Скачать 115.77 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ» Программа междисциплинарного ЭКЗАМЕНА по направлению подготовки ПСИХОЛОГИЯ Новосибирск 2013 I. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» Раздел 1. Введение в психологию как науку Тема 1.1. Общая характеристика психологии как науки Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психики в деятельности субъекта. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Роль психологии в решении задач профессионального образования и нравственного становления личности. Основные группы методов психологических исследований: объективные и субъективные. Тема 1.2. Становление предмета психологии Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Взгляды на предмет психологии представителей различных психологических школ и направлений. Культурно-исторический и системный подходы в анализе формирования и развития психики и сознания. Современное представление о роли и месте методов наблюдения и самонаблюдения в психологии. Бихевиоризм как наука о поведении. Становление отечественной психологии. Тема 1.3. Понятие о психике и ее эволюции Чувствительность как элементарная форма психики: раздражимость, чувствительность. Субъективные и объективные критерии наличия психики. Основные функции психики. Взаимоотношение деятельности и психики. Зависимость характера отражения от строения и предметного содержания деятельности. Раздел 2. Психические процессы, свойства, состояния Тема 2.1. Ощущение и восприятие Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Основные свойства и характеристики ощущений. Классификация ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Общая характеристика и физиологические основы восприятия. Классификация основных видов восприятия. Основные свойства восприятия. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие. Тема 2.2. Представление и воображение Определение представления и его основные характеристики. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Виды представлений и воображений. Классификация представлений по степени преднамеренности. Воссоздающее и творческое воображение. Индивидуальные особенности представления и воображения и их развитие. Воссоздающее и творческое воображение.Тема 2.3. Мышление и речь Основные характеристики мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Классификация мышления: теоретическое и практическое. Основные типы и формы мышления. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Понятие об интеллекте. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Общая характеристика речи. Развитие речи в филогенезе. Основные виды и функции речи. Тема 2.4. Память и внимание Определение и общая характеристика памяти. Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Классификация видов памяти: по характеру психической активности по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Связь процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волей. Внимание как психический феномен. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Основные виды внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Основные свойства внимания: объем внимания, устойчивость, концентрация; переключаемость и распределение. Раздел 3. Эмоционально-волевая сфера личности Тема 3.1. Понятие о личности Общее определение и содержание понятия «личность». Основные психологические теории личности. Концепции личности с точки зрения отечественных исследователей. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Социализация и индивидуализация как формы развития личности. Устойчивость личностных свойств. Самооценка, саморазвитие и самореализация как движущие силы развития личности. Тема 3.2. Эмоции и воля Виды эмоций и их общая характеристика. Основные виды и характеристики эмоций. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики настроений. Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Роль эмоций в регуляции поведения и деятельности. Основные функции эмоций. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Характеристика волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Структура волевого действия, содержание, цели и характер. Решительность и процесс принятия волевого действия. Тема 3.3. Понятие о психическом состоянии Особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие и определение психического и «психофизиологического» состояния. Классификации психических состояний. Типичные состояния организма и психики. Механизмы психической адаптации. Личностный принцип регуляции состояний. Раздел 4. Способности, направленность и мотивы деятельности личности Тема 4.1. Направленность и мотивы деятельности личности Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Проблема мотивации деятельности личности. Понятие о потребности и цели деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы личности. Мотивированное поведение как характеристика личности. Уровень притязания и самооценка. Основные закономерности развития мотивационной сферы. Тема 4.2. Способности Понятие и общая характеристика способностей. Классификация способностей. Характеристика общих и генерализованных способностей. Уровни развития способностей. Биосоциальная природа способностей человека. Основные этапы развития способностей. Роль воспитания в развитии способностей. Тема 4.3. Понятие о темпераменте и характере Темперамент как свойство личности. Определение и типы темперамента. Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Основные свойства темперамента и их проявления. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Понятие о чертах характера. Проявления характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Понятие об акцентуациях характера. Особенности формирования характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Трансформация характера в течение жизни. Раздел 5. Организационно - управленческая психологи Тема 5.1. Предмет и задачи организацинно-управленческой психологии. Предмет организационно-управленческой психологии. История возникновения организационно-управленческой психологии. Оформление организационной и управленческой психологии в самостоятельные научные дисциплины. Организационная психология как система поведенческих технологий. Влияние успехов американских, европейских и японских компаний на развитие организационно-управленческой психологии Задачи организационно-управленческой психологии. Методологические принципы и системный подход в психологии. Связь организационно-управленческой психологии с другими науками. Оформление организационной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Тема 5.2. Методы организационно-управленческой психологии. Общая характеристика методов. Психологические методы. Физиологические методы. Математические методы. Имитационные методы. Уровни анализа организационного поведения: - индивид; - группа; - организация. Ситуационный подход в организационной психологии Тема 5.3. Проблема власти в современной психологии. Феномен власти. Власть как явление историческое. Генезис групповых форм поведения человека. Психологическая устойчивость общинного поведения. Власть как межличностное взаимодействие. Косвенные методы влияния. Тактические приемы в использовании власти. Модель власти в межличностном взаимодействии. Загадка формирования произвольного поведения. Психологические предпосылки появления первых организационных форм. Генезис новой формы группового поведения Насильственно-реквизиционная организация как первая организационная форма, созданная человеком. Власть и произвольное поведение. Насилие и власть Формирование насильственно-мотивационной организации. Норма труда и норма потребление. Концепция медицентрической организационной нормы. Предпосылки формирования современной организации. Норма труда и Тейлоризм. Концепция экселоцентрической организационной нормы. Организационная власть и индивидуальность. Современная организация как система взаимозависимости. Эволюция организационной власти. Тема 5.4. Организационная культура и развитие. Понятие организационной культуры. Структура организационной культуры. Содержание организационной культуры. Формирование организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Взаимодействие между культурами. Изменение организационной культуры. Организационное развитие. Типы организационного развития. Планирование организационного развития. Методы организационного развития. Основные этапы разработки и внедрения программы организационного развития. Тема 5.5. Основы группового поведения. Индивид в группе: возросшая мощь или потеря эффективности? Феномен Рингельманна. Группа и научный менеджмент. Хоуторнские эксперименты. Природа групп в организации. Почему люди образуют группы или вступают в них? Классификация групп в организации. Стадии развития группы. Групповые процессы. Групповое давление и конформность. Групповая сплоченность и совместимость. Структура группы. Статус. Источники статуса. Функции статуса. Соответствие статусов. Роли. Ролевая идентификация. Нормы в организации. Формирование групповых норм. Тема 5.6. Управление персоналом в организациях. Управление персоналом. Исторический аспект. Зарубежный опыт.. Управление человеческими ресурсами в России. Управление персоналом как стратегическая функция организации в формировании кадровой политики. Характеристика системы управления персоналом современной организации. Должностные позиции служб управления персоналом. Менеджер по персоналу (корпоративныйпсихолог) Профессионально-важные качества корпоративного психолога (менеджера по персоналу). Экспериментальное изучение структуры профессионально-важных качеств менеджера по персоналу Реализация основных функций корпоративного психолога. Набор (поиск и найм) персонала с учетом вакантных позиций. Общие проблемы набора персонала. План по набору персонала. Ответственность за набор персонала и его этапы в крупных фирмах и корпорациях II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2.1.Список вопросов для подготовки к экзамену
2.2. Список основной литературы:
|
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | ||
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | ||
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | ||
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена... Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов экономического факультета по направлению подготовки 080100.... | Содержание итогового государственного экзамена (игэ) и его соотнесение... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | ||
Экономический факультет ... | Уважаемые студенты и магистранты! ... | ||
Рабочая программа психология управления направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа вступительного междисциплинарного экзамена по направлению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | ||
1. Теоретические аспекты менеджмента в России и их особенности… ... | Совершенствование налоговой системы РФ Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный... | ||
1. введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен ... | Протокол №4 «20» декабря 2011г. Программа дисциплины ... |