Скачать 201.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫИстория образования и педагогической мысли Направление: 050700.62 Педагогика Форма подготовки (очная\заочная ) Школа педагогики Кафедра педагогической психологии курс 3 / 1 семестр 5 / лекции 36/20час. практические занятия 36/ час. лабораторные работы __ / ___ консультации __ / ___ всего часов аудиторной нагрузки 72/ 20 час. самостоятельная работа 80 /142час. реферативные работы (количество) контрольные работы \1 зачет -/1 курс экзамен 5 семестр / - Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 728 пед/сп (новый) от 31.01.2005. Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры педагогической психологии, протокол № 1 от 02.09.2011г. Заведующая (ий) кафедрой педагогической психологии Бочкарева А.Г. Составитель (ли): Михина Г.Б. АННОТАЦИЯ Учебно-методический комплекс включает в себя учебную рабочую программу дисциплины, планы лекций и практических занятий, материалы для организации самостоятельной работы студентов, темы рефератов, список литературы, дополнительные материалы. Дисциплина «История образования и педагогической мысли» логически и содержательно связана с такими курсами как история, педагогика, психология, философия, культура и межкультурное взаимодействие. Этот курс служит базой для изучения теоретической и практической педагогики, педагогической психологии. УМКД составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 152/162 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия 36/20 часов, практические занятия - 36/- часов, самостоятельная работа составляет – 80/142 часа, экзамен/зачет. Цель учебного курса – на основе цивилизационно-антропологического и историко- сопоставительного подходов представить исторический материал, охватывающий зарубежную и отечественную педагогику в их взаимосвязи. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИстория образования и педагогической мысли Направление: 050700.62 Педагогика Форма подготовки (очная\заочная ) Школа педагогики Кафедра педагогической психологии курс 3 / 1 семестр 5 / лекции 36/20час. практические занятия 36/ час. лабораторные работы __ / ___ консультации __ / ___ всего часов аудиторной нагрузки 72/ 20 час. самостоятельная работа 80 /142час. реферативные работы (количество) контрольные работы \1 зачет -/1 курс экзамен 5 семестр / - Рабочая программа составлеан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 728 пед/сп (новый) от 31.01.2005. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры_ педагогической психологии, протокол № 1 от 02.09.2011г. Заведующая (ий) кафедрой педагогической психологии Бочкарева А.Г. Составитель (ли): Михина Г.Б. АННОТАЦИЯ Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 152/162 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия 36/20 часов, практические занятия - 36/- часов, самостоятельная работа составляет – 80/142 часа, экзамен/зачет. Цель учебного курса – на основе цивилизационно-антропологического и историко- сопоставительного подходов представить исторический материал, охватывающий зарубежную и отечественную педагогику в их взаимосвязи. Задачи курса: - формировать систему историко-педагогических знаний; - знакомить с выдающимися мыслителями, занимавшимися вопросами воспитания и образования, деятельностью педагогов различных исторических эпох и народов; - на основе историко- сопоставительного подхода изучить ряд ведущих педагогических проблем; - вызвать интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его изучении и осмыслении; -выработать умения работать и анализировать историко-педагогическую литературу; -способствовать формированию целостного педагогического сознания и самостоятельной оценки историко-педагогического процесса. На лекциях студенты должны знакомиться с материалом, построенном на принципах цивилизационного подхода, раскрывающего закономерный процесс развития педагогической мысли и школы в разных цивилизациях и в определенные исторические периоды, дается также характеристика отечественной педагогики и просвещения в различные исторические периоды. На семинарских занятиях обсуждаются темы информационного характера, позволяющие детально изучить педагогические системы, взгляды и деятельность наиболее значительных для того или иного периода мыслителей и педагогов, полнее представить состояние образования. Для углубленного знакомства с отдельными источниками студенты конспектируют наиболее значительные работы выдающихся мыслителей. В результате изучения базовой части цикла студент должен знать закономерности развития педагогического процесса, причины появления педагогических теорий, уметь работать с историческими материалами. I.Структура и содержание теоретической части курса (36/20 часов) Тема 1: Возникновение воспитания и воспитание в древнем мире (2/2 час.) Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Образование как социокультурный институт, актуальные проблемы. Образование как процесс становления и развития человека актуальные проблемы, категория цели образования. Духовные ценности гуманистической парадигмы в современной педагогике. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития Истоки развития идей компетентностного подхода Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Возникновение семьи и воспитание детей. Организованные формы воспитания и обучения. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя. Общие тенденции воспитания и обучения в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока. Зарождение организованных форм воспитания в условиях становления и развития древнейших цивилизаций. Школа и воспитание в Междуречье; Древнем Египте; Израильско-Иудейском царстве, Древнем Иране; В Древней Индии и Китае. Воспитание и педагогическая мысль в Античном мире. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции. Просвещение в эпоху эллинизма. Афинах и Спарте. Особенности воспитания и образования в Древнем Риме. Зарождение гуманистических традиций. Зарождение христианской традиции воспитания. Просвещение и педагогическая мысль в Византии Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Воспитание и образование. Педагогическая мысль. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения. Тема 2: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения. (4/2 час.) Влияние церковной культуры на развитие образования. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения. Реформация и ее влияние на образование и воспитание. Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания. Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху европейского средневековья. Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании. Практика школьного образования. Педагогическая мысль. Просвещение на территории средневековых государств Закавказья. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в XIV-XVI веках. Образование, воспитание и педагогическая мысль в XVII веке. Тема 3: Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и Северной Америке в XVII-XVIII веках. Возникновение и развитие гуманистической традиции в педагогических взглядах в странах Западной Европы. (4/2 час.) Педагогические идеи В. Ратке. Педагогические идеи Я.А. Коменского. Антрополого-педагогический взгляды, принцип природосообразности; цель воспитания, дидактика; классно-урочная система обучения; содержание, формы и методы обучения; содержание воспитания. Концепция воспитания и образования Джона Локка. Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу и в XVIII веке. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (Принцип природосообразности и естественное воспитание у Руссо. Возрастная периодизация и система свободного развития человека.) Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г.Песталоцци (Социально-образовательные взгляды, антропологическая концепция, принцип природосообразности воспитания, теория элементарного образования и народной школы.) Педагогические идеи И.Ф. Гербарта. Педагогические взгляды и практическая деятельность Ф.А. Дистерверга ( Принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Дидактиктические идеи). Педагогические идеи Г. Спенсера. Школа и педагогическая мысль в США. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях. Идея классового подхода к вопросам воспитания и образования в коммунистическом учении К.Маркса и Ф.Энгельса. Тема 4: Основные тенденции развития образования в странах Западной Европы и США в XIX и XX вв. (4/2 час.) Школьные реформы в странах Западной Европы и США. Становление национальных школьных систем. Реформы общенациональных систем образования. Ослабление влияния церкви на школу. Влияние философии на педагогику. Появление новых институтов воспитания. Формирование двух основных парадигм образования: педагогический традиционализм (социальная педагогика Э. Дюркгейм, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер, Б. Рассел, М. Макмиллан, С. Айзекс, Р. Зейдель; религиозная педагогика Ф. Брюнетьер, Э. Бутру, Ж. Маритен, Ф.В. Ферстер, Р. Хатчинз, М. Адлер; экзистенциалистская педагогика Ж.П. Сартер, К. Ясперс, Р. Раск, Дж. Адамсон). Экспериментальная педагогика (А. Бине, Э. Торндайк, Э. Мейман). Педагогика действия А. Лая. Педология А. Бине, С. Холл. Педагогика прагматизма (педагогические идеи Дж. Дью, метод проектов У. Килпатрик). Трудовая школа Р. Зейделя и Г. Кершенштейнера. Школа и педагогика в Западной Европе и США в период между Первой и Второй мировыми войнами 1918-1939 годы. Школа и Западной Европе и США после второй мировой войны. Основные направления развития педагогической мысли. Тема 5: Возникновение воспитания и обучения в Киевской Руси и Русском государстве с VII по XVII вв. (4/2 час.) Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве до XVII века. Воспитание и обучение у древних славян. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X-XIII веках. Зарождение общеславянской традиции обучения в VII-IX вв. Создание нового письменного языка Кириллом и Мифодием. Смешение язычества и христианства в психологии и мироощущение русичей. Влияние византийской культуры на культуру и образование Киевской Руси. Понятие народности в воспитании. Традиционные основы народной педагогики. Педагогические средства народного воспитания (игра, фольклор, загадки, пословицы, поговорки). Начало развития образования X в., типы и методы обучения грамоте. Возникновения книгопечатания (И. Федоров, первый букварь 1574 г.). Подходы к воспитанию и обучению в XVII в.: латинофильский (деятельность С. Полоцкого, С. Медведева); византийско-русского ( Е. Славинецкий, Ф. Ртищев, К. Истомин); славино-греко-латинский (Иоанникий и Софроний, братья Лихуды); старообрядческий (Протопоп Аввакум). Тема 6: Просвещение и школа в XVIII-XIX вв. (4/2 час.) Просвещение в России в начале XVIII века. Реформы Петра I (профессиональная направленность и сословность). Педагогическая деятельность Л Ф.. Магницкого и дальнейшее развитие школ. В.Н. Татищев и начало профессионального образования. Просвещение и школа после Петра. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова и создание Московского университета 1755 г. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого. Тема 7: Школа и педагогическая мысль в России до 90-х годов XIX в (4/2 час.) Развитие школы и становление школьной системы. (Реформы образования в первой четверти XIX в. Развитие сословной системы воспитания. Домашнее воспитание. Создание университетских округов. Устав 1828 г. и создание новой системы образования. Реформы образования во второй половине XIX в. Типы школ, женское и педагогическое образование.) Педагогическая мысль в России. К.Д. Ушинский – крупнейший педагог в России. (Философские и естественнонаучные взгляды, антрополо-педагогические идеи, о педагогике как науке и искусстве, принцип народности. Дидактика. Система нравственного воспитания). Реформы образования 1870-1880 гг. Педагогические направления и идеи. Тема 8. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. (4/2 час.) Народное образование России и проблемы его преобразования. Педагогическая мысль. Школа и педагогика в России с Февральской революции1917 года до окончания Великой Отечественной войны. Политико-идеологическая направленность реформ после Октябрьской революции 1917 года. Проблемы содержания образования и методов обучения и воспитания в 20-е годы. Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 года. Отечественная школа и педагогика Советского периода ( школьная политика первых лет Советской власти. Создание школ нового типа, программы ГУСа. Создание пионерской (19 мая 1922 г.) и комсомольской организаций (29 октября 1918 г.). Всеобуч, ликвидация неграмотности. Педагогические дискуссии 20-х гг. (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, А.П. Пинкевич, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, В.И. Черналуский, С.Т. Шацкий). Гуманистическая педагогика А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. (Философские взгляды, концепция воспитания нового человека, система коллективного воспитания. Понятие перспективы. Нравственное, трудовое, физическое, эстетическое и умственное воспитание). Школа 30– 40-х годов. Шк Школьное дело в годы Великой Отечественной войны. Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны. Тема 9: Основные направления развития школы и педагогики в СССР после Великой Отечественной войны. Основные реформы образовательной политики XX в. (6/4 час.) Образование в СССР после войны. Отечественная наука. Педагоги-новаторы - Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов. Поиск принципов и методов педагогики сотрудничества. Развитие активности и самобытности школьников. Основные предпосылки изменений системы образования. Закон об образовании 1992 г и школьная система. Полемика о путях образования и воспитания 1980 – 2000 гг. Практика образования и воспитания. Реформы образования. Основные принципы современной системы образования. Интеграция российской системы образования в мировую (Болонский процесс 2005 г.). Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. II.Структура и содержание практической части курса Практические занятия (36/- час.) Занятие 1. Воспитание и обучение в Древнем Египте, Древней Индии и Китае. (2 час.) Занятие 2. Воспитание и педагогическая мысль в античном мире. (2 час.) Занятие 3. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве VI – IX; X – XVII веках. (2 час.) Занятие 4. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации. (2 час.) Занятие 5. Педагогические идеи и деятельность Я.А.Коменского. (2 час.) Занятие 6. Воспитание, педагогическая мысль и школьное образование в странах Западной Европы в XYIII веке. (2 час.) Занятие 7. Жан Жак Руссо о воспитании и образовании. (2 час.) Занятие 8. Просвещение и педагогика в России в XVIII веке. (2 час.) Занятие 9. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в XIX веке. (Педагогическая деятельность и теория И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега, Г. Спенсера, К. Маркса и Ф. Энгельса). (3 час.) Занятие 10. Образование и педагогическая мысль в России в первой половине XIX века. (2 час.) Занятие 11. Школьные реформы в России во второй половине XIX века. (2 час.) Занятие 12. Зарубежная школа и педагогика в начале и во второй половине XX века. (2 час.) Занятие 13. Школа и педагогика в России в начале XX века. (2 час.) Занятие 14. Определение основных направлений развития образования после Октября. Проблемы содержания и методов в учебно-воспитательной работы в 20-е годы и в годы войны. (3 час.) Занятие 15. Отечественная педагогика после войны. (3 час.) Занятие 16.Движение педагогов-новаторов. (3 час.) III.Контроль достижения целей курса Вопросы к зачету 1.Роль и статус образования в разные исторические периоды. 2.Средства и способы воспитания в первобытном обществе. 3.Педагогические идеи в религиозных учениях и письменных памятниках народов Ближнего Востока (египетские папирусы, клинописные таблички, библейские сказания). 4.Система воспитания и образования в Древней Греции. 5.Система воспитания и образования в Древнем Риме. 6.Средневековая система воспитания и образования. 7.Педагогика эпохи Возрождения. 8.Социалисты-утописты и их педагогические методы (Т. Мор, Т. Кампанелла). 9.Сущность дидактики Я.А. Коменского. 10.Педагогическая мысль Нового времени. (Д. Локк). 11.Ж.-Ж. Руссо. Развивающие обучение в наследии Руссо. 12.А. Дистервег. Педагогическое учение А. Дистервег. 13.Методы и принципы воспитания И.Ф. Гербарта. 14.Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци. 15.Особенности развития воспитания и просвещения в Древней Руси. 16.Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение. 17.Сущность просветительных реформ Петра I. 18.Роль М.В. Ломоносов в развитии просвещения России. 19.Педагогические взгляды Н.И. Пирогова. 20.Просветительская деятельность Л.Н. Толстого. 21.Педагогические взгляды Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. 22.Дидактические принципы и методы обучения. 22.К.Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. 23.Школа и педагогика в России на рубеже XIX–XX в.в. (до 1917 г.). 24.Развитие школьного образования в 20-е годы XX в. 25.Воспитательная система А.С. Макаренко. 26.Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. 27.Теория детского коллектива в педагогическом наследии Н.К. Крупской и А.С. Макаренко. 28.Воспитательная система В.А. Сухомлинского. Гуманизм – основа педагогической деятельности. 29.Работа школ в годы Великой Отечественной войны. 30.Проблемы российского образования в современных условиях и подходы, предлагаемые для их решения. Вопросы к экзамену
Темы контрольных работ
Тестовые задания 1. Предполагается полная реконструкция школы как образовательного учреждения при изменениях: а) локальных; б) модульных; в) локально-модульных; г) системных. 2. Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова соответствует уровню изменений в системе образования: а) локальному; б) модульному; в) локально-модульному; г) системному. 3. Важнейшей целью воспитания выступает соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности в: а) игровой технологии; б) системе М. Монтессори; в) «Школе завтрашнего дня»; г) «Школе диалога культур». 4. Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды является особенностью содержания образования в системе: а) «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов); б) М. Монтессори; в) «Школы завтрашнего дня»; г) «Школы адаптирующей модели» (Е.А. Ямбург). 5. Одна из основных целей воспитания — это формирование Я-концепции активного предпринимателя, что составляет основу: а) игровой технологии; б) системы М. Монтессори; в) «Школы завтрашнего дня»; г) «Школы адаптирующей модели» (Е.А. Ямбург). 6. Технократический подход к личности превалирует в системе: а) вальдорфской педагогики; б) М. Монтессори; в) «Школы завтрашнего дня»; г) «Школы диалога культур». 7. Автором концепции «знаково-контекстного», или «контекстного», обучения является: а) А.А. Вербицкий; б) Н.Ф. Талызина; в) ПК. Лозанов; г) З.А. Решетова. 8. Автором принципиально нового направления в педагогической психологии —суггестопедии, суггестологии — является: а) Г.А. Китайгородская; б) ПК. Лозанов; в) В.В. Петрусинский; г) Л.А. Петровская. IV.тематика и перечень курсовых работ и рефератов Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
5. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в Рос сии (X – начало XI в). – М.:Форум, 2008
Интернет-ресурсы
|
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине история удмуртской литературы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета журналистики Удгу очной и заочной форм обучения, содержит планы,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «право и религия» Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия права» Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, учебно-тематический план, конспект лекций, планы проведения семинарских... | Учебный курс культурология Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы для... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Материалы для организации самостоятельной работы студентов | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «экономика и социология труда»... Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика и социология труда» предназначен для студентов рсэи и включает в себя учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс дисциплины «права человека» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематические... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «избирательное право в российской федерации» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематические... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы аудита» Опд. В. Оо сд. Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план, содержание курса, вопросы и задания для семинарских... | ||
Учебной дисциплины 3 менеджмент 3 конспекты лекций 25 материалы практических... Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок | Мгпу) учебно методический комплекс дисциплины дн(М). Ф. 4 Введение... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о языке... | ||
Рабочая учебная программа конспекты лекций материалы для лабораторных... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Мгпу учебно методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Введение... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о яззыке... |