Скачать 301.58 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА Факультет лингвистики Кафедра теории и практики перевода КУРСОВАЯ РАБОТА Лингвостилистические характеристики рекламного дискурса (на материале автомобильной рекламы) Специальность 022600 – Лингвистика и межкультурная коммуникация Студента IV курса Алёшина Алексея Анатольевича Руководитель Кулинич М.А. Оценка_____________________ Руководитель________________ Зав.кафедрой ТПП профессор Кулинич М.А. ___________________________ Дата « »_____________2004 г. Самара 2004 Содержание
2.Рекламный дискурс
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: 1) изучение институциональных видов общения находится в центре внимания социолингвистики, прагмалингвистики и лингвистики текста, вместе с тем рекламный дискурс как один из видов институционального речевого общения освещен в лингвистической литературе недостаточно; 2) изучение лингвостилистических характеристик в рекламном дискурсе является одним из наиболее актуальных направлений современной лингвистики текста, вместе с тем специфика ее реализации в рекламном тексте не нашла отражения в работах по языкознанию. Одной из функций языка является функция воздействия, иначе именуемая волюнтативной (Р. Якобсон, Г. Клаус, Е.Ф. Тарасов и др.); о ней и пойдет речь в данной работе. Целью работы является выявление лингвостилистических характеристик в рекламном дискурсе, а также реализация его в рекламе, выделение языковых средств, используемых в рекламном сообщении; выделение наиболее ярких особенностей языка рекламы. Поставленная цель конкретизируется в виде следующих основных задач:
Специфика предмета исследования и ряд перечисленных задач обуславливают необходимость обращения к работам в области социолингвистики, психолингивстики, психологии манипулирования, лингвистики текста, маркетинга, психологии личности. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Во введении излагаются цели и задачи работы, определяется её актуальность и структура. В первой главе освещается концепция дискурса с точки зрения лингвистики, прагматики. Во второй главе рассматривается рекламный дискурс, характер воздействия на адресата, подробно описывается каждый из четырех определенных характеров воздействия. В заключении подводится общий итог проделанной работы. Список используемой литературы включает 34 названий работ отечественных и зарубежных авторов.
1.1 Дискурс как лингвистическое понятие Исходя из того, что терминологическая точность – условие, которое должно соблюдаться в любом, претендующем на научность исследовании, здесь мы обратимся к рассмотрению проблемы дискурса как лингвистического понятия. В современной науке очень часто используется термин « дискурс ». Причем, мало кто оговаривает свое понимание термина, предоставляя, таким образом, читателю или слушателю возможность разобраться во всем самому. Однако не всегда синтез фоновых знаний и конкретного контекста приводит к однозначному понятию того, что стоит за словом «дискурс». Дискурс как термин активно функционирует в научном обиходе многих дисциплин. Нас же интересует лингвистика. Но лингвистические понимания дискурса достаточно многочисленны, а за некоторыми из них стоят сложные, хорошо усвоенные научной мыслью концепции (Ф.Соссюр, Бенвенист, Бюиссанс, французская школа анализа дискурса (Пеше). Даже беглый обзор этих концепций – сложная задача, поэтому рассмотрим только те положения лингвистов, которые представляются наиболее важными для данной работы. Патрик Серио называет 8 значений слова «дискурс», из которых интересны следующие:
Понимание дискурса как речи, противопоставляемой языку, вызывает необходимость введения категории текста. Это косвенно подтверждает и перевод французского discours: «на русский язык переводилось как дискурс (В.А.Звегинцев), речь, тип речи, текст, тип текста».2 В данной работе мы будем дифференцировать речь и текст. Достаточно убедительно разграничивает дискурс и текст Теун Ван Дейк: «Дискурс – актуально произнесенный текст, а «текст» - это абстрактная грамматическая структура произнесенного. Дискурс – это понятие, касающееся речи, актуального речевого действия, тогда как «текст» - это понятие, касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности».3 В данном фрагменте мы видим, что дискурс уже не есть собственно речь, но скорее абстрактное понятие речи. Обратимся к словарю: дискурс – «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте».4 Таким образом, у нас складывается вполне определенное понятие дискурса: дискурс не есть текст, но есть в тексте, если рассматривать последний как комплекс высказываний, т.е. речевой (или коммуникативный) акт и его же результат.
Рассмотрение дискурса с точки зрения прагматики (понимаемой семиотически как часть моррисовской триады семантика – синтактика - прагматика5) следует начать с анализа схемы, предложенной бельгийским лингвистом Э. Бюиссансом. Она заключается в следующем: «langue – система, некая отвлеченная умственная конструкция, discours – комбинации, посредством реализации которых говорящий использует код языка, (то есть сема), parole – механизм, позволяющий осуществить эти комбинации (то есть семиотический акт)». Приведем еще одну цитату: «Во французской лингвистике главенствует позиция, восходящая к Бенвенисту: дискурс не является простой суммой фраз, при его рождении происходит разрыв с грамматическим строем языка. Дискурс – это такой эмпирический объект, с которым сталкивается лингвист, когда он открывает следы субъекта акта высказывания, формальные элементы, указывающие на присвоение языка говорящим».6 Здесь мы видим, по сути, подтверждение того, что дискурс может пониматься как индивидуальный над-языковый код, подчиняющий себе грамматический строй языка. Понимание такого кода требует со стороны реципиента определенных усилий, направленных на «подключение» к коду дискурса и, таким образом, включения себя в «высказывательную» ситуацию. Теперь стоит упомянуть А.Греймаса и Ж.Курте, которые в своем объяснительном словаре7 отождествили дискурс с семиотическим процессом, утверждая, что, «все множество семиотических фактов (отношений, единиц, операций и т.д.), располагающихся на синтагматической оси языка» можно рассматривать как относящееся к теории дискурса. В этой же работе они сопоставили понятие «вторичной моделирующей системы» советских семиотиков с понятием дискурса, выработанном на французской почве (которое следует истолковывать как процесс, предполагающий систему). Это последнее определение оказывается исключительно важным, так как вводит в понятие дискурса, как кода, синтагматическое и парадигматическое измерения, а, следовательно – понятие системности. Таким образом, на основании выборочного анализа различных пониманий дискурса в лингвистике, мы можем дать дефиницию дискурсу: Дискурс – такое измерение текста, взятого как комплекс высказываний (т.е. как процесс и результат речевого (коммуникативного) акта), которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические идеологические отношения между образующими систему формальными элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта высказывания, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста.8 2. Рекламный дискурс 2.1.Стиль рекламного дискурса Рекламный дискурс определяется как завершенное сообщение, имеющее строго ориентированную прагматическую установку (привлечения внимания к предмету рекламы), сочетающее дистинктивные признаки устной речи и письменного текста с комплексом семиотических (пара- и экстралингвистических) средств.9 Реклама является уникальным социокультурным явлением: ее формирование обусловлено социальными, психологическими, лингвистическими факторами, особенностями «эстетического сознания» социума и его культурными традициями. Основной целью рекламы является « возбудить потребительский зуд» (из программы «Профессия» телеканала НТВ, Москва 19.04.97), т.е. всеми средствами воздействовать на прагматическую сферу потребителей рекламы. Для этого наряду с другими средствами используются разнообразные стилистические приемы, целью которых является активизация интереса адресата и создание благоприятных условий для закрепления рекламного дискурса в сознании реципиента. Стиль, как представляется, интегрирует, унифицирует средства, составляющие рекламный дискурс, и в то же время дифференцирует его, отличая от других. Стиль выступает как своего рода «цементирующий материал», так как он проявляется в отборе и аранжировке образующих элементов как на уровне собственно лингвистической структуры, так и на уровне содержания. Частотны случаи детерминации, когда стилистически маркированный элемент употребляется на фоне стилистически нейтральных единиц и определяет стилистическую окраску всего рекламного дискурса: Yes, it fits in your garage. No it doesn’t enjoy being cooped up. |
Высшего профессионального образования «международный институт рынка» Экономика предприятия Методические рекомендации предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента Международного института рынка, обучающихся... | Высшего профессионального образования «международный институт рынка» Экономика предприятия Методические рекомендации студентам специальности «Менеджмент организации» по выполнению контрольных работ и рефератов | ||
Международный рынок ценных бумаг Цель дисциплины «Международный рынок ценных бумаг» ознакомить студентов с особенностями рынка ценных бумаг зарубежных стран, раскрыть... | Утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе ноу впо «Международный институт рынка» Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
1. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка Понятие инвестиционного... ... | Международный валютный фонд и Россия Международный валютный фонд- межгосударственный институт предоставления кредитов. 4 | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Особенности деятельности нефтяного рынка. Международный трейдинг нефти 30 | В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 М. В. Крюков – международный арбитр, квалификационно-судейской комиссии ршф (председатель коллегии арбитров России), а также И. В.... | ||
Анализ рынка недвижимости г Ярославля С этих позиций изучение рынка недвижимости как объекта управления, исследование финансово-экономических и организационных проблем... | Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности... Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета Федерального государственного... | ||
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования... | М еждународный банковский институт Кредитно-банковская система, ее структура и роль. Функции банков, фондового рынка. Банковские операции | ||
Аннотация учебной дисциплины «Основы финансовых рынков и рынка ценных бумаг» «Основы финансовых рынков и рынка ценных бумаг» определяет понятие рынка ценных бумаг, углубляет знания слушателя о его инструментах... | Федерации Фонд «Институт фондового рынка и управления» Потребительский рынок товаров и услуг. Его состав и характеристика важнейших элементов | ||
Программа учебной дисциплины русский язык «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» – Дмитровский институт непрерывного образования | Демографические аспекты развития рынка труда Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижегородский институт управления) |