В. И. Аннушкин





Скачать 189.66 Kb.
НазваниеВ. И. Аннушкин
Дата публикации20.07.2013
Размер189.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

В.И.Аннушкин


Что есть счастье: риторика поздравительной речи в процессе формирования личности
Воспитание личности, определение человеком своих жизненных ориентиров и ценностей, тем более развитие творческих возможностей невозможны вне речевого воспитания. Между тем, именно воспитание Словом оказывается наиболее трудным и острым вопросом для практической педагогики, которая для всякого специалиста (будь то филолог, или психолог, или юрист, или политик, или журналист) всегда связана с учением об убедительной и эффективной речи. Неслучайно классическая античная и русская наука называла риторику «царицей наук и художеств», поскольку всякая наука (в педагогике – учебный предмет) выражает себя через речь.

При бурном интегративном развитии современного знания видишь, как много близких идей высказывается в анализе сходных проблем филологами, для которых Слово является их непосредственным предметом, психологами (особенно в психологии общения), юристами (в сущности юриспруденция есть не что иное, как частная риторика, т.е. оперирование словом в ситуациях судебной «конфликтной» речи), политиками и политологами («политика есть общение» – И.А.Ильин) и т.д. Этот ряд можно продолжать вследствие того, что все основные интеллектуальные профессии суть речевые профессии, объединенные Словом, которое точнее было бы назвать по-старинному Логосом, поскольку Слово-Логос предполагает не только словопроизнесение («празднословия не даждь души моей»), но формирование замысла (точнее говорит духовная этика: помысла) и адекватное его выражение, исполнение, реализацию в речевых контактах с людьми.

Данная статья пишется вследствие ясно обозначившейся схожести интересов психологии (в частности, логопсихотерапии) и риторики, восстановившей в последние 15-20 лет свой предмет как учения об эффективной и целесообразной речи (при том, что в России создана Ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики, отсылаем читателей к трудам ученых МГУ имени М.В.Ломоносова, хотя их трудами не ограничивается современная палитра риторических научных школ России - 1). Риторика, понимавшаяся в древности как «искусство нахождения убеждения относительно каждого данного предмета» (2, 18), понимается сегодня как фундаментальная наука о речевых коммуникациях развитого информационного общества. Риторика играет важнейшую роль регулятора и показателя стиля жизни общества, поскольку любая общественная деятельность организована словом. В таком случае риторика становится наукой об управлении обществом.

Понятно, что любой человек начинает размышлять о необходимости иметь риторические навыки как в обыденной жизни, так и в профессиональной деятельности, поэтому велик общественный спрос на обучение риторическим дисциплинам. Это можно почувствовать практически по запросам, которые получают специалисты по риторике на организацию различных тренинговых курсов по риторике, где с одной стороны, заказчик хочет научиться говорить «практически», «овладеть речевым мастерством, ораторским искусством», с другой стороны, подспудно ощущает необходимость укрепить себя личностно, психологически.

Автор данной статьи много лет занимается преподаванием риторики не только как лекторского университетского курса, но и практического курса речевого мастерства. Впрочем, нужно сказать, что наиболее эффективно органическое соединение риторической эрудиции и риторической учебной практики: если постижение знания позволяет получить рациональное «удовольствие» и придать уверенность в том, о чем говорит оратор, то практика постепенно формирует психологическую уверенность самого оратора, мобилизует его энергетику, зримо насыщает личность говорящего навыками и умениями эффективного общения.

Прежде чем предложить краткое описание фрагмента курса, посвященного речам о «счастье», кратко опишем организацию курса «Риторика – культура речи - ораторское мастерство». Участники курса успевают написать, вытренировать, услышать замечания преподавателя и коллег-риторов в 4-5-ти речах на следующие темы:

  1. Самопредставление («Честь имеем представиться!»).

  2. Поздравительная речь («Я желаю счастья вам!»).

  3. Публицистическая речь: защита тезиса, избираемого по инициативе самого оратора.

  4. Дискуссионная речь: защита спорного тезиса («за» и «против»).

В организации занятий к теоретическим беседам о сущности риторики и законах построения речи добавляются анализ образцовых речей, классической и современной речевой практики, тренинг техники речи, декламация отрывков из классических и современных речей. При этом приходится оперативно реагировать на сиюминутные потребности самих участников курсов, среди которых превалируют молодые представители самых разных специальностей, реально заинтересованные в том, чтобы улучшить, развить, сформировать грамотную, действенную, эффективную речь.

Наиболее сложным вопросом в понимании того, что есть риторика и для чего необходимо учиться искусству действенного речевого управления, важно передать простую мысль о том, что Слово есть «меч обоюдоострый», который может быть использован и во благо, и во зло, поэтому цель обучения риторике – формирование прежде всего достойного человека, а не просто натаскивание на «успех» (одно из наиболее популярных сегодня «рекламных» словечек, которое хотелось бы правильно истолковать, чтобы не вводить обучающихся в обман).

Попробуем определить, что такое практическое обучение в искусстве владения речью, словом, как сформировать ритора – мастера словесного убеждения, воздействия. Как должен быть организован учебный процесс?

  1. Ритора формирует философская, нравственная и социальная позиция. Хотя теория «сера и вечно зелено древо жизни», практика должна питаться глубокими философскими корнями. Поэтому риторика основывается на знании предмета речи, и мы не можем никуда уйти от необходимости освоения как теории риторики, так и знания самого предмета, о котором говорит ритор.

  2. Ритора формируют не столько упражнения, сколько реальный опыт эмоциональных переживаний, подготовки и практических выступлений. Сама ситуация публичной речи, в которую попадает говорящий (студент или участник курсов), создает такую почву для развития личности, ее психологического утверждения.

  3. Ритор не просто научается говорить, хотя обретение смелости и раскрепощенности способствует более свободному рождению мыслей. Мысль должна быть ответтственной и выстраданной (вспомним героя, у которого при раскрепощенной речи «легкость мыслей необыкновенная»…) Значит, ритор обязан много читать, писать, анализировать. Всякому ученику в риторике необходимо внушить мысль о том, что риторика не есть красивое говорение, но прежде всего уместная, оптимальная, умная речь, отчего предмет риторики определялся Н.Ф.Кошанским, учителем царскосельских отроков, как «изобретение, расположение и выражение мыслей» (3, 1), а способами обучения риторике назывались «чтение, размышление, упражнения» (3, 3). Таким образом, серьезность творчества выводит современного ритора-ученика к готовности излагать свои мысли, и, кстати, именно серьезность и важность риторических задач позволяет строить обучение с радостной энергетикой педагогического общения.

  4. Современный учащийся не может пройти мимо теории риторики, все положения которой необходимо применить в учебной и практической деятельности. Поэтому особый удовлетворяющий эффект рациональной эмоции студент испытывает, добросовестно изучая теорию риторики. В освоении знаний есть сила, обогащающая личность. Эта сила затем проявится в практических сражениях.

Практическая тренировка обычно ведется в форме составления и произнесения речей. Формы тренировки могут быть самыми различными. Задача педагогико-риторического и психологического сообщества – оценить эти формы, постоянно обмениваться ими и искать наиболее эффективные. Пусть каждый из нас расскажет: «я это делаю вот так! А как вы?»

Первой речью на семинарских занятиях обычно бывает самопредставление. «А зачем представляться, если мы друг друга и так уже знаем?» Этот вопрос легко ответить тем, что никто друг друга не знает в полной мере и все зависит только от того, какие глубины своего внутреннего облика или внешних событий своей жизни захочет показать писатель-оратор. Понятно, что направление мысли при этом может быть самое различное. Поэтому к семинару по составлению речей-самопредставлений предлагаются до двадцати оригинальных вопросов, касающихся личности. Оратор вправе выбрать то направление мысли, которое ему покажется наиболее интересным для того, чтобы представить себя «человеком известного склада».

Произнесение речи может быть импровизированным, когда импровизированная речь составляется «здесь, сегодня, сейчас» – за ораторским пюпитром. 2-й вариант – можно дать слушателям подумать над вопросом несколько минут, хотя более динамично учить публичному переживанию прямо на сегодняшнем занятии. 3-й вариант – произнесение речи после домашней подготовки. При этом возможно как произнесение речи с планом или тезисами, либо же произнесение речи с написанным текстом перед глазами оратора. Ссылаясь на неопытность, участники курса обычно «просят» разрешить ему пользоваться текстом. На это можно пойти, но при этом следует сразу предложить оценивать, как осуществляется контакт со слушателями, какова воздействующая сила речи.

Схема оценки не должна быть сложной, как это любят приводить некоторые методисты, расписывая числом до двадцати параметры речи. Обычно вполне достаточно предложить оценивать содержание, эмоцию, слова (лексику), синтаксис (построение фраз), произношение и телодвижение (пластику).

Результат таких занятий в очевидной пользе практики публичных выступлений даже перед своими коллегами-товарищами, т.к. «держать монологическую речь» гораздо труднее, нежели отвечать репликой на вопрос преподавателя. Произнесенная речь (а при анализе особенно необходим написанный текст) ясно показывают стилистическое мастерство оратора. Мы намеренно говорим о стиле, поскольку стиль есть результат содержательно-мыслительных усилий создателя речи. В стиле проявляется индивидуальность оратора, не побоявшегося взять на себя смелость утверждать нечто новое, причем хорошему оратору удается и соответствовать вкусам публики, и одновременно утверждать новые идеи.

Наконец, о счастье… В «Риторике» Аристотеля сказано, что «счастье – известная цель всякого человека», а «все наши уговаривания и отговаривания (то есть наши речевые действия) касаются счастья, что к нему ведет и что ему противоположно» (2, 29) . Значит, искусен в речи будет тот, кто лучше понимает, а вследствие этого напишет или скажет, что такое счастье. Аристотель определяет счастье как «благосостояние, соединенное с добродетелью, или как довольство своей жизнью, или как приятнейший образ жизни» (2, 29).

Обучение красноречию всегда начиналось с написания и произнесения хвалебных, торжественных, праздничных речей. Этот род речей назывался в античности эпидейктическим (греч. эпидейксис означало «похвала или хула»). Наряду с совещательным и судебным родами речей эпидейктическая речь составляла три основных рода речей, обучение которым позволяло воспитать государственного мужа. Цель эпидейксиса – показать «прекрасное» в предмете речи, по содержанию же торжественная, праздничная речь, произносимая по поводу настоящего праздника, должна соединить прошлое и будущее, как бы оценив прекрасное, совершенное в прошлом и прогностически пожелав прекрасного будущего, магически зафиксировав его добрыми и светлыми словами. Стилистически эпидектическая речь предполагает как раз то, чего не умеют обычно делать наши современные риторы: распространять свою речь, поскольку на празднике ценится именно неложная готовность похвалить предмет своей речи, что проявляется и в известной велеречивости. Наш же современный оратор обычно ограничивается лишь указанием «за любовь!», либо «за женщин!», либо «за здоровье!», не умея (точнее, не будучи обучен) распространению своих мыслей.

Эпидейктическая, поздравительная речь - наиболее простой, но чрезвычайно важный для жизни любого общества вид речи. Если праздники отсутствуют в жизни общества или отдельного человека, общество (ил человек) мрачнеет, съеживается. Поэтому вдохновляющая роль доброжелательного слова, которое должно нелицемерно звучать на любом празднике, трудно переоценить. Оно имеет обрядовую, магическую, настраивающего на оптимистическое бытие функцию. Если человек не слышит такие слова, если не умеет произнести их сам, общество теряет и некоторые основополагающие ориентиры, поскольку в эпидейктической речи звучат некоторые «главные» для людей мировоззренческие понятия. Кстати, в перестройку общественное настроение мрачнело не столько вследствие отсутствия праздников (их количество даже увеличилось), сколько вследствие отсутствия их словесного обоснования, наполнения, которое должно быть не обманно-велеречивым, а осмысленным оригинальными речами и новой словесной стилистикой текстами.

Далее считаем возможным поделиться с коллегами результатами занятий по обучению риторике поздравительной речи, ибо по самому содержанию речей можно будет почувствовать и их эмоциональный настрой, и наполняющее их содержание. Впрочем, необходимо добавить, что произнесению предшествуют не только практические советы по произнесению речи, но и некоторый вспомогательный материал, который раздается учащимся. Приведем его по возможности полно. При том, что будущий оратор может выбрать любое понравившееся ему высказывание и по нему построить речь, ему предлагаются «Цветник мыслей» по образцу «Цветника духовного» – набор афоризмов, цитат, крылатых выражений. Кроме этого, предлагаются пословицы из «Словаря» В.И.Даля, которые удачны тем, что настраивают на иной, несколько сниженно-народный, но глубокомысленный стиль. Вот часть этих материалов:

Мысли о счастье мужей святых и древних



Счастье помогает тому, кто сам себе помогает умом и трудом.

За счастьем ездят за моря и рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем почти не заглядываем.

Ищи счастья в собственном твоем сердце: если там его нет, то нигде его не найдешь.

Наука быть счастливым проста: люби свои обязанности и ищи в них наслаждения (Мотвиль).

Бессмертной души нельзя напоить водою земных удовольствий: эта вода только усиливает жажду в бедной душе (Филарет Архиепископ Черниговский).

Чтобы быть счастливым, надо быть благочестивым.

Имей истинное благочестие, и тогда будешь иметь истинное счастие (Св. Тихон Задонский).

Всего чаще слава покупается на счастье, удовольствие – на здоровье, милость знатных – на независимость, деньги – на совесть. (4).

В.И.Даль – о счастье и удаче

Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села.

Счастье без ума нипочем.

Счастье без ума – дырявая сума (что найдешь, то и потеряешь).

Счастье что волк: обманет да в лес уйдет.

Сегодня счастье, завтра счастье – помилуй Бог, а ум-то где? (Суворов).

Счастье везет дураку, а умному Бог дает.

Не родись красивый, а родись счастливый.

Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив.

Клад да жена – на счастливого.

Кому счастье служит, то ни о чем не тужит.

И с умом, да с пустой сумой, а и без ума, да туга сума.

Счастье придет, и на печи найдет.

Дурак спит, а счастье в головах лежит.

Сегодня полковник, а завтра покойник.

Сегодня в порфире, а завтра в могиле.

Счастью не верь, а беды не пугайся!

Надобно жить как набежит.

Не живи, как хочется, а живи, как можется (5, 41-57).
В написании речей предлагается утверждать собственную точку зрения, ибо убедить кого-либо в чем-либо – «значит предстать человеком известного склада» (Аристотель – 2, 17). В сущности именно это наиболее трудная задача в обучении риторике. Несмотря на то, что частники курсов обычно склонны проявить свою первоначальную самостоятельность, когда на поверку требуется высказать свое мнение, этого-то мнения обычно не хватает либо вследствие недостатка эрудиции, либо вследствие несформированности самих убеждений, ценностных ориентаций. Тогда-то как раз и возможны банальные ссылки на то, что «у каждого свое понимание счастья», или «счастье трудно определить»… Задача грамотного ритора – заявить о своей жизненно-философской позиции, ясно обозначив ее не только в уместных и оригинальных мыслях, но и в оригинальном, свойственном только ему стиле.

Поэтому в качестве некоторого возможного образца предлагаются некоторые и оригинальные литературные образцы, например, стихи Г.Р.Державина «На Новый год» (1781), где жизненные ценности, о которых требуется говорить в поздравительной речи, зафиксированы, в частности, в следующих словах:

Мое желание, предаться

Всевышнего во всем судьбе,

За счастьем в свете не гоняться,

Искать его в самом себе.

Меня здоровье, совесть права,

Достаток нужный, добра слава

Творят счастливее царей.
А если милой и приятной

Любим Пленирою своей

И в светской жизни коловратной

Имею искренних друзей,

Живу с моим соседом в мире,

Умею петь, играть на лире, -

То кто счастливее меня?
Именно на этом занятии, посвященном «счастью», предлагается перечень положительных свойств человека в лексической игре «Угадайте Ваш характер!». Написаны 130 характеристик женского характера (не в угоду женщинам, они все положительные, но достаточно острохарактерные). Из этих качеств, названных прилагательными, легко выводятся существительные, называющие свойства и ценности, которые могут желаться в поздравительных речах. Разнообразие этих характеристик пусть оценит читатель:

Угадайте Ваш характер!

Для этого назовите три цифры от 1 до 130:

  1. великолепная

  2. замечательная

  3. чудесная

  4. удивительная

  5. изумительная

  6. ослепительная

  7. прелестная

  8. бесподобная

  9. просто гениальная

  10. сногсшибательная

  11. очаровательная

  12. обаятельная

  13. миловидная

  14. прекрасная

  15. привлекательная

  16. добрая

  17. нежная

  18. сердечная

  19. заботливая

  20. слегка сентиментальная

  21. решительная

  22. энергичная

  23. необыкновенно милая

  24. чуть кокетливая

  25. очень способная

  26. смышленая

  27. сообразительная

  28. талантливая

  29. ну просто умница

  30. изобретательная

  31. остроумная

  32. веселая

  33. добродушная

  34. добросердечная

  35. доброжелательная

  36. ну просто славная

  37. хлопотливая

  38. чуткая

  39. мягкая

  40. обходительная

  41. покладистая

  42. внутренне светлая

  43. самостоятельная

  44. благовоспитанная

  45. добросовестная

  46. красноречивая

  1. мечтательная

  2. общительная

  3. спокойная

  4. сладкоречивая

  5. огневая

  6. боевая

  7. пламенная

  8. пылкая

  9. зажигательная

  10. бойкая

  11. неугасаемая

  12. неунывающая

  13. неутомимая

  14. независимая

  15. незаменимая

  16. непритязательная

  17. необыкновенная

  18. очень даже оригинальная

  19. загадочная

  20. таинственная

  21. дерзновенная

  22. спокойная

  23. выдержанная

  24. хладнокровная

  25. рассудительная

  26. хитроумная

  27. проницательная

  28. мудрая

  29. любознательная

  30. кроткая

  31. мудрая и скромная

  32. благоразумная

  33. поразительная

  34. работоспособная

  35. трудолюбивая

  36. целеустремленная

  37. удачливая

  38. везучая

  39. здравомыслящая

  40. предусмотрительная

  41. понятливая

  42. находчивая

  43. великодушная

  44. душевно щедрая

  45. терпеливая

  46. задорная

  1. ловкая

  2. чуть робкая

  3. чуть застенчивая

  4. немного чувствительная

  5. вдохновенная и вдохновляющая

  6. безупречная

  7. безукоризненная

  8. абсолютно идеальная

  9. любезная

  10. дружелюбная

  11. благорасположен-ная

  12. утонченная

  13. элегантная

  14. любопытная

  15. воздушная

  16. внимательная

  17. отзывчивая

  18. любвеобильная

  19. мягкосердечная

  20. простосердечная

  21. бескомпромиссная

  22. миролюбивая

  23. учтивая

  24. тактичная

  25. сострадательная

  26. старательная

  27. жизнедеятельная

  28. по-женски беспечная

  29. деловая

  30. слегка легкомысленная

  31. но строгая

  32. требовательная

  33. незлопамятная

  34. снисходительная

  35. пытливая

  36. все-е понимающая

  37. гуманная

  38. не женщина, а клад!



Речи участников курсов оцениваются по их смысловой насыщенности, стилистической оригинальности, а затем качествам произношения. Построение речей может быть осуществлено по образцу классической хрии, предполагающей определение понятия, имеющегося в утверждаемом тезисе, обоснование (причина), сравнение, антитеза, пример, свидетельство (дополнительная ссылка на мнение авторитетного лица, крылатое выражение и т.д.).

Поскольку основной категорией риторики является образ ритора, т.е. формирование речевой личности с собственным мировоззрением, оригинальным складом ума, своеобразной словесной стилистикой, трудно получить идеальный вариант исполнения поздравительной речи. И все-таки из сотен написанных речей, выделяются некоторые индивидуальные речи, рожденные непременно вдохновением, соединенным с творческой изобретательностью – как мыслительной, так и словесной.

Вот несколько таких образцов:
Это размытое притягательное обязывающее понятие «счастье».
Живи и жить давай другим,

Но только не за счет другого;

Всегда доволен будь своим,

Не трогай ничего чужого;

Вот правило, стезя прямая

Для счастья каждого и всех. Г. Державин.

Вот она нехитрая формула счастья. Казалось бы, что может быть проще?! Почему же тогда так мало людей, считающих себя счастливыми? Почему так многие находятся в состоянии постоянной погони за счастьем, которое никак не хочет им подыграть? И оно право! Ведь путь не меньшее счастье, чем цель.

На мой взгляд, настоящее счастье в предчувствии его, так как само оно лишь мгновение. Мгновение, ради которого человек рожден. Каждый человек достоин счастья! Но каждый видит в этом размытом понятии что-то свое. Для одних, счастье – видеть росу на зеленой траве, слабые лучики весеннего солнца, дающие надежду на скорый приход тепла. Для других, счастье – это деньги, много денег, очень много денег. А третьи «счастие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят».

Оппенгейм справедливо сказал:”The foolish man seeks happiness in the distance, the wise grows it under his feet”, что можно перевести так: «Глупый человек ищет счастье на стороне, мудрый взращивает его у себя под ногами».

Счастье ко многому обязывает. На мой взгляд, самое страшное – быть лично счастливым. В любое время, в любом обществе рука об руку со счастьем идет несчастье. И важно вовремя обратить внимание на окружающих тебя людей и постараться помочь и им. Тут нельзя не вспомнить замечательное образное высказывание мастера художественной детали А.П.Чехова: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастье и что после непродолжительного счастья наступает несчастье». Поэтому счастье обязывает душу благородного человека. «Счастье, прилепляясь к людям слабого духа, делает их гордыми и ожесточает. Но когда предается мужам великого духа, то еще большим окружает их сиянием, доставляя им случай помоществовать человечеству, которое они более всех умеют чтить». (Н.Новиков)

Счастье без ума -- дырявая сума: где найдешь там и сгубишь. Счастье у каждого под мозолями лежит – вторят писателям русские пословицы.

Не каждый способен довольствоваться малым и быть счастливым человеком. А ведь настоящее счастье именно в этом!

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней! Как немного нужно, чтобы сделать жизнь счастливой!
Парадоксально, но именно вдохновение и старание рождают иногда наилучшие с риторической точки зрения сочинения. Ниже решаемся привести речь одного корейского студента, написанную с множеством ошибок, однако пушкинское «без грамматической ошибки я русской речи не люблю» особенно подходит к таким речам, поскольку и Пушкин утверждал в данном случае отсутствие банальностей и ходульностей в речи при наличии личностной характерности, энергетики, собственного стиля. Другая ораторская трудность – нехватка слов - также сыграла верную службу «оратору» - повторы в его речи позволили создать фигуры речи (анафоры, параллельные конструкции), а оригинальные восточные сравнения, нехарактерные для русской речевой культуры, сделали его речь особенно привлекательной для слушателей. Если прибавить к письменному оформлению множество рисунков, которыми обычно сопровождается такой текст, а в устной речи характерность произношения, то результат действенности речи может считаться достигнутым. Вот эта «корейская» речь:
Я желаю вам свободы!

Свобода – крылья счастья!

Как вольная пташка: где захотела, там и села.

Откуда счастье без свободы!

Вы не можете делать то, чем вы хотите заниматься!

Вы не можете ехать туда, куда вы хотите направлять!

Желаю, чтобы вы, как я, могли ехать в страну, язык которого вы изучаете!

Желаю, чтобы вы, как я, смогли изучать язык, который вам нравится навсегда.

Ах! Ты! Свобода!

Моя вся жизнь зависит от тебя!

Ты дала мне душевные крылья!

Ты дала мне телесную тишину!
Я желаю вам дружной семьи!

Семья – источник счастья!

Когда вы были печальны, когда вы были грустны, вы смогли испытать теплоту из семьи!

Какое это симпатичное счастье!

Кто может весело жить без родных!

Желаю, чтобы у вас, как у меня, была счастливая семья.

Желаю, чтобы у вас, как у меня, были способный папа и ласковая мама.

Ах! Ты! Моя семья!

Моя вся жизнь зависит от тебя!

Я тебе отдал все горести, а ты мне подарила вечные утешения!
Я желаю вам здоровья!

Здоровье – обеспечения счастья!

Без здоровья у вас не будет здоровья и не будет веселой семьи!

Здоровье обеспечивают ваши интересы, ваши работы, ваши любви.

Желаю, чтобы у вас, как у меня, здоровое тело, здоровое душа!

Желаю, чтобы вы, как я, смогли бегать на лугу, смогли плавать в море и летать на небе!

Ах! Ты! Мое здоровье!

Моя вся жизнь зависит от тебя!

Желаю, чтобы вы, здоровье, как воздух, как вода, как русский язык, сопровождал со мной навсегда!

Речь с множеством ошибок произнесена! Какой простор для дальнейшей преподавательской работы! Как много можно показать на ней и достоинств (чего стоит один только тройной повтор!), и недостатков (весь урок можно посвятить исправлению ошибок и анализу оригинальных авторских сравнений)! Обратим внимание на «простоту» выражений и краткость предложений. :Если у одних риторов достоинством будет эта самая простота и краткость, то у других достоинством становится оригинальная распространенность речи, к которой оказался способен именно данный создатель текста.

Выше было сказано о том, что необходимым источником написания ораторской речи является столь необходимая категория как вдохновение. Вдохновение, пожалуй, состоит в том, чтобы пришла та самая внезапно рожденная идея, которая окрылит и заставит творить писателя, оратора, поэта, создателя любого текста, в том числе, документа. Этот процесс блистательно описан одним из лучших русских поэтов ХХ столетия Георгием Ивановым:
А что такое вдохновенье?

- Так…Неожиданно, слегка

Сияющее дуновенье

Божественного ветерка.
Над кипарисом в сонном парке

Взмахнет крылами Азраил –

И Тютчев пишет без помарки:

“Оратор римский говорил…”
Определить, «что есть счастье?» действительно трудно, но счастлив тот, кто сознательно фиксирует собственное, свое определение. Давая это определение, он как бы утверждает собственное счастье в собственных словах. В этом смысл данного методического приема – как для формирования речевых навыков, так и для формирования личности, которую мы хотим сделать нашими занятиями осмысленно счастливой.

Обучение риторике, несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю, имеет много нерешенных вопросов. Энергичная быстротекущая действительность требует сиюминутного, современного ответа на изменения, поэтому из образования уходит прежде всего фундаментальность, хотя именно ее сохранение утверждается как «главная задача российской образовательной политики». Все большую привлекательность в глазах учащихся, пользователей языка приобретают не знания, а «натаскивания», угадывания и мобильная ориентация в системе тестов, тренировка навыков. Поэтому так модны сегодня всякие тренинг-курсы, краткосрочные семинары с видимостью получения знаний, гарантирующие призрачный «успех». Однако подлинный успех приходит в результате упорного труда, глубоких знаний, постоянной тренировки, ведь «подлинное красноречие слагается из многих знаний и стараний». Тогда же формируется личность ритора как человека достойного, ответственного за высказанные мысли и речевые поступки, сознательно оценивающего все трудности того «счастья», которое зовется «роскошью человеческого общения».
ЛИТЕРАТУРА

  1. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. 3-е изд., – М., 2003; Он же. Теория риторики. 2-е изд., М., 1999; Волков А.А. Курс русской риторики. – М., 2000; Он же. Основы риторики. – М., 2003; Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 2002. Он же; Русская риторика: исторический аспект. – М., 2003.

  2. Аристотель. Риторика. // Античные риторики // Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 1978.

  3. Кошанский Н,Ф. Общая реторика. Спб., 1829.

  4. Цветник духовный. Спб., 1903.

  5. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1984. Т. 1.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. И. Аннушкин iconАксенова Л. П. Проблемы формирования риторической культуры преподавателя высшей школы
Аннушкин В. И. (Москва) Риторическое знание в окружении современных «речевых» наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск