Психологические науки
УДК 159.923.2
Особенности самосознания подростков, занимающихся общественно-организационной деятельностью
Шалько Елена Николаевна, Филиал Иркутского государственного университета в г. Ангарске, ст.преподаватель кафедры психологии 665833, г.Ангарск, 9 микрорайон, д. 84, кв. № 183,
8(3855)511294, 89148706155, e-mail: Elena_shalko@mail.ru Аннотация
Рассматриваются проблема самосознания подростка в отечественной психологии, проблема общественно-организационной деятельности как ведущей в подростковом возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей самосознания подростка, участвующего в общественно-организационной деятельности.
Ключевые слова: самосознание, самоотношение, уровень субъективного контроля, самооценка, уровень притязаний, я-концепция, общественно-организационная деятельность. Проблема самосознания в настоящее время представляет собой разработку, по крайней мере, двух направлений исследований: философского и психологического. В рамках данной статьи остановимся на анализе психологического направления.
Его разработкой занимались Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.С. Кон, В.С. Мухина, Н.Л, Белопольская, Д.В. Ольшанский, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и многие другие. Данные авторы особое внимание уделяют изучению структуры самосознания, развитию его компонентов в различные возрастные периоды, ими подчеркивается исключительная роль самосознания в становлении личности и показывается роль социального окружения в формировании самосознания [3,4,5,6].
Ряд работ посвящен рассмотрению вопросов формирования и развития самосознания в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, и др.). Так, например, Л.И. Божович считала, что для подросткового периода свойственно появление нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков потребности и способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей, присущими качествами, что в свою очередь порождает у них стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию [1]. Но вопросы обеспечения удовлетворения потребностей подростка в познании себя, утверждении своего Я в психологии остаются открытыми. Оптимальной для реализации данных потребностей можно считать ведущую деятельность подростков, в качестве которой В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн определяют общественно значимую деятельность, включающую в себя общественно-организационную (ООД)[2].
Роль общественно значимой деятельности в становлении личности подростка была изучена Д. И. Фельдштейном и сотрудниками его лаборатории (Козинцевой Т.Н., Пикаловой Г.М., Сарсенбаевой Б.И, Лишиным О.В., Сергеевым В.М. и др.).
Тем не менее, при исследовании данной проблемы возникает ряд вопросов, не получивших достаточного объяснения. Во-первых, исследования, проведенные вышеперечисленными авторами, относятся к 60 - 90 годам 20 века и касаются в основном мотивационной сферы личности подростка. Во-вторых, мало изученной остается проблема формирования самосознания подростка в ходе общественно-организационной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, была определена цель настоящего исследования, которая заключается в изучении особенностей самосознания подростков, занимающихся общественно-организационной деятельностью.
В данном исследовании мы исходили из предположения о том, что самосознание подростков, участвующих в общественно значимой деятельности отличено от самосознания социально неактивных подростков.
Для проверки данного предположения были использованы следующие методы: для исследования Я-концепции - методика Т. Лири, для исследования уровня субъективного контроля - УСК, для определения самооценки и уровня притязаний - методика Дембо-Рубинштейна, для исследования самоотношения - тест опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева.
Выборку исследования составили 118 подростков - учащихся 7-9 классов, которые условно были разделены на две группы. Первую группу составили социально неактивные подростки (61 чел.), вторую - подростки, участвующие в общественно-организационной деятельности (57 чел.), по гендерному составу выборка уравновешена.
Анализируя результаты, полученные с помощью методики ОСО (рис.1) видно, что практически все компоненты самоотношения подростков 1и 2 группы средне выражены, что отражает особенность подросткового возраста, связанную с изменениями, происходящими в личности ребенка, формированием мировоззренческого взгляда, роста и развития собственных позиций и оценок, особенностей мировосприятия, а так же обостренным внутренним принятием себя. Исключение составляет шкала «аутосимпатии» в группе подростков 1 группы, где наблюдаются высокие числовые показатели, как в индивидуальной, так и средне групповой форме, и касается замкнутости и закрытости эмоциональной сферы данной группы подростков, детерминирующей непонимание чувств окружающих, что, в свою очередь, провоцирует ситуации конфликтного характера.
Примечание:1-самоуважение,2-аутосимпатия, 3-ожидаемое отношение, 4-самоинтерес, 5-самоуверенность, 6-отношение других, 7-самопринятие, 8-самопоследовательность, 9-самообвинение, 10-самоинтерес. 11- самопонимание
Рис.1. Соотношение средних показателей по методике ОСО
С помощью критерия φ* ("угловое преобразование Фишера") достоверность различий установлена по шкалам "самоуважение", "аутосимпатия", "самоинтерес", "самопоследовательность", "самообвинение", "самопонимание".
Таким образом, для социально неактивных подростков характерны: поглощенность и замкнутость на собственном внутреннем мире, чувствах, эмоциях, ощущениях; нежелание изменяться, выступая в форме протестного или демонстративного поведения, что неизбежно ведет к возникновению конфликтных взаимоотношений и ситуаций; тенденция перекладывания ответственности на внешние обстоятельства, а также снятие с себя чувства вины и склонность приписывания данного чувства окружающим; понимание отдельных аспектов или сторон своей личности.
Подростки, занимающиеся общественно-организованной деятельностью, в свою очередь характеризуются наличием позитивно сформированного отношения к своему «Я» или особенностям своей личности; направленностью на понимание эмоций, переживаний, ощущений как своих собственных, так и других людей. У них отмечается склонности подростков к самопознанию, самопониманию, самопринятию и саморазвитию. Для них характерно приписывание чувства вины самим себе, как носителям ответственности за поведение, поступки, действия и т. д., а также наличие относительно полного и глубокого понимания, а, соответственно, и выражения своего «Я».
Сопоставление результатов, полученных по методике Т.Лири (рис.2 и 3) и применение критерия Манна-Уитни позволили говорить о совпадениях и различиях в представлениях о себе подростков обеих групп.
Так, в группе социально неактивных подростков Я-реальное и Я-идеальное совпадает по таким параметрам как эгоизм и альтруизм, что отражает наличие сформированных и относительно устойчивых представлений о своей личности.
Различия же проявляются в выраженности лидерской позиции и требовательности при проявлении уважения к собственной личности, трансформирующейся в диктаторскую и деспотичную позицию при выстраивании отношения с окружающими, требовательность, открытость и резкость в оценках других, переходящая в упорство и упрямство при достижении цели, конформность или стремление следованию мнению окружающих, преобразующаяся как отстаивание собственного мнения без возникновения ситуаций конфликтного характера. Присутствие данных параметров, скорее всего, имеет место вследствие конфликтных ситуаций, как с окружающими, так и самим собой.
Примечание: 1-авторитарность, 2-эгоистичность, 3-агрессивность, 4-подозрительность, 5-подчиняемость, 6-зависимость,7-дружелюбие, 8-альтруизм
Рис.2. Особенности представлений образа Я-реального и Я-идеального в группе 1 Во второй группе испытуемых обращает на себя внимание наличие устойчивых представлений относительно образов Я-реального, отражающих особенности представлений о своей личности в настоящем, и Я-идеального, как представление о стремлении в личностном развитии. При этом снижение показателей по шкалам "агрессивность", "подозрительность", "подчиняемость" и "зависимость", и повышение показателей по шкалам "авторитарность", "эгоистичность", "дружелюбие" и "альтруизм", находящиеся в пределах одного уровня, способствуют формированию личностного отношения к наличию определенных характеристик.
Примечание: 1-авторитарность, 2-эгоистичность, 3-агрессивность, 4-подозрительность, 5-подчиняемость,
6-зависимость,7-дружелюбие, 8-альтруизм
Рис. 3 Особенности представлений образа Я-реального и Я-идеального в группе 2 При анализе результатов, полученных с помощью методики определения самооценки и уровня притязаний, можно отметить различия по параметрам "характер", "терпеливость" и "внешность". Т.е подростков 1 группы характеризует наличие личностной незрелости, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. А подростков 2 группы отличает наличие адекватного восприятия себя и своих возможностей, критическое отношение к результатам собственной деятельности, ситуациям успеха и неудачи.
При сравнении уровня притязаний различий не наблюдается. Но, при этом, в целом, индивидуальные значения, как и средние показатели групп, носят завышенный характер в обеих группах (в основном 90-100%), что отражает нереалистическое, некритическое отношение подростка к собственным возможностям. Скорее всего, наличие данной особенности выражает одну из особенностей подросткового возраста - максимализм, проявляющийся в склонности преувеличивать проблемы и последствия, выдвигать завышенные требования к себе и окружающим, воспринимать себя излишне значимым, способным изменить мир.
Анализ результатов по методике УСК (рис.4), в группе подростков, занимающихся ООД, показал преобладание интернального типа контроля над соответствующими ситуациями. Это свидетельствует о том, что в межличностных отношениях эти подростки-интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Они чаще достигают успеха в творческой и спортивной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я», что мы уже наблюдали у данных подростков в предыдущих тестах.
В группе социально неактивных подростков преобладает экстернальный тип контроля. Т.е. им в большей степени присуще уступчивое поведение, а это значит, что эти подростки более склонны подчиняться давлению со стороны окружающих и не сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, также они слабо реагируют на утрату личной свободы.
Рис.4 Соотношение значений в обеих группах по методике УСК Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод о наличии различий среди развитости компонентов самосознания подростков 1 и 2 групп. Таким образом, гипотеза данного исследования нашла свое подтверждение, а это в свою очередь позволяет говорить о формировании самосознания подростков в процессе общественно-организационной деятельности.
Литература
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1997.
Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна. М., 1975.
Кон И.С. Открытие "Я". Над чем работают и спорят философы. М.: Политиздат, 1978
Столин В.В. Самосознание личности. М.: 1983.
Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. М.: 1978.
Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
|