Скачать 127.89 Kb.
|
….. Психологические тесты подразделяются на следующие группы:
А теперь о каждом виде попродробнее. Личностные опросники ______________________________________________________________________ Разновидность опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных опросников обычно считают разработанный Ф. Вудвортсом (1919) "Бланк данных о личности", предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. Самая распространённая категория психологических тестов. Состоят из списка вопросов или суждений. Благодаря тому, что в опроснике можно спросить про что угодно, существует много разных типов опросников разного предназначения: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок. К личностным опросникам относятся и такие "монстры" как MMPI и 16-PF (опросник Кеттела), и простые опросники, состоящие из 10-20 вопросов. Как правило личностные опросники диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферу. Основные проблемы использования ЛО связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния разных установок человека и различий в понимании вопросов обследуемыми. Фальсификация ответов, о вероятности которой следует помнить при проведении таких обследований, не очень распространена. Накоплено немало данных, свидетельствующих о стремлении обследуемых быть искренними. Однако, есть другая опасность – установки человека, его понятие о плохом и хорошем, сформированное под влиянием социума. Одна из наиболее известных установок — стремление обследуемых к выбору "социально одобряемого" ответа, т. е. того, который предписывается общественными или групповыми нормами. К примеру на вопрос «хороший ли человек ваш отец?» только единицы смогут ответить «нет», даже если они так в глубине души думают. Но общество осуждает подобные мысли, а традиции велят уважать любых родителей. Поэтому всегда нужно инструктировать испытуемых, что не бывает плохих и хороших ответов, что конкретных его ответов никто не увидит, а оперировать вы будете только сводными результатами. А если он будет пытаться угадать, как надо ответить, то может только запутаться и испортить результаты теста. Помимо установок, на достоверность ответов в ЛО существенно влияет интеллект обследуемого (особенности понимания вопросов). Было показано, что неясность, трудность вопросов приводят к изменению ответов при повторном обследовании, а это говорит о малой надежности методики. Исследователь должен помнить, что ответы в ЛО можно достоверно трактовать только в совокупности с другими проявлениями обследуемой личности – биографическим интервью, наблюдаемым поведением, другими формами тестов. Проективные методики ______________________________________________________________________ Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях человека — в его работе, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. - проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Проективные методики направлены на создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах. Ответами могут быть фразы, тесты, рисунки. Они не могут интерпретироваться как правильные или неправильные, они интерпретируются как индивидуальное проявление личностных особенностей человека, о которых и делаются выводы. Выделяют следующие группы проективных методик:
Тесты способностей ______________________________________________________________________ К этой группе тестов относится популярный тест на IQ (логический интеллект) и EQ (эмоциональный интеллект). Тесты способностей рекомендуется использовать в тех случаях, когда решающее значение имеет не квалификация, а потенциал кандидата, например, способность к устному счету для сотрудников магазинов или ресторанов (см.математические тесты из Урока 10). Тесты способностей широко используются для отбора кадрового резерва, когда важно выявить способности к управленческой деятельности, творчеству, лидерские задатки и так далее. При отборе кандидатов, которые должны подтвердить свой опыт работы, особого смысла их использовать нет. Придя на место, Наташа первым делом воткнула в компьютер флэшку с набором тестов, которые они изучали в университете. Список вывалился солидный: здесь были и тесты способностей, и личностные опросники, и даже инструкции по проведению и интерпретации проективных тестов типа «Дом-дерево-человек». Кстати, ее любимым проективным тестом был тест «Нарисуй несуществующее животное». Его Наташа много раз использовала для диагностики психического состояния детей во время практики в детском доме и очень хорошо оттренировала. Но, как справедливо она поразмыслила, просить кандидата на позицию управляющего магазином нарисовать несуществующее животное, наверное, будет чересчур. А жаль, результаты теста получались весьма показательными. Из тестов способностей Наташа уже выбрала IQ – он всем известен, понятен, не придется объяснять, что да как, подумала она. Да и вероятность того, что Иван Борисоглебский покажет отличный результат, была достаточно высока. А вот какой личностный опросник выбрать, Наташа задумалась всерьез. Надо сказать, что в университете к изучению методов тестирования она подошла очень серьезно и неплохо разобралась с этой темой. Она понимала, что достоверность и надежность тестов является важным показателем, поэтому прибегать к коротким и ненадежным тестам было ниже ее - будущего психолога - достоинства. Из надежных в ее распоряжении были 16-и факторный опросник Кеттела и тестовая методика MMPI. В результате довольно продолжительных раздумий она остановила свой выбор на MMPI, ибо он был ею лучше изучен. Вернее сказать, на его адаптированном варианте под названием СМИЛ. Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI) - Миннесотский многофазный личностный опросник _____________________________________________________________________________ MMPI - метод психодиагностического исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. Разработан в конце 44-46-х гг. американскими учеными С.Хатеуейем и Дж.Маккинли в качестве вспомогательного средства клинициста-психиатра с целью облегчения дифференциации различных психиатрических заболеваний. Были опрошены несколько сотен психиатров спецбольниц и собраны несколько тысяч вопросов, которые обычно задаются больным, особенно на первичном приеме. Из этих вопросов были исключены дублирующие и порядка восьмисот были включены в пробный опросник. После исследования применимости была оставлена примерно половина. Вопросы помогали дифференцировать здоровых людей от больных и больных разными видами психозов. Максимум на соответствующей шкале позволял психиатру сразу сосредоточить внимание на самом вероятном направлении. В ходе обследования испытуемому предъявляются 550 утверждений, моделирующих его отношение к различным жизненным ситуациям, и предлагается дать один из трех ответов “правильно”, “неправильно” и “не могу сказать”. Ответы фиксируются с помощью специальных “ключей” и после дальнейшей обработки заносятся на профильный лист, имеющий 3 оценочных и 10 основных (базисных) шкал. К оценочным относятся шкала “лжи” (искренность ответов испытуемого), шкала достоверности результатов и шкала коррекции (неосознаваемый контроль поведения). Названия базисных шкал отражают первоначальную клиническую направленность метода: 1 — ипохондрия; 2 — депрессия; 3 — истерия; 4 — психопатия; 5 — мужественность — женственность; 6 — паранойяльность; 7 — психастения; 8 — шизоидность; 9 — гипомания; 10 — социальная интроверсия (уход от социума). Соотношение показателей каждой из шкал образует профиль личности, который интерпретируется не отдельно взятыми шкалами, а с помощью анализа комбинаций показателей по различным шкалам. Это требует от экспериментатора не только большого опыта, но и особого искусства интерпретирования профиля. MMPI квантифицирует (выражает в цифрах) личностные особенности, каждая из которых может колебаться от 30 до 100 баллов (и — крайне редко — выше или ниже) внутри своей шкалы при условной «норме» 50 ± 5. В советские времена наши психологи адаптировали и рестандартизировали опросник с учетом нашей социо-культурной специфики, появилась возможность его использования для диагностики психически здоровых лиц, а также были разработаны сокращенные варианты теста. Такими адаптированными опросниками являются:
В настоящее время опросник MMPI и его адаптированные варианты широко используются в психиатрии и для нужд судебно-медицинской экспертизы. Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) _____________________________________________________________________________ Методика СМИЛ была разработана советским психологом Людмилой Николаевной Собчик на базе MMPI, но с учетом ориентации на исследование не отклонений, а психической нормы. Она существует в полном (566 вопросов) и сокращенном (370) варианте. Здесь изменены как содержание, так и названия базисных шкал, носивших прежде клинический характер:
Для более глубокого ознакомления с методикой рекомендуем вам книгу Л.Н.Собчик по адресу http://studies-person.ru/. _____________________________________________________________________________ … А тем временем Наташа поговорила с Филиппом Находкиным, расстроилась еще больше от его подозрений в ее недостаточной компетентности и принялась за обработку результатов СМИЛ. Хорошо, что у нее была компьютерная программа, автоматически выстраивающая профиль, иначе ей пришлось бы повозиться с ключами и переводами обычных баллов в стандартизированные Т-баллы. То, что в итоге у нее получилось, совсем ее не порадовало. Компьютер выдал два профиля. Первый выглядел так. Тест СМИЛ кандидата Иван Борисоглебский, 46 лет - Зубчатая пила, - охнула Наташа. Невооруженным глазом было видно, что некоторые шкалы этого профиля заходят за границы «нормы». Но в первую очередь следовало обратить внимание на коррекционные шкалы: лжи, достоверности результатов и неосознанной коррекции. Шкала F, фиксирующая достоверность ответов, явно вылезала за норму, и призывала даже не трактовать тест далее, т.к. и другие ответы с большой долей вероятности могли быть недостоверными. Однако Наташа помнила, что их профессор по психологии говорил о возможности другой трактовки высоких баллов по этой шкале: «испытуемый может этими показателями как бы взывать к вам о помощи – обрати на меня внимание, мне плохо!» Она перевела взгляд на так называемую невротическую триаду – первые три шкалы. Да, латинская буква V подтверждала, что тут к гадалке не ходи, плохо человеку: на лицо ипохондрия и высокая истероидность. Истероиду (демонстративный тип), как известно, требуется обязательное внимание зрителей. Ну а если зрительского внимания окажется не достаточно и взять его будет не откуда, он сам создаст себе повод для эмоциональных переживаний – будет серьезно и вдумчиво болеть. Обычно такие люди заканчивают жизнь глубокими развалинами. Сочетание высоких 3-й и 8-й шкал расстроило Наташу еще больше. Если простой истероид будет демонстрировать свою персону во всех ипостасях, где и как только можно, то истерошизоид – это уже скорее желание эпатировать публику своей нестандартностью, непохожестью на других. Прийти, скажем, на шикарную вечеринку в лохмотьях. Преувеличивать все свои проявления во много раз. Да, для работы управляющим человек с таким профилем вряд ли подойдет. Ему бы в артисты хорошо, в руководители какой-нибудь секты или клуба тантрического секса, наконец. А вот такой профиль оказался у второго кандидата. Тест кандидата Никита Маленький, 32 года Наташе пришлось признать, что у Маленького ровный хороший профиль. Такой профиль называется "линейным", все показатели его находятся в пределах между 45 и 55 Т-баллами, и чаще всего встречается он у личностей гармоничных. Единственная шкала, которая вышла за рамки «нормы», свидетельствовала об экстраверсии кандидата, что никак нельзя было причислить к его недостаткам и минусам для должности управляющего, практически вся работа которого, как известно, сводится к общению с разными людьми. - Что же мне делать? – с тоской подумала Наташа. – Такие результаты обнародовать – это точно «до свидания, Борисоглебский». – Впрочем, она все равно уже понимала неизбежность такого финала, поскольку ни за что не стала бы скрывать данные и позволить взять на работу шизоистероида, да к тому же с развитой ипохондрией…. ………….. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ _____________________________________________________________________________ Личностные опросники могут быть полезны в основном для подготовки к собеседованию (предварительное выяснение особенностей личности кандидата для того, чтобы обратить внимание на наиболее важные аспекты). Если ситуация такова, что вам необходимо прояснить индивидуально-психологических особенности будущего или уже работающего сотрудника, советуем воспользоваться 16-факторым опросником Кеттела, предварительно очень хорошо эту методику изучив! Материалы можем по запросу прислать мы, а можете скачать в Интернете. Из тестов способностей рекомендуем Тест на понимание инструкций. Он хорош для испытания всех сотрудников, которым в ходе работы нужно знакомиться с распоряжениями, приказами, стандартами, процедурами и придерживаться их в своей работе, т.е. для любого руководителя подразделения, в особенности руководителей розничных точек, объединенных в одну сеть. Если нужно определить интеллектуальные способности кандидата, воспользуйся Тестом структуры интеллекта Амтхауэра. Ведь в нем, в отличие от стандартного IQ, можно видеть, какой из видов интеллекта развит или проваливается у испытуемого: вербальный (слова), числовой, пространственный. Таким образом, вы сможете иметь более гибкую интерпретацию результатов: бухгалтеру, к примеру, не важно обладать пространственным интеллектом, а мерчендайзеру или дизайнеру без этого не обойтись. ВАЖНО! Правильное использование тестов (процедура тестирования и интерпретация результатов) требует специальной квалификации. Любые тесты можно использовать только как дополнительный элемент оценки, но ни в коем случае не для вынесения окончательного заключения о кандидате. ЗАПРЕЩЕНО! Использовать самодельные тесты способностей, всевозможные популярные «тесты IQ», а также психологические тесты, валидность которых не подтверждена производителем. Категорически запрещается использование тестов сотрудниками, не обладающими специальной подготовкой в этой области. ПРОТИВ! Коллектив авторов курса единогласно категорически возражает против применения MMPI (любого его варианта) в любых ситуациях, связанных с профотбором. Во-первых, это клинический тест, т.е. тест, направленный на выявление проблем здоровья. А почему наш кандидат должен отчитываться нам о своем здоровье? Мы же не просим принести его справку из психдиспансера? Во-вторых, только опытный психолог, видя и разговаривая с пациентом, может правильно интерпретировать сочетание результатов на шкалах. Компьютерная обработка в таком деле не годится. На наш взгляд, использование психологических тестов (опросники, проективные тесты) при отборе говорит о непрофессионализме рекрутера, о его непонимании своей роли в отборе. То же самое мы можем заявить о прохождении собеседования на полиграфе – детекторе лжи. Никогда не соглашайтесь на применение этого инструмента в процессе отбора. Если руководство будет настаивать – смело меняйте руководство: не стоит тратить лучшие годы на параноиков от безопасности. _____________________________________________________________________________ Посмотри тест Розенцвейга (например, здесь - http://vsetesti.ru/400/). Эта методика создана для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Он может быть весьма полезен для кандидатов на должности, связанные с работой с людьми. Тест несуществующее животное Или вот такой симпатичный вариант несуществующего животного |
Тема: Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков Металлорежущие станки предназначены для изготовления деталей путем механической обработки заготовок режущим инструментом. Металлорежущие... | Тесты по дисциплине в процессе преподавания дисциплины, в целях контроля... Б управление предприятием исходя из задач извлечения максимальной прибыли за короткий промежуток времени | ||
Урок изучения нового материала Наиболее приближена к реальным нуждам учителей информатики классификация по дидактическим целям, потому что она является определяющей... | Русская народная культура Славянские народы традиционно подразделяются на три группы: западные (поляки, чехи, словаки, лужичане последние проживают на территории... | ||
Возможный перечень военно-учётных специальностей Вус) — указание военной специальности действующего или находящегося в запасе военнослужащего вс россии и других войск и формирований.... | Кол-во часов Плановые контрольные работы – 16: тесты по чтению – 4; тесты по аудированию – 4; тесты по говорению – 4 | ||
Тесты покрытия, модульние тесты,тесты unit «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» | Тесты по русскому языку, математике, литературе, окружающему миру Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учащиеся рассажены по группам. 3 группы по 5 человек. Учащиеся 1-ой группы представляет страну Великобританию, 2-ой группы- сша,... | Тесты по стоматологии вариант III организация стоматологической помощи Основанием для допуска к экзамену на получения сертификата по специальности «стоматология» являются следующие документы | ||
3. Участники Конкурса Для проведения такого урока необходимо заранее разделить учащихся на следующие группы: литературоведы, искусствоведы, артисты. Каждая... | Аллергическая реакция иммунные реакции (подразделяются на четыре... | ||
Тесты для оценивания знаний обучающихся. Мне стало интересно: «А... Эти тесты? Так появилась проблема моего учебного исследования | Тесты по пунктуации: для старшеклассников и учителей (1С) Тесты по... География в школе: Австралия, Океания, Арктика, Антарктида (Электронные уроки и тесты) | ||
2. реферативные работы Исследования, как правило, завершаются письменной работой, в которой подводятся итоги, делаются выводы, предложения. Письменные работы... | Тесты по предметам школьной программы, вузовским дисциплинам, тесты... На данный момент существует достаточно большое количество программных продуктов для создания тестовых и контролирующих заданий. Обзор... |