Скачать 108.2 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования _____________________ Л.С. Гребнев « 8 » ноября 2001 г. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОТЕРАПИЯ Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации для специальности 050703.65 дошкольная педагогика и психология, 050711.65 социальная педагогика 1. Цели и задачи дисциплины Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с основными направлениями психотерапии на современном этапе. Поскольку понятия психотерапии и психологической коррекции в настоящее время все более сближаются, в данном курсе подразумевается изучение основ психотерапии с использованием ее медицинской модели для более четкого разграничения содержания соответствующих курсов. В силу невозможности даже кратко осветить все существующие системы психотерапии (их несколько десятков), в данном курсе студенты ознакомятся с наиболее распространенными психотерапевтическими подходами, а также с теми, элементы которых можно использовать в практической работе с детьми. В связи с выше изложенными специальными учебно-образовательными задачами дисциплины являются: ознакомление студентов с основными теоретическими подходами в психотерапии; обучение использованию различных психотерапевтических механизмов в работе с детьми и взрослыми; формирование убеждения в важности психопрофилактической работе и умения ее осуществлять. Изучение дисциплины рассчитано на то, что студенты обладают знаниями по психологии, патопсихологии, психопатологии, специальной психологии. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Уровень овладения данной дисциплины должен соответствовать следующим требованиям. Студент должен овладеть: основными теоретическими знаниями в области психотерапии; умением оценивать и объяснять различные механизмы психотерапевтического воздействия. По итогам изучения дисциплины студенты должны знать основные направления современной психотерапии, возможности использования тех или иных психотерапевтических подходов при работе с детьми с отклонениями в развитии и членами их семей, показания и противопоказания к применению различных психотерапевтических подходов. Студенты также должны уметь ориентироваться в литературе по психотерапии, оценивать психотерапевтические методы с точки зрения возможности их использования в своей профессиональной деятельности, использовать элементы психотерапии при работе с различными категориями детей с отклонениями в развитии и их семьями. Лекционный курс дополняется практическими занятиями. Целесообразно использование видеофильмов с записями психотерапевтических сеансов различных теоретических направлений с последующим обсуждением. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ I. Понятие психотерапии Психотерапия и ее связь с другими отраслями практической психологии. Основные направления современной психотерапии (психоанализ, поведенческая терапия, суггестивный подход, трансперсональная терапия и др.). Модели психотерапии. Виды психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная). Понятие терапевтических отношений. Организационные формы проведения психотерапевтической работы (стационары, кабинеты и центры психологической помощи, телефоны доверия и др.). II. Психоанализ Классический психоанализ (Фрейдизм). Сущность катартического метода. Перенос как основной терапевтический механизм. Понятие контрпереноса. Способы расширения зоны осознания (интерпретация снов, ошибок, свободных ассоциаций). Психологические защиты. Сопротивление. Процедура проведения психоаналитических сеансов. Аналитическая психология К.– Г. Юнга. Психотерапия как помощь в индивидуации. Роль символов в выявлении индивидуального и коллективного бессознательного. Индивидуальная психология А. Адлера. Комплекс неполноценности как фактор, влияющий на личностный рост и развитие человека. Психотерапия как средство личностного роста, конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Понятие психотерапевтического диалога. Роль речи в психотерапевтическом процессе. Психотерапия как восстановление целостности субъекта. Трансакционный психоанализ Э. Берна. Три состояния «Я» и проблемы коммуникации. Понятие жизненного сценария. Психотерапия как выстраивание адекватных коммуникаций. III. Когнитивная терапия Основные положения когнитивной психотерапии (А. Бек, А. Эллис). Понимание психики как присущей живым организмам системе получения, обработки и хранения информации. Психотерапия как исправление сбоев в информационных процессах при оценке действительности. IV. Нейролингвистическое программирование НЛП как использование закономерностей лингвистического моделирования реальности (Д. Гриндер, Р. Бендлер). Лингвистические механизмы, искажающие модели мира. Психотерапия как восстановление реальной модели мира. Понятие ведущей репрезентативной системы. V. Трансовая коммуникация Гипнотерапия М. Эриксона. Эриксонианский гипноз (транс). Роль измененных состояний сознания в психотерапии эмоциональных нарушений, в формировании личностных смыслов и ценностей. Этапы трансовых коммуникаций. VI. Телесно ориентированная терапия Телесная терапия В. Райха. Понятие «брони характера» и «телесной брони». Роль мышечных зажимов в психическом неблагополучии. Биоэнергетика А. Лоуэна. Раскрытие блокируемых чувств с помощью специальных физических упражнений. VII. Личностно ориентированная терапия Реконструктивная психотерапия (Б. Карвасарский). Роль изучения системы отношений больного. Психотерапия как восстановление нарушенной системы отношений человека к миру. VIII. Психотерапия и профилактика психических расстройств Понятие психопрофилактики (В. Бехтерев и др.). Особенности детской психопрофилактики в связи с повышенной чувствительностью детского организма к вредоносным факторам. Важность создания психотерапевтических отношений с детьми групп риска. Психотерапевтические меры для профилактики утяжеления акцентуаций характера. 4.3. Лабораторный практикум — программой не предусмотрен 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ:
дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
5.2. Средства обеспечения ОСВОЕНИЯ дисциплины Для обеспечения данной дисциплины необходимо: лаборатории; классы, оборудованные различными средствами ТСО (компьютеры, видеоаппаратура); учебные и методические пособия (учебники, программы, сборники упражнений и т.д.); наглядные пособия. 6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории; различные технические средства обучения; аудио-видеоаппаратура; наглядные пособия. 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Темы самостоятельной работы:
Темы практических занятий:
7.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
7.3. Примерный перечень вопросов к зачету
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031900 Специальная психология. Программу составили: Добровольская Т.А. кандидат психологических наук, доцент, МГОПУ Программа одобрена на заседании учебно-методического совета по специальной психологии и коррекционной педагогике УМО по специальностям педагогического образования от 14 октября 2000 г., протокол № 1. Председатель Совета УМО по специальностям педагогического образования, ректор МПГУ, член-корр. РАН, академик РАО В.Л. Матросов |
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | Примерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | ||
Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | Примерная программа учебной дисциплины информатика 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы терапии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины оп. 03 основы электроматериаловедения Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Примерная программа учебной дисциплины основы хирургии с травматологией Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы микробиологии и иммунологии 2010г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Примерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины правовое обеспечение профессиональной деятельности Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |