступление утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Календарно-тематическое планирование по английскому языку было разработано с частичным применением дополнительных учебных пособий, позволяющих реализовать принцип учёта различных типов восприятия учащихся (визуальный, аудитивный, кинетический тип восприятия информации). Эта работа находится в стадии систематизации и обобщения имеющегося опыта.

Вышеуказанные нововведения позволили повысить мотивацию учащихся, что отразилось в результатах промежуточной аттестации в 2-х и 10-х классах (улучшение результатов на 5,2%), и снизить уровень утомляемости учащихся после уроков английского языка, что было выявлено в результате проведённого мониторинга (снижение уровня утомляемости на 10%).

Это позволило снизить учебную нагрузку на учащихся, осуществить межпредметные связи и в конечном итоге приблизить процесс обучения к реальному, естественному процессу познания.

Список литературы:


  1. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.

  2. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.

  3. Бим И.Л. «Модернизация структуры содержания школьного языкового образования» // Иностранные языки в школе. 2005. №8

  4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. «Теория обучения иностранным языкам». 2-е изд. М.: Академия, 2005.

  5. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. «Теория и практика обучения иностранным языкам» Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  6. Пассов Е.И. «Урок иностранного языка в средней школе». М.: Просвещение, 1988

  7. http://pedagogika.by.ru/, http://allbest.ru/langv-e.htm

Приложение № 1

Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников. Игра «Вам-сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.
Медитативно - релаксационные упражнения.
1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».
ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.
Количество предложений зависит от уровня обучения.
2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.
Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.
3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д .

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.
Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.

Разрезные жетончики (по типу пазлз). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа. На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку.
Например, оцени свою работу на уроке:
good (хорошо)
ok (нормально)
Try again ! (попробуй еще!)


Приложение № 2
• These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук скрещены )
This is mother's table ( изображаем столик )
This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму )
This is baby ' s cradle . (колыбелька для ребенка)
***
Five little gentlemen
Going for a walk.
Five little gentlemen
Stop for a talk.
Along came five ladies
They stood all together
And they began to dance.
(5 пальчиков – джентельмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).

Зарядка для глаз.
Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconРабота участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический...
Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconПлан-конспект урока английского языка в 11 классе на тему «Ум или Мозг»
Интернет-проект «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» на всероссийском педагогическом портале методкабинет
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconПостановление От 28 июня 2011 года n 835 о комплексной программе...
О комплексной программе "Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconДепартамент образования города москвы
Дня Победы (с 9 мая по 12 мая). При шестидневной рабочей неделе на эти дни приходится два учебных дня: 4 мая и 11 мая 2013 года....
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года icon«Энергоэффективность и энергосберегающие технологии в России» 24...
«Ритц-Карлтон» состоялась конференция риа «рбк» «Энергоэффективность и энергосберегающие технологии в России»
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconДогово р с родителями учащихся на предоставление дополнительной платной образовательной услуги
Ивановны, действующей основании Устава от 28. 04. 2012 г., лицензии серия ро №006057, регистрационный №1783 от 24 апреля 2012 года...
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный год начинается 1 сентября 2011 года, заканчивается в 9 классе 25 мая 2012 года, в остальных 31 мая 2012 года
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconСборник статей d Ставрополь, 2012 удк (082): 159. 9: 616-085:=>616-089:...
Научно-практическая конференция с международным участием «Инновации молодых учёных», посвященная 75-летию гбоу впо «Ставропольская...
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconМеждународная научно-практическая конференция «инновации и инвестиции»
Филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме приглашает всех заинтересованных лиц 18 ноября 2014 года принять участие в международной научно-практической...
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интернет, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 11 мая 2011 года (Правила), в соответствие с Федеральным...
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные...
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года icon«Инновации в области применения гипса в строительстве»
Вас принять участие в работе Международного научного симпозиума «Инновации в области применения гипса в строительстве» (далее – Симпозиум),...
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года icon2 7 марта 2015 года состоялась муниципальная педагогическая конференция...
На ней приняли участие более 200 педагогов из школ и детских садов района, а также педагоги из соседнего Подосиновского района Кировской...
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconМетодические разработки и доклады Методические разработки и доклады...
Уткина Г. А. «Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением» (материалы межрегиональной научно- практической...
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки» 25 апреля-24 мая 2012 года iconЯнварь 4 февраль 4 март 6 апрель 6 май 7 июнь 9 июль 9 август 11 сентябрь 11 октябрь 14
Юнеско объявил Ереван "Всемирной столицей книги" 2012 года. Этот почётный титул до сих пор присваивался 11 городам мира. Ереван будет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск