Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат)





НазваниеУчебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат)
страница1/6
Дата публикации23.04.2015
Размер0.69 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6



Елабужский государственный педагогический университет

Кафедра истории, экономики и права

З.В. Галлямова, А.Р. Гапсаламов




История Татарстана




Учебно-методическое пособие

Елабуга, 2009


ББК 63.3 (2р-6т)

УДК 9 (с14Тат)

Г 15


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического университета

(протокол № от )

Авторы: З.В. Галлямова, А. Р. Гапсаламов
Рецензенты:

- Султанов А.А., старший преподаватель, заведующий кафедрой юридических дисциплин ЕФ ИСГЗ

- Мухаметгалиева С.Х., кандидат исторических наук, доцент


Галлямова З.В., Гапсаламов А.Р. История Татарстана: Учебно-методическое пособие. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009.

Методическое пособие охватывает необходимый минимум знаний по курсу «История Татарстана». Пособие содержит описание лекционных и семинарских занятий, перечень вопросов для самостоятельного изучения, вопросы к зачету, список литературы, а также экзаменационные тесты.


ВВЕДЕНИЕ



Современная концепция высшего образования исходит из того, что выпускник вуза, должен быть не только специалистом в отдельно взятой отрасли знания, но органично владеть представлением по обширному кругу вопросов. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание истории Татарстана в качестве учебной дисциплины.

Курс «История Татарстана» предназначен для реализации требований «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в качестве дисциплины, относящейся к региональному (вузовскому) компоненту. Курс дает целостное и систематизированное изложение политической истории татарского народа, становления и развития государственности республики с древнейших времен до наших дней.

В результате изучения «Истории Татарстана» специалист должен:

  • иметь научное представление об основных периодах истории Татарстана и их хронологии;

  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

  • уметь рассматривать историю Татарстана в контексте российской и евразийской истории

  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому Татарстана и татарского народа;


ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА



1. Проблемы этногенеза татарского народа и формирования его государственности

История Татарстана и татарского народа – неотъемлемая часть мировой и отечественной истории. Основные этапы политической истории татарского народа. История происхождения и распространения этнонима «татары». Булгарская, золотоордынская и тюрко-татарская теории происхождения татарского народа.
2. Древнейшие археологические культуры на территории Татарстана

Памятники каменного века на территории Татарстана; волосовская археологическая культура; начало перехода к производящему хозяйству. Археологические культуры бронзового века: приказанская, срубная; преобладание производящих форм хозяйства; развитие обмена с районами Сибири, Урала, Предкавказья; становление общественных отношений на принципах патриархата. Железный век на территории Татарстана: ананьинская и пьяноборская археологические культуры как один из древнейших очагов металлургии и земледелия в Восточной Европе; развитие строительства, военного дела, межрегиональной торговли; воздействие древних цивилизаций Средиземноморья; начало разложения родового строя. Абашевская, балановская, именьковская археологические культуры, роль этнокультурного взаимодействия финно-угорских, ирано-язычных, алтайских племен в древнейшей истории Волго-Уралья.
3. Первые раннесредневековые древнетюркские государства в эпоху Великого переселения народов (III-VII вв.)

Хозяйство, быт, социальный строй и духовный уклад кочевых племен Евразии в период разложения родового строя. Государство Хунну (III в. до н.э. – I в. н.э.). Движение гуннов в Европу, образование Гуннской империи и причины ее падения. Роль и влияние гуннов в варварском мире. Образование и развитие раннефеодального государства Тюркский каганат; государственный строй и внутренняя политика; союз кочевых скотоводческих обществ с районами земледелия и городскими торгово-ремесленными центрами. Военно-дипломатические контакты Тюркского каганата с цивилизациями Византии, Ирана и Китая. Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный. Достижения древнетюркской духовной и материальной культуры: тенгрианство, руническая письменность, градостроительство, архитектура, искусство. Роль и место Тюркского каганата в евразийской истории. Эпоха каганатов (аварский, кыргызский, уйгурский, кимакский, хазарский каганаты).
4. Хазарский каганат – первое феодальное государство в Восточной Европе (VII-X вв.).

Взаимодействие кочевых тюркских племен Восточной Европы: авар, болгар, алан, хазар, мадьяр, огузов, печенегов, тюрков. Противоборство «Великой Болгарии» и хазар за лидерство в Предкавказье, возвышение последних. Возникновение Хазарского каганата и основные этапы его истории. Государственный строй, территория, этнический и социальный состав населения. Формирование многоотраслевой экономики, развитие международной торговли. Отношения с Византией, Багдадским халифатом, Киевской Русью, Волжской Булгарией. Роль Хазарии как межцивилизационного моста. Проникновение ислама, христианства, иудаизма в Хазарию, их взаимодействие и влияние в хазарском обществе. Ослабление Хазарского каганата и его падение. Значение Хазарского каганата в средневековой истории Восточной Европы.
5. Волжская Булгария (Булгарский эмират) (IX-XIII вв.).

Заселение и хозяйственное освоение Волго-Камья булгарскими племенами. Образование раннефеодального государства волжских булгар. Территория и этнический состав населения, формирование булгарской народности. Официальное принятие Булгарией ислама и статуса эмирата, значение этого шага для последующего политического, экономического и культурного развития. Феодальное политико-государственное устройство и социальная структура булгарского общества. Экономика и материальная культура: развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, ремесленного производства, градостроения и международной торговли, влияние традиций Хазарии. Духовная культура: система образования, наука, литература. Взаимодействие с миром ислама. Дипломатические и военные контакты с христианскими государствами и кочевым миром. Сопротивление булгар монгольскому нашествию, завоевание Волжской Булгарии и его последствия.
6. Империя джучидов (Улус Джучи) (XIII-XV вв.).

История монгольских завоеваний. Покорение монголами Восточной Европы и его последствия. Образование Улуса Джучи (Золотой Орды) и превращение его в независимое раннефеодальное государство. Территория, население, основные этапы истории. Предпосылки, внешние и внутренние факторы расцвета империи Джучидов в первой половине XIV в. Официальное принятие ислама и статуса султаната. Административно-государственное устройство: соединение традиций кочевой военно-политической организации и мусульманского феодального государственного и общественного устройства, русские и булгарские земли в составе империи, их роль и влияние. Синтез земледелия и кочевого скотоводства, развитие городов как центров ремесленного производства и международной транзитной торговли. Развитие научных знаний, литературы, искусства, системы образования. Материальная культура. Роль империи Джучидов в межцивилизационных контактах Средневековья, отношения с европейскими и восточными странами. Причины ослабления и распада империи во второй половине XIV в.: внутренние усобицы и восстания, внешние войны, стихийные бедствия, упадок хозяйства и торговли. Появление новых джучидских государств: Большой орды, Ногайской орды, Крымского, Астраханского, Казанского, Касимовского, Сибирского ханств. Значение империи Джучидов в средневековой мировой и отечественной истории.
7. Казанское ханство (султанат) (XV-XVI вв.)

Экономическое и культурное развитие булгарских княжеств в составе империи Джучидов как предпосылка образования самостоятельного государства в Поволжье. Военная экспансия русских княжеств и степных государств в период распада империи Джучидов и необходимость обеспечения внешней безопасности как условия хозяйственно-экономической стабильности региона. Образование феодального государства Казанское ханство. Проблема преемственности Казанского ханства с Волжской Булгарией и Золотой Ордой. Территория, социальный и этнический состав населения. Государственное управление и общественный строй. Формирование комплексной экономики: земледельческо-скотоводческого хозяйства, отраслей ремесленного производства, рынка международной транзитной торговли. Материальная культура: градостроение, ювелирное искусство. Духовная культура: система образования, литература, поэзия. Положение Казанского ханства в системе джучидских государств, роль внешних факторов в политической жизни Казани, попытки лавирования и проведения самостоятельного курса. Завоевание Казани Московским государством. Казанская война. Включение территории Казанского ханства в состав Московского государства. Политические, социально-экономические и культурные последствия завоевания: ликвидация государственной системы, сокращение населения, аграризация экономики и социальной структуры общества, уничтожение достижений высокой культуры.

8. Казанский край в составе Русского государства в XVI-XVII вв.

Система колониального управления территорией и населением бывшего Казанского ханства во второй половине XVI в. Основные группы завоеванного населения, их занятия, социально-экономическое, правовое положение и освободительная борьба во второй половине XVI в. Государственная политика в отношении мусульман во второй половине XVI начале XVII вв.: социально-экономическое и религиозное угнетение социальных «низов», привлечение на службу социальных «верхов» и предоставление им статуса дворянского сословия. Колонизация и хозяйственное освоение Среднего Поволжья русским населением. Казанский край в «Смутное время». Изменения в управлении, социально-экономическом развитии, занятиях и положении населения Поволжья в XVII в., формирование купечества среди татар-мусульман. Борьба за социальное освобождение в XVII в., особенности участия в ней мусульманского населения. Культура Казанского края в XVI-XVII вв.
9. Волго-Уралье в составе Российской империи в XVIII в.

Влияние политики Петра I на экономическое развитие Казанского края : рост мануфактурного, сельскохозяйственного производства и торговли в первой половине XVIII в. Изменение системы управления бывшей территорией Казанского ханства: отмена ее особого статуса и образование Казанской губернии. Усиление национально-религиозного угнетения мусульман: насильственная христианизация, введение лашманской повинности, ликвидация поместного дворянства среди татар-мусульман. Социально-классовые и национально освободительные движения в Поволжье в XVIII в.: восстание Батырши, крестьянская война под предводительством Е.Пугачева. Политика Екатерины II в духе просвещенного абсолютизма по отношению к татарам- мусульманам: легализация культурно-религиозной жизни и самоуправления, предоставление сословных прав мурзам, духовенству и купечеству. Влияние европейского Просвещения на развитие русской и татарской культуры в XVIII в.: русская архитектура, просвещение, литература, искусство, татарское религиозное реформаторство и просветительство.
10. Процессы модернизации и татарское Просвещение в Казанском крае в XIX в.

Влияние промышленного переворота в России на социально-экономическое развитие Казанской губернии в первой половине XIX в., появление в татарском обществе мануфактурно - промышленного предпринимательства. Участие народов края в Отечественной войне 1812 г. Социально-классовая и общественно-политическая борьба в первой половине XIX в.: волнения крестьян, выступление казанских суконщиков, деятельность местного декабристского общества. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казанской губернии в условиях реформ Александра II и контрреформ 1880-90-х гг.: положение крестьян, формирование рабочего класса и буржуазии; национальная политика царизма; народническое и марксистское течения в революционном движении, ваисовское движение. Просветительские и модернизационные тенденции в развитии русской и татарской культуры в XIX в.: расширение сети начального и среднего образования, появление вузовского образования, книгоиздательства, периодической печати. Русская культура в Поволжье: архитектура, театр, живопись, научные достижения казанского университета в области математики, химии, востоковедения. «Золотой век» татарского Просвещения: борьба кадимизма и джадидима; развитие философии, научно-исторических знаний, литературы, драматургии, публицистики; зарождение театрального искусства, живописи.


11. Казанская губерния в условиях кризиса самодержавия в 1900-16 гг.

Обострение социально-экономических и социально-политических противоречий в в начале XX в. Влияние первой русской революции 1905-07 гг. на общественно-политическое развитие. Деятельность местных отделений общероссийских политических партий: социал-демократов, эсеров, кадетов, октябристов, черносотенцев. Политическое развитие татарского общества: движение шакирдов, деятельность партии «Союз мусульман», мусульманской фракции в Думе; роль и место панисламизма и пантюркизма, значение печати. Татарская культура в начале XX в.: развитие новометодных джадидистких школ, татарского женского образования. Расцвет татарской литературы и книгоиздательства. Появление профессионального театра.
12. Казанский край в период революции и гражданской войны. Образование Татарской республики (1917-20 гг.).

Деятельность и влияние российских политических партий в условиях падения самодержавия. Подъем татарского национального движения: возникновение общественных организаций в Москве и Казани, всероссийские съезды мусульман весной-летом 1917 г., проект культурно-национальной автономии. Установление советской власти в Казани. Политический курс советской власти во время гражданской войны и его социальные последствия: национализация промышленности и введение продовольственной диктатуры, волнения в армии и мятежи в деревне. Захват Казани белогвардейцами и установление власти Комуча. Противоборство татарских национальных организаций и большевистской партии в вопросе государственного самоопределения татарского народа. Попытка создания «Забулачной республики». Образование Татарской АССР.

13. Татарская республика в 1920-х – первой половине 1940-х гг.

Влияние социально-экономического и политического кризиса 1920-х годов на ситуацию в Татарстане. Роль НЭПа, политики ускоренной индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и «культурной революции» в восстановлении и модернизации экономики республики, формировании новой социально-классовой структуры общества. Социально-экономические изменения в Татарстане и его политико-правовое положение в 1920-30-е гг. Борьба татарских коммунистов за национальное равноправие в области национально-государственного строительства. Ужесточение сталинской национальной политики: репрессии в отношении татарской интеллигенции, ликвидация дореволюционных джадидистских школ, перевод татарской письменности на «кириллицу». Создание новой системы образования, становление советских традиций в общественно-политической, культурной и научной жизни республики, идеологический контроль со стороны государства и массовые репрессии. Республика в годы Великой Отечественной войны. Постановление ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 года и его последствия для развития татарского общества.

14. Татарстан во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг.

Последствия участия Татарстана в Великой Отечественной войне: возрастание промышленного потенциала, демографическая и социально-экономическая ситуация. Курс на форсированное развитие в республике индустрии, науки и образования во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Становление нефтяной отрасли. Тенденции в общественно-политической и культурной жизни Татарстана, возобновление сталинской политики репрессий. Хрущевские реформы и их влияние на экономические, общественно-политические и культурные процессы в республике в 1950-60-е гг. Общественное движение за возрождение татарского языка и культуры. Завершение формирования в Татарстане экономики индустриального типа в 1960-80-е гг.; образование военно-промышленного, агропромышленного, нефтехимического, машиностроительного народохозяйственных комплексов, их роль и значение в экономике СССР, в социально-экономическом развитии республики. Нарастание кризиса советской системы и его влияние на положение дел в республике: снижение темпов развития промышленного и аграрного производства; появление застойных явлений во всех областях общественной жизни республики; сокращение численности татарских школ и сужение сферы применения татарского языка. Зарождение в обществе протестных настроений и неформальных объединений.
15. Татарстан во второй половине 1980-х – второй половине 1990-х гг.

Татарстан в условиях горбачевской «перестройки» во второй половине 1980-х гг.: попытка обновления экономики на социалистической основе, введения регионального хозрасчета; политика «гласности», рост общественно-политической активности, формирование татарского национального движения. Попытки национально-государственного самоопределения Татарстана в рамках сохранения союзного государства: принятие «Декларации о государственном суверенитете республики», создание собственного института президентства и выборы первого президента Татарстана, подъём национального движения во время путча и развала СССР. Борьба Татарстана за подтверждение принципов суверенитета в условиях постсоветского пространства: преодоление политического кризиса в республике, принятие постановления «Об акте государственной независимости Республики Татарстан», референдум по вопросу о государственном статусе республики, отказ Татарстана от подписания Федеративного Договора, принятие новой Конституции Республики Татарстан, подписание Договора между Россией и Татарстаном. Развитие международных связей, экономического и культурного сотрудничества со странами дальнего и ближнего зарубежья. Социально-экономическая политика республики в период становления рыночных отношений. Культурное развитие Татарстана в условиях национального возрождения. Общественная жизнь Татарстана, её роль в самоопределении и реформировании республики, формирование татарстанского общества.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73
Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие Для студентов вузов Кемерово 2012 удк...
Учеб метод пособие / авт сост. Г. П. Ковалева. Кемеровский технологический Институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2012. – 74...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие по французскому языку Казань 2012 удк: 811. 133. 1 Ббк: 81. 2 Фр А13
...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) icon2011 удк 330. 101(07) ббк 65. 01я73
М экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост....
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие к лабораторным работам по общей химии...
Министерство здравоохранения российской федерации ставропольская государственная медицинская академия
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconМетодическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100
Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный...
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) iconУчебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск