Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем»





Скачать 168.86 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем»
Дата публикации10.01.2015
Размер168.86 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс



ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем»

Разработчики: Бочкарёва А.Г., Лавриненко Т.Д.

Идентификационный номер:

УМКД.30(34)-050400.68-М2.В.ДВ.4-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования

Лист из






лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа: Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия

Форма подготовки (очная)

Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

курс 1 семестр 1, 2

лекции - 6 (час.)

практические занятия - 12 (час.)

семинарские занятия

лабораторные работы - 12 (час.)

консультации

всего часов аудиторной нагрузки - 30 час.

самостоятельная работа - 42 (час.)

реферативные работы

контрольные работы

зачет

экзамен 4 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол № 12 от «13» июня 2012 г.
Заведующая  кафедрой: Сазонова А.Н. 2012г.

Составители: Бочкарёва А.Г, Лавриненко Т.Д.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯ

Программа учебной дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» разработана для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия».

Дисциплина «Психологические теории проектирования образовательных систем» входит в профессиональный цикл, дисциплины по выбору студентов. Логически и содержательно связана с общенаучными дисциплинами «Философия образования и науки», «Проектирование и экспертиза образовательных систем», с дисциплинами базовой части профессионального цикла «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», вариативной части профессионального цикла «Теория и практика организации и управления в образовании», с производственной и научно-исследовательской практиками, а также с дисциплинами, входящими в профессиональный цикл, являющимися логическим продолжением содержания дисциплин по выбору студентов: «Рефлексивная практика управления образованием», «Управление образовательными системами», «Практика анализа образовательных процессов».

Цели курса:

1) знакомство с важнейшими образовательными идеями, концепциями и теориями ХХ в., оказавшими значительное влияние на развитие и состояние современного образования и проектирования современных образовательных систем;

2) изучение основных подходов психологии развития как оснований проектирования современных образовательных систем;3) изучение конкретных теорий периодизации психического развития детей как основы для деления обучающихся по возрастному принципу;

4) приобретение опыта анализа практик организации обучения как отвечающих логике психического развития;

5) осознание и осмысление философских и идеологических оснований собственного профессионально-педагогического мировоззрения (самоопределение в пространстве педагогических идей);

6) приобретение навыков и опыта описания, анализа, оценки и адаптации ключевых образовательных идей в процессе изучения и проектирования реальной образовательной практики.

Задачи курса:

1) демонстрировать понимание собственного профессионально-педагогического опыта в контексте основных образовательных теорий;

2) демонстрировать понимание философского, культурного, научного и психологического контекста различных психологических теорий;

3) анализировать и критически оценивать теоретические основания существующих концепций и программ развития образования;

4) разрабатывать предложения по изменению этих или созданию новых программ применительно к сложившимся условиям на основе изученных психологических теорий;

5) использовать свои знания основных психологических теорий для анализа современных образовательных практик и построения собственных.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- основные теории периодизации психического развития человека;

- психологические основания, лежащие в основе современной организации обучения;

- основные психологические теории, лежащие в основе проектирования образовательных систем;

уметь:

- применять понимание оснований, лежащих в основе современной организации обучения на практике;

- использовать знание основных психологических теорий при проектировании образовательных систем;

- анализировать современные практики обучения на основе знания основных психологических теорий;

владеть:

- проектным мышлением;

- навыками анализа результатов педагогического проектирования;

- психологическими теориями проектирования образовательных систем в собственной образовательной практике.

- навыками педагогического проектирования образовательных систем различного уровня

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов. В результате изучения дисциплины студент должен будет овладеть следующими компетенциями:

способностью определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2);

способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);

способностью разработать концепцию и программу развития учреждения на основе маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг (ПКОУ-2);

способностью определять и создавать условия, способствующие мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к продуктивной деятельности (ПКОУ-4);

готовностью использовать современные технологии менеджмента (ПКОУ-5);

способностью определять круг потенциальных партнеров образовательного учреждения (ПКОУ-6);

способностью планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами (ПКОУ-7).

I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ БАЗОВЫЕ ИДЕИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (4 ЧАС.)

Основные базовые идеи современной психологии. Появление психологии как ответ на новые запросы общественного развития: «Превращение общины в общество» (Дж. Дьюи). Философские и естественнонучные основания психологии. Практика как основа психологического осмысления. Психологическое сопровождение как форма искусственного восстановления разрушающихся естественных процессов.  Предмет возрастной психологии. Возрастная психология как самостоятельная отрасль знания. Основные теории периодизации психического развития (периодизация Л.С. Выготского, З.Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина,  Ж. Пиаже). Постмодернистские подходы к пониманию природы человека. 
ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (2 ЧАС.)

Связь теории и практики развития и обучения. Особенности современной социальной ситуации как влияющей на развитие образования. Разработка моделей организаций образования для конкретных условий. Психологические теории управления образовательными системами. Теория психоанализа; теория научения; теория стилей управления; управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона; теория рационального управления; теория соучаствующего управления; вероятностная модель. Современные проблемы социализации детей и подростков. Изменения традиционных каналов социализации. Влияние этих изменений на образование.
II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса

Практические занятия (12 час.)

Занятие 1. Дискуссия: «Для чего школьному управленцу необходимо знание детской психологии?» (2 час.)

Цель: выявить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Выявите влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития.

2. Необходимость знания психологических закономерностей развития ребёнка (понимание его интересов, особенностей мышления, эмоциональной жизни).

3. Необходимость знания психологических норм и закономерностей развития ребёнка (выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка, соответствие их возрастной норме).

4.Знание психологических норм и закономерностей развития ребёнка как возможность диагностировать отклонения; выбирать адекватные способы общения с детьми, включать их в деятельность.
Занятие 2. Значение различных психологических знаний для педагогической практики (2 час.).

Цель: определить особенности организации и управления учебной деятельностью учащихся и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Каковы особенности организации и управления учебной деятельностью учащихся и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность?

2.Каковы факторы, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности, развития научного, теоретического мышления?

3. В чём особенности разработки психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы?
Занятие 3. Дискуссия «Чего больше в человеке – природного или социального?» (2 час.)

Цель: научить студентов отстаивать научные позиции.

Вопросы для обсуждения:

1. Споры о ведущей роли природы (или наследственности, генов) либо общества (соответственно среды или воспитания) в формировании человеческих качеств ведутся очень давно. В философии сформировались по этому поводу две позиции:

А) Природа человека всецело социальна. Человек рассматривается как «чистая доска», на которой общество пишет свою историю, он рождается с единственной возможностью – приобретать человеческие способности.
Б) Природа человека в первую очередь биологическая. Человек – дитя природы. Биологическое в человеке – это генотип, совокупность задатков, зафиксированных в генах. Задатки определяют как внешние, так и внутренние особенности человека (физические, физиологические).

Вопрос:

- Сторонником какой из позиций Вы являетесь? Почему? Обоснуйте свою собственную позицию.

2. Зоолог и этолог Франс де Ваал, полагает, что противопоставление биологического и социального в человеке является необоснованным и даже опасным.

- Почему? Обоснуйте собственную позицию

3. «Природа человека – трансформирующаяся социальность» (О.Л. Краева).

- Выскажите своё отношение к данному суждению, аргументируйте его.
Занятие 4-5. Возрастная периодизация как основание организации массового обучения (4 час.)

Цель: рассмотреть возрастную периодизацию как психологическую теорию проектирования образовательных систем.

Задание и вопросы для обсуждения:

1. Разработайте обобщенную таблицу различных подходов к возрастной периодизации. Что общего и различного в этих подходах? Подготовьте доказательное суждение в сопровождении электронной презентации. Предъявите свой образовательный продукт группе.

2. Дайте характеристику основным возрастным кризисам. Каковы причины возрастных кризисов? Напишите эссе по данной проблеме.
Занятие 6. Публичная защита одной из возрастных периодизаций с подготовкой презентационных материалов (2 час.)

Цель: выявить уровень понимания вопроса студентами, способность применять знания по возрастной периодизации в собственной образовательной практике.

Задание и вопросы для обсуждения:

    1. Разработайте электронную презентацию по выбранной теме.

    2. Предъявите свой образовательный продукт группе.

    3. Работа группы экспертов по оцениванию образовательного продукта


Лабораторные работы (12 час.)

Занятие 1. Анализ современных ситуаций, в которых психология играет роль восстанавливающей практики (2 час.)

Цель: дать анализ современных ситуаций, в которых психология играет роль восстанавливающей практики.

Задания:

  1. Подготовьте примеры (из собственной практики, из литературы) современных ситуаций, в которых, по Вашему мнению, психология играет роль восстанавливающей практики.

  2. Подготовьте анализ этих примеров с позиции психологических восстанавливающих практик.

  3. Теории каких известных Вам психологов, на Ваш взгляд, построены на проблемах развития образования?

Задание: а) выберите одну из изученных психологических теорий.

  1. Выберите одну из изученных психологических теорий. Проанализируйте российскую систему образования как отвечающую / не отвечающую выбранной теории.

2) представьте свои аргументы и выступите с публичной защитой;

3) разработка собственных продуктов для публичного обсуждения;

4) рефлексия.
Занятие 2.Сопоставительный анализ различных систем обучения (2 час.)

Цель: произвести сопоставительный анализ различных систем обучения

Задания:

1) разработать сравнительные таблицы систем обучения;

2) сопоставление, обсуждение полученного продукта;

3) рефлексия.
Занятие 3-4. Анализ направлений российской системы образования как отвечающей/не отвечающей выбранной психологической теории проектирования образовательных систем (4 час.)

Цель: Анализ современных документов, отражающих перспективы развития системы образования в РФ, как отвечающих/не отвечающей выбранной психологической теории проектирования образовательных систем

Задание:

1. Анализ нескольких актуальных на момент проведения данного курса документов, отражающих перспективы развития системы образования в РФ (Закон РФ об образовании; Президентская инициатива «Наша Новая школа» и др.). Документы анализируются с позиций психологических теорий. Выделяются ключевые совпадения/несовпадения анализируемых документов психологической теории. Прогноз внедрения (реализации) данной инициативы;

2. Соотнести их с психологическими теориями, определить их совпадения/несовпадения;

3. Публичная защита собственного интеллектуального продукта: анализ выбранного документа.

4. Рефлексия.
Занятие 5-6. Разработка моделей организации образования для конкретных условий (4 час.)

Цель: разработать модели организации образования для конкретных условий в конкретном образовательном учреждении.

Задание:

1. Сформируйте группы по интересам;

2.Выберите модель и разработайте её с учётом конкретных условий конкретного ОУ:

а) модель дополнительного образования (внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность);

б) модель внеурочной деятельности (образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования);

в) оптимизационная модель (модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

г) инновационно-образовательная модель (предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами).

3. Публичная защита моделей с обсуждением.

4. Рефлексия.
III. контроль достижения целей курса
Вопросы к экзамену

1. Как связаны развитие массового образования и психологии развития (детской психологии)?

2. Психология как наука – особенности, история происхождения.

3.Теории периодизации – основные постулаты, базовые допущения. 

4. Периодизация Л.С. Выготского, её особенности. 

5. Периодизация З. Фрейда, её особенности.

6.Периодизация Д.Б. Эльконина, её особенности.

7. Периодизация Ж.Пиаже, её особенности.

8.Периодизация Э. Эриксона. её особенности.

9.Теория деятельности и системно-деятельностный подход. 

10.Концепция ведущей деятельности А.Н.Леонтьева, её сущность. 

11.Теория учебной деятельности В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина.

12. Психологические теории управления. Особенности каждой.
 

IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным плааном.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Г. Крайг, Д. Бокум. Психология развития. Учебник для вузов. М.: –2008. – 647 с.

  2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. – М., 2009.- 656 с.

  3. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 176 с.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2012. – 460 с.
  5. Эриксон, Эрик Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 2009. – 592 с.



Дополнительная литература

1. Большой психологический словарь/Сост. и общий редактор Б. Мещеряков, В. Зинченко, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

2.Божович, Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж,1995.–209 с. 3.Большой психологический словарь/Сост. и общий редактор Б. Мещеряков, В. Зинченко, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

3.Выготский, Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268

4.Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер.//Редактор-составитель: Б.Д. Эльконин.: Москва. Издательский центр «Академия». – 2007. – 384 с.

5.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия. – 2000 г. – 196 с.

6.Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 608 с.

Электронные ресурсы:

  1. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Курс лекций, 2002. http://vse-znaniya.com/psihologiya-vozrastnaya/vozrastnaya-psihologiya-kurs.html

  2. Модульные технологии: проектир. и разработка образоват. программ: Уч. пос. / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 256 с. http://znanium.com/bookread.php?book=185177

  3. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты: Монография / И.В. Арябкина. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 184 с. http://znanium.com/bookread.php?book=319931

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психологические проблемы деятельности педагога»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «методологии и технологии...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «автоматизация технологического проектирования»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Проектирование и экспертиза...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Монтаж и наладка систем электроснабжения»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Н. А....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» icon«Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы автоматизированного проектирования»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» icon«Учебно-методический комплекс дисциплины «Интегрированные системы проектирования и управления»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория экономических информационных систем»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconИсследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению:...
Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е. В. Козлова – спб.: Ивэсэп, 2005
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования образовательных систем» iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск