Скачать 128.78 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»(ТГПУ) «утверждаю» Проректор по учебной работе ТГПУ ________________________ В. Я. Эпп «____» ____________________200 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.10ПСИХОДИАГНОСТИКА 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины - изучение основных “конструкций” психических состояний, линиях развития возникающих тенденций, типичных особенностях возникновения мотивов и особенностей их борьбы. Задачи дисциплины: изучение признаков и показателей, по которым могут распознаваться отдельные конструкции психических образований и состояний, признаков начальных отклонений, по которым можно судить о направлении; рассмотрение предмета анализа энергетических ресурсов личности, от которых зависит выбор стратегии поведения и деятельности, относительно устойчивых “традиционно консервативные” структур личности, укрепившиеся привычки, стиль поведения, фиксированные установки. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Психодиагностика как научная и практическая технология История психолого-педагогической диагностикиИстоки психодиагностики. Возникновение тестирования. Возникновение группового тестирования. Тесты специальных способностей и достижений. Отечественные работы в области психологической диагностики. Общие положенияОсновные понятия. Предмет, объект и задачи психологической диагностики. Измерительная испытательная направленность психодиагностического метода. Конкретизация психолого-педагогического метода в объективном, субъективном и проективном подходах. Классификация психодиагностических методикТипы диагностических методик. Принципы объетивности и субъективности классификации методик. Методики высокого уровня формализации: 1)тесты, которые различаются а) по форме: индивидуальные и групповые, устные и письменные, вербальные и невербальные, бланковые, предметные и компьютерные; б) по содержанию :тест интеелекта, способностей, достижений, личности; 2)опросники: личностные и опросники-анкеты; 3)психофизиологические методики; 4)проективные методики. Малоформализованные методики: контент-анализ, опрос, наблюдение, интервью, ассоциации. Классификация методик по назначению. Классификация методик по принципу действия. 2. Объекты диагноза Методология диагностики Введение и процедура обучения диагностикиИнформация об основных объектах диагностики. Построение диагностических моделей. Сведения об основных закономерностях соединения качеств в системы. Индивидуальная и уникальная целесообразность. Теоретические и экспериментальные данные о формообразующих факторах. Исследование о ситуациях, где проявляются личностные особенности. Выработка различной чувствительности к слабым отличительным признакам. Основные этапы психолого-педагогического обследования. Понятие психолого-педагогического диагноза и прогноза. Предмет и уровни психолого-педагогического диагноза. Сфера личности: биологическая, социальная, психологическаяТипы ВНД. Типы темперамента. Биологические предпосылки личности: энергетика, чувствительность, динамика. Социальная сфера личности. Система отношений в среде. Позиции в отношениях. Обращение окружающих и отклик индивида. Воздействия и влияния среды. Роли, ценности и образцы поведения. Система защит против неприемлемого воздействия. Психологическая сфера личности. Индивидуальная психо-логика. Планы и программы поведения личности. Самооценка и самосознание. Саморегуляция и способы её осуществления. Контроль за исполнением собственных предписаний. Привычный стиль поведения. Качества личностиНазначение качеств. Социокультурная природа качеств: качество как достояние личности. Качество как аккумулятор специфической энергии. Качество как способ поведения в определенной ситуации. Качество как мотив. Качество как предмет экспектации со стороны окружающих. Качество как единица оповещения. Л.И. Божович о качестве кок о соединении (сплаве) способа действия и мотива. Инструменты диагностики: методики и тестыФункции методик и тестов: выделение и измерение. Понятии методики. Понятие теста. Требование к методикам и тестам. Понятие репрезентации, надежности, валидности. Виды валидности (очевидная, конкурентная, прогностическая, инкрементная, дифференциальная, содержательная, конструктивная). Вопросы адаптации теста и его стандартизации. Проблема превращения континуума значений ( с мин. И макс.) в параметр (“измеряющий”). Техника шкалирования 3. Основные техники диагностики Техники выделения различных признаков объектовПонятие признака. Признак как первичное отражение свойства объекта. Признак как проявление содержания отдельных компонентов, составляющих качество. Признак как проекция отдельных сторон качества. Связи признаков. Цепь признаков составляющая объекта. Изоморфность модели построенной из признаков реальному содержанию объекта. Феномен несоответствия собственных представлений о своих личностных особенностях реальному содержанию. “Преимущественная точность” объективного заключения нескольких наблюдателей. Форматирование модели объекта в сознании исследователя. Последовательность конструирования модели личностных качеств и личности по признакам. Система "облика" и образа. Выяснение особенностей связей между признаками через частность восприятия. Последовательность возникновения образа : а/ набор признаков ; б/ комплект признаков ; в/ комплекс признаков ; г/ структурная и динамические модели. Понятие показателей. Показатель как признак признака “Нота нотае ест нота рей ипсиус” .Показатель как заместитель признака , при отсутствии его в цепи признаков. Диагностическое значение показателя. Показатель как компонент диагностического мышления. Принципы диагностики личности по особенностям сочетаний качествПринцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения Гаусса. Значение частности встречающихся величин. Среднее арифметическое, медиана и мода. Измерение качества. Величина отклонения качества от нормы как мера его напряженности. Приближение к краям континуума как степень выхода за зону особых закономерностей. Приближение к максимуму и минимуму как сигнал патологической напряженности (не напряженности). Принцип составления с эталоном моды. Принцип квартилей. Принцип выяснения особенностей связей путем сопоставления с эталоном корреляционных плеяд. Принцип анализа плотностей связей. Величины коэффициентов корреляций как основа для анализа степени управляемости качествами. Криволинейные коэффициенты корреляций как показатели предельной напряженности связей между качествами. Интерпретация диагностического материалаа) Интерпретация материала, полученного путем применения батареи тестов; б) Необходимое и достаточное число признаков и показателей; в) Решение диагностических задач при исходно малом числе различных признаков; г) Особенности решения задач при противоречивом характере результатов , полученных разными методами; д) Верификация диагностического материала. 4. Профессионально-этические принципы в психолого-педагогической диагностике Задачи практического психолога и психодиагностаПедагогическая диагностика. Готовность к школе. Диагностика обучаемости и формирование учебных групп. Профориентация. Общие принципы планирования и психолого-педагогической работы и составления программ. Профессионально-этические нормативы в психодиагностике. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Рекомендуемая литература а) ОСНОВНАЯ:
б) дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
6.2 сРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ компьютиризированные психодиагностические программы 7. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные компьютерами аудитории; компьютеры и различные технические средства обучения; аудио-видеоаппаратура; наглядные пособия. 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 8.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
8.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
8.3. Примерный перечень вопросов к зачету
Программа составлена в соответствии с государственными образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности специальность «031000 – педагогика и психология». Программу составил д.м.н., профессор кафедры психологии и педагогики _________________ Языков Константин Геннадьевич Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики Протокол № _______ от «_____» ____________________________ 2003 г. Зав. кафедрой, д. психол. н., профессор ______________________________ Морогин Владимир Григорьевич Программа дисциплины одобрена метод. комиссией факультета психологии и управления ТГПУ Председатель метод. факультета психологии и управления ТГПУ __________________ Согласовано: Декан факультета психологии и управления ТГПУ __________________________ Кубарев Евгений Николаеви |
Программа по дисциплине «Биологические основы сельского хозяйства»... Специальность — 050101. 65 «Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология» Форма подготовки (очная) | Программа дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная... Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков | ||
Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным... Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория графов» для ооп специальности... Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору) | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 09 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Годовой календарный учебный график по дополнительным предпрофессиональным... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины дпп. В. 00 Педагогика одаренности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 Знать и уметь обращаться с оборудованием, производить настройку станков и инструментов для деревообработки | Программа дисциплины дпп. 05 Зарубежная литература Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |