Выпуска





НазваниеВыпуска
страница1/5
Дата публикации06.03.2015
Размер0.82 Mb.
ТипСборник научно-методических статей
100-bal.ru > Психология > Сборник научно-методических статей
  1   2   3   4   5




Комитет образования Администрации Новгородской области



Новгородский региональный центр развития образования
Первая университетская гимназия

имени академика В.В.Сороки


НАСТАВНИК-6
юбилейный выпуск


тема выпуска :

психолого-педагогические проблемы работы

с одаренными учащимися
(из опыта работы педагогов)

г. Великий Новгород
2002

Новгородский региональный центр развития образования

Первая университетская гимназия

имени академика В.В.Сороки



Наставник - 6

Сборник научно-методических статей


Великий Новгород

2002 г.

ББК 88.3 (Новг.) Печатается по решению РИС

Н 31 Новгородского РЦРО

РЕЦЕНЗЕНТЫ :
Доктор педагогических наук, профессор Р.М. Шерайзина

Кандидат психологических наук, доцент Т.А. Каплунович


Наставник - 6


психолого-педагогические проблемы работы

с одаренными учащимися

Сборник научно-методических статей
Ежегодный научно-педагогический сборник, выходящий в Первой университетской гимназии им. ак. В.В. Сороки, на этот раз посвящен юбилею учреждения. Сборник обобщил некоторые направления педагогических и психологических исследований, которые были актуальными для коллектива в течение 10-ти лет его существования. Многие из них не потеряли своей актуальности и сегодня.

Сборник адресован педагогам, студентам педагогических специальностей университета и всем, кто интересуется проблемами современного инновационного образования

ББК 88.3. (Новг.)




Н 31

Новгородский региональный Центр развития образования, 2002 г.




10 лет – это много или мало? В жизни большинства государств западного мира за это время мало что изменилось. Но в нашей стране в эти годы произошла настоящая социальная революция. Изменения коснулись не только экономики и политики. Глобальные перемены произошли в сфере образования. Отходя от единой, однообразной по форме и содержанию деятельности, образование становится личностно- ориентированным, направленным на развитие и формирование новой, свободной личности человека с рыночным мировоззрением.

Новая парадигма образования раскрепощает учителя. Ему предоставляется право выбора программ, методов, форм обучения. Свободным становится и ученик. Он может самостоятельно выбрать учебное заведение, профиль и темп обучения.

Первая университетская гимназия имени академика В.В. Сороки открылась в городе Новгороде на заре этих перемен. Она стала одним из первых в городе инновационных учебных заведений и первой муниципальной гимназией.

Многое педагогическому коллективу гимназии приходилось делать впервые. Впервые разрабатывались и внедрялись системы хозяйственно- расчетной деятельности, платных образовательных услуг, инновационных подходов к обучению и управлению… Вместе с тем, коллектив с самого начала понимал, что на волне инновационных идей можно упустить что-то очень важное из опыта, наработанного за долгие годы советской школой. Этот опыт необходимо было не просто сохранить, а преумножить, вдохнуть новые идеи, переосмыслить и обогатить новым содержанием. Так рождается концепция обучения старшеклассников, разработанная на основе анализа лучшего дореволюционного гимназического опыта и опыта советской школы.

Одним из важнейших направлений деятельности гимназии с момента её основания становится работа с одаренными детьми. Проводя вступительные испытания для будущих гимназистов, педагоги не «селектируют» детей и тем более не ограничивают их права, они пытаются отобрать тех, кто наиболее комфортно чувствовал бы себя в предложенной учреждением образовательной парадигме, основанной на максимальном использовании заложенного в ребенке интеллектуального и духовного потенциала. Именно этот подход, несмотря на его сложность и неоднозначность в толковании, является наиболее эффективным при работе с детьми, имеющими частную или общую одаренность.

Представленный в сборнике опыт не претендует на полноту освещения проблемы, затрагивает только концептуальные идеи и некоторые частные методики, наработанные учителями гимназии.

Всех, кого заинтересовал опыт работы гимназии, мы приглашаем к сотрудничеству.

Наш адрес :

173000 Великий Новгород, ул. Большая Московская д. 22/3

Первая университетскаяz гимназия им. академика В.В.Сороки

Тел-fax 3-57-97
Одаренный школьник:

портрет в гимназическом интерьере

(психологические исследования и педагогические наблюдения)
Гормин А.С.

Директор гимназии
Когда в 1992 году мы открывали нашу гимназию, вопрос о том, кого учить не вызывал сомнений. Конечно, учить будем одаренных ! Тех, кто сам хочет учиться, тех, кто готов для получения хорошего образования преодолевать трудности, брать самые высокие барьеры, выполнять и перевыполнять требования учителя.

Более сложным оставался вопрос «как учить?». Готовых методов и концепций обучения не было, их нужно было создавать, апробировать, доказывать их состоятельность. Когда в марте 1996 года состоялся совместный педагогический совет гимназии и кафедры психологии Новгородского государственного университета, на котором была представлена «Концепция развивающего обучения старшеклассника в условиях положительной адекватной мотивации», педагоги получили большое число замечаний от психологов, связанных с выраженным непониманием заявленной идеи: «Как это – фрустрация помогает обучению?» , «А как же гуманизм, сотрудничество, учение с увлечением?!»

Мы рады признать, что сегодня идея фрустрационного обучения, правда, под другим названием, завоевала своих сторонников в педагогической и психологической науке. На состоявшейся в марте 2001 года в Москве конференции, посвященной проблеме одаренности, прозвучал доклад ведущего научного сотрудника Психологического института РАО В.С.Юркевич, которая в очередной раз предложила в качестве базового метода работы с одаренными детьми «метод развивающего дискомфорта» Суть метода состоит в «психологическом (когнитивном, эмоциональном и конкретно волевом) перестраивании деятельности в дискомфортных, иногда даже стрессовых ситуациях». В качестве основного рабочего понятия метода развивающего дискомфорта автор рассматривает «ситуативный кризис», в противовес личностному или системному кризису (неврозу). И это спустя семь лет после того как подобное «открытие» уже было сделано в нашей гимназии !

В течение десяти лет работы гимназии проводились систематические исследования личности гимназистов, на основании чего был получен некоторый весьма обобщенный образ педагогического субъекта-ученика. С точки зрения психологии, создание подобных образов неактуально, т.к. в каждом случае приходится иметь дело с конкретным, уникальным человеком. Для педагогики создание усредненных «портретов» необходимо, поскольку именно на них приходится ориентироваться, проектируя учебные планы и программы, осуществляя личностно-ориентированный подход к обучению при групповом и коллективном педагогическом взаимодействии.

Каков же «портрет» сегодняшнего гимназиста? Это неглупый человек с высоким показателем IQ. Вместе с тем, академическая одаренность у него выражена меньше, чем частная и составляет в среднем 0,17 % ( за прошедшие девять лет гимназию закончило около 1200 выпускников, из которых только один получил серебряную медаль и один - золотую). Зато частная одаренность выражена более чем у 85 % гимназистов! За прошедшие 9 лет существования гимназии только победителей разнообразных городских олимпиад (1-3 места) было 495, победителей областных олимпиад было 74, 22 учащихся стали победителями российских олимпиад и конкурсов, 45 учащихся как победители конкурсов по иностранным языкам, обучались за границей. Участником олимпиад, конкурсов и конференций различного уровня ежегодно становится каждый третий гимназист; 2/3 гимназистов принимают участие в разнообразных видах научно-исследовательской деятельности.

Разрыв между высокой частной одаренностью (имеющей отношение только к одному предметному направлению деятельности) и низкой академической (имеющей отношение к обучению как самостоятельному виду деятельности) делает гимназиста весьма неуверенным в своих силах человеком. Показатели тревожности у гимназистов значительно превышают среднестатистическую норму и приближаются по характеристикам высокого и среднего уровня к 30 % в большинстве классов. Этот неблагоприятный фактор значительно усугубляется тем, что требования по всем учебным предметам с учетом существующей концепции обучения остаются одинаково высокими.

Интеллект гимназиста, как отмечалось выше, по оценке психологических исследований 1999 года, достаточно высок: около 17 % учащихся имеют IQ 120 и выше, у 57 % он колеблется от 105 до 115. Хотя это значительно превышает среднестатистические показатели для возрастной группы, далеко не всех учащихся, имеющих коэффициент интеллекта выше 100 % следует признать одаренными.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед педагогами гимназии, остается корреляция показателей успеваемости и интеллекта. В научной психологии до сих пор не выделена общая обучаемость как способность, аналогичная общему интеллекту. Тест «Прогрессивные матрицы» Дж.Равена имеет в гимназии корреляцию с успеваемостью 0,44 (для сравнения: в Англии аналогичные исследования дают показатель 0,70). Показатели общего интеллекта, определенного с использованием батареи Д. Векслера, и суммарных оценок имеют коэффициент корреляции 0,50, что в основном соответствует результатам исследований, проведенных психологами в российских школах (Э.А. Голубева, С.А. Изюмова, М.К. Кабардова). Проведенные в гимназии исследования подтверждают наличие корреляции интеллекта одаренных учащихся с их успеваемостью, однако, она минимальна. Одновременно результаты исследования еще раз косвенно подтверждают, что требования к гимназистам не являются чрезмерно завышенными и вполне соответствуют их интеллектуальным возможностям.

Гимназист - в основном левополушарный экстраверт, имеющий все плюсы и минусы данного типа личности. Вместе с тем, на разных отделениях имеют место свои специфические «добавки». Так, для финансово-экономического отделения характерны признаки мыслительного типа (Т), характеризующегося преданностью объективной стороне дела, большим доверием к тому, что логично и научно, умением и стремлением преодолевать трудности. У гимназистов этого отделения чаще проявляется интеллектуальная и лидерская одаренность. Большое число учащихся на этом отделении имеют психомоторную одаренность.

На искусствоведческом отделении преобладают «добавки» чувствующего типа (F), которые связаны с умением оказать помощь ближнему, принимать все «близко к сердцу», способностью к эмпатии, сопереживанию, тонкому чувству прекрасного. В большей степени для гимназистов этого отделения характерна художественная и творческая одаренность, которая определяется существенно большим, чем на других отделениях числом правополушарных учащихся.

Гимназисты отделения иностранных языков наряду с признаками мыслительного типа имеют сенсорные (S) «добавки», которые обеспечивают их способность сосредоточиться на текущем моменте, ориентируясь на конкретные результаты и точные указания. Характерными видами одаренности для гимназистов этого отделения можно считать интеллектуальную и социальную одаренность.

Для отделения общественных наук выделены признаки интуитивного (N) типа, который характеризуется любовью к размышлению, стремлением к поиску взаимосвязей между явлениями, склонностью к общим ответам на поставленные вопросы. В проведенных исследованиях зафиксировано наличие социальной и творческой одаренности у 70 % гимназистов этого отделения.

Особый феномен с точки зрения «обобщенного портрета» представляют учащиеся психологических классов. Многократная отработка личностных проблем в тренинговой деятельности обеспечивает им объективный взгляд на собственные достоинства и недостатки. Среди них достаточно много (до 30 %) «манипуляторов», использующих психологические знания для управления взаимоотношениями с другими людьми. Вместе с тем, у значительной части проявляются признаки чувствительного (F) типа, которые могли бы обеспечить в дальнейшем их адекватную профессиональную адаптацию в области психологии. Эти качества определяют наличие у подавляющего большинства гимназистов этого отделения социальной и лидерской одаренности.

Гимназист умеет и любит общаться, имеет много друзей, однако, более близкие отношения формируются в референтных группах, имеющих до 3-4 членов. Классные коллективы в большинстве случаев имеют низкий уровень сплоченности, видимо, связанный с проявлением индивидуализма, как частого спутника одаренности. По этой же причине с большим трудом формируются органы ученического самоуправления.

Уникальная особенность общения гимназиста с одноклассниками заключается в том, что оно достаточно часто проходит на деловом уровне (А.Б.Добрович), в то время как у его сверстников в массовой школе преобладающими остаются игровой и стандартизированный уровни общения. Во многом деловой уровень формируется под воздействием проводимых в гимназии игр «Дебаты», «Модель ООН», «МЭМ» а также научно-практических конференций, которые формируют культуру дискуссии и развивают вербальный интеллект. Вместе с тем, у гимназистов психологических классов прослеживаются тенденции к применению манипулятивного и духовного уровней общения. Примитивный уровень общения у одаренных учащихся встречается в гимназии крайне редко.

В течение четырех последних лет на разнообразных совещаниях и педагогических советах гимназии ставились вопросы повышения воспитанности гимназистов, и ежегодно при подведении итогов учителя с грустью констатировали, что уровень воспитанности далек от их представлений об «элитарном воспитании».

На самом деле воспитанность гимназистов не является ни перфектной (совершенной), ни девиантной (отклоняющейся). За время работы гимназии число зарегистрированных серьезных нарушений дисциплины и правопорядка было крайне незначительным, факты выраженного агрессивного поведения констатировались всего два раза за десять лет. Вместе с тем, нередко имели место мелкие нарушения дисциплины, выражавшиеся в пропуске учебных занятий без уважительной причины, грубости по отношению к товарищам, порче учебного имущества. Часть этих правонарушений следует отнести за счет реализации потребности гимназистов в эмоциональной психологической разрядке, которая осуществлялась в доступной для них, не всегда социально приемлемой форме.

Приходится признать, что задача достижения перфектного уровня воспитанности в современных условиях достаточно утопична. На гимназиста влияет множество социальных, экономических и информационных факторов, подавляющее большинство которых действует вне гимназии. Достаточно упомянуть результаты анонимного исследования влияния социального окружения на учащихся 10-х классов, проведенного в 2000 году. Более 35 % гимназистов знают в своем окружении хотя бы одного подростка, употребляющего наркотики, 70 % - наблюдали приобретение или продажу наркотиков на дискотеках и в других общественных местах. Около 50 % юношей и 15 % девушек уже употребляли слабые алкогольные напитки. 90 % юношей и 45 % девушек, даже тех, кто сам не курит, не осуждают эту вредную привычку у товарищей, считая выбор личным делом каждого человека. Все респонденты уже видели порнографические фильмы и около 85 % юношей и девушек не осуждают секс до совершеннолетия.

Особую настороженность вызывает тот факт, что около 45 % респондентов считают, устаревшими правила приличия и высказываются за их пересмотр, а 70 % (!) признались, что соблюдают этих правила только в гимназии во избежание общественного осуждения, или потому, что здесь «другая атмосфера». Более 90 % юношей считают анахронизмом даже в гимназии пропускать вперед девушку, уступать ей место, подавать пальто.

В свете полученных данных перед педагогами гимназии встает задача формирования «рефлексивно-этического сознания». Гимназист должен не автоматически выполнять требования этикета и правила поведения, он должен понимать, почему эти правила необходимы, даже в том случае, если большинство членов общества их не придерживается. Тип «правилного» поведения может стать критерием, на основе которого оценивается собственное поведение и поведение окружающих. Вместе с тем, подобный воспитательный подход не должен формировать стаю белых ворон, или, что еще опаснее, лицемеров, имеющих двойной стандарт поведения.

С сожалением следует признать, что за десять лет своего существования с этой задачей гимназия так до конца и не справилась!

С момента открытия гимназии проходили острые дискуссии администрации с работниками санитарно-эпидемиологического надзора. Предметом этих дискуссий неизменно оставалось влияние высокой учебной нагрузки на здоровье учащихся. Споры несколько поутихли только после проведения эпидемиологами сравнительного исследования состояния здоровья учащихся в гимназии и школ г. Новгорода. В результате сравнительных исследований сотрудники СЭН вынуждены были признать, что практически по всем видам заболеваний гимназисты имеют показатели ниже, чем в среднем по городу, а частота инфекционных заболеваний в расчете на 100 учащихся была самой низкой в Великом Новгороде!

Аналогичные результаты были получены после проведенного по заказу гимназии в 1997 году изучения заболеваний зрения у гимназистов. Офтальмологи не обнаружили выраженных различий между частотой заболевания миопией в гимназии и других учебных заведениях города.

Можно предположить, что низкая заболеваемость гимназистов связана с успешной реализацией в гимназии программы «Здоровье». Однако, это, скорее всего, не так. Одаренные дети имеют несколько лучшее физическое здоровье и иммунитет, чем их неодаренные сверстники. Об этом, в частности, свидетельствуют исследования, проведенные Д.С.Резнули и Дж.Гилфордом.

Стала ли гимназия настоящей школой для одаренных учащихся? Думаю, однозначного ответа на этот вопрос нет. Среди гимназистов подавляющее большинство имеет частную одаренность, проявляющуюся в увлечении 1-2 учебными предметами или научными направлениями. Многие ученики имеют достижения в научной, исследовательской, общественной или художественно-творческой деятельности. Педагогическому коллективу удалось создать условия для эффективного развития у них критического и творческого мышления. Вместе с тем, примерно 5 % старшеклассников (1- 2 в каждом классе) не принимают предложенную систему развивающего обучения. Это выражается в том, что они пропускают учебные занятия, имеют хроническую неуспеваемость по многим учебным предметам. Проведенные в гимназии исследования (дипломная работа выпускника ППФ Р.А. Ларушкина) свидетельствуют, что школьная дезадаптация гимназистов на конец учебного года составляет 36 % (для сравнения: в других инновационных учебных заведениях в среднем- 37%, в массовой школе –52%). В качестве ведущего дезадаптирующего компонента исследователь выделяет когнитивный компонент, связанный с фрустрацией достижения успеха и тревожностью. Еще более интересные результаты дает анализ антропогений (форм отклонения от нормальной субъективизации) учащихся. Изучение этого феномена продолжается и, видимо, рано делать даже предварительные выводы.

К сожалению, осуществление индивидуального подхода к «проблемной» категории гимназистов в используемой парадигме обучения остается малопродуктивным. Большинство таких учеником покидают гимназию еще в 8 классе, а те, кто продолжает обучаться, делает это с большим нежеланием под двойным давлением со стороны школы и родителей.

Несмотря на это, общий уровень удовлетворенности учащихся учебно-воспитательным процессом остается очень высоким. Проведенное анонимное анкетирование свидетельствует, что 98 % гимназистов довольны системой взаимоотношений, сложившихся с одноклассниками и учителями, а также уровнем получаемого образования. 99,8 % учеников не жалеют, что поступили в гимназию и не хотели бы ее покинуть.

Во многом это связано с тем, что в гимназии осуществлен и активно внедряется психолого-дидактический подход к образованию одаренных учащихся в противоположность дидактическому подходу, широко принятому в массовой школе. Основу этого подхода составляет разработанная в учреждении концепция развивающего обучения.
Работа с одаренными учениками на уроке информатики

Салатов Д.Н.

Учитель информатики
Под одаренной личностью мы понимаем личность, отличающуюся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной (А.М.Чередник).

Другими словами, это личность, обладающая набором свойств (типологические свойства нервной системы, мышление, воображение, внимание, память, знания, умения, свойства мотивационной сферы), обеспечивающих реальное или потенциальное, успешное выполнение деятельности и получение результатов выше среднего уровня в одной или нескольких перечисленных областях.

Таким образом, одаренность - совокупность свойств личности обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня.

В нашей гимназии большинство учащихся в той или иной степени обладают признаками одаренности. С учетом этого факта задачи учебно-воспитательного процесса ставятся как :

  • развитие одаренности учащихся через формирование отдельных компонентов одаренности: получение учащимися прочных и глубоких знаний, формирование и развитие соответствующих умений и навыков по информатике;

  • организация деятельности, способствующей развитию соответствующих способностей, развитию интересов и склонностей.

Практически в каждом классе есть дети, которые по своему уровню развития и трудоспособности намного превосходят своих сверстников. Но им приходится работать по программе обычного класса, в темпе усвоения материала учеником средних способностей. Это обусловлено необходимостью «прохождения» образовательных стандартов. Существует множество примеров, когда у учащихся талант просто «вянет» на корню. На уроках информатики ученику, отлично владеющим компьютером, приходится изучать вместе со всем классом то, что ему хорошо известно. Сначала появляется нетерпение, а потом может возникнуть и отвращение к этой дисциплине. А ведь, возможно, так и пропал не реализовавшийся компьютерный гений ! Одна из главных задач педагога - найти способы творческой самореализации школьников во время их обучения.

Существует множество способов выявить таких детей в каждом классе: собеседование, диагностика знаний, умений, навыков, возможностей, уровня восприятия нового с помощью тестирования, контрольных срезов, индивидуальных заданий повышенной трудности и т.д.

Общение с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика. Но прежде, чем учить детей мыслить творчески, учитель должен сам творчески подойти к разработке своих уроков, к изучаемым темам. Учитель или руководитель должен обладать богатым арсеналом общенаучной, частнонаучной и предметно-тематической методологии для успешной организации исследовательской деятельности. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.

В частности для организации плодотворной работы с одаренными учениками необходимо провести ряд предварительных мероприятий: подобрать учебники, учебные и методические пособия, дидактические материалы; скорректировать методические материалы по преподаванию отдельных наиболее сложных разделов информатики; произвести обмен опытом с преподавателями преподавания основ информатики и вычислительной техники.

Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также, используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

В классе с детьми разного уровня развития важно правильно организовать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников в самостоятельный творческий поиск. Например, при организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть задания четырех уровней самостоятельности и четырех уровней сложности, в том числе креативного уровня.

Для развития навыков научно-исследовательской работы, дополнительного углубления знаний по информатике, реализации творческих запросов, во внеурочное время учащиеся могут участвовать в научно-исследовательской работе. Направления работы и ее тематика выбирается учащимся самостоятельно.

Научно-исследовательская работа учащихся, дополнительное углубленное изучение предмета осуществляется через научный кружок в рамках научного общества, индивидуальную исследовательскую и реферативную работу под руководством преподавателей.

Как известно, в научном обществе учащихся ведется работа с гимназистами, которые уже проявили склонность к творчеству. Развитие творческой активности - одна из задач, решаемых руководителем при работе над творческим заданием с учеником. Рассмотрим некоторые аспекты этой деятельности, связанные с использованием компьютерных технологий, опираясь на хорошо известные в педагогической психологии закономерности.

Для того, чтобы работа над творческим заданием была успешной необходимо, чтобы она проходила в форме, наиболее соответствующей видам деятельности, являющимся ведущими для данного ученика. Каждый из видов соответствует определенной ступени умственного развития и деятельности, преобладающей в каком-то возрасте.

Известно, что основные ступени таковы:

а) ориентировка и игровая деятельность;

б) конкретное мышление и конструирование;

в) теоретическое мышление и структурирование задачи.

Каждая последующая ступень требует более высокого уровня развития творческой активности. В использовании компьютерных технологий обычно выделяют три основных вида деятельности, которые, как показывает опыт, соответствуют этим ступеням развития:

а) изучение готовых технологий и непосредственное применение их к своей задаче;

б) настройка инструментальных средств, сборка конкретных инструментов из готовых блоков;

в) разработка инструментов для решения конкретных задач «с нуля».

Учащимися нашей гимназии (Финансово-экономическое отделение) был теоретически разработан и воплощен на практике проект «Сайт нашей гимназии». Учащиеся сами планировали содержательную сторону проекта, подбирали материал, вели беседы с руководителями, педагогами гимназии. Помимо собственно программирования сайта для сети Интернет они выступили в роли художников-дизайнеров.

Учеником отделения «Общественных наук и правоведения» была выполнена творческая работа по разработке программно-методического комплекса по теме «Компьютеризированный учебник». Работа включала в себя две части: 1) Создание электронной оболочки для компьютеризированного учебника; 2) Создание комплекса программ поддержки по обеспечению диалога между компьютером и учителем; 3) Разработка учебно-справочного материала по использованию компьютеризированного учебника. Данная работа заняла первое место на областной научной конференции учащихся.

В разработке пакета демонстрационных программ с ориентацией на динамику по теме: «Основные конструкции языка Паскаль» принимали учащиеся финансово-экономического отделения.

При организации данной работы в построении обучения было сконцентрировано внимание изучению тем: «Этапы решения задач на ЭВМ» и «Разработка ППС».

Все учителя сталкиваются с проблемами анализа учениками условия задачи, любого вида, не обязательно из темы «Программирование», отсутствием способности лаконичного выражения своей мысли, анализа решения, а в первую неумением пользоваться алгоритмом. После полной проработки этих проблем учащиеся приступали к разработке собственных программных продуктов. После совместной с преподавателем разработки сценария учащиеся выполняли работу, в основном, самостоятельно. Работа учителя заключалась в советах «по ходу дела» и консультациях по поводу появившихся затруднений.

Разработанная нами ППС может использоваться при изучении циклов, конструкций ветвления, работы со строками, использоваться при ознакомлении с историей развития ЭВМ и языка Паскаль. Ее применение может сводиться к двум этапам: 1) ознакомление с теоретическим материалом в виде текстов, 2) динамическая демонстрация изучаемых конструкций.

Эта работа заслужила высокую оценку на международной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании" в г. Москва.

Наряду с программой, разработанной учеником отделения «Общественных наук и правоведения», которая осуществляет управление работой компьютерной сети, учащимися нашей гимназии выполнено еще много творческих работ.

Для активизации работ с одаренными детьми необходимо внедрять в практику комплексные многоуровневые олимпиады и конкурсы, проводимые совместно ВУЗами и учреждениями среднего общего образования.

Обобщая опыт индивидуальной работы, можно выделить ряд положений способствующих развитию одаренности у учащихся:

  • Создание благоприятной комфортной обстановки, которая включает в себя отношения с учителем, в классе, в семье, в школе.

  • Создание эмоционально-мотивационной сферы деятельности, включая увлеченность педагога.

  • Создание условий для удовлетворения познавательных потребностей и организации научного поиска, включающих в себя материальную базу, знания и умения самого педагога, владение методологией, общение со специалистами.

  • Обеспечение ребенку возможности увидеть себя в результате своего труда (ни в коем случае не оставлять работу без рецензии и оценки специалиста),

Большую роль играет и обеспечение поддержки со стороны родителей, одноклассников, школы.
Комфорт психологического дискомфорта

Сусанина И.А.,

учитель английского языка высшей категории
Метод развивающего дискомфорта, предложенный ведущим научным сотрудником Психологического института РАО В.С.Юркевич, рассматривается как базовый метод в работе с одаренными детьми. В качестве основного рабочего понятия используется «ситуативный кризис».

Начиная работать в гимназии, я, безусловно, столкнулась с более высоким образовательным уровнем гимназистов, в отличие от уровня учащихся массовых школ. Понимая необходимость постоянной поддержки мотивации к обучаемому предмету, и полагаясь на идею фрустрационного обучения, я предлагала учащимся более сложные материалы: неадаптированные тексты, газетные статьи, трудные отрывки для аудирования. В какой-то степени я решала поставленные задачи - учащимся были интересны мои уроки, так как «было чем заняться». После определенного периода адаптации, я обнаружила, что упускаю очень важную рутинную работу в обучении иностранному языку. Первая эйфория по поводу «умниц и умников», рассказывающих наизусть сонеты Шекспира и пользующихся лексикой университетской программы, закончилась провалом на зачете, где я осознала, что при всем своем великолепии гимназисты делают очень много фонетических, грамматических и стилистических ошибок.

Новый этап моей работы был связан с оптимизацией той самой рутинной работы, которая, на мой взгляд, является базовой в качественном обучении языку. В основу методической работы я опять же поставила идею фрустрационного обучения, теоретическую основу которой составляет барьерная педагогика. Изменился подход к отбираемому для уроков материалу. Любой, даже самый элементарный, текст или грамматическое правило предлагалось воспроизвести в новой, очень конкретной ситуации. Для этого требовалось не только непосредственное владение материалом, но и способность анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться. Эффект «кризисной ситуации», который я использую на уроках, особенно способствует развитию детей с частной одаренностью (с направленностью на точные предметы ), левополушарными характеристиками, ведущим визуальным каналом, т.к. для эти категорий учащихся ситуации, связанные с экспромтом, сменой ведущего действующего лица, сменой вида деятельности, являются затруднительными.

Особо важным в работе по подбору ситуаций является учет востребованности языковых знаний, умений и навыков в реальной жизни, способности сориентироваться и применить полученные знания на практике.

Примером комплекса ситуаций для отработки новой лексики и грамматической формы Past Simple является работа над текстом THE BRAVE VILLAGE (Hotline elementary, unit 6, Oxford University Press) в 8 классе. Содержание текста связано с известными событиями истории Великобритании, относящимся к 17 веку. Oосновными действующими лицами данного текста являются: портной, который первым заразился чумой и умер; викарий, организовавший борьбу со страшной болезнью; молодая влюбленная пара; жители деревни, где распространилась эпидемия; жители соседней деревни, помогавшие справиться с бедствием. После лексико-граматического анализа текста на уроке учащимся предлагается домашнее задание: пересказ текста. На следующем уроке проверка выполнения данного задания происходит в форме СИТУАЦИЙ: - портной сообщает, как он заболел странной болезнью и ее симптомах; - викарий рассказывает, как жители деревни борются с чумой; - диалог двух влюбленных о событиях в их деревнях; - диалог жителей, пострадавших от чумы; - диалог жителей, помогающих своим соседям. Главная установка - употребить как можно больше выражений из текста. Презентация материала с точки зрения участников событий позволяет не только проверить знание лексического материала урока учащимися, но и оценить умение пересказывать прошлые события в настоящем времени, 3-е лицо переводить в форму 1-го лица, а также способность гимназистов к творчеству.

Оценка «6» может быть поставлена за грамотное раскрытие ситуации с учетом материалов лингвострановедческого характера от лица, к примеру, властвующего в этот период монарха или члена парламента страны. Еще одним усложняющим элементом может стать передача событий неодушевленным предметом, например, куском материи, через который инфекция получила распространение. Главное, чтобы ситуация была уместна, лаконично сформулирована, соответствовала предметной подготовке учащихся и личности самого учителя.

Следует отметить, что на первом этапе работы многие учащиеся очень негативно реагировали на предложенный вид деятельности. Заученный наизусть текст, по их мнению, служил гарантией хорошей и отличной оценки. Поэтому в мою задачу входило профессиональное толкование обоснованности моих требований на основе различий в подходе к продуктивной и репродуктивной деятельности, а также подбор ситуаций, сама формулировка которых, частично снимает фрустрацию.

Примеры ситуаций по теме «Театр и музыка» в 10 классе.

«.Вы - два министреля. Расскажите о своей жизни.»

-«Вы - драматург ХIX века. Расскажите о влиянии натурализма на английский театр.»

«Вы - бомж, самый счастливый человек, живущий на улицах и в парках Лондона. Единственная вещь, которая мешает Вам, - это уличные представления артистов.»

«Вы - шотландский крестьянин, играющий на волынке. Выскажите свое мнение об основных тенденциях современной музыки».

Совершенствуя работу над методом развивающего дискомфорта, я попробовала соединить в старших классах формы ситуации и представления материала усложненного характера. Традиционное прослушивание сообщений по теме имеют больший результативный эффект, если представляются в режиме ситуационного распределения заданий с обязательной последующей оценкой. Задания могут даваться как группам, так и отдельным учащимся. Примеры заданий для групп:

вы - учителя, исправьте грамматические и фактические ошибки, охарактеризуйте ответ;

вы - корреспонденты, задайте выступающему вопросы по сообщению;

вы -редколлегия, выпустите статью по итогам выступления и обсуждения информации;

вы - телеведущие, перескажите услышанную информацию.

Таким образом, идея фрустрационного обучения, озвученная как «метод развивающего дискомфорта», в системе с другими методами работы с одаренными детьми позволяет добиваться учебных результатов с одной стороны и способствовать постоянной готовности учащихся нетрадиционно решать предложенные задачи с другой стороны.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выпуска iconДоклад директора моу «Лицей №83»
Доля обучающихся, поступивших в 10-й класс, от выпуска 9-х классов, (за последние 3 года)
Выпуска iconБалтийской педагогической академии
Печатается на средства авторов выпуска и членские взносы участников секции управленческой деятельности
Выпуска iconОсобенности выпуска и обращения ценных бумаг
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Выпуска iconПлан работы на декабрь 2009г. №
Совещание заведующих мдоу «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в доу до выпуска в школу»
Выпуска iconДата выпуска: 28. 12. 2006 Заглавие: в семью на праздник
Хор-Тагна дарит тепло сиротам. Источник: Восточно-Сибирская правда
Выпуска iconРабочая программа по дисциплине с 6 Таможенный контроль после выпуска товаров
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Выпуска iconВыпуска
Периодическое методическое издание школьного экспертно-методического совета муниципального автономного общеобразовательного учреждения...
Выпуска iconМеир натив
Институт выпуска учебной литературы Отдела литературы о еврействе на русском языке
Выпуска iconГод выпуска Емкость топливного бака основной вспомогат. 1
Перечень тс для установки оборудования системы управления тс на базе технологий глонасс/gps
Выпуска iconНекоммерческое партнерство специализированных организаций нефтехимической...
Актуальные вопросы выпуска таблетированных форм в фаРмацевтической промышленности
Выпуска iconТема выпуска: индивидуализация обучения старшеклассников (из опыта работы педагогов)
Т. А. Каплунович, проректор по науке рцро профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель России
Выпуска iconУважаемые коллеги! Началась плановая работа по формированию очередного...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Выпуска iconГодовой отчет за 2013 год пенза 2014
Пензенский Радиозавод организован в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10. 01. 1959г. №43-18 с целью организации...
Выпуска iconВиды информационных
В такой экономике имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления технологической базы...
Выпуска iconГазораспределительный механизм.
Газораспределительный механизм в двигателе внутреннего сгорания предназначен для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры и...
Выпуска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главная тема сегодняшнего выпуска – не просто наши февральские будни. Он – о доброте, о тепле человеческих отношений, которые помогают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск