Тесты подразделяются на следующие группы





Скачать 127.89 Kb.
НазваниеТесты подразделяются на следующие группы
Дата публикации15.08.2013
Размер127.89 Kb.
ТипТесты
100-bal.ru > Психология > Тесты
..

Психологические тесты подразделяются на следующие группы:

  • личностные опросники (для оценки личностных особенностей кандидатов),

  • проективные методики (мы уже немножко говорили о использовании проективных вопросов на интервью, см. Урок 9),

  • тесты способностей (интеллектуальных, управленческих, творческих и т.д.),

  • профессиональные тесты (для проверки профессиональных знаний и навыков).

А теперь о каждом виде попродробнее.
Личностные опросники

______________________________________________________________________
Разновидность опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных опросников обычно считают разработанный Ф. Вудвортсом (1919) "Бланк данных о личности", предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.

Самая распространённая категория психологических тестов. Состоят из списка вопросов или суждений. Благодаря тому, что в опроснике можно спросить про что угодно, существует много разных типов опросников разного предназначения: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

К личностным опросникам относятся и такие "монстры" как MMPI и 16-PF (опросник Кеттела), и простые опросники, состоящие из 10-20 вопросов. Как правило личностные опросники диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферу.

Основные проблемы использования ЛО связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния разных установок человека и различий в понимании вопросов обследуемыми.

Фальсификация ответов, о вероятности которой следует помнить при проведении таких обследований, не очень распространена. Накоплено немало данных, свидетельствующих о стремлении обследуемых быть искренними. Однако, есть другая опасность – установки человека, его понятие о плохом и хорошем, сформированное под влиянием социума. Одна из наиболее известных установок — стремление обследуемых к выбору "социально одобряемого" ответа, т. е. того, который предписывается общественными или групповыми нормами. К примеру на вопрос «хороший ли человек ваш отец?» только единицы смогут ответить «нет», даже если они так в глубине души думают. Но общество осуждает подобные мысли, а традиции велят уважать любых родителей. Поэтому всегда нужно инструктировать испытуемых, что не бывает плохих и хороших ответов, что конкретных его ответов никто не увидит, а оперировать вы будете только сводными результатами. А если он будет пытаться угадать, как надо ответить, то может только запутаться и испортить результаты теста.

Помимо установок, на достоверность ответов в ЛО существенно влияет интеллект обследуемого (особенности понимания вопросов). Было показано, что неясность, трудность вопросов приводят к изменению ответов при повторном обследовании, а это говорит о малой надежности методики.

Исследователь должен помнить, что ответы в ЛО можно достоверно трактовать только в совокупности с другими проявлениями обследуемой личности – биографическим интервью, наблюдаемым поведением, другими формами тестов.
Проективные методики

______________________________________________________________________
Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях человека — в его работе, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. - проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты.

Проективные методики направлены на создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах. Ответами могут быть фразы, тесты, рисунки. Они не могут интерпретироваться как правильные или неправильные, они интерпретируются как индивидуальное проявление личностных особенностей человека, о которых и делаются выводы.

Выделяют следующие группы проективных методик:

  • Методики структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Это — тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции и др.

  • Методики конструирования: создание целого из отдельных частей (MAPS, тест мира и его разнообразные модификации и др.).

  • Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события предлагаемых ситуаций, изображений (TAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест Зонди и др.).

  • Методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.).

  • Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в специально организованных условиях. Это — психодрама, проективная игра и др.

  • Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого общения, и др.

  • Методики анализа рисунков (тест рисования фигуры человека — варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и др.)



Тесты способностей

______________________________________________________________________
К этой группе тестов относится популярный тест на IQ (логический интеллект) и EQ (эмоциональный интеллект).

Тесты способностей рекомендуется использовать в тех случаях, когда решающее значение имеет не квалификация, а потенциал кандидата, например, способность к устному счету для сотрудников магазинов или ресторанов (см.математические тесты из Урока 10).

Тесты способностей широко используются для отбора кадрового резерва, когда важно выявить способности к управленческой деятельности, творчеству, лидерские задатки и так далее. При отборе кандидатов, которые должны подтвердить свой опыт работы, особого смысла их использовать нет.

Придя на место, Наташа первым делом воткнула в компьютер флэшку с набором тестов, которые они изучали в университете. Список вывалился солидный: здесь были и тесты способностей, и личностные опросники, и даже инструкции по проведению и интерпретации проективных тестов типа «Дом-дерево-человек». Кстати, ее любимым проективным тестом был тест «Нарисуй несуществующее животное». Его Наташа много раз использовала для диагностики психического состояния детей во время практики в детском доме и очень хорошо оттренировала. Но, как справедливо она поразмыслила, просить кандидата на позицию управляющего магазином нарисовать несуществующее животное, наверное, будет чересчур. А жаль, результаты теста получались весьма показательными.

Из тестов способностей Наташа уже выбрала IQ – он всем известен, понятен, не придется объяснять, что да как, подумала она. Да и вероятность того, что Иван Борисоглебский покажет отличный результат, была достаточно высока. А вот какой личностный опросник выбрать, Наташа задумалась всерьез. Надо сказать, что в университете к изучению методов тестирования она подошла очень серьезно и неплохо разобралась с этой темой. Она понимала, что достоверность и надежность тестов является важным показателем, поэтому прибегать к коротким и ненадежным тестам было ниже ее - будущего психолога - достоинства. Из надежных в ее распоряжении были 16-и факторный опросник Кеттела и тестовая методика MMPI. В результате довольно продолжительных раздумий она остановила свой выбор на MMPI, ибо он был ею лучше изучен. Вернее сказать, на его адаптированном варианте под названием СМИЛ.

Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI) -

Миннесотский многофазный личностный опросник

_____________________________________________________________________________
MMPI - метод психодиагностического исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. Разработан в конце 44-46-х гг. американскими учеными С.Хатеуейем и Дж.Маккинли в качестве вспомогательного средства клинициста-психиатра с целью облегчения дифференциации различных психиатрических заболеваний. Были опрошены несколько сотен психиатров спецбольниц и собраны несколько тысяч вопросов, которые обычно задаются больным, особенно на первичном приеме. Из этих вопросов были исключены дублирующие и порядка восьмисот были включены в пробный опросник. После исследования применимости была оставлена примерно половина. Вопросы помогали дифференцировать здоровых людей от больных и больных разными видами психозов. Максимум на соответствующей шкале позволял психиатру сразу сосредоточить внимание на самом вероятном направлении.

В ходе обследования испытуемому предъявляются 550 утверждений, моделирующих его отношение к различным жизненным ситуациям, и предлагается дать один из трех ответов “правильно”, “неправильно” и “не могу сказать”. Ответы фиксируются с помощью специальных “ключей” и после дальнейшей обработки заносятся на профильный лист, имеющий 3 оценочных и 10 основных (базисных) шкал. К оценочным относятся шкала “лжи” (искренность ответов испытуемого), шкала достоверности результатов и шкала коррекции (неосознаваемый контроль поведения). Названия базисных шкал отражают первоначальную клиническую направленность метода:

1 — ипохондрия;

2 — депрессия;

3 — истерия;

4 — психопатия;

5 — мужественность — женственность;

6 — паранойяльность;

7 — психастения;

8 — шизоидность;

9 — гипомания;

10 — социальная интроверсия (уход от социума).

Соотношение показателей каждой из шкал образует профиль личности, который интерпретируется не отдельно взятыми шкалами, а с помощью анализа комбинаций показателей по различным шкалам. Это требует от экспериментатора не только большого опыта, но и особого искусства интерпретирования профиля.

MMPI квантифицирует (выражает в цифрах) личностные особенности, каждая из которых может колебаться от 30 до 100 баллов (и — крайне редко — выше или ниже) внутри своей шкалы при условной «норме» 50 ± 5.

В советские времена наши психологи адаптировали и рестандартизировали опросник с учетом нашей социо-культурной специфики, появилась возможность его использования для диагностики психически здоровых лиц, а также были разработаны сокращенные варианты теста. Такими адаптированными опросниками являются:

  • Модифицированный метод исследования личности — ММИЛ (Ф.Б.Березин, М.П.Мирошников и др.),

  • Стандартизированный метод исследования личности — СМИЛ (Л.Н.Собчик),

  • Стандартизированный клинический личностный опросник — СКЛО (Ленинградский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева) и др.

В настоящее время опросник MMPI и его адаптированные варианты широко используются в психиатрии и для нужд судебно-медицинской экспертизы.

Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ)

_____________________________________________________________________________
Методика СМИЛ была разработана советским психологом Людмилой Николаевной Собчик на базе MMPI, но с учетом ориентации на исследование не отклонений, а психической нормы. Она существует в полном (566 вопросов) и сокращенном (370) варианте. Здесь изменены как содержание, так и названия базисных шкал, носивших прежде клинический характер:

  1. Подавленность (ипохондрия);

  2. Пессимистичность (депрессия);

  3. Эмоциональная неустойчивость (истерия);

  4. Импульсивность (острый психоз);

  5. Мужественность [у женщин] или женственность [у мужчин] (проблемы сексуальной идентификации);

  6. Ригидность в смысле негибкости (паранойя);

  7. Тревожность (фобия);

  8. Аутизм или «уход в себя» (шизофрения);

  9. Оптимизм (гипомания);

  10. Интро- и экстраверсия (Социальная интраверсия).


Для более глубокого ознакомления с методикой рекомендуем вам книгу Л.Н.Собчик по адресу http://studies-person.ru/.

_____________________________________________________________________________

… А тем временем Наташа поговорила с Филиппом Находкиным, расстроилась еще больше от его подозрений в ее недостаточной компетентности и принялась за обработку результатов СМИЛ. Хорошо, что у нее была компьютерная программа, автоматически выстраивающая профиль, иначе ей пришлось бы повозиться с ключами и переводами обычных баллов в стандартизированные Т-баллы.

То, что в итоге у нее получилось, совсем ее не порадовало. Компьютер выдал два профиля. Первый выглядел так.
Тест СМИЛ кандидата Иван Борисоглебский, 46 лет


- Зубчатая пила, - охнула Наташа. Невооруженным глазом было видно, что некоторые шкалы этого профиля заходят за границы «нормы». Но в первую очередь следовало обратить внимание на коррекционные шкалы: лжи, достоверности результатов и неосознанной коррекции. Шкала F, фиксирующая достоверность ответов, явно вылезала за норму, и призывала даже не трактовать тест далее, т.к. и другие ответы с большой долей вероятности могли быть недостоверными. Однако Наташа помнила, что их профессор по психологии говорил о возможности другой трактовки высоких баллов по этой шкале: «испытуемый может этими показателями как бы взывать к вам о помощи – обрати на меня внимание, мне плохо!» Она перевела взгляд на так называемую невротическую триаду – первые три шкалы. Да, латинская буква V подтверждала, что тут к гадалке не ходи, плохо человеку: на лицо ипохондрия и высокая истероидность. Истероиду (демонстративный тип), как известно, требуется обязательное внимание зрителей. Ну а если зрительского внимания окажется не достаточно и взять его будет не откуда, он сам создаст себе повод для эмоциональных переживаний – будет серьезно и вдумчиво болеть. Обычно такие люди заканчивают жизнь глубокими развалинами.

Сочетание высоких 3-й и 8-й шкал расстроило Наташу еще больше. Если простой истероид будет демонстрировать свою персону во всех ипостасях, где и как только можно, то истерошизоид – это уже скорее желание эпатировать публику своей нестандартностью, непохожестью на других. Прийти, скажем, на шикарную вечеринку в лохмотьях. Преувеличивать все свои проявления во много раз. Да, для работы управляющим человек с таким профилем вряд ли подойдет. Ему бы в артисты хорошо, в руководители какой-нибудь секты или клуба тантрического секса, наконец.

А вот такой профиль оказался у второго кандидата.
Тест кандидата Никита Маленький, 32 года


Наташе пришлось признать, что у Маленького ровный хороший профиль. Такой профиль называется "линейным", все показатели его находятся в пределах между 45 и 55 Т-баллами, и чаще всего встречается он у личностей гармоничных. Единственная шкала, которая вышла за рамки «нормы», свидетельствовала об экстраверсии кандидата, что никак нельзя было причислить к его недостаткам и минусам для должности управляющего, практически вся работа которого, как известно, сводится к общению с разными людьми.

- Что же мне делать? – с тоской подумала Наташа. – Такие результаты обнародовать – это точно «до свидания, Борисоглебский». – Впрочем, она все равно уже понимала неизбежность такого финала, поскольку ни за что не стала бы скрывать данные и позволить взять на работу шизоистероида, да к тому же с развитой ипохондрией….

…………..

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

_____________________________________________________________________________
Личностные опросники могут быть полезны в основном для подготовки к собеседованию (предварительное выяснение особенностей личности кандидата для того, чтобы обратить внимание на наиболее важные аспекты). Если ситуация такова, что вам необходимо прояснить индивидуально-психологических особенности будущего или уже работающего сотрудника, советуем воспользоваться 16-факторым опросником Кеттела, предварительно очень хорошо эту методику изучив! Материалы можем по запросу прислать мы, а можете скачать в Интернете.

Из тестов способностей рекомендуем Тест на понимание инструкций. Он хорош для испытания всех сотрудников, которым в ходе работы нужно знакомиться с распоряжениями, приказами, стандартами, процедурами и придерживаться их в своей работе, т.е. для любого руководителя подразделения, в особенности руководителей розничных точек, объединенных в одну сеть.

Если нужно определить интеллектуальные способности кандидата, воспользуйся Тестом структуры интеллекта Амтхауэра. Ведь в нем, в отличие от стандартного IQ, можно видеть, какой из видов интеллекта развит или проваливается у испытуемого: вербальный (слова), числовой, пространственный. Таким образом, вы сможете иметь более гибкую интерпретацию результатов: бухгалтеру, к примеру, не важно обладать пространственным интеллектом, а мерчендайзеру или дизайнеру без этого не обойтись.
ВАЖНО! Правильное использование тестов (процедура тестирования и интерпретация результатов) требует специальной квалификации.

Любые тесты можно использовать только как дополнительный элемент оценки, но ни в коем случае не для вынесения окончательного заключения о кандидате.

ЗАПРЕЩЕНО! Использовать самодельные тесты способностей, всевозможные популярные «тесты IQ», а также психологические тесты, валидность которых не подтверждена производителем.

Категорически запрещается использование тестов сотрудниками, не обладающими специальной подготовкой в этой области.

ПРОТИВ! Коллектив авторов курса единогласно категорически возражает против применения MMPI (любого его варианта) в любых ситуациях, связанных с профотбором. Во-первых, это клинический тест, т.е. тест, направленный на выявление проблем здоровья. А почему наш кандидат должен отчитываться нам о своем здоровье? Мы же не просим принести его справку из психдиспансера? Во-вторых, только опытный психолог, видя и разговаривая с пациентом, может правильно интерпретировать сочетание результатов на шкалах. Компьютерная обработка в таком деле не годится.

На наш взгляд, использование психологических тестов (опросники, проективные тесты) при отборе говорит о непрофессионализме рекрутера, о его непонимании своей роли в отборе. То же самое мы можем заявить о прохождении собеседования на полиграфе – детекторе лжи. Никогда не соглашайтесь на применение этого инструмента в процессе отбора. Если руководство будет настаивать – смело меняйте руководство: не стоит тратить лучшие годы на параноиков от безопасности.

_____________________________________________________________________________


Посмотри тест Розенцвейга (например, здесь - http://vsetesti.ru/400/). Эта методика создана для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Он может быть весьма полезен для кандидатов на должности, связанные с работой с людьми.
Тест несуществующее животное


Или вот такой симпатичный вариант несуществующего животного






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты подразделяются на следующие группы iconТема: Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков
Металлорежущие станки предназначены для изготовления деталей путем механической обработки заготовок режущим инструментом. Металлорежущие...
Тесты подразделяются на следующие группы iconТесты по дисциплине в процессе преподавания дисциплины, в целях контроля...
Б управление предприятием исходя из задач извлечения максимальной прибыли за короткий промежуток времени
Тесты подразделяются на следующие группы iconУрок изучения нового материала
Наиболее приближена к реальным нуждам учителей информатики классификация по дидактическим целям, потому что она является определяющей...
Тесты подразделяются на следующие группы iconРусская народная культура
Славянские народы традиционно подразделяются на три группы: западные (поляки, чехи, словаки, лужичане последние проживают на территории...
Тесты подразделяются на следующие группы iconВозможный перечень военно-учётных специальностей
Вус) — указание военной специальности действующего или находящегося в запасе военнослужащего вс россии и других войск и формирований....
Тесты подразделяются на следующие группы iconКол-во часов
Плановые контрольные работы – 16: тесты по чтению – 4; тесты по аудированию – 4; тесты по говорению – 4
Тесты подразделяются на следующие группы iconТесты покрытия, модульние тесты,тесты unit
«Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»
Тесты подразделяются на следующие группы iconТесты по русскому языку, математике, литературе, окружающему миру
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения
Тесты подразделяются на следующие группы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся рассажены по группам. 3 группы по 5 человек. Учащиеся 1-ой группы представляет страну Великобританию, 2-ой группы- сша,...
Тесты подразделяются на следующие группы iconТесты по стоматологии вариант III организация стоматологической помощи
Основанием для допуска к экзамену на получения сертификата по специальности «стоматология» являются следующие документы
Тесты подразделяются на следующие группы icon3. Участники Конкурса
Для проведения такого урока необходимо заранее разделить учащихся на следующие группы: литературоведы, искусствоведы, артисты. Каждая...
Тесты подразделяются на следующие группы iconАллергическая реакция иммунные реакции (подразделяются на четыре...

Тесты подразделяются на следующие группы iconТесты для оценивания знаний обучающихся. Мне стало интересно: «А...
Эти тесты? Так появилась проблема моего учебного исследования
Тесты подразделяются на следующие группы iconТесты по пунктуации: для старшеклассников и учителей (1С) Тесты по...
География в школе: Австралия, Океания, Арктика, Антарктида (Электронные уроки и тесты)
Тесты подразделяются на следующие группы icon2. реферативные работы
Исследования, как правило, завершаются письменной работой, в которой подводятся итоги, делаются выводы, предложения. Письменные работы...
Тесты подразделяются на следующие группы iconТесты по предметам школьной программы, вузовским дисциплинам, тесты...
На данный момент существует достаточно большое количество программных продуктов для создания тестовых и контролирующих заданий. Обзор...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск