Скачать 103.35 Kb.
|
КЛАССНЫЙ ЧАС Я УТВЕРЖДАЮ СЕБЯ Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать. И. Лафатер, швейцарский мыслитель XVIII в. Классный час, посвященный проблеме самоутверждения в подростковом возрасте. По наблюдениям психологов и педагогов, в 13-14 лет очень значимым для подростка становится самоутверждение. Основным способом самоутверждения в этом возрасте становится общение. Именно в общении реализуется потребность подростков самоутвердиться в коллективе, занять в нем достойное место. Но, к сожалению, 60% подростков выбирают негативные способы самоутверждения: словесные оскорбления, насилие, посягательство на чужую собственность, вандализм и т. п. В связи с этим актуальной становится задача обучения детей положительным формам самоутверждения, развития способности противостоять аморальности общества. Этим вопросам посвящен предлагаемый классный час. Цели: дать представление о правильном, положительном самоутверждении личности в различных сферах; ознакомить с понятиями «самоутверждение», «достоинство», «честь», «авторитет» лидерство»; формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства; побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыражению. форма проведения: час общения. Подготовительная работа с детьми выбрать исполнителей для проблемной ситуации (4 ученика). Оборудование: сделать ксерокопии (по одной на парту) таблицы «Ситуации самоутверждения» (см. ниже). Ситуации самоутверждения
Оформление: написать на доске тему, эпиграф; написать на доске: Способы самоутверждения:
Ход классного часа I. Интерактивная беседа по теме «Как люди утверждаются?» Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы посвящаем самоутверждению. Человек - существо общественное, проявить себя как личность он может только в общении с другими людьми. Какие способы для самоутверждения можно найти? Примерные ответы детей:
Классный руководитель. Вы перечислили положительные способы самоутверждения, но статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы, и их нередко избирают подростки. Примерные ответы детей:
Классный руководитель. Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие - в низких I поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается? II. Проблемная ситуация «Три способа сам «утверждения» Классный руководитель. На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим ( поступком. Психологи различают три способа самоутверждения. Посмотрите сценку, в которой участвуют три ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя самоутверждает. (К доске выходят четыре ученика.) А в т о р. В этот день 8 «А» сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед шестым уроком состоялся такой разговор. Саша (громко, вызывающе). С седьмого урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается. Дима (мямлит). Да мне, вообще-то, нужно... А то - пара в четверти... Саша. Ага, от коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)\ Сергей (спокойно, уверенно, без вызова). Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и... Саша (грубо обрывает). Я сам знаю, что мне надо, а что не надо! Сергей (твердо). Я тоже знаю, что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь. С а ш а. А я считаю, что она не имеет права нас оставлять! (Толкает локтем в бок Диму.) Скажи? Дима. Да-а, нам кушать надо... Сергей. А я так не считаю. Саша (с угрозой). Ну, мы с тобой еще разберемся! Классный руководитель. С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения (они записаны на доске): самоподавление, агрессивное доминирование и конструктивное самоутверждение. Кто же из трех мальчиков утверждал себя конструктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать? То есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов? (Дети отвечают: Саша - доминирование, Дима - самоподавление, Сергей - конструктивное самоутверждение.) Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему? Примерные ответы детей:
Классный руководитель. Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для него наиболее характерным. И лучший из них - это конструктивное самоутверждение. III. Интерактивная беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конструктивно?» Классный руководитель. Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и само- подавления? (Дети отвечают: «да», «нет», «не знаю».) В психологической литературе приводятся примеры ситуаций в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:
Знаете ли вы, как себя вести, что говорить в подобных ситуациях? Примерные ответы детей:
IV. Ролевая игра «Театр самоутверждения» * Классный руководитель. Сейчас мы проведем ролевую игру «Театр самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас должен сыграть роль режиссера, а другой - актера. Режиссер читает описание ситуации и задание для актера. Режиссер оценивает, хорошо ли сыграл свою роль актер, нашел ли он верную интонацию? Актер читает свою реплику спокойным, твердым голосом. Он должен сыграть роль человека, уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться. Актер читает свою реплику, подбирает интонацию, пока режиссер не скажет «Верю!». После этого актер и режиссер меняются ролями. Представьте себе, что ваши парты - это отдельные комнаты, где одновременно идут репетиции. Поэтому, чтобы не мешать друг другу, говорите, пожалуйста, потише. После репетиции состоится премьера. Лучшие актеры сыграют свои роли на нашей классной сцене. Внимание, начинаем репетиции в театре самоутверждения. У кого будут вопросы, поднимите руки, я подойду и еще раз все объясню. (Можно включить тихую музыку. Дети приступают к репетиции. Режиссеры и актеры проговаривают свои реплики.) Репетиция закончилась. Приглашаем всех на премьеру. В нашем спектакле будет 3 действия. В них участвуют 3 группы актеров (по рядам). В первом действии принимают участие актеры первой группы (ряда). Приглашаю их на сцену (к доске). (Учитель начинает аплодировать, все его поддерживают. Дети выходят к доске, читают свои реплики. Уходят под аплодисменты.) Классный руководитель. Второе действие - приглашаю актеров второй группы. [1] В задании использованы ситуации из опросника Харламенковой Н.Е. (Харламенкова Н.Е., Никитина Е.П. Разработка валидной процедуры оценки самоутверждения личности // Психологический журнал. 2000. № б). (Дети выходят к доске, читают свои реплики. Уходят под аплодисменты.) Для участия в третьем действии приглашаются актеры третьей группы. (Дети выходят к доске, читают свои реплики. Уходят под аплодисменты.) Мы не устраиваем конкурс, не выбираем победителей и лучших актеров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому-то пришлось подавить агрессивность, кому-то переступить через неуверенность и страх, кто-то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал маленькую победу над самим собой. Заключительное слово Классный руководитель. Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно утверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупыми, неумными заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний классный час, репетиции, выступления в театре самоутверждения помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя XVIII в. И.Лафатера {читает эпиграф). В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом. А еще не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы. Там вы приобретете новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе. Подведение итогов (рефлексия) Классный руководитель. Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечатления остались от общения? Примерные ответы детей: · Узнал, как правильно говорить «нет». · Понял, что «наезды» - это плохое самоутверждение. · Узнал, что нужно говорить, чтобы поддержать человека, посочувствовать ему, узнал, как можно отказать, а как настоять на своем. · Впечатление хорошее - прибавилось уверенности в себе. · Впечатление такое, как будто я все это и раньше знал, а сейчас вспомнил. · А у меня свой способ самоутверждения: все выслушаю, но сделаю по-своему. |
Московский психолого-социальный университет юридический факультет утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Данная программа включает в себя | Утверждаю утверждаю Руководитель государственной службы В. Д. Шадриков Морского флота Министерства 19. 07. 2001г | ||
«утверждаю» «утверждаю» Начальник гуит фтс россии Разработка стратегии и программы подготовки кадров в области информационных технологий | Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения практикума по психодиагностике,... | ||
Согласовано утверждаю Обращать внимание на незнакомых людей в здании школы, постоянному составу расспрашивать цель их прибытия, проверять документы. Любые... | утверждаю утверждаю Разработка предложений по стандарту обмена информацией между системами электронного документооборота органов государственной власти... | ||
Утверждаю утверждаю Настоящее Положение определяет порядок, условия организации и проведения межмуниципального методического конкурса «Мультимедиа-урок... | Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,... | ||
Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Остановитесь. Оглянитесь вокруг себя. Кто рядом с Вами? Может быть, в данный момент кто-то, совсем рядом нуждается в Вашей любви.... | ||
Что такое современный урок? Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти... | Н. А. Тимонина, учитель начальных классов, моу «сош №1» Классный руководитель в последствии сможет помочь учащимся развить их способности, проявить себя в той области знаний, в которой... | ||
Это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они... Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая... | Нравственные письма к луцилию Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое... | ||
Г. В. Плеханова кафедра Налогов и налогообложения «Утверждаю» «Утверждаю»... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Ученье Канта о Вечном мире Знание Канта сегодня – это коммуникативный минимум, которым должен владеть каждый человек, посвящающий себя философии, в какой бы... |