Скачать 230.43 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ: Декан ПФ ___________ Г.Ю. Титова «___» __________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.01 – История психологииТомск – 2011 1.Цели и задачи дисциплины История психологии – базовый курс профессиональной подготовки педагога. Он раскрывает закономерности становления психологии как самостоятельной научной дисциплины, изучающей психическую организацию, поведение, деятельность и личность человека. Курс знакомит с основными историческими этапами развития психологии, ее предмета и ключевых психологических категорий. Знание истории психологии – это необходимое условие формирования педагога-профессионала, важная предпосылка верного подхода к решению задач любого уровня – как теоретических, так и практических. История психологии помогает педагогу осуществлять творческий диалог с прошлым, служит своеобразным компасом, позволяющим успешно ориентироваться в обширном материале, накопленном в ходе исторического развития психологического знания, использовать продуктивные идеи предшественников при рассмотрении актуальных проблем; предохраняет от ошибок и заблуждений. Являясь неисчерпаемым источником психологических фактов, история психологии выступает как фундамент для построения системы психологического знания, как условие формирования психологического мышления, потому что освоение психологического наследия должно опираться на общепсихологические и специально-психологические знания и всегда определяется теоретической позицией исследователя. Поэтому связь психологической теории и истории психологии неразрывна и гармонична. Как справедливо заметил Имре Лакатос, «методология науки без истории пуста, история без методологии науки слепа». Задачи изучения дисциплины Лекционный материал, работа с литературными источниками и семинарские занятия по курсу «История психология» помогут студентам сформировать целостный взгляд на психологию как науку, выработать навыки историко-психологического мышления, необходимые для освоения других психологических курсов и для профессионального решения определенного круга практических задач. Изучение истории психологии формирует у студента особый исторический стиль мышления, позволяющий видеть любое явление в его реальной динамике, в историческом контексте, в связи с другими явлениями; обнаруживать за сложившейся системой понятий, принципов и научных фактов множество альтернативных вариантов; вскрывать лежащие в основе развития научного знания логические, социокультурные и личностные детерминанты; осуществлять психологический прогноз. Наконец, знание истории психологии обогащает человека личностно, становится неотъемлемым компонентом его профессионального мастерства, показателем его психологической культуры. Курс истории психологии охватывает обширный материал от зачатков психологической мысли на заре человеческой цивилизации до наших дней, знакомит с историей как зарубежной, так и отечественной психологии. Самостоятельная работа студентов предполагает знакомство как с первоисточниками, так и с учебными пособиями и научной литературой по рассматриваемым вопросам. 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины По окончании изучения указанной дисциплины студент должен: - овладеть теоретическими знаниями по основным направлениям истории психологии; - иметь целостный взгляд на психологию как науку, обладать навыками историко-психологического мышления; - видеть любое психологическое явление в его реальной динамике, в историческом контексте, в связи с другими явлениями; - уметь обнаруживать за сложившейся системой понятий, принципов и научных фактов множество альтернативных вариантов, вскрывать лежащие в основе развития научного знания логические, социокультурные и личностные детерминанты, осуществлять психологический прогноз; - уметь применять полученные знания и умения в преподавательской, научно-методической, организационно-управленческой, социально-педагогической, воспитательной и культурно-просветительской видах деятельности. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины I. Введение в предмет «История психологии». Задачи данного предмета, взаимосвязь с другими науками. Сложность построения логики развития науки. Многообразие точек зрения на построение структуры данного предмета. Схема основных этапов становления психологии как науки. II. Античное общество. Зарождение психологической мысли в данный период Мифологический период (анимистическое мышление, его особенности). Гилозоизм. Представители (Гераклит - философ (6-5 век до н.э), Демокрит – философ, Гиппократ – медик, Анаксагор – философ, софисты: Сократ, Платон, Аристотель, эпикурейцы: Гален, Филон, Плотин, Августин). Основные положения психологической теории каждого философа, сходства и различия в их ориентации на природу и культуру. Идеи, принципы представителей античной психологии, являющиеся основой объяснения душевных явлений в современный период. III. Средние века и эпоха возрождения. Основные школы. Развитие психологических знаний в данный период. Основные положения, касающиеся природы человека в арабо-язычной науке. Преемственность взглядов учёных данного периода и античных философов. Ведущие психологические школы средневековой Европы (томизм, номинализм). Эпоха возрождения и основные психологические идеи данного периода. IV. Зарождение психологии как науки. Развитие отраслей психологии. Характеристика основных воззрений мыслителей Нового времени. Психологическая мысль XVII века (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс и др.). Основные психологические идеи эпохи просвещения (Давит Гартли, Девид Юм, Джорж Беркли и др.). Зарождение психологии как науки. Естественно-научные предпосылки (Чарлз Дарвин, Иоганн Гербарт, Александр Бен и др.). Развитие отраслей психологии. Постановка и решение фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, общения. Экспериментальная психология (Э.Вебер, Г.Фехнер, Ф.Дондерс, Э.Пфлюгер, В.Вундт, Г.Эббингауз). Дифференциальная психология (Ф.Гальтон, А.Бине, Т.Симон). Психология развития (С.Холл, Д.Селли, Э.Мейман, Д.Марк, М.Мид). Социальная и культурно-историческая психология. V. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. Психоанализ: основные концепции и принципы. Инстинкты – движущие силы поведения. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Основные положения теории З.Фрейда относительно природы человека. VI. Эмпирическая валидизация психодинамических концепций. Применение: психоаналитическая терапия – исследование бессознательного. VII. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Альфред Адлер – индивидуальная теория личности. Индивидуальная психология: основные концепции и принципы. Основные положения Адлера относительно природы человека. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Аналитическая психология: основные концепции и принципы. VIII. Эго – психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни Эрик Эриксон: эго – теория личности. Эго – психология: результат развития психоанализа. Эпигенетический принцип. Основные положения Эриксона относительно природы человека. Эрих Фромм: гуманистическая теория личности. Биографический очерк. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы. Карен Хорни – социокультурная теория личности. Биографический очерк. Социокультурная теория: основные концепции и принципы. IX. Научающее-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф. Скиннер Б.Ф. Скиннер: теория оперантного научения. Респондентное и оперантное поведение. Основные положения Б.Ф. Скиннера относительно природы человека. Применение: лечение, основанное на оперантном научении. X. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли Джордж Келли: когнитивная теория личности. Биографический очерк. Основы когнитивной теории. Применение: Эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли. XI. Психология личности: новые направления. Гуманистическая психология (Маслоу А., Роджерс К., Олпорт Г. И др.) Маслоу А.: Гуманистическая психология. Биографический очерк. Основы гуманистической психологии. Понятие самоактуализирующейся личности. Тест на измерение самоактуализации. Роджерс К: феноменологическая теория личности. Биографический очерк. Основы гуманистической психологии. Понятие полноценно функционирующей личности. Актуализация как ведущий и руководящий мотив жизни. Г.Олпорт: диспозиционная теория личности. Биографический очерк. Основы диспозиционной теории личности. Концепция теории черт. XII. Гештальт-психология (Ф.Перлз, Р.Вертгеймер и др.). Основные положения гештальтпсихологии относительно природы человека. Биографический очерк о представителях гештальт-психологии. Характеристика их теорий: основные концепции и принципы. XIII. Генетическая психология (Ж.Пиаже). Биографический очерк. Основы генетической психологии. Понятие об этапах развития мышления человека в теории Жана Пиаже. X IV. Развитие психологии в России в 20-50 годы XX века. Характеристика этапов развития психологии в России в 20-50 годы XX века. Выдающиеся психологи данного периода, особенности их взглядов на природу психического, характеристика теорий (Л.С. Выготский, Л.И.Божович, А.Леонтьев и др.). XV. Современные направления и ведущие психологические школы XXI века. Основные положения в ретроспективе. Оценка психологических теорий. Наступление эры персонологии. Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная:
б) дополнительная:
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины Электронная библиотечная система, библиотека ТГПУ. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателя Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен. 8.2. Методические рекомендации для студентов Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
8.4 Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. Развитие схоластики, особенности психологических исследований в ранней и поздней схоластике. 2. Проблема поведения и развития рефлекса в работах Декарта. 3. Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах Декарта и Спинозы. 4. Характеристика двух видов познания в работах Локка. 5. Роль эволюционной теории Ч.Дарвина в развитии психологии. 6. Проблема инсайта и подход к её изучению в гештальтпсихологии. 7. Достижения и недостатки психоаналитического направления. 8. Проблема идентичности в современной психологии. 9. Становление культурно-исторической психологии в России. 10. Гуманистические теории личности (Эрих Фромм, Карл Роджерс). 11. Психодрама по Морено. 12. Эрик Берн. Игры в которые играют люди. 13. Групповая психотерапия: современные методы работы психолога. 14. Работа со сновидениями по Юнгу. 8.5. Примерный перечень вопросов к зачету 1.Опишите основные этапы развития психологии. Что изучает история психологии. Раскройте основные задачи истории психологии. 2. Опишите изменения, которые происходили в российской психологии в новых социально-экономических условиях. 3. Воззрения на природу психического в теориях Гераклита, Демокрита, Гиппократа. 4. Опишите основные положения теорий Аристотеля, Сократа, Платона. 5. Раскройте развитие психологии в эллинистический период. 6. Опишите деятельность учёных эпохи феодализма и средневековья. 7. Охарактеризуйте особенности эпохи Возрождения. Опишите деятельность учёных эпохи Возрождения. 8. Охарактеризуйте развитие психологии в эпоху Просвещения. 9. Как достижения в области физиологии стимулировали рост психологического знания в начале XIX века? 10. Опишите основные положения психологической теории Г. Гельмгольца, Э. Пфлюгера. 11. Когда психология стала самостоятельной наукой? Назовите учёных, составивших программы построения психологии и опишите их программы. 12. Раскройте особенности развития экспериментальной и дифференциальной психологии в конце XIX, начале XX века в научной деятельности учёных этого периода. 13. Как назывались направления в психологии, созданные У. Джеймсом и Дж. Уотсоном. Опишите их. 14. Как называлось направление в психологии, созданное З. Фрейдом? Опишите основные положения теорий З. Фрейда и К. Юнга. 15. Сторонником какого направления в психологии являлся А. Адлер? Опишите основные положения его теории. 16. Опишите открытия, сделанные учёными-гештальтистами. 17. Назовите имя учёного создавшего теорию поля. Опишите законы поля, приведите свои примеры их проявления. 18. Назовите учёных, - сторонников необихевиоризма и опишите основные положения теории необихевиоризма. 19. Какое направление в психологии решающую роль в развитии придавало влияниям социокультурной среды? Взгляды К. Хорни на психологию женщины. 20. Как называется направление в психологии, изучавшее зависимость поведения человека от внутренних, информационных схем, сценариев? Опишите его. 21. Как называлось направление в психологии, считающее, что в человеке есть позитивное начало, стремление к творчеству, к самостоятельному принятию решений? Назовите учёных этого направления и опишите основные положения теории, характеризующее данное направление. 22. Назовите учёного, создавшего логотерапию. Чем отличается его концепция от взглядов других учёных-гуманистов? 23. Опишите структуру личности в трансактном анализе Э. Берна. Приведите примеры взаимодействия этих структур. 24. Охарактеризуйте обстановку в российском обществе в середине XIX века и два основных подхода к проблеме человека. 25. Природа психического в теории И.М. Сеченова. 26. Опишите новую социальную ситуацию в России в конце XIX века. Характеристика исследований отечественного психолога В. Соловьева. 27. Основные направления в развитии психологии в России в начале XX века. 28. Основные взгляды П.П. Блонского на психологию развития ребёнка. 29. Теория высших психических функций выдающегося российского психолога Л.С. Выготского. 30. Исследования отечественного психолога М.Я. Басова. 31. Основные положения психологической теории деятельности С. Рубинштейна и А. Леонтьева. 32. «Особый путь» советской психологии и тактика её выживания. 33. Марксизм в советской психологии. Л.С. Выготский и проблема марксизма в психологии. 34. Возникновение педологии в России. Достижения педологии в и её недостатки. 35. Основные моменты разгрома педологии, его прямые и косвенные последствия. 36. Вторая волна репрессирования отечественной психологии. 37. Опишите изменения, происшедшие в Российской психологии в новых социально-экономических условиях.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.27 – «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Рабочую программу учебной дисциплины составила: К.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования О.Л. Никольская Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования. Протокол № ______ от «___» __________ 2011г. Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования С.И. Поздеева Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ. Председатель методической комиссии ПФ Т.Н. Яркина Согласовано: Декан ПФ Г.Ю. Титова |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |