Скачать 304.89 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра психологии Согласовано Утверждено На заседании кафедры ____________________ Зав. кафедрой________ ____________________ Протокол№__________ От__________________ Учебно- методический комплекс По дисциплине «Психология личности» Специальности: «Педагогика и психология» 031000, «Психология 024000» Хабаровск 2008 Содержание Аннотация ……………………………………………………………………3-4 Рабочая программа дисциплины
Аннотация В настоящее время гуманитарными науками, в том числе и психологией, накоплен значительный эмпирический материал, раскрывающий разные стороны онтологического существования человека. Человек многомерен, он и целостен, и познать его целостность возможно сегодня только на пересечении многих дисциплин. Но все же центральной точкой пересечения является психология, так как именно она, призывая на помощь другие науки, занимается постижением сложнейшей структуры человека и его отношениями с обществом и природой. Современное постижение психологии личности невозможно сегодня без привлечения системного историко-эволюционного анализа. Использование метода системного анализа позволяет понять логику эволюционного и онтологического развития личности, структуру взаимосвязи процессов развития личности, помогает интеграции разрозненных эмпирических фактов. Этот подход поможет будущим специалистам в формировании системного представления о личности, жизнь и деятельность которой не ограничиваются рамками одной, даже самой совершенной теории. Курс дисциплины включает в себя три раздела. Первый раздел рассматривает общие представления о личности в рамках системного историко-эволюционного анализа, условия и движущие силы ее развития, формы активности, обеспечивающие ее эволюцию, а также общую характеристику жизненного пути личности и влияние его на онтогенез. Здесь же представлена возрастная периодизация личности в различных психологических концепциях. Второй раздел знакомит с общепсихологическим анализом структуры личности: человек как индивид, человек как личность, человек как индивидуальность. Рассматриваются различные стратегии исследования личности, характеристики индивидных свойств и регуляция поведения человека, социоге-нез человека и социальные роли, феномены межличностных отношений, проявления и осуществление индивидуальности. Третий раздел представляет анализ собственно двух исторически сложившихся подходов: практического зарубежного и деятельностного российского - в изучении личности. Содержание учебно-тематического плана предусматривает самостоятельную работу студентов, лекции, семинарские занятия и составлено на основании рекомендаций действующего государственного образовательного стандарта. Учебно-методический комплекс адресуется студентам очного и заочного отделений, с той разницей, что студентам заочного отделения придется практически самостоятельно знакомиться с курсом. Но и для студентов очного отделения объем самостоятельного изучения довольно большой, что предусматривает образовательный стандарт, отводя 60 часов на знакомство со всем курсом и только 34 аудиторских часа, причем 17 из них семинарских. В приложение к комплексу составлен курс лекций, где раскрыты ключевые понятия и идеи, подробнее освещаются вопросы, либо сложные для самостоятельного изучения, либо недостаточно представленные в учебной литературе. Рекомендуется обширный список литературы, предполагающий возможность выбора. Базовым учебником курса можно определить учебник А.Г. Асмолова. «Психология личности: принципы общепсихологического анализа». При изучении отдельных тем желательно знакомиться с основными концепциями, формировавшими развитие науки из первоисточников, что учитывается в вопросах, предназначенных для итогового зачета. В рамках курса обязательным является написание реферата по предложенным темам. Если ни одна из предложенных тем не интересна, можно выбрать тему самостоятельно, но она должна отвечать общим задачам курса. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра психологии «Утверждаю» Зав. кафедрой __________________ Галактионов И.В. «___»_________________2009г. Рабочая программа По дисциплине «Психология личности» Специальности: «Педагогика и психология» 031000, «Психология 024000» Курс II,IV Семестры 3,7 Хабаровск 2010г. Разработчик Доцент М.В. Рагулина Кафедры психологии РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии «_________» протокол №____________
Данный курс изучается студентами в течение одного семестра. Студенты психологи изучают курс в 3-ем семестре, а студенты педагоги-психологи – в 7-м семестре. Завершается изучение курса зачетом. Изучение данного курса имеет смысл формирование профессионального мировоззрения, которое можно назвать своеобразной «картой», помогающей психологу ориентироваться в определении динамики развития личности и проблем, которые ее блокируют. В связи с этим, студенты должны хорошо разбираться в основных общетеоретических аспектах психологии личности в российской и зарубежной науке, понимать взаимосвязанность и целостность всех сторон психической реальности человека и каким образом это проявляется в личности, специфические и общие законы, условия и механизмы развития человека, возможности исследования различных уровней структуры личности: индивидного, социального и духовного, необходимо также, ясно представлять слабые места, противоречия в ранее созданных концепциях и основные проблемы современной науки в изучении человека как личности. Отсутствия или затруднение самоопределения в вопросах, касающихся научного отношения к понятию «личность» может привести к упрощенному взгляду на «личность» как набору некоторых характеристик, что затруднит практику взаимодействия психолога с реальным, живым человеком.
4.2.Содержание учебной дисциплины «Психология личности» Раздел 1. Общие представления о личности (метапсихологический анализ) Тема 1. Личность как предмет психологического познания. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека Философско-гуманитарные ориентации познания личностного бытия человека. Определение понятия «личность». Идентификация понятий «личность» и «человек» российскими учеными. Человек как развивающаяся система. Базисные концепции, формирующие метапсихологический анализ личности как системы. Общие понятия и характеристики системного анализа. Отдельные идеи, систематизирующие представления о человеке (3. Фрейд, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.). Принципы историко-зволюционного подхода и механизмы развития систем. Исследование человека как развивающейся системы в процессе эволюции. Характеристики человека как организма, индивида, личности - общая структура человека. Литература:
Тема 2. Движущие силы и условия развития личности. Активность личности - основа ее эволюции Логика процессов личностного развития человека. Оси развития в системной детерминации развития личности. Соотношение биологического и социального в человеке. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. Двухфакторные теории детерминации развития личности (конфронтация и конвергенция). Индивидные предпосылки развития личности. Социальные отношения, деятельность и совместная деятельность - источник развития личности. Проблема индивидуальности в персоногенезе как продолжение биогенеза и социогенеза. Активность как динамическая образующая деятельности. Личность как субъект активности. Сознание и самосознание в структуре психологической активности. Активно-неадаптивные тенденции жизнедеятельности и мотивация действий человека. Понятие свободы, необходимости и ответственности в эволюции и развитии личности. Пространственно-временные координаты и законы развития личности в ее эволюции. Вопросы для самостоятельного изучения:
Литература:
Тема 3. Онтогенез и жизненный путь личности Неравномерность онтогенетического развития человека. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Биологический возраст и периодизация развития индивида. Личность - социализация индивида (подход 3. Фрейда, Э. Эриксона, Г. Оллпорта и др.). Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности. Исторический подход к изучению жизненного пути личности и субъекта деятельности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенез. Самоосуществление индивидуальности. Личностный выбор. Феномены индивидуальности. Самоактуализация и самотрансценденция личности. Вопросы для самостоятельного изучения:
Литература:
|
«Челябинский государственный педагогический университет» (фгбоу впо... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Конспект лекций Составитель: старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю ... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по... | ||
Институт транспортного строительства Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей... | Рабочая программа дисциплины Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей... | ||
Институт: социально- гуманитарный Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Институт управления, автоматизации и телекоммуникаций Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей... | ||
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология | ||
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – Спб.: Питер, 2001. – 688 с | ||
Утверждено Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей... | Программа внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |