Методические рекомендации
к комплексной педагогической практике
студентов факультета дошкольного образования КГПУ
Специальность: 030900.00 – дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – коррекционная педагогика и специальная психология
Специальность: 030900.00 – дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью - филология (английский и карельский языки)
г. Петрозаводск
2007
СОРДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
Содержание деятельности студентов
|
Методы и формы организации деятельности
|
1. Ознакомление с организацией работы ДОУ, особенностями учебно-воспитательной работы в разных возрастных группах, знакомство с пед.коллективом
|
1.Уточнение сведений о работе ДОУ
Тип ДОУ, номер, название, ведомственная принадлежность, адрес
Общее число детей в ДОУ и распределение их по возрастным группам. Количество детей в группах. Посещаемость детьми ДОУ, причины непосещаемости.
Режим работы ДОУ. График работы заведующей, заместителя заведую- щей, воспитателей, музыкальных руководителей, медицинских работ- ников.
Состав педагогического персонала по образованию и стажу работы, расстановке по группам.
Организация условий для воспитания и обучения детей: оборудование и оформление поме- щений и участка, обеспеченность педагогическими пособиями и ма- териалами по разделам образо- вательной программы, по которой работает ДОУ.
Основные задачи работы ДОУ на текущий год. Специфика воспитательной работы в разных возрастных группах.
|
Беседа с заведующей ДОУ, заместителем заведующей, воспитателем-методистом Организация вводного семинара. Разработка индивидуального плана работы. Экскурсия по ДОУ Наблюдение и анализ воспитательной работы в разных возрастных группах.
|
2. Планирование работы ДОУ
|
1. Ознакомление с годовым планом работы ДОУ
Учет условий работы ДОУ, направления работы
Разделы годового плана, соответствие их содержания основным задачам работы на текущий год
Отражение в плане комплексного подхода к воспитанию детей
2. Ознакомление с планированием воспитательной работы с детьми
эффективность используемых форм планирования
отражение в плане дифференциро- ванного подхода к детям
3. Ознакомление с планированием методической работы
содержание и форма месячного плана, обеспечение им мероприятий годового плана
участие студентов в составлении месячного плана методической работы
(Формы планов: текстовая, графическая, циклограмма)
|
Беседа с заведующей
Изучение планирования работы в группах
Изучение месячного плана методической работы. Беседа с заместителем заведующей. Составление студентами с помощью заместителя заведующей месячного плана
|
3. Методическая работа
|
Ознакомление с методической работой заведующей и заместителя заведующей в ДОУ
должностные обязанности замести- теля заведующей, распределение обязанностей между заведующей и заместителем заведующей по ру- ководству учебно-воспитательной работой
организация труда методиста в течение дня
Проведение различных форм методической работы с педагогами с целью повышения их деловой квалификации
семинаров, консультаций, бесед, медико-педагогических совещаний, коллективных просмотров и т.д..
результативность методических ме- роприятий
индивидуальная методическая рабо-та с педагогами
осуществление дифференцирован-ного подхода
3. Работа по обобщению и внедрению передового опыта педагогов
формы изучения, накопления какой опыт работы обобщается в текущем учебном году
формы изучения, накопления, обобщения и внедрения передового педагогического опыта
в чем выражается помощь педагогам, обобщающим и внедряющим педагогический опыт
4. Организация контроля за состоянием учебно-воспитательной работы внутри ДОУ
виды контроля по содержанию (тематический и фронтальный) и по характеру организации (сравнительный, предварительный, фронтальный, тематический и др.)
контрольные занятия и т.п.
планомерность, систематичность, действенность контроля
|
Беседа с заведующей, заместителем заведующей по вопросам методической работы.
Наблюдение за трудом заместителя заведующей. Наблюдение отдельных видов методической работы, с последующей беседой с методистом.
Изучение опыта работы ДОУ. Составление аннотации на опыт работы какого-либо воспитателя. Наблюдение за работой заместителя заведующей (разные формы работы)
Знакомство с документацией. Присутствие на предупредительном контроле. Беседа с заместителем заведующей Изучение документации.
|
4. Работа студентов в качестве помощника заместителя заведующей
|
Использование результатов курсовых и дипломных работ в методической работе
Участие в составлении месячного плана в ДОУ
Индивидуальная методическая работа студента с педагогами
Проведение бесед, консультаций, практических занятий и т.д.
Закрепление студента за какой-либо группой с целью курирования
Участие студента в групповых методических мероприятиях
выступление с докладом, лекцией на теоретическом семинаре или проведение занятия семинара-практикума
выступление с обзором литературы
сообщение о результатах тематической проверки группы
аннотация на пособие, книгу, анализ материалов выставки
Участие студентов в подготовке и проведении педсовета (приложение 1)
этапы подготовки педсовета
подготовка открытого просмотра, проведение анализа
проведение консультации, практикума и т.п. к педсовету
выбор формы проведения педсовета
проведение студентами игры КВН и т.п
Участие в контроле за состоянием учебно-воспитательной работы
Проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, помощь воспитателям в оформлении карт динамического развития, подведение итогов на медико-педагогическом совещании
Проведение тематической проверки (в прикрепленной группе)
|
Изучение документации Оформление материалов, ведение протокола. Анализ плана воспитательной работы. Выступление по итогам анализа нервно-психического развития детей.
Наблюдение, анализ пед.процесса и другие формы контроля. Составление справки по итогам проверки. Выступление перед воспитателем.
|
5. Работа методического кабинета ДОУ, его оборудование
|
1. Ознакомление с принципами подбора, хранения, оформления материалов
наличие дидактических материалов
порядок использования материалов в кабинете воспитателями
организация работы по оснащению пед.процесса
2. Участие студентов в изготовлении пособий для работы с детьми
|
Беседа с воспитателем, заместителем заведующей, осмотр оформления и оборудования кабинета
Анализ оснащения какого-либо раздела. Составление плана оборудования раздела. Изготовление пособий (практикум для воспитателей)
|
Работа с родителями
|
1.Состав родителей 2.Содержание и формы работы с родителями
|
Изучение плана работы с родителями. Изучение плана работы родительского комитета.
|
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Вид деятельности
| Практическое применение
|
Проведение экспериментов по теме дипломной работы
|
Используется в методической работе с воспитателями
|
2.Выполнение задания по педагогике и методикам
|
Определить задачи и методы экспериментальной работы, способы обработки полученных данных
|
3.Опытно-экспериментальная работа по дополнительной специальности: «Коррекционная педагогика и специальная психология», «Филология (английский и карельский языки)»
|
Составить план работы. Определить показательные мероприятия. Предоставить результаты работы.
|
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ
Содержание работы
| Сроки практики
| Формы отчетности
|
1. Ознакомление с ДОУ и педагогическим коллективом, с основными направлениями работы. Изучение документации: устав ДОУ, Типовое положение о ДОУ, Программа развития ДОУ, годовой план.
|
1-я неделя
|
Составление визит ной карточки ДОУ
Запись в дневник бесе ды с руководителем ДОУ.
Анализ документации
|
2. Наблюдение за работой заместителя заведующей во ВМР, изучение его деятельности, составление хронометража рабочего дня. Ознакомление с планом методической работы в ДОУ. Участие в вводном семинаре по проблемам методической работы.
| 1 - 2 недели
|
Хронометраж рабочего дня заместителя заве дующей по ВМР
Анализ плана методи ческой работы (его соот ветствие Программе разви тия ДОУ и годовому плану)
Составление инди-видуальных планов работы практикантов и их утверждение.
|
3. Наблюдение различных форм методической работы (семинары, консультации и т.п.)
|
1 – 2 недели
|
Анализ наблюдаемых мероприятий (совместно с руководителем)
|
4. Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении.
|
2 - 4 недели
|
Описание изготовлен ных пособий, материалов, стендов, выставок (с указанием того, с какой целью и для кого они были сделаны)
|
5. Подготовка и проведение студентами-практикантами различных форм методической работы с воспитателями и специалистами ДОУ
|
3 – 4 недели
|
Конспекты проведен ных мероприятий и их анализ.
|
6. Подготовка и проведение мероприятий с детьми
|
3 – 4 недели
|
Конспекты мероприя тий, их анализ.
Материалы диагности ки, обследований и других видов изучения детей и педагогов.
|
7. Подготовка и участие в разнообразных видах контроля
|
2– 4 недели
|
Планирование кон трольных мероприятий, анализ их результа тивности.
Разработка рекоменда ций по совершен ствованию деятельности на основе результатов контроля.
|
8. Изучение составления работы с семьями воспитанников. Подготовка и проведение одной из форм работы с родителями.
|
2 – 4 недели
|
Конспекты проведен ных мероприятий, их анализ. Описание изготов ленных наглядных матери алов для родителей.
Материалы диагности ки семьи.
|
9. Участие в подготовке и проведении Совета педагогов в ДОУ
|
2 – 5 недели
|
Описание и анализ проведенных мероприя тий, подготовленных материалов.
Анализ заседания сове та педагогов.
|
10. Участие в общественных мероприятиях ДОУ: конкурсах, концертах, праздниках и др.
|
1 – 5 недели
|
Конспекты подготов ленных и проведенных мероприятий (если они разрабатывались студен тами)
| |