Специальная психология





Скачать 159.06 Kb.
НазваниеСпециальная психология
Дата публикации01.04.2015
Размер159.06 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Психология > Методические указания


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Программа, методические указания и контрольные вопросы

Издательство БГУЭП

2003

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права



Составитель канд.психол.н., доцент Нодельман Валентина Ивановна

(кафедра социальной и экономической психологии)


Специальная психология: Программа курса, методические указания и контрольные вопросы для студентов специальности 020400 «Психология»/ Сост. В.И.Нодельман. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 13 с.

Регистрационный номер NEL-2002-Щ 57

©Издательство БГУЭП, 2003

Электронная версия:

I:\Study\ Менеджмент.

Программа, методические указания

и контрольные вопросы

по специальности 020400 «Психология»\

Кафедра социальной и экономической психологии



Введение



Основной целью изучения дисциплины «Специальная психология» является ознакомление студентов с особыми состояниями, возникающими в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов и проявляющимися в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития.

Изучение дисциплины призвано обеспечить приобретение студентами:

  • знаний предмета, объекта специальной психологии, ее теоретических и практических задач, типологии психического дизонтогенеза, особенностей развития и социальной адаптации детей и подростков с различными типами отклоняющегося развития;

  • умений правильно определять сущность отклоняющегося развития, сопоставлять специфические особенности психического дизонтогенеза с закономерностями нормовозрастного развития детей и подростков;

  • навыков использования знаний по специальной психологии для расширения профессиональной компетентности будущих психологов в вопросах социально-психологической поддержки лиц с ограниченными возможностями развития и особыми потребностями в образовании, обусловленными нарушениями здоровья.


Методические указания
Освоение содержания специальной психологии предполагает опору на знания студентов в области общей, клинической, возрастной и педагогической психологии. Кроме того, в нем прослеживается связь с дисциплинами анатомо-физиологического цикла – анатомией и физиологией ЦНС, физиологией ВНД и сенсорных систем.

Согласно учебному плану дневной и заочной форм обучения аудиторные занятия предполагают только лекционную форму, поэтому основной является самостоятельная работа студентов над учебниками, учебными пособиями и другими видами литературы по предмету.

Студентам важно освоить понятийный аппарат предмета, овладеть логикой рассмотрения содержания, спецификой анализа различных форм аномального развития (дизонтогенеза).

Рекомендуется, изучая литературу, делать дополнения к материалу лекций в виде выписок, кратких конспектов, аннотаций и пр.

После изучения каждой темы, необходимо ответить на контрольные вопросы и выполнить задания.

СОДЕРЖАНИЕ
Общие вопросы специальной психологии
1.Специальная психология как наука
Состояние здоровья детей как психологическая проблема. СП как отрасль клинической психологии. Структура специальной психологии. Теоретические и практические задачи СП.

История возникновения и развития СП. Роль отечественных ученых в становлении СП (Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Я.Рубинштейн, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная, В.В.Лебединский, И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, Т.В.Розанова, В.Г.Петрова, К.С.Лебединская, Ф.Ф.Рау).

Место СП среди других наук, ее внутри- и межсистемные связи: СП и общая психология; СП и психология развития; СП и педагогическая психология; СП и психодиагностика; СП и медицина; СП и педагогика.

Роль знаний по СП для профессиональной подготовки психолога.
Контрольные вопросы


  1. Что изучает СП?

  2. Почему СП рассматривается как отрасль клинической психологии?

  3. Какова структура СП?

  4. Какие теоретические и практические задачи решает СП?

  5. Каковы истоки и основные этапы развития СП?

  6. В чем заключается вклад отечественных психологов в развитие СП?

  7. Составьте схему внутри- и межсистемных научных связей СП.




  1. Психический дизонтогенез как объект и предмет специальной психологии


Понятие психического дизонтогенеза (В.В.Лебединский). Факторы и условия психического дизонтогенеза, его параметры и типология: дизонтогении по типу ретардации (общее психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие), по дефицитарному типу, по типу асинхронии (искаженное развитие, дисгармоническое развитие), развитие в условиях сложных дефектов.

Клинический и психологический смыслы понятий «аномальное развитие» и «дефект развития».

Психический дизонтогенез (аномальное развитие) как объект специальной психологии.

Изучение закономерностей проявления, диагностики и коррекции психического дизонтогенеза – предмет специальной психологии.
Контрольные вопросы


  1. Дайте определение понятия психического дизонтогенеза.

  2. Каковы факторы и параметры психического дизонтогенеза?

  3. В чем сущность типологии психического дизонтогенеза?

  4. В чем специфика понятий «аномальное развитие», «дефект развития»?

  5. Дайте определения предмета и объекта СП.

3.Общие теоретические основы специальной психологии
Л.С.Выготский о дивергенции биологического и социального путей аномального развития.

Первичные («ядерные») и вторичные нарушения в структуре психического дизонтогенеза (Л.С.Выготский).

Общие и специфические закономерности развития психики при психическом дизонтогенезе (В.И.Лубовский, В.В.Лебединский).
Контрольные вопросы


  1. Что такое дивергенция биологического и социального путей развития при психическом дизонтогенезе?

  2. Какова структура психического дизонтогенеза по Л.С.Выготскому?

  3. В чем заключаются общие закономерности нормального и аномального разхвития?

  4. Что такое «специфические закономерности аномального развития»?

  5. В чем проявляются специфические закономерности психического дизонтогенеза?



Психическое развитие при дизонтогенезе по типу ретардации


  1. Общее интеллектуальное недоразвитие (умственная отсталость)


Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиогенетическому принципу.

Особенности развития познавательной сферы при умственной отсталости.

Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы при ОИН.

Характеристика деятельности детей и подростков с ОИН.
Контрольные вопросы


  1. Дайте понятие умственной отсталости.

  2. Каковы причины ОИН у детей?

  3. В чем специфика развития детей и подростков при умственной отсталости?

  4. Каковы социально-психологические проблемы лиц с ОИН?

  5. Каковы возможности коррекции нарушений развития при умственной отсталости?



  1. Задержанное психическое развитие (ЗПР)



Причины и механизмы ЗПР. Задержанное развитие как психолого-педагогическая проблема. Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Особенности деятельности детей с задержанным развитием.

Вопросы психодиагностики и коррекции ОИН и ЗПР.


Контрольные вопросы


  1. Каковы причины ЗПР?

  2. В чем проявляется специфика психологических механизмов задержанного развития?

  3. Приведите типологию задержанного развития.

  4. Чем объясняются социально-психологические проблемы детей и подростков с ЗПР?

  5. Каковы основные отличия ОИН и ЗПР?

  6. Каковы основные требования к организации диагностики ЗПР?

  7. Каковы возможности коррекции ЗПР?


Психическое развитие при дизонтогенезе дефицитарного типа


  1. Психология детей с нарушениями слуха. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Особенности познавательной, эмоционально-волевой сфер у детей с нарушениями слуха. Особенности развития личности и деятельности при дефектах слухового восприятия. Психологическая диагностика и коррекция при дефектах слуховой функции.

  2. Психология детей с нарушениями зрения. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сфер, личности и деятельности при дефектах зрения. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях зрительного восприятия.

  3. Психология детей с нарушениями развития речи (логопсихология), ее предмет и задачи. Этиогенез первичных речевых расстройств. Классификация речевых нарушений. Понятие общего недоразвития речи (ОНР). Особенности развития познавательной сферы при первичных речевых нарушениях. Специфика эмоционального и личностного развития детей с расстройствами речи. Особенности развития деятельности при первичных речевых дефектах. Проблемы социальной адаптации. Психодиагностика и коррекция при нарушениях речевого развития.

  4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ее предмет и задачи. Детский церебральный паралич (ДЦП) как фактор нарушений функций опорно-двигательного аппарата, его причины и формы. Особенности двигательного развития ребенка при ДЦП. Структура психического дизонтогенеза при ДЦП. Особенности когнитивно-познавательного, речевого, эмоционально-волевого и личностного развития детей с ДЦП. Проблемы развития деятельности. Вопросы психологической диагностики и коррекции при нарушениях развития функций опорно-двигательного аппарата.


Контрольные вопросы


  1. Каковы факторы разных форм дефицитарного развития?

  2. Каковы социально-психологические проблемы лиц с нарушениями слуха?

  3. В чем заключаются проблемы социальной адаптации лиц с нарушениями зрения?

  4. Какова типология нарушений речевого развития у детей?

  5. В чем специфика структуры психического развития детей и подростков с речевыми нарушениями?

  6. Каковы возможности социальной адаптации детей, подростков и взрослых лиц с нарушениями речи?

  7. В чем специфика развития лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата?

  8. Каковы особенности и возможности социально-психологической адаптации лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата?



Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения
1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА), ее предмет и задачи. Синдром РДА как проявление искаженного развития. Этиогенез синдрома РДА, его психологическая сущность. Вопросы классификации РДА. Особенности развития когнитивно-познавательной сферы детей с синдромом РДА. Личностное развитие при РДА. Специфика развития эмоционально-волевой сферы. Особенности развития деятельности у детей с синдромом РДА. Вопросы психологической диагностики и коррекции при синдроме РДА.
2.Психология детей с дисгармоническим складом личности. Причины дисгармонического развития личности. Типология патологического характеров. Особенности когнитивно-познавательной сферы детей с дисгармоническими расстройствами развития. Вопросы психологической диагностики и коррекции.
Контрольные вопросы


  1. Что такое РДА, каковы его причины и основные признаки?

  2. Какие формы РДА выделяются в современных классификациях?

  3. Почему развитие при РДА называют «асинхронным»?

  4. В чем основные социально-психологические проблемы детей и подростков с РДА?

  5. Какие трудности социальной адаптации возможны у взрослых лиц с последствиями РДА?

  6. Каковы возможности коррекции при разных формах РДА?

  7. Что такое «дисгармонический склад личности»? В чем его причины?

  8. Дайте понятие патологического характера, перечислите его основные признаки.

  9. В чем заключаются социально-психологические проблемы лиц с дисгармоническим складом личности?

  10. Каковы возможности коррекции при расстройствах в развитии эмоционально-волевой сферы и нарушениях поведения у детей и подростков?


Психология детей со сложными нарушениями развития
Причины сложных нарушений развития. Вопросы классификации сложных вариантов психического дизонтогенеза. Особенности когнитивно-познавательной сферы детей со сложными нарушениями развития. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности. Специфика развития деятельности. Проблемы психологической диагностики и коррекции при сложных нарушениях развития.
Контрольные вопросы


  1. Каковы факторы сложных нарушений развития?

  2. Какова типология сложных нарушений развития?

  3. В чем основные особенности развития при сочетании различных аномалий?

  4. Каковы основные социальные проблемы лиц со сложными нарушениями развития?

  5. Каковы возможности коррекции при сложных нарушениях развития?



Вопросы психодиагностики отклонений в психическом развитии
Принципы психологической диагностики при нарушениях развития. Организация психодиагностического процесса, его этапы. Включение психодиагностики в комплекс психолого-медико-педагогического обследования. Методы психологического исследования нарушений психического развития детей и подростков. Методики психодиагностики.
Контрольные вопросы


  1. Перечислите и объясните принципы психологического изучения нарушений развития детей и подростков.

  2. В чем заключаются требования к организации процесса психологического изучения нарушений психического развития детей и подростков? Каковы его этапы?

  3. Перечислите методы психологического изучения нарушений развития детей и подростков.

  4. В чем особенности применения экспериментального метода в психологическом изучении нарушений развития?

  5. Какова роль «обучающего эксперимента» в психологической диагностике нарушений развития детей?

  6. В чем заключаются задачи психодиагностики нарушений развития?

  7. В чем особенности применения тестовых методик в СП?

  8. В чем заключается сущность анамнестического метода в психологическом изучении нарушений развития?

  9. Каковы требования к обработке и интерпретации эмпирических данных при изучении нарушений развития?


Психологическая помощь детям с нарушениями психического развития
Общие методологические вопросы организации помощи детям с нарушениями в развитии. Основы профилактики психического дизонтогенеза. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных нарушений в структуре дизонтогенеза.
Контрольные вопросы


  1. Каковы принципы коррекции нарушений развития у детей и подростков?

  2. Каково содержание психологического сопровождения детей и подростков с нарушениями развития?

  3. На каких представлениях СП основана профилактика вторичных и третичных нарушений в структуре психического дизонтогенеза?

  4. Перечислите методы профилактики и коррекции вторичных нарушений в структуре психического дизонтогенеза.

Литература
Основная:


  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика, 1983.

  2. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. – М., «Когито-центр», 2000.

  3. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. Глава 15.

  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  5. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

  6. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


Дополнительная:


  1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владос, 1995.

  3. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

  4. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1978.

  5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.

  6. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. З.И.Калмыковой, И.Ю.Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986.

  7. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

  8. Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей: Учебное пособие. – Иркутск, 2000.


Образцы заданий и вопросов для итогового контроля знаний по СП на зачете

1. Причиной ОИН является:

А) парциальное поражение ЦНС;

Б) тотальное недоразвитие структур ЦНС;

В) локальные поражения корковых отделов анализаторов.
2. Причиной ЗПР является:
А) тотальное органическое недоразвитие ЦНС;

Б) парциальная (легкая органическая или функциональная) недостаточность ЦНС;

В) локальные поражения корковых отделов головного мозга.
3. РДА является

А) проявлением ОИН;

Б) проявлением ЗПР;

В) искаженного развития.
4. Психопатии являются
А) проявлением дисгармонического развития;

Б) проявлением дизонтогенеза по типу ретардации:

В) проявлением задержанного развития.
5. Нарушения речевого развития являются
А) всегда и только проявлением ОИН;

Б) проявлением дизонтогенеза по дефицитарному типу;

В) следствием психической депривации;

Г) одним из проявлений искаженного развития.
6. Асинхрония приводит к
А) ОИН;

Б) ЗПР;

В) искаженному развитию;

Г) дисгармоническому развитию.
7. Органическая деменция является
А) проявлением ОИН;

Б) проявлением ЗПР;

В) проявлением искаженного развития;

Г) проявлением поврежденного развития.


  1. Нарушения мышления при дефицитарном дизонтогенезе являются


А) первичными (ядерными)проявлениями;

Б) вторичными проявлениями;

В) вообще отсутствуют.


  1. Нарушения процессов приема, переработки и хранения информации при ОИН связаны с



А) локальными дефектами анализаторов;

Б) тотальной недостаточностью мозговой организации высших психических функций;

В) парциальной функциональной незрелостью коры головного мозга.


  1. В чем проявляется сходство таких видов дизонтогенеза, как ОИН и ЗПР?

  2. Почему возникает необходимость отграничения синдромов ОИН, РДА, ОНР?

  3. Какие функции выполняет психолого-педагогический консилиум в массовой общеобразовательной школе?

  4. Аргументируйте принцип комплексного (медико-психолого-педагогического) подхода к диагностике нарушений психического развития в детском возрасте.

  5. Как Вы понимаете роль социально-психологических факторов в этиогенезе нарушений психического развития в детском возрасте?


Тематика рефератов


  1. Нарушения психического развития в детском возрасте как социальная проблема.

  2. Проблема дифференциальной диагностики в специальной психологии.

  3. Профилактика нарушений психического развития в детском возрасте.

  4. Факторы социально-психологической дезадаптации детей и подростков при психическом дизонтогенезе.

  5. Место и роль специальной психологии в профессиональной подготовке психолога.

  6. Специальная психология в системе человекознания.

  7. Факторы риска нарушений поведения в детском и подростковом возрасте.

  8. Дети с нарушениями психического развития в массовой общеобразовательной школе: психологические аспекты сопровождения.

  9. Пути оптимизации социальной ситуации развития детей с психическим дизонтогенезом.

  10. Аддиктивное поведение несовершеннолетних: этиогенез, особенности проявлений, профилактика и коррекция.



Программа составлена кандидатом психолог.наук, доцентом В.И.Нодельман

Ноябрь 2003 г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Программа курса, методические указания и контрольные вопросы


по специальности 020400 «Психология»


Составитель Нодельман Валентина Ивановна
Издание печатается в авторской редакции

ИД № 06318 от 26.11.01

Подписано в печать 17.06.02. Уч.-изд. л. 0,75. Регистрационный номер NEL-2002-Щ 57. Сервер БГУЭП.
Издательство Байкальского государственного университета экономики и права.

664015, Иркутск, ул. Ленина, 11.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специальная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Специальная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология
Специальная психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Специальная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Специальная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Специальная психология iconПояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Специальная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Специальная психология iconПрограмма «Основы генетики» разработана для студентов очной и заочной...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Специальная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия»
Специальная психология iconРабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями...
Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным...
Специальная психология iconИли задание текущей аттестационной работы
«Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое...
Специальная психология iconМетодические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку
«логопедия» и базируется на знании таких дисциплин, как «Общая психология», «Психология развития», «Специальная психология», «Логопедия»,...
Специальная психология iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Специальная психология iconКурса «Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках...
«Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу общепрофессиональных...
Специальная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу
Специальная психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 030900. 00 – дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – коррекционная педагогика и специальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск