Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения





Скачать 248.83 Kb.
НазваниеОсобенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения
страница1/2
Дата публикации22.11.2014
Размер248.83 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2

На правах рукописи

______________________




ЧИСТЯКОВА Виктория Владимировна




ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА БЛИЗНЕЦОВ В УСЛОВИЯХ АКТУАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Специальность 19.00.02 – «Психофизиология»

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

(психологические науки)








Ростов-на-Дону

2008

Работа выполнена на кафедре психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Южного федерального университета

Научный руководитель






член-корреспондент РАО,

доктор биологических наук, профессор

Ермаков Павел Николаевич




Официальные оппоненты:



доктор психологических наук, профессор

Измайлов Чингиз Абильфазович;
кандидат психологических наук, доцент

Эксакусто Татьяна Валентиновна




Ведущая организация –




Ставропольский государственный универ­си­тет


Защита состоится 31 октября 2008 года в 09.30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 29 сентября 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изуче­ния вклада генетической и средовой составляющих в межиндивидуальную изменчивость межполушарной асимметрии амплитудно-ритмических показате­лей ЭЭГ, зарегистрированной при различных функциональных нагрузках.

Закономерности межполушарного взаимодействия относятся к важней­шим, фундаментальным закономерностям мозговой организации. Эксперимен­тальными исследованиями отечественных и зарубежных авторов показано, что каждое из полушарий вносит в организацию определенных этапов когнитивной деятельности свой специфический вклад [Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., Хомская Е.Д., Спрингер С., Дейч Г., Газзанига М., Бианки В.Л., Мосидзе В.М., Эзрохи В.Л., Кураев Г.А., Москвин В.А., Ермаков П.Н., Воробьёва Е.В.].

В настоящее время в рамках теории функциональных систем мотиваци­онное возбуждение понимается как компонент афферентного синтеза, который является одним из механизмов, определяющих полезный приспособительный результат [Анохин П.К.]. При этом симметричные сенсорные и моторные системы могут быть представлены асимметрично в случае приспособительного эффекта [Ермаков П.Н.].

Проведенные исследования свидетельствуют о вкладе генотипа в межиндивидуальную вариативность разных параметров практически всех ритмических составляющих ЭЭГ и вызванных потенциалов [Шибаровская Г.А., Анохин А.П., Пантелеева Т.А., Шляхта Н.Ф., Мотульски А., Фогель Ф., Кочубей Б.И., Марютина Т.М., Мешкова Т.А., Гавриш Н.В., Равич-Щербо И.В., Малых С.Б., Егорова М.С., Пьянкова С.Д., Зырянова Н.М., Яковенко И.А., Черемушкин Е.А.]. И, если альфа-ритм изучен достаточно хорошо, то в отношении остальных ритмических составляющих данные ЭЭГ отличаются большей противоречивостью. Разнообразие используемой стимуляции так же не позволяет проводить сопоставление результатов работ различных авторов.

Целью настоящей работы явилось теоретическое и эмпирическое изучение особенностей электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения.

Предмет исследования - амплитудно-ритмические составляющие ЭЭГ близнецов, вклад факторов генотипа и среды в фенотипическую вариативность межполушарной функциональной асимметрии ЭЭГ в условиях актуализации мотивации достижения.

Объект исследования – близнецы от 14 до 27 лет: 29 пар однополых дизиготных близнецов и 30 пар монозиготных близнецов, 59 родителей близнецов.

Гипотезы исследования.

1. На межиндивидуальную изменчивость показателей межполушарной функциональной асимметрии амплитудно-ритмических составляющих ЭЭГ близнецов в условиях актуализации мотивации достижения наибольшее влияние могут оказывать средовые факторы, при этом вклад индивидуально-средовой составляющей в фенотипическую дисперсию может быть выше, чем вклад общесемейной составляющей.

2. Актуализация у обследуемых в условиях психофизиологического эксперимента мотивации стремления к успеху и избегания неудачи может обуславливать изменения структуры фенотипической дисперсии межполушарной асимметрии амплитудно-ритмических составляющих ЭЭГ разных зон.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

  1. Проанализировать психофизиологические исследования функцио­нальной межполушарной асимметрии в ЭЭГ при когнитивной деятельности и мотиви­рующем подкреплении.

  2. Проанализировать психогенетические исследования межполушар­ной асимметрии.

Методическая задача:

  1. Разработать комплекс методик, позволяющий изучить соотношения факто­ров генотипа и среды в межиндивидуальной вариативности межполу­шарной асимметрии амплитудно-ритмических составляющих ЭЭГ близнецов.

Эмпирические задачи:

  1. Оценить внутрипарное сходство монозиготных и дизиготных близне­цов, а также компоненты фенотипической дисперсии межполушарной асимметрии амплитудно-ритмических составляющих ЭЭГ близнецов.

  2. Рассмотреть динамику соотношения компонентов фенотипической диспер­сии межполушарной асимметрии амплитудно-ритмических составляю­щих ЭЭГ близнецов при актуализации в условиях психофизиологического экс­перимента мотивации стремления к успеху и избегания неудачи.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили позиции специалистов в рамках психофизиологии, концепции кото­рых основаны на постулате о физиологической опосредованности психических процессов [Лурия А.Р.; Анохин П.К.; Данилова Н.Н.; Равич-Щербо И.В.; Ма­лых С.Б.]; выводы, построенные в результате психофизиологических исследо­ваний межполушарной асимметрии [Москвин В.А.; Павлов С.В.; Рева Н.В.; Костандов Э.А.; Афтанас Л.И.; Разумникова О.М.; Алфимова М.В.; Воробьёва Е.В.; Ермаков П.Н.]; выводы, полученные в результате психогенетических ис­следований межполушарной асимметрии и исследований близнецов [Лурия А.Р.; Пантелеева Т.А.; Марютина Т.М.; Кочубей Б.И.; Зырянова Н.М.; Малых С.Б.; Егорова М.С.; Пьянкова С.Д.; Анохин А.П.; Шляхта Н.Ф.; Фогель Ф.; Мо­тульски А.; Мешкова Т.А.; Воробьёва Е.В.].

Методы исследования: психологические (беседа, анкетирование), пси­хогенетический (метод близнецов) и психофизиологические (электроэнцефало­грамма и метод оценки показателей вегетативных реакций), метод математиче­ской статистики.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологиче­ской обоснованностью работы, применением статистических методов, сравнением полученных данных с результатами исследований других авторов.

Положения, выносимые на защиту:

1. На межиндивидуальную изменчивость показателей межполушарной асимметрии амплитудно-ритмических составляющих ЭЭГ близнецов в усло­виях актуализации мотивации достижения наибольшее влияние оказывают сре­довые факторы, при этом вклад индивидуально-средовой составляющей в фе­нотипическую дисперсию выше, чем вклад общесемейной составляющей.

2. Актуализация у обследуемых в условиях психофизиологического эксперимента мотивации стремления к успеху и избегания неудачи связана с изменением структуры фенотипической дисперсии межполушарной асимметрии амплитудно-ритмических составляющих ЭЭГ:

2.1. При актуализации мотивации стремления к успеху происходит уве­личение генетической обусловленности межполушарной асимметрии парамет­ров тета–ритма для фронтальных отведений; альфа-ритма – для фронтальных, париетальных и окципитальных отведений; бета-1-ритма – затылочных отведе­ний, при этом для высокочастотных составляющих ЭЭГ (бета-2-ритма) наблю­дается уменьшение генетической обусловленности межполушарной асиммет­рии для центральных, темпоральных и париетальных отведений;

2.2. При актуализации мотивации избегания неудачи происходит уменьшение генетической обусловленности межполушарной асимметрии параметров альфа-ритма для фронтальных, темпоральных и окципитальных отведений; бета-1-ритма – затылочных и фронтальных отведений; бета-2-ритма - центральных и париетальных отведений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключа­ется в том, что впервые оценен вклад генетической и средовой составляющих в межиндивидуальную изменчивость межполушарной асимметрии амплитудно-ритмических показателей ЭЭГ, зарегистрированной при различных функцио­нальных нагрузках, а именно: в обычных условиях, при актуализации мотива­ции стремления к успеху, при актуализации мотивации избегания неудачи. Был сопоставлен вклад генетического фактора в межиндивидуальную вариатив­ность межполушарной асимметрии характеристик ЭЭГ в симметричных отве­дениях при различных функциональных нагрузках.

Подтвержденные гипотезы свидетельствуют, что актуализация у обследуемых в условиях психофизиологического эксперимента мотивации стремления к успеху и мотивации избегания неудачи по сравнению с пробой «Фоновая при закрытых глазах» связана с изменением структуры фенотипической дисперсии межполушарной асимметрии амплитудно-ритмических составляющих ЭЭГ в различных отведениях.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты и новые знания возможно использовать в лекционных курсах «Психофизиоло­гия», «Психогенетика», «Диагностика и коррекция функциональных состоя­ний», в организации образовательного процесса, при подборе кадров, при вы­боре эффективных стратегий организации мотивационного тренинга, в целях организации такой бизнес-среды, в которой у человека активизируются важные для работы его собственные мотивы.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2007); на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008» (Москва, 2008); на межрегиональной научно-практической конференции «Одаренность: стратегии инновационного развития» (Ростов-на-Дону, 2008); на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии факультета психологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2005-2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим автор­ским объёмом в 1,76 усл.п.л., в том числе одна статья в журнале, рекомендо­ванном ВАК РФ для публи­кации материалов кандидатских диссертаций.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, включающего выводы, практические рекомендации, пер­спективы дальнейшего исследования проблемы; списка литературы, включаю­щего 157 источников, из них 51 – на английском языке. Объём основного тек­ста составляет 122 страницы. Диссертационное исследование проиллюстриро­вано 2 Рисунками, 85 Таблицами и 8 Приложениями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяются цель, предмет, объект исследования; формулируются гипотезы, теоретические, методическая и эмпирические задачи; определяются методы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Психофизиологические и психогенетические иссле­дования электрической активности мозга в условиях когнитив­ной деятельности и мотивирующего подкрепления» анализируются наибо­лее значимые психофизиологические и психогенетические исследования, реле­вантные теме работы.

В первом параграфе «Психофизиологические исследования функцио­нальной межполу­шарной асимметрии в ЭЭГ» описываются наиболее значи­мые для формирования современного понимания межполушарной функцио­нальной асимметрии психофизиологические исследования.

В первом подпараграфе «История исследования межполушарной асимметрии в психофизиологии» приводятся работы, внесшие существенный вклад в базу знаний о закономерностях функционирования мозга человека, методах исследования, способах воздействия на правое и левое полушария: от комиссуротомии и метода картирования речевых областей мозга до экспериментов с «химерными стимулами» и временного наркоза каждого из полушарий [Галь Ф., 1822; Дакс М., 1836; Брока П., 1861; Джексон Дж., 1868; Вернике К., 1870; Бромвелл, 1899; Липман Г.К., 1921; Пенфилд У., 1930; Сперри Р., 1950; Вада Дж., 1960; Газзанига М., 1974; и др.]. Показано, что проблема изучения билатеральной организации мозговых функций нашла своё продолжение в исследованиях межполушарного взаимодействия в онтогенезе: в пренатальном и постнатальном периодах развития [Чуприков А.П., 1975; Гершвинд Н., Галабурда А., 1987; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Семенович А.В., 1991; Превик Ф., 1991; Лэлэнд К., 1995; Грюссер П., Зелке А., Цинда Т., 1995; Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В., 2004; и др.].

Во втором подпараграфе «Современные исследования межполушарной асимметрии мозга человека при когнитивной деятельности и мотивирующем подкреплении» описываются современные исследования межполушарной асимметрии мозга человека при когнитивной деятельности и мотивирующем подкреплении, в результате которых было выявлено, что на межполушарную функциональную асимметрию амплитудно-ритмических показателей ЭЭГ и ВП человека в процессе когнитивной деятельности могут влиять множество факторов (стратегия ментальной деятельности, психологические характеристики человека, фонетические или эмоциональные характеристики предъявляемых слов, метафоричность и символичность вызванных экспериментом ассоциаций, социально-демографические различия, способность выполнения мнемических заданий, тип и другие характеристики задачи и способы их решения; индивидуальные стили временной перцепции человека, индивидуальные особенности реализации мнестических процессов, особенности речевой активности, особенности аномалий цветовосприятия; эффекты последействия неосознаваемого эмоционального слова и др.) [Москвин В.А., 2002; Костандов Э.А., 2004; Разумникова О.М., 2008].

Во втором параграфе «Психогенетические исследования функцио­нальной межполушарной асимметрии в ЭЭГ» раскрываются наиболее зна­чимые для формирования современного понимания межполушарной функцио­нальной асимметрии психогенетические исследования.

В первом подпараграфе «Психогенетические модели природы межполушарной асимметрии и история формирования близнецового метода» показано, что существуют три основных направления в изучении вопроса происхождения левшества, а, следовательно, и функциональной межполушарной асимметрии: «генетическое», «культурное» и «патологическое». В настоящее время наибольшее распространение получили две генетические модели. М. Аннетт объясняет асимметрию мозга присутствием одного гена, который был назван ею фактором «правого сдвига». Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки, в которой выдвигается предположение о том, что рукость является функцией двух генов. На вероятность цитоплазматической закодированности асимметрии указывает С. Морган. «Культурно-социальные» концепции рассматривают правшество-левшество как следствие социального воспитания, опыта, условий жизни.

Из классического близнецового метода на сегодняшний день выросли разновидности. Это метод разлученных близнецов, метод семей близнецов или метод монозиготных полусиблингов, метод контрольного близнеца и метод близнецовой пары. Разновидности близнецового метода имеют свою историю. Так, П. Попенье впервые описал женскую пару разлученных в первый месяц жизни МЗ близнецов. Х. Ньюмен, Ф. Фримен и К. Холзингер в 1937 г. исследовали уже 19 пар разлученных близнецов. Именно А. Гезелл предложил метод контрольного близнеца (именуется также «методом близнеца-свидетеля», «взаимоконтроля близнецов», «контроля по партнеру»). Метод близнецовой пары был предложен Р. Заззо. Он показал, что часто близнецовая пара образует свой микромир («микрокосм»). И этот микромир характеризуется спецификой как внутри себя, так и во взаимоотношениях с внешним миром и существенно влияет на психическое развитие близнецов. Заззо описывал, что уже в раннем детстве проявляется эффект «близнецовости», иногда в речи пары близнецов местоимение «мы» появляется раньше, чем «я», в отличие от одиночнорожденных, значит, члены пары выделяют себя из внешнего мира как пару, а потом как отдельных личностей. Исследователь также описывал случаи, когда член пары своё отражение в зеркале воспринимал как образ своего со-близнеца. На основе анализа исторических данных показано, что близнецовые исследования ведутся не так давно – чуть более ста лет. История метода имеет настоящее и будущее.

Во втором подпараграфе «Психогенетические исследования ЭЭГ и со­бытийно-связанных потенциалов» анализируются исследования генетической обусловленности ЭЭГ и событийно-связанных потенциалов, где раскрывается направление исследований ЭЭГ как качественного в генетическом смысле при­знака, т.е. наследование паттерна ЭЭГ в целом [Джуель-Нильсен Н., Гарвальд Б., 1958; Фогель Ф., 1979; Бушар Т., Ликкен Д., Макгью М., Сегал Н., 1990], и направление, изучавшее вклад генотипа и среды в межиндивидуальную вариа­тивность количественных параметров ЭЭГ и событийно-связанных потенциа­лов [Шляхта Н.Ф. 1972; Анохин А.П., 1974; Пантелеева Т.А., 1975; Мешкова Т.А., 1978; Марютина Т.М., 1993], а также работы наследственной обусловлен­ности индивидуальных особенностей реактивных изменений ЭЭГ и событийно-связанных потенциалов в ответ на разнообразные варианты стимуляции [Шляхта Н.Ф., 1981; Фогель Ф., Проппинг П., 1981; Марютина Т.М., Ивошина Т.Г., 1984]. Cделан вывод - роль генотип-средовых факторов в межиндивиду­альной вариативности реактивных изменений ЭЭГ в ответ на сенсорные и про­чие воздействия изучена недостаточно.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconХайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения Психология мотивации достижения
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск
«Психология и общение» в условиях модульно-рейтингового обучения, актуализации их рефлексивного контроля над процессом и результатами...
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconНарушения мозгового кровообращения при опухолях головного мозга
Клинико-диагностические особенности с кровоизлиянием в опухоль головного мозга в зависимости от её гистологической структуры 55
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconФормирование мотивации младших школьников к изучению иностранного...
Методологические предпосылки исследования мотивации обучения младших школьников в условиях сотрудничества
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconРабочая учебная программа по дисциплине
Изучить морфологические, цито-, биохимические и функциональные особенности клеток крови, особенности картины периферической крови...
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационные технологии в развитии учебной мотивации» в современных условиях с учетом информатизации общества, падения учебной...
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения icon1 классификация приемников электрической энергии и их общие характеристики 2
Около 70% всей вырабатываемой в нашей стране электрической энергии потребляется промышленными предприятиями
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconОсобенности мотивации учения учащихся подросткового возраста
Желанием разобраться в причинах этого явления и продиктованы проведенные исследования. В статье рассматривается значение мотивации,...
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconВ. С. Ротенберг Функции парадоксального сна и регуляция моноаминов...
Функции парадоксального сна и регуляция моноаминов головного мозга. Приложение концепции поисковой активности1
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconИзменение технологий передачи электрической энергии
Открытое в стенах лабораторий явление электричества, и как следствие электрической энергии, быстро получило применение в качестве...
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconА. Чечин, А. Сторож, А. Филатов о некоторых методах получения тепловой...
Особенности рассмотрения уголовных и гражданских дел в отношении несовершеннолетних
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Повышение мотивации и познавательной активности у учащихся начальных классов методическими средствами»
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconОтек головного мозга это универсальная реакция мозговой ткани на...
Отек мозга может быть местным (фокальным), если развивается, например, в зоне ушиба мозга, в дальнейшем может распространиться на...
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconРабочая программа учебной дисциплины «расчет, конструирование и системы электрической изоляции»
Целью дисциплины является формирование знаний о принципах и особенностях конструирования и эксплуатации систем электрической изоляции...
Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повышение мотивации учебной деятельности и интеллектуальной активности учащихся через игровые формы работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск