Скачать 4.03 Mb.
|
УДК 373.2+159.922.7 ББК 74.1+88.8 М59 Печатается по решению Ученого совета факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ. Рецензенты: В. Я. Кисленко, кандидат психологических наук; Н. П. Слободяник, кандидат психологических наук. Идея, разработка издания принадлежит издательству «Айрис-Дидактика» Серийное оформление А. М.Драгового Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с. — (Дошкольное воспитание и развитие). I8ВN 5-8112-0848-0 В пособии изложены нормативно-правовые и концептуальные основы работы педагога-психолога в ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов. Раскрыто содержание работы по всем направлениям профессиональной деятельности психолога образования. Приводится системный анализ возможных трудностей в работе специалиста психологической службы и в координации его работы с деятельностью других сотрудников ДОУ. Кроме этого, книга содержит разнообразный практический материал. В ней даны примерные формы документации, конспекты занятий, рекомендации по подбору и изготовлению дидактического игрового материала для индивидуальной и групповой работы. Пособие адресовано руководителям ДОУ, практическим работникам психологической службы ДОУ, а также студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» и «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)». ББК 74.1+88.8 УДК 373.2+159.922.7 © Айрис-пресс, 2005 Введение В последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. По данным Института коррекционной педагогики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от популяции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения. Обе категории детей отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, только около 80% родителей неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у первых — позиции сотрудничества с персоналом детского сада, у последних — устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей. Таким образом, особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада. Это диктует необходимость повышения психолого-педагогической компетенции педагогов-психологов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности практического психолога. Данное пособие позволит лучше узнать:
Разнообразный практический материал пособия позволит научиться:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ Психологическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности:
Правовой и организационно-методической основой формирования психологической службы в детском саду выступают:
Согласно данным документам, под психологической службой «понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов государственных, муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений в системе образования РФ, ориентированная на психологическое обеспечение образовательного процесса». В Положении о службе практической психологии определяются:
(пункт V) службы;
Положение о службе практической психологии в системе образования Российской федерации (примерное) I. Общие положения
II. Цели и задачи службы
III. Организационная структура деятельности службы 9. В деятельности Службы выделяются три вида практической психологической помощи: первичная, квалифицированная и специализированная.
IV. Основные направления деятельности службы 13. Научное— изучение во взаимодействии с научными органи зациями, учреждениями, их подразделениями закономерностей раз вития и формирования личности с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования. Научное направление предполагает разработку методологических основ деятельности службы практической психологии образования. 14. Прикладное — проектирование образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку учителей, педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и т. п. Прикладное направление предполагает подготовку психологических кадров, разработку программ подготовки и переподготовки; повышения квалификации, создание учебных пособий и др. 15. Практическое— непосредственная работа педагога-психолога в образовательных учреждениях системы образования, специализированных психологических кабинетах и центрах. Практическое направление осуществляется педагогами-психологами системы образования, непосредственная задача которых — работа с детьми, родителями (их законными представителями), учителями, воспитателями, администрацией образовательного учреждения, студентами, преподавателями и др. В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, подростков и молодежи, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении. Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации. 16. Развитие прикладного и практического направлений Службы в значительной степени зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, формирующего основные виды деятельности Службы. Именно на основе этой базы создается концепция службы практической психологии в системе образования и решаются актуальные проблемы практики. V. Основные виды деятельности службы
19. Психологическая диагностика. Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, подростков и молодежи, углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода от дошкольного детства..., определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, ...а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии. Диагностическая работа может проводиться специалистами Службы как с отдельными обучающимися и воспитанниками, так и с группами детей... 20. Психологическая коррекция. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие специалистов Службы на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей... возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей..., в развитии их способностей и склонностей. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность специалистов Службы по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами — дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др. — в процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей..., определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер. 21. Консультативная деятельность. Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения. В русле консультативной деятельности специалисты Службы консультируют родителей (законных представителей), администрацию учреждений образования, учителей, воспитателей... по проблемам обучения и воспитания детей... в русле педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое консультирование участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения, по проблемам общения. |
Удк 159. 9 Ббк 88. 8 А 733 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП) | Удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Матрица ответов на тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Управление персоналом» | ||
Удк 159. 9 Ббк 88. 4 © Irvin D. Yalom, 2008 Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г | Удк 159. 922. 736. 4 Соотношение антропометрических особенностей... Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | ||
Ббк 74. 102 Удк 373. 2 Р 11 рочева о. И. И мы не лыком шиты. Сборник в 2-х частях Повышение уровня информированности у родителей о способах ознакомления детей с пдд | Удк 159. 9 Ббк 88я73 Горчаков Г. С., академик маэн. Наука мышления.... Я решил писать данную работу, чтобы узнать побольше об истории появления тригонометрии, способах решения тригонометрических уравнений... | ||
Издательство «Алетейя» Санкт-Петербург 2000 удк 159. 923 Ббк 88. 37 Т 54 Толстых А. В Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического... | Ббк 88. 8 М59 Микляева А. В., Румянцева П. В ... | ||
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии... | Сборник статей d Ставрополь, 2012 удк (082): 159. 9: 616-085:=>616-089:... Научно-практическая конференция с международным участием «Инновации молодых учёных», посвященная 75-летию гбоу впо «Ставропольская... | ||
2011 удк ббк Зюляев Н. А. кандидат экономических наук, доцент Марийского государственного технического университета | Психологические науки удк 159. 923. 2 Особенности самосознания подростков,... Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | ||
Ббк88 удк 159 072 с 30 Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) Султанов А. А., старший преподаватель, заведующий кафедрой юридических дисциплин еф исгз | ||
Удк 33 ббк 65. 262. 1 В44 Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов... |