Скачать 1.46 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУВПО МГГУ) УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.10 «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям) 050716.65 Специальная психология Утверждено на заседании кафедрыСПиСП ППИ (протокол № 1 от 09.09.13 г.) Зав. кафедрой СПиСП ______________Ю.А. Афонькина РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Авторы программы: к. псх наук, доцент Кобзева Ольга Владимировна 1.2 Рецензенты: к.псх.н., доцент МИБО Лихошва В.П., к.п.н., доцент кафедры СПиСП Кузьмичева Т.В. 1.3 Пояснительная записка: Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» для специальности специальная психология составлена на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Дети с нарушениями ОДА являются объектом пристального внимания. В системе образования создана сеть специальных учреждений для их воспитания и обучения. В тоже время существует необходимость совершенствования психолого-педагогической помощи таким детям, т.к. эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Особенно значительно увеличивается число больных детей с ДЦП. Цели курса — раскрыть теоретико-методологические основы психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сформировать у студентов навыки и умения проведения психологической диагностик и коррекции психического развития дошкольников с нарушениями ОДА. Задачами курса «Психология детей с нарушениями ОДА» являются: - изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с различными формами двигательных нарушений; - сформировать представление об этиологии, патогенезе и клинических формах ДЦП; - сформировать представление о методах психодиагностики и психокоррекции нарушений при ОДА. Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Формами текущей проверки знаний будут являться контрольные работы, рефераты, собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, промежуточная аттестация, итоговые занятия по изученным темам. Итоговая форма контроля экзамен. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - специфику психологического развития детей с ДЦП на разных этапах онтогенеза; - особенности развития познавательной и личностной сферы ребенка при нарушении опорно-двигательного аппарата; - методы психодиагностической и психокоррекционной работы. Студент должны уметь: - анализировать показатели развития при ДЦП; - дифференцировать структуру дефекта при ОДА; - определять прогноз развития ребёнка с нарушением ОДА.
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП). Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Особенности формирования высших корковых функций. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения. Пространственные нарушения. Особенности личностного и социального развития при ДЦП. Особенности психолого-педагогического обследования. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей на протяжении дошкольного возраста. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. Специфика формирования школьных навыков. Вопросы социальной адаптации и профориентации. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 050716 «Специальная психология» Вариант 2 для специальности 050716 «Специальная психология» с доп. спец. Логопедия
Тема 1. Исторический аспект изучения лиц с нарушениями ОДА Эволюция отношения общества к лицам с нарушениями ОДА в России и за рубежом. Институт Г.И.Турнера. Определения типов нарушения ОДА. Подходы к оказанию помощи лицам с нарушениями ОДА. Распространенность ДЦП в современных условиях. Тема 2. Причины нарушений ОДА в детском возрасте. Подходы к определению ДЦП Распространенность ДЦП в современных условиях. Определение понятия ДЦП, основные клинически симптомы. Вторичные нарушения. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие детей дошкольного возраста. Этиология и патогенез ДЦП: пренатальные, перинатальные, постнатальные факторы. Структурные изменения мозга у детей с ДЦП. Тема 3. Нозологические формы Клинические формы ДЦП: гемиплегия, церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич), генерализованная ригидность, параплегическая ригидность, двусторонняя параплегия, генерализованная хорея, двойной атетоз. Классификация Семёновой К.А.: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанная форма. Тема 4. Структурно-функциональная организация двигательных функций и нейрофизиологические механизмы ДЦП Роль движений в жизни человека. Дифференциация движений. Принцип обработки информации в нервной системе. Рецепторный и эффекторный уровни. Реципрокное торможение мышц. Иннервация скелетных мышц. Экстрапирамидная система. Мозжечок. Стриопаллидарная система. Теория функциональных систем. Становление двигательной функции в онтогенезе. Патогенез двигательных расстройств. Тема 5. Ранняя диагностика ДЦП Раняя диагностика ДЦП. Психодиагностика в системе реабилитации детей с ДЦП. Принципы диагностики. Углубленное психодиагностическое обследование ребенка с ДЦП. Особенности психологического обследования детей с ДЦП. Психодиагностика двигательных функций детей с ДЦП. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций. Теоретические основы нейропсихологического исследования. Нейропсихологическое исследование познавательных процессов. Нейропсихологическое исследование при спастической диплегии, гемипаретической форме ДЦП, гиперкинетической форме ДЦП, сравнительный анализ. Тема 6. Двигательные нарушения при ДЦП Двигательные нарушения. Рефлексы. Условно-рефлекторные реакции. Реакции равновесия. Стояние и ходьба. Патология органов опоры и движения. Деформации в области нижних конечностей. Деформации в области верхних конечностей. Деформации в области туловища. Дефицитарность моторной сферы. Развитие произвольных движений. Патогенез нарушения познавательных процессов при ДЦП. Специфика двигательного развития при ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Паралич и парез. Нарушение мышечного тонуса. Повышение сухожильных и периостальных дефектов. Синкенезии. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. Несформированность рекций равновесия и координации движений. Кинестезии. Насильственные движения. Защитные рефлексы. Патологические рефлексы. Позотонические рефлексы. Тема 7. Речевые нарушения при ДЦП Классификация речевых нарушений у детей с ДЦП. Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте. Нарушения формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов. Характеристика речевых расстройств. Дизартрия при различных формах ДЦП. Алалии при ДЦП. Нарушения письменной речи. Тема 8. Интеллектуальные нарушения при ДЦП Частота интеллектуальных нарушений. Особенности интеллектуальных функций у детей со спастической диплегией, у детей с гемипаретической формой ДЦП. Методики исследования интеллектуальных функций. Роль зрительно-пространственных и регуляторных процессов в развитии интеллекта у детей с ДЦП. Тема 9. Пространственные нарушения при ДЦП Патогенез нарушения познавательных процессов при ДЦП. Основные трудности восприятия. Особенности осязательного и зрительного восприятия. Нарушения тактильной чувствительности. Недостаточность стереогенеза. Нарушения видов слухового восприятия. Фонематическое восприятие. Нарушение зрительного восприятия. Нарушения зрительно-моторной координации. Особенности нарушения зрительно-моторных координации. Их связь с освоением самообслуживания, письменной речи, трудовой и учебной деятельности. Нарушения пространственного анализа и синтеза. Выраженность пространственных нарушений, их виды. Особенности ориентировки в пространстве. Проявления нарушения ориентировок в пространстве в разных видах деятельности. Тема 10. Личностное и социальное развитие при ДЦП Механизмы патологического формирования личности. Классификация нарушений. Психопатологические варианты развития личности при ДЦП: невротическом церебрастеническом вариантах, органическом инфантилизме. Формирование личности при осложненных формах ДЦП. Нарушения коммуникативных функций, их типы. Нарушения «Я» концепции. Кризисные периоды формирования самосознания. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Нарушения коммуникативных функций, их типы. Нарушения «Я» концепции. Кризисные периоды формирования самосознания. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Тема 11. Психолого-педагогическое и медицинское сопровождение детей на протяжении дошкольного возраста Медицинская коррекция при ДЦП. Лечебная физкультура и массаж. Мануальная терапия. Метод функционального биоуправления. Метод комплексной стимуляции. Кондуктивная педагогика. Технические вспомогательные средства. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП. Принципы психолого-педагогического сопровождения. Основные направления психолого-педагогического сопровождения: психолого-медико-педагогическое просвещение, психолого-медико-педагогическое консультирование, психолого-медико-педагогическая диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика и психогигиена. Тема 12. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП Уровни образования детей с ДЦП. Категории учащихся с ДЦП. Готовность к школьному обчению. Компоненты психологической готовности к обучению в школе. Диагностика готовности к обучению в школе детей с ДЦП. Диагностический (подготовительный) класс. Специальное (коррекционное) обучение. Интегрированное обучение. Тема 13. Специфика формирования школьных навыков при ДЦП Физиологическая основа навыка. Формирование навыков. Двигательные (моторные) навыки. Интеллектуальные навыки. Навыки письма. Навыки чтения. Арифметические навыки. Специфическое нарушение навыков чтения (дислексия). Специфическое нарушение навыков письма. Специфическое нарушение арифметических навыков (дискалькулия). Смешанное расстройство школьных навыков (трудности обучения). Тема 14. Социальная адаптация и профориентация при ДЦП Профессиональная ориентация. Аспекты профориентации: социально-экономический, психолого-педагогический и медико-физиологический. Трудовая подготовка. Направления организации выбора профессии. Схема профоринтационной работы. Профессиональные предпочтения лиц с церебральным параличом. Социальная адаптация лиц с ДЦП. Тема 15. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями ОДА Взаимосвязь медицинской, психологической и педагогической коррекции. Принципы психокоррекции нарушений при ДЦП. Коррекция поведенческих эмоциональных нарушений, нарушений интеллекта и речи. Пути реабилитации детей с ДЦП. Организация психологического сопровождения ребенка с ДЦП в детском саду и школе.
Примечание: Вариант 1 для специальности 050716 «Специальная психология» Вариант 2 для специальности 050716 «Специальная психология» с доп. спец. Логопедия 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу |
Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного... Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» | Рабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями... Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным... | ||
Программа по дисциплине «Основы психотерапии» для специальности специальная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Реферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями... Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской... | Рабочая программа по дисциплине «Основы религиоведение» (фтд. 00)... Рабочая программа по дисциплине «Основы религиоведение» (фтд. 00) составлена на основании требований государственных образовательных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Аношкин;... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... | Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... |