Скачать 159.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯПрограмма, методические указания и контрольные вопросы Издательство БГУЭП 2003 Печатается по решению редакционно-издательского советаБайкальского государственного университета экономики и праваСоставитель канд.психол.н., доцент Нодельман Валентина Ивановна (кафедра социальной и экономической психологии) Специальная психология: Программа курса, методические указания и контрольные вопросы для студентов специальности 020400 «Психология»/ Сост. В.И.Нодельман. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 13 с. Регистрационный номер NEL-2002-Щ 57 ©Издательство БГУЭП, 2003 Электронная версия: I:\Study\ Менеджмент. Программа, методические указания и контрольные вопросы по специальности 020400 «Психология»\ Кафедра социальной и экономической психологии ВведениеОсновной целью изучения дисциплины «Специальная психология» является ознакомление студентов с особыми состояниями, возникающими в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов и проявляющимися в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития. Изучение дисциплины призвано обеспечить приобретение студентами:
Методические указания Освоение содержания специальной психологии предполагает опору на знания студентов в области общей, клинической, возрастной и педагогической психологии. Кроме того, в нем прослеживается связь с дисциплинами анатомо-физиологического цикла – анатомией и физиологией ЦНС, физиологией ВНД и сенсорных систем. Согласно учебному плану дневной и заочной форм обучения аудиторные занятия предполагают только лекционную форму, поэтому основной является самостоятельная работа студентов над учебниками, учебными пособиями и другими видами литературы по предмету. Студентам важно освоить понятийный аппарат предмета, овладеть логикой рассмотрения содержания, спецификой анализа различных форм аномального развития (дизонтогенеза). Рекомендуется, изучая литературу, делать дополнения к материалу лекций в виде выписок, кратких конспектов, аннотаций и пр. После изучения каждой темы, необходимо ответить на контрольные вопросы и выполнить задания. СОДЕРЖАНИЕ Общие вопросы специальной психологии 1.Специальная психология как наука Состояние здоровья детей как психологическая проблема. СП как отрасль клинической психологии. Структура специальной психологии. Теоретические и практические задачи СП. История возникновения и развития СП. Роль отечественных ученых в становлении СП (Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Я.Рубинштейн, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная, В.В.Лебединский, И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, Т.В.Розанова, В.Г.Петрова, К.С.Лебединская, Ф.Ф.Рау). Место СП среди других наук, ее внутри- и межсистемные связи: СП и общая психология; СП и психология развития; СП и педагогическая психология; СП и психодиагностика; СП и медицина; СП и педагогика. Роль знаний по СП для профессиональной подготовки психолога. Контрольные вопросы
Понятие психического дизонтогенеза (В.В.Лебединский). Факторы и условия психического дизонтогенеза, его параметры и типология: дизонтогении по типу ретардации (общее психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие), по дефицитарному типу, по типу асинхронии (искаженное развитие, дисгармоническое развитие), развитие в условиях сложных дефектов. Клинический и психологический смыслы понятий «аномальное развитие» и «дефект развития». Психический дизонтогенез (аномальное развитие) как объект специальной психологии. Изучение закономерностей проявления, диагностики и коррекции психического дизонтогенеза – предмет специальной психологии. Контрольные вопросы
3.Общие теоретические основы специальной психологии Л.С.Выготский о дивергенции биологического и социального путей аномального развития. Первичные («ядерные») и вторичные нарушения в структуре психического дизонтогенеза (Л.С.Выготский). Общие и специфические закономерности развития психики при психическом дизонтогенезе (В.И.Лубовский, В.В.Лебединский). Контрольные вопросы
Психическое развитие при дизонтогенезе по типу ретардации
Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиогенетическому принципу. Особенности развития познавательной сферы при умственной отсталости. Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы при ОИН. Характеристика деятельности детей и подростков с ОИН. Контрольные вопросы
Причины и механизмы ЗПР. Задержанное развитие как психолого-педагогическая проблема. Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Особенности деятельности детей с задержанным развитием. Вопросы психодиагностики и коррекции ОИН и ЗПР. Контрольные вопросы
Психическое развитие при дизонтогенезе дефицитарного типа
Контрольные вопросы
Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА), ее предмет и задачи. Синдром РДА как проявление искаженного развития. Этиогенез синдрома РДА, его психологическая сущность. Вопросы классификации РДА. Особенности развития когнитивно-познавательной сферы детей с синдромом РДА. Личностное развитие при РДА. Специфика развития эмоционально-волевой сферы. Особенности развития деятельности у детей с синдромом РДА. Вопросы психологической диагностики и коррекции при синдроме РДА. 2.Психология детей с дисгармоническим складом личности. Причины дисгармонического развития личности. Типология патологического характеров. Особенности когнитивно-познавательной сферы детей с дисгармоническими расстройствами развития. Вопросы психологической диагностики и коррекции. Контрольные вопросы
Психология детей со сложными нарушениями развития Причины сложных нарушений развития. Вопросы классификации сложных вариантов психического дизонтогенеза. Особенности когнитивно-познавательной сферы детей со сложными нарушениями развития. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности. Специфика развития деятельности. Проблемы психологической диагностики и коррекции при сложных нарушениях развития. Контрольные вопросы
Вопросы психодиагностики отклонений в психическом развитии Принципы психологической диагностики при нарушениях развития. Организация психодиагностического процесса, его этапы. Включение психодиагностики в комплекс психолого-медико-педагогического обследования. Методы психологического исследования нарушений психического развития детей и подростков. Методики психодиагностики. Контрольные вопросы
Психологическая помощь детям с нарушениями психического развития Общие методологические вопросы организации помощи детям с нарушениями в развитии. Основы профилактики психического дизонтогенеза. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных нарушений в структуре дизонтогенеза. Контрольные вопросы
Литература Основная:
Дополнительная:
Образцы заданий и вопросов для итогового контроля знаний по СП на зачете 1. Причиной ОИН является: А) парциальное поражение ЦНС; Б) тотальное недоразвитие структур ЦНС; В) локальные поражения корковых отделов анализаторов. 2. Причиной ЗПР является: А) тотальное органическое недоразвитие ЦНС; Б) парциальная (легкая органическая или функциональная) недостаточность ЦНС; В) локальные поражения корковых отделов головного мозга. 3. РДА является А) проявлением ОИН; Б) проявлением ЗПР; В) искаженного развития. 4. Психопатии являются А) проявлением дисгармонического развития; Б) проявлением дизонтогенеза по типу ретардации: В) проявлением задержанного развития. 5. Нарушения речевого развития являются А) всегда и только проявлением ОИН; Б) проявлением дизонтогенеза по дефицитарному типу; В) следствием психической депривации; Г) одним из проявлений искаженного развития. 6. Асинхрония приводит к А) ОИН; Б) ЗПР; В) искаженному развитию; Г) дисгармоническому развитию. 7. Органическая деменция является А) проявлением ОИН; Б) проявлением ЗПР; В) проявлением искаженного развития; Г) проявлением поврежденного развития.
А) первичными (ядерными)проявлениями; Б) вторичными проявлениями; В) вообще отсутствуют.
А) локальными дефектами анализаторов; Б) тотальной недостаточностью мозговой организации высших психических функций; В) парциальной функциональной незрелостью коры головного мозга.
Тематика рефератов
Программа составлена кандидатом психолог.наук, доцентом В.И.Нодельман Ноябрь 2003 г. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯПрограмма курса, методические указания и контрольные вопросыпо специальности 020400 «Психология» Составитель Нодельман Валентина Ивановна Издание печатается в авторской редакции ИД № 06318 от 26.11.01Подписано в печать 17.06.02. Уч.-изд. л. 0,75. Регистрационный номер NEL-2002-Щ 57. Сервер БГУЭП. Издательство Байкальского государственного университета экономики и права. 664015, Иркутск, ул. Ленина, 11. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Программа «Основы генетики» разработана для студентов очной и заочной... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Рабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями... Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным... | ||
Или задание текущей аттестационной работы «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое... | Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку «логопедия» и базируется на знании таких дисциплин, как «Общая психология», «Психология развития», «Специальная психология», «Логопедия»,... | ||
Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Курса «Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках... «Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу общепрофессиональных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 030900. 00 – дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – коррекционная педагогика и специальная... |