Рабочая программа Наименование дисциплины б 12





НазваниеРабочая программа Наименование дисциплины б 12
страница1/3
Дата публикации30.10.2014
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________В.В. Борисова



«_____» ________________20__


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины - Б.3.2.12 Основы нейропсихологии
По направлению подготовки - 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
По профилю подготовки - Логопедия;

Специальная психология

Кафедра специального дефектологического образования
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Новомосковск

2012 г.

Разработчик:

Заведующая кафедрой к.м.н., доцент Е.Г.Тимошина

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

___________________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)



    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры специального дефектологического образования

    «_____» _______________ 20__г., протокол № ____.

    Зав. кафедрой ________________/ ____________________ /

    Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом МСГИ

    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.






Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.2.12

Гуманитарный, социальный и экономический цикл










Математический и естественно – научный цикл










Профессиональный цикл




˅





Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Заочная

4

7

72

8

4

2

2




64

зачет


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Основы нейропсихологии» является формирование естественнонаучного мировоззрения с позиции нейропсихологии, как составной части современных нейронаук.

Дисциплина «Основы нейропсихологии» является одной из базовых дисциплин в естественнонаучном подходе к пониманию нейропсихологических основ речи, направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» и «Специальная психология» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), решая следующие задачи:

  • формирование знания о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;

  • ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций, с данными о нарушениях высших психических функций при локальных поражениях мозга как клинической модели изучения связи психических функций и мозга;

  • ознакомление с основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;

  • освоение методологией и методиками нейропсихологического синдромного подхода и методиками нейропсихологического исследования;

  • развитие навыков применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности логопеда.


2. Место дисциплины в структуре ООП:
Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Основы нейропсихологии» относится к профессиональному циклу (Б.3.) вариативной части.

  1. Для изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Возрастная анатомия и физиология», «Основы нейрофизиологии, высшей нервной деятельности и высших психических функций», «Невропатология».

  2. Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Основы нейропсихологии», являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Основы олигофренопедагогики, сурдопедагогики и тифлопедагогики», «Логопедия (Алалия)», «Логопедия (Афазия)».


3. Требования к результатам освоения дисциплины:



    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

  • способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

  • готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способность к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга, методологию нейропсихологии, основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи, методы и методики нейропсихологического обследования.
Уметь: ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга, применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач.
Владеть: структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга, представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития, методологией нейропсихологического обследования.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


Вид учебной работы

ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.

7







зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

0,2

8

0,2

8













в том числе:

























Лекции

0,1

4

0,1

4













Практические занятия

0,05

2

0,05

2













Семинары

























Лабораторные работы

0,05

2

0,05

2













Самостоятельная работа (всего)

1,8

64

1,8

64













в том числе:

























Курсовой проект (работа)

























Расчетно-графические работы

























Реферат

























Другие виды самостоятельной работы

























Подготовка к практическим занятиям

























Подготовка к промежуточной аттестации

























Вид промежуточной аттестации - экзамен

























Общая трудоемкость

2

72

2

72














5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела.


Содержание

Раздел 1.

Введение в теорию нейропсихологии




Тема 1.

Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.


Нейропсихология - область психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания на моделях очаговых поражений головного мозга. А.Р.Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии. «Источники» нейропсихологии: общая психология, нейроанатомия, нейрофизиология, неврология и нейрохирургия. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление и др. Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.

Задачи нейропсихологии в теоретическом плане - дальнейшая разработка системного подхода к описанию синдромов нарушений ВПФ при церебральных заболеваниях. В экспериментальном плане - исследования по проблеме локализации высших психических функций (ВПФ) с учетом инноваций в психогенетике и появления новых технологий визуализации мозга «in vivo» (CT, MRT, fMRT, PET). В практическом отношении остаются задачи топической и функциональной диагностики, для выявления нарушенных ВПФ (описания структуры дефекта), для мониторинга динамики расстройств ВПФ в процессе лечебных воздействий и реабилитации когнитивного, эмоционального и личностного статуса пациентов.

Тема 2.

История развития представлений о локализации психических функций в мозге.


Основные направления в подходе к вопросу о локализации ВПФ: узкий локализоцианизм (Ф.Галль, П.Брока, К.Вернике, К.Клейст) эквипотенциализм (П.Флуранс, А.Галлер, К.Лешли, эклектическое направление (Г.Хэд, К.Гольдштейн, К.Монаков, К.Поппер). Основные положения, значение фактов и выводов для современного уровня развития психологии и наук о мозге (дифференцированная роль мозговых структур, работа мозга как целого, деление психических функций на элементарные и сложные, гипотезы об иерархии уровней организации мозга и психики и т.д.). Рассмотрение психических функций в соответствии с основными психологическими концепциями. Взгляд на психические проявления как на структурно неделимые, атомарно связанные с мозговой тканью.

Раздел 2 Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).




Тема 3.

Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.


И.М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении (произвольная регуляция поведения). Работы И.П. Павлова о роли лобных долей мозга, А.А. Ухтомского о динамической локализации функций.

Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.

Выводы И.Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.

Особое значение теории П.К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н.А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение задачи.

Тема 4.

Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.


Психическая функция как функциональная система. Сходство и различия между психологическими и физиологическими функциональными системами. Изменение структурной организации ВПФ и обеспечивающих их мозговых отделов в процессе развития и в зависимости от условий деятельности – динамическая локализация функций. Локализация отдельных звеньев психологических систем в мозге. Системная взаимосвязь между различными ВПФ на основе общих структурных составляющих – нейропсихологических факторов.

Тема 5.

Проблема фактора в нейропсихологии.


Нейропсихологический фактор как понятие, отражающее принцип работы различных структурно-функциональных единиц мозга, включающий в себя топический, нейрофизиологический и психологический уровни анализа. Соотношение понятий «симптом», «синдром» и «фактор» в нейропсихологии. Нейропсихологическая квалификация симптома на основе выявления фактора, связанного с очаговым поражением мозга. Значение для диагностики и реабилитации.

Тема 6.

Основные перспективы развития представлений о локализации психических функций в нейропсихологическом, психологическом контексте и в контексте нейронаук.


Диагностико-реабилитационный путь развития нейропсихологии. Представления о функциональном диагнозе, структуре дефекта, возникающего при органических поражениях мозга. Значение функционального диагноза для построения реабилитационных процедур. Понятия комплекса синдромов и распределенной локализации поражений мозга при системных неврологических заболеваниях (эпилепсия, рассеянный склероз, сосудистые поражения и др.) и множественных поражениях мозга (ЧМТ, заболевания старческого возраста и др.). Роль нейропсихолога в комплексных междисциплинарных бригадах, обеспечивающих лечение и реабилитацию больных.

Роль современных методов объективного обследования (нейровизуализация, ЭЭГ, и др.) в уточнении мозговой организации и структуры психических функций. Возможности сопоставления данных различных нейронаук для развития нейропсихологии.

Использование нейропсихологических представлений о структурно-функциональной организации мозга для анализа состояния и характера изменения когнитивных функций при различных заболеваниях.

Раздел 3.

Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.




Тема 7.

Анатомические принципы организации мозга.


Принцип выделения передних и задних отделов мозга. Мозговая организация сенсорной и моторной коры. Афферентный и эфферентный пути переработки информации.

Принцип вертикальной (корково-подкорковой) структурно-функциональной организации мозга или принцип иерархической организации мозга. Основные образования подкорковой области мозга и их роль в психических процессах.

Тема 8.

Концепция трех функциональных блоков мозга.


Блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга. Мозговая организация и функции. Два типа активации мозга. Блок приема, переработки и хранения информации. Первичные, вторичные и третичное поля: строение и функции. Принципы работы второго блока мозга. Блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции. Необходимость функционального вклада каждого блока мозга в обеспечение любых видов психической деятельности.

Тема 9.

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.


История изучения функциональной асимметрии мозга: анатомические, физиологические и клинические доказательства различий между левым и правым полушариями мозга. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.). Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга». Нейропсихологический подход к проблеме левшества. Методы исследования межполушарной асимметрии.

Раздел 4.

Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).




Тема 10.

Мозговая организация зрительного гнозиса.


Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора. Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга. Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др. Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии). Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности. Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.

Тема 11.

Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.



Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора. Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга. Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга. Роль кожно-кинестетической системы в обеспечении обратной афферентации движений. Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.

Тема 12.

Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух.

Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.

Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.

Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.

Тема 13.

Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий.


Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Вклад И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина в современное понимание произвольного двигательного акта. Концепция Н.А.Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.). Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.). Апраксии. Классификация апраксий по А.Р. Лурия. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные). Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.).

Тема 14.

Мозговая организация речи. Проблема афазий.


Психологическая структура речи и ее функции. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Письмо и чтение как виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий, предложенная А.Р. Лурией. Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии). Нарушения эфферентной основы речевой функциональной системы (эфферентная моторная, динамическая афазии). «Речевые зоны» коры левого полушария мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии. Нейролингвистический подход к изучению афазий. А.Р. Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария мозга в речевой деятельности. Методики исследования нарушений речевых функций.

Тема 15.

Мозговая организация мнестической деятельности.


Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память. Теории забывания (ретроактивное и проактивное торможение). Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга. Межполушарная асимметрия в процессах памяти. Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.

Тема 16.

Внимание и его мозговая организация.


Психологическая структура внимания. Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медио-базальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга. Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции. Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания. Методики исследования нарушений внимания. Нарушение внимания, как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.

Тема 17.

Мышление как ВПФ и его мозговая организация.



Психологическая структура и мозговая организация мышления. Нарушения мышления при поражении подкорковых образований. Виды мышления. Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга. Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга. Нарушения счета, виды акалькулий. Методики исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления и счетных операций.

Тема 18.

Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом.


Произвольная регуляция как возможность сознательного управления психической деятельностью на основе соотнесения исходного мотива, отвечающей ему программы деятельности и данных контроля. Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отелов мозга. Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности. Псевдоагнозии, регуляторная префронтальная апраксия, динамическая афазия, псевдоамнезия, нарушение мышления.

Раздел 5.

Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга.




Тема 19.

Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.


Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.

  1. Индивид, личность. Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных различий. Нейропсихология нормы. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.

Тема 20.

Нейропсихологический анализ нарушений сознания.


Изучение мозговой организации сознания. Проблема сознания в общей психологии. Современная нейропсихология о сознании как высшей форме отражения человеком внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) мира в виде символов (слов, знаков) и образов, как интегративном продукте деятельности мозга. Данные психиатрии о связи явлений сознания с работой мозга. Современная нейрофизиология о мозговых основах сознания (теории В.Пенфилда и Х.Джаспера, концепции В.Маунткастла и Е.Н.Соколова и др.). Клиника локальных поражений мозга о нарушениях сознания (А.С.Шмарьян, А.Р.Лурия, Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина, Б.И.Белый). Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур. Межполушарные отношения в проявлениях сознания. Динамика восстановления сознания у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой. Гипотезы о вкладе различных структур в мозговую организацию сознания: лимбической системы, левого и правого полушария, корково-подкорковых связей, префронтальных отделов мозга.

Раздел 6.

Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.

Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа. Принцип выявления общего в психологической картине наблюдаемых симптомов (А.Р.Лурия). Принцип двойной диссоциации Г.Тойбера. Качественная и количественная оценка нарушений. Основные направления нейропсихологической диагностики (Луриевская, североамериканская).

Основные синдромы нарушений ВПФ, возникающие при поражении: зоны ТПО, гностических вторичных зон задних отделов мозга, медиальных отделов мозга, премоторной и префронтальной области.


5.2 Разделы дисциплин и междисциплинарные связи с базовыми (предшествующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование базовых (предшествующих) дисциплин.

№ № разделов данной дисциплины, базирующиеся на изучении предшествующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

Б.3.1.5.3


Основы нейрофизиологии, высшей нервной деятельности, высших психических функций




˅

˅

˅

˅




Б.3.1.5.6


Невропатология

˅

˅










˅

Б.3.1.5.5


Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем







˅

˅








5.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин.

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин.

1

2

3

4

5

6

Б.3.2.24


Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

˅




˅




˅

˅

Б.3.2.21

Основы олигофренопедагогики, сурдопедагогики и тифлопедагогики




˅




˅




˅

Б.3.2.6

Логопедия (Алалия)







˅

˅




˅

Б.3.2.7

Логопедия (Афазия)







˅

˅




˅


5.4. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семинары

СРС

Все-го

час.

семестр 7



Введение в теорию нейропсихологии.

1










9

10



Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).

1

1







6

8



Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.

1




1




8

10



Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).







1




21

22



Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга.

1










9

10



Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.




1







11

12



ИТОГО

4

2

2




64

72


6. Лабораторный практикум
Лабораторная работа №1.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа Шифр и наименование специальности/направления: 080200 Регионоведение 2
Код и наименование дисциплины (в соответствии с Учебным планом): гсэ. В. 04. 1 Политические реформы на Ближнем Востоке
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа По дисциплине «В ысокоуровневые методы информатики...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности...
Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа ботаника /наименование дисциплины/ Для специальности...
Рабочая программа по ботанике разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины
Наименование дисциплины: проблемы совершенствования гражданского законодательства
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconУчебно-методический комплекс дисциплины: 1с-бухгалтерия (наименование...
Наименование документа: «Положение об основной профессиональной образовательной программе по специальности (профессии)»
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск