Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100





НазваниеМетодическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100
страница1/5
Дата публикации17.02.2015
Размер0.67 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > География > Методическое пособие
  1   2   3   4   5

Министерство образования Республики Мордовия

Мордовский республиканский институт образования




Включение регионального компонента в уроки и внеурочное время




Методическое пособие



Саранск 2008



ББК 74.100

В 77


Включение регионального компонента в уроки внеурочное время: Из опыта работы / Авт.-сост.: Алукаева А.П., Кочеваткина О.В.; МО РМ, МРИО. - Саранск, 2008. – 49 с.



Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный процесс.

Предлагаемое пособие является обобщением работы кафедры филологического образования МРИО и школы № 34 г. Саранска – экспериментальной площадки по включению регионального (национально-регионального компонента) в учебный процесс.

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом

Мордовского республиканского института образования
© Мордовский республиканский институт образования, 2008

РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756 – р Министерством образования Российской Федерации разработан проект базисного учебного плана и примерные учебные планы.

В приложении № 1 к письму Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13 – 51 – 145/13 дана пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений, в которой говорится:

«В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом и двумя другими компонентами: региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов».

Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.

В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.

В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России.

Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта.

Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углублённого изучения образовательных областей и учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях и т.д.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КРАЯ
Мы предлагаем рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка и литературы как углублённую лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой и литературоведческий материал не только на уроках русского языка и литературы, но и для внеклассной работы. Ведь «живое» слово земляков на уроках и во внеурочное время воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования.

Содержание регионального компонента курса русского языка включает:

1) словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края;

2) языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.;

3) литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.

Определяя место регионального компонента в лингвистическом и литературоведческом образовании современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку и литературе или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковой и литературоведческий материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку и литературе, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка и литературы; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики Мордовии проводится в рамках спецкурсов, спецсеминаров, разработка тематики которых уже начата. Возможные темы: «Региональный компонент в изучении русского языка», «Региональный компонент в изучении русской литературы».

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка и литературы в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического и литературоведческого образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.

Мы считаем, что введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.

Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Изложенные выше цели, задачи, методы и формы работы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края в определенной мере реализуются в школах Мордовии, имеются наработки педагогов, лингвистов МРИО.

На наш взгляд, обучение школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении русскому языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.

Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный процесс. Ранее сотрудниками кафедры филологического образования МРИО А.П. Алукаевой, О.В. Кочеваткиной были представлены сборники: «Тексты с региональным компонентом для речевого анализа в школе» (2003 г.); «Введение регионального компонента в учебный процесс» (2005 г.); «Из опыта работы учителей-словесников МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 34» г. Саранска - экспериментальной площадки по включению регионального компонента в учебный процесс» (2007 г.).

Предлагаемое пособие является обобщением работы кафедры филологического образования МРИО и школы № 34 г. Саранска – экспериментальной площадки по включению регионального (национально-регионального компонента) в учебный процесс.

Уроки русского языка с включением

регионального компонента
Детские образы в творчестве Ф.В. Сычкова. Комплексный анализ текста

Урок русского языка в 8 классе
Арбузова А.Ф., учитель высшей категории

СОШ № 34 г. Саранска
Цели:

- научить технологии построения текста на примере искусствоведческой статьи;

- совершенствовать умения и навыки грамотного письма, языковое и речевое развитие учащихся;

- приобщить школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства и поэтического слова.
Тип урока: медиаурок.
Оборудование: репродукции картин Ф.В. Сычкова, портрет художника, план комплексного анализа текста, распечатка статьи искусствоведа М.И. Суриной о творчестве Ф.В. Сычкова, подборка стихов мордовских поэтов к полотнам Ф.В. Сычкова; таблица «Публицистический стиль».
Эпиграфы:

Многоцветие, Мордва, русские…

Как на ярмарке. Краски родины…

Мазки свежие, Наша, истая

Лучезарные. Жизнь народная.

В. Гадаев В. Гадаев
Всю свою жизнь я любил рисовать детей.

Ф.В. Сычков
Словарная работа.

Текст – термин «текст» пришел в русский язык в XVIII в из немецкого, но восходит он к латинскому textus, что «значит» ткань; связь, соединение; слог, стиль (от texere – «ткань; сочетать, сочинять, слагать»).

Приверженец – сторонник чего-либо.

Бытовой жанр – быт (общий жизненный уклад, повседневная жизнь).

Искрометный – (перен.) жгучий, сверкающий.
Вступительное слово.

Как нарисовать портрет ребенка?

Раз! – и убежит домой девчонка.

И сидеть мальчишке надоест.

Но художник, кисть макая в краски,

Малышам рассказывает сказки,

И они не трогаются с мест.

Валентин Берестов
Замечательный русский художник Федот Васильевич Сычков умел прекрасно ладить с детьми. Свидетельство тому – многочисленные полотна. Идя вслед за такими художниками, как Н.П. Богданов-Бельский, он по-своему открыл для нас интересный и своеобразный мир сельской детворы. «Всю свою жизнь я любил рисовать детей… Когда я смотрю, как они веселой гурьбой возвращаются из школы…, я невольно вспоминаю дореволюционную детвору, свое собственное детство. С таким трудом пришлось пробивать мне дорогу к любимому искусству», - вспоминал Федот Васильевич.
Слово о художнике Ф.В. Сычкове (сообщения учащихся).

На фоне слайдов, демонстрирующих детские портреты кисти Ф.В. Сычкова. К полотнам художника подобраны стихи русских и мордовских поэтов.

«За работой. Подруги », 1935 г. Где такие бусы отливали…

В. Гадаев

«Подружки», 1930 г.

«Кокетка. У зеркала», 1936 г. На красавице кофта белая…

В. Гадаев

«Прачка». А. Решетов

«На базаре», 1932 г. Шумит ярмарка

Многоликая,

Сердце радует перекликами.

В. Гадаев

«У плетня», 1925 г. Я внучатами любуюсь.

М. Бебан

«Настя за вязанием», 1925 г. Девочка-подросток вышивает.

И. Калинкин
Слово о художнике Ф.В. Сычкове (сообщение учителя).

Сычков Федот Васильевич родился 1 марта 1870 г. в селе Кочелаеве Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинского района Мордовии). Незаурядные способности к рисованию обнаружились у мальчика еще в начальной трехклассной школе. Подрастая, Федот вступает на путь художника-самоучки. Вот он ученик сердобского иконописца, потом сам пишет иконы, расписывает стены деревянных храмов, рисует портреты местной знати. А вот уже помещик генерал И.А. Арапов ему дает заказ. Из-под кисти Федота Сычкова выходит первая сюжетная картина «Закладка станции Арапово», после чего Федоту в 1892 г. открылся путь для поступления в школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Там же Ф.В. Сычков познакомился с Ильей Ефимовичем Репиным, советами которого постоянно пользовался. Шестилетний курс прошел за три года.

В 1900 г. он заканчивает Академию художеств.

Прожив долгую и необычайно плодотворную жизнь, Ф.В. Сычков создал около трехсот произведений, написал свыше тысячи этюдов.

Главная тема Ф.В. Сычкова – русская и мордовская деревня, которой он не изменяет и после революции 1917 г. На полотнах художника – яркие, запоминающиеся народные образы, утверждающие духовную красоту и ценность человека труда. Персональные выставки художника в Москве (1952, 1970) проходили с большим успехом. Ф.В. Сычков - заслуженный деятель искусств Мордовской АССР, РСФСР, народный художник Мордовии.

Умер художник в 1958 г. Похоронен в Кочелаеве. Там же в его родном селе открыт Дом-музей Ф.В. Сычкова (Голубчик, Ерёмкин и др. 1998:548).
К полотнам Ф.В. Сычкова легко подобрать стихи мордовских и русских поэтов.

Выразительное чтение стихотворений, подобранных к полотнам Ф.В. Сычкова (на фоне слайдов).

«С гор», 1910 г.

«Возвращение из школы», 1945 г.
Илья Кривошеев, «Катание с горы»
Мы пошли с горы кататься - Самым первым катит Миша,

Поиграть, повеселиться, Главный пионервожатый,

Свежей силы понабраться, А за Мишей - Гриша, Тиша,

На морозе закалиться. Олда, Наста, Вася, Тата.
Солнце с ясною улыбкой Нет забавы веселее:

Нас лучами привечает, Свищут лыжи, мчатся санки,

Под ногами, будто скрипка, Ярко галстуки алеют,

Снег рассыпчатый играет. Машут крыльями ушанки.
«Кто обгонит? Кто обгонит?» Проплывает рыбкой Ваня,

Закричали всей артелью, Костя вниз летит стрелою,

Полетели, словно кони, Все счастливы, все румяны,

Будто вихри, полетели. Снегом-пухом замело их.
А за ними Гриша-крошка,

Карапуз пищит в салазках:

- Эй, давай, давай дорожку,

Раздавлю, ребята, вас я!
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconМетодическое пособие Волгоград 2011 ббк 85. 315 В11
В мире музыкальных инструментов : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел аудиовизуальных материалов и литературы...
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73
Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconМетодическое пособие Волгоград 2012 ббк 78. 34 О-11
О статистике – вообще и библиотечной, в частности : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел нииМР; [сост.: Н....
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconМетодическое пособие по дисциплине «Социология»
Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту...
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие для студентов гуманитарных направлений Саранск 2012 содержание
Список литературы введение 3
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие по научно-исследовательской работе студентов...
Максименко, Людмила Витальевна. Почва и ее гигиеническое значение: Учебно-методическое пособие. М. Изд-во рудн, 2008. 49 с
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат)
Султанов А. А., старший преподаватель, заведующий кафедрой юридических дисциплин еф исгз
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие Для студентов вузов Кемерово 2012 удк...
Учеб метод пособие / авт сост. Г. П. Ковалева. Кемеровский технологический Институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2012. – 74...
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconМетодическое пособие для учителей /А. Д. Шукайло. М.: Творческий...
Москва, Просвещение 2008 год автор Н. Н. Гара и государственного образовательного стандарта
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. I. Ббк 32. 81 II. Ав
...
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 iconМетодическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика...
Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск