Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено





Скачать 304.89 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено
страница1/3
Дата публикации18.04.2015
Размер304.89 Kb.
ТипКраткое содержание
100-bal.ru > Психология > Краткое содержание
  1   2   3



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии


Согласовано Утверждено

На заседании кафедры

____________________ Зав. кафедрой________

____________________

Протокол№__________

От__________________


Учебно- методический комплекс
По дисциплине «Психология личности»

Специальности: «Педагогика и психология» 031000,

«Психология 024000»

Хабаровск 2008


Содержание


Аннотация ……………………………………………………………………3-4

Рабочая программа дисциплины

  1. Цели изучения дисциплины……………………………………………..7

  2. Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности…………………………………………………8

  3. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………….8-9

  4. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий…………………………….9-10

    2. Краткое содержание лекционного материала …………………..10-18

  5. Семинарские и практические занятия……………………………….19-25

  6. Темы рефератов………………………………………………………..26-27

  7. Вопросы для зачетного собеседования……………………………....28-29

  8. Перечень учебной литературы……………………………………….30-31

  9. Приложение……………………………………………………………….32


Аннотация

В настоящее время гуманитарными науками, в том числе и психологи­ей, накоплен значительный эмпирический материал, раскрывающий разные стороны онтологического существования человека. Человек многомерен, он и целостен, и познать его целостность возможно сегодня только на пересе­чении многих дисциплин. Но все же центральной точкой пересечения являет­ся психология, так как именно она, призывая на помощь другие науки, зани­мается постижением сложнейшей структуры человека и его отношениями с обществом и природой. Современное постижение психологии личности не­возможно сегодня без привлечения системного историко-эволюционного ана­лиза. Использование метода системного анализа позволяет понять логику эволюционного и онтологического развития личности, структуру взаимосвязи процессов развития личности, помогает интеграции разрозненных эмпириче­ских фактов. Этот подход поможет будущим специалистам в формировании системного представления о личности, жизнь и деятельность которой не ог­раничиваются рамками одной, даже самой совершенной теории.

Курс дисциплины включает в себя три раздела. Первый раздел рассмат­ривает общие представления о личности в рамках системного историко-эволюционного анализа, условия и движущие силы ее развития, формы ак­тивности, обеспечивающие ее эволюцию, а также общую характеристику жизненного пути личности и влияние его на онтогенез. Здесь же представлена возрастная периодизация личности в различных психологических концепци­ях.

Второй раздел знакомит с общепсихологическим анализом структуры личности: человек как индивид, человек как личность, человек как индивиду­альность. Рассматриваются различные стратегии исследования личности, ха­рактеристики индивидных свойств и регуляция поведения человека, социоге-нез человека и социальные роли, феномены межличностных отношений, про­явления и осуществление индивидуальности.

Третий раздел представляет анализ собственно двух исторически сло­жившихся подходов: практического зарубежного и деятельностного россий­ского - в изучении личности.

Содержание учебно-тематического плана предусматривает самостоя­тельную работу студентов, лекции, семинарские занятия и составлено на ос­новании рекомендаций действующего государственного образовательного стандарта.

Учебно-методический комплекс адресуется студентам очного и заочно­го отделений, с той разницей, что студентам заочного отделения придется практически самостоятельно знакомиться с курсом. Но и для студентов очно­го отделения объем самостоятельного изучения довольно большой, что пре­дусматривает образовательный стандарт, отводя 60 часов на знакомство со всем курсом и только 34 аудиторских часа, причем 17 из них семинарских. В приложение к комплексу составлен курс лекций, где раскрыты ключевые по­нятия и идеи, подробнее освещаются вопросы, либо сложные для самостоя­тельного изучения, либо недостаточно представленные в учебной литературе. Рекомендуется обширный список литературы, предполагающий возможность выбора. Базовым учебником курса можно определить учебник А.Г. Асмолова. «Психология личности: принципы общепсихологического анализа». При изу­чении отдельных тем желательно знакомиться с основными концепциями, формировавшими развитие науки из первоисточников, что учитывается в во­просах, предназначенных для итогового зачета. В рамках курса обязательным является написание реферата по предложенным темам. Если ни одна из пред­ложенных тем не интересна, можно выбрать тему самостоятельно, но она должна отвечать общим задачам курса.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии


«Утверждаю»

Зав. кафедрой __________________

Галактионов И.В.

«___»_________________2009г.
Рабочая программа

По дисциплине «Психология личности»

Специальности: «Педагогика и психология» 031000,

«Психология 024000»
Курс II,IV

Семестры 3,7
Хабаровск 2010г.
Разработчик

Доцент М.В. Рагулина

Кафедры психологии
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии «_________» протокол №____________


  1. Цели изучения дисциплины

Данный курс изучается студентами в течение одного семестра. Студенты психологи изучают курс в 3-ем семестре, а студенты педагоги-психологи – в 7-м семестре. Завершается изучение курса зачетом.

Изучение данного курса имеет смысл формирование профессионального мировоззрения, которое можно назвать своеобразной «картой», помогающей психологу ориентироваться в определении динамики развития личности и проблем, которые ее блокируют.

В связи с этим, студенты должны хорошо разбираться в основных общетеоретических аспектах психологии личности в российской и зарубежной науке, понимать взаимосвязанность и целостность всех сторон психической реальности человека и каким образом это проявляется в личности, специфические и общие законы, условия и механизмы развития человека, возможности исследования различных уровней структуры личности: индивидного, социального и духовного, необходимо также, ясно представлять слабые места, противоречия в ранее созданных концепциях и основные проблемы современной науки в изучении человека как личности.

Отсутствия или затруднение самоопределения в вопросах, касающихся научного отношения к понятию «личность» может привести к упрощенному взгляду на «личность» как набору некоторых характеристик, что затруднит практику взаимодействия психолога с реальным, живым человеком.


  1. Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности

№пп

Название дидактических единиц

1.

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.

2.

Движущие силы и условия развития личности.

3.

Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности.

4.

Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности.

5.

Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

6.

Персоногенез личности; индивидуальность личности и ее жизненный путь

7.

Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.

8.

Проблема воли, волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.

9.

Психологическая защита и совладание - механизмы овладения поведением.

10.

Личностный выбор; свобода и ответственность.

11.

Теории личности.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Формы обучения

ДО

ОЗО

Общая трудоемкость

64

64

64

Аудиторная нагрузка

28

28

6

Лекции

14

14

4

Практические занятия

14

14

2

Самостоятельная работа

36

36

58

Вид итогового контроля

зачет





















  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№пп

Тематическое распределение

Распределение часов

Всего

Л

до

Л

озо

П

до

П

озо

С.Р.

до

С.Р.

озо

1.

Раздел 1. Общие представления о личности (мета – психологический анализ)

Тема 1. Личность как предмет психологического познания. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека.

9

2

1

2




5

8

2.

Тема 2. Движущие силы и условия развития личности . активность личности – основа ее эволюции.


9

2

1

2




5

8

3.

Тема 3. Онтогенез и жизненный путь личности.

9

2




2




5

9

4.

Раздел 2. Структура личности (общепсихологический анализ)
Тема 4. Человек как индивид: биогенетическая ориентация в психологии личности


9

2

1

2




5

8

5.

Тема 5. Человек как личность: социогенетическая ориентация в психологии личности


9

2

1

2




5

8

6.

Тема 6. Человек как индивидуальность: персоногенетическая ориентация в психологии личности


9

2




2




5

9

7.

Тема 7. Самоосуществление индивидуальности.


10

2




2

2

5

7




Итого

64

14

4

14

2

36

58


4.2.Содержание учебной дисциплины «Психология личности»

Раздел 1. Общие представления о личности (метапсихологический анализ)

Тема 1. Личность как предмет психологического познания. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека

Философско-гуманитарные ориентации познания личностного бытия че­ловека. Определение понятия «личность». Идентификация понятий «лич­ность» и «человек» российскими учеными. Человек как развивающаяся сис­тема. Базисные концепции, формирующие метапсихологический анализ лич­ности как системы. Общие понятия и характеристики системного анализа. Отдельные идеи, систематизирующие представления о человеке (3. Фрейд, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.). Принципы историко-зволюционного подхода и механизмы развития систем. Исследование человека как развивающейся сис­темы в процессе эволюции. Характеристики человека как организма, индиви­да, личности - общая структура человека.
Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2002.

  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2002.

  3. Выготский, А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ре­бенок/А.Р. Выготский, Л.С. Лурия. -М., 1993.

  4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский. - М, 1960.

  5. Зейгарник, Б.В. Теория личности в зарубежных исследованиях / Б.В. Зейгарник. -М., 1982.

  6. Первин, Л. Психология личности. Теория и исследования /Л. Первин, О. Джон.- М., 2002.

  7. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия, -СПб.: Питер, 2001.

  8. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. -СПб.: Питер, 2001.

  9. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе.- М.,1966.

  10. Фрейд, 3. «Я» и «ОНО»: Труды разных лет / 3. Фрейд- Тбилиси, 1991.

  11. Фрейджер, Р. Личность. Психологическая энциклопедия / Р. Фрейджер, Д. Фойдимен.- М., 2002.


Тема 2. Движущие силы и условия развития личности. Активность личности - основа ее эволюции

Логика процессов личностного развития человека. Оси развития в сис­темной детерминации развития личности. Соотношение биологического и со­циального в человеке. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. Двухфакторные теории детерминации развития личности (кон­фронтация и конвергенция). Индивидные предпосылки развития личности. Социальные отношения, деятельность и совместная деятельность - источник развития личности. Проблема индивидуальности в персоногенезе как про­должение биогенеза и социогенеза. Активность как динамическая образую­щая деятельности. Личность как субъект активности. Сознание и самосозна­ние в структуре психологической активности. Активно-неадаптивные тен­денции жизнедеятельности и мотивация действий человека. Понятие свобо­ды, необходимости и ответственности в эволюции и развитии личности. Пространственно-временные координаты и законы развития личности в ее эво­люции.
Вопросы для самостоятельного изучения:

  • Вопросы среды и наследственности в развитии личности. Устойчивость индивидуальных действий. Три параметра X. Хеккаузена индивидуального действия личности.

  • Теории конфронтации и теории конвергенции биологического и социального в человеке.

  • Взаимосвязь труда, общения и познания в индивидуальном развитии чело­века.

  • Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности.

  • Пространственно-временные координаты развития личности.


Литература:

    1. Абульханова, К.А О субъекте психической деятельности /К.А. Абульханова. -М.: Наука, 1973.

    2. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности /К.А. Абульханова,- М.-Воронеж, 1999.

    3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев.-СПб.: Питер, 2002.

    4. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер,2002.

    5. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов.- М: Смысл, 2001.

    6. Бодалев, А.А.Психология времени в межличностных отношениях /А.А. Бодалев.-М., 1997.

    7. Додонов, Б.И. О системе «личность» /В.И. Додонов // Вопросы психоло­гии.-1985.-№ 5.

    8. Кон, И.С. В поисках «Я» / И.С. Кон- М., 1984.

    9. Немов, Р.С. Психология /Р.С. Немов- М.: Владос, 1997- Т. 1.

    10. Петровский, В.А. Личность в психологии; парадигма субъективности /В.А. Петровский.-Ростов-н/Д: Феникс, 1996.

    11. Психология личности в трудах отечественных психологов- СПб.: Питер, 2001.

    12. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности /Д.И. Фельдштейн.- М, 1994.


Тема 3. Онтогенез и жизненный путь личности

Неравномерность онтогенетического развития человека. Возрастная пе­риодизация жизненного цикла человека. Биологический возраст и периодиза­ция развития индивида. Личность - социализация индивида (подход 3. Фрей­да, Э. Эриксона, Г. Оллпорта и др.). Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности. Исторический подход к изучению жизненного пути личности и субъекта деятельности. Влияние жизненного пу­ти человека на его онтогенез. Самоосуществление индивидуальности. Лично­стный выбор. Феномены индивидуальности. Самоактуализация и самотрансценденция личности.
Вопросы для самостоятельного изучения:

  • Психологический рост личности и помехи в различных концепциях лично­сти: К. Хорни, К. Роджерс, А. Маслоу.

  • Механизмы психологической защиты.

  • Деструктивные социальные ориентации личности.

  • Понятие нормы и патологии в исследовании структуры личности.

  • Личность и ценностные ориентации.


Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев.-СПб.: Питер, 2002.

  2. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер,2002.

  3. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов.- М.: Смысл, 2001.

  4. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека /В.М. Бехте­рев-М., 1997.

  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович.- М.,1997.

  6. Братусь, Б.С. Аномалии личности /Б.С. Братусь.- М., 1998.

  7. Дольто, Ф. На стороне подростка /Ф. Дольто.- М., 1997.

  8. Дольто, Ф. На стороне ребенка /Ф. Дольто.- М., 1997.

  9. Зейгарник, Б.В. Теория личности в зарубежных исследованиях / Б.В. Зейгарник.-М., 1982.

  10. Мясищев, В.Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев.- М., Воронеж,1995.

  11. Первин, Л.Психология личности. Теория и исследования /Л. Первин, О. Джон.- М, 2000.

  12. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия.-СПб.: Питер, 2001.

  13. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестома­тия.-СПб.: Питер, 2001.

  14. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс.-СПб.: Питер, 2001.

  15. Франкл, В. Человек в поисках смысла /В. Франки- М., 1990.

  16. Фрейждер, Р. Личность. Психологическая энциклопедия /Р. Фрейждер, Д. Фойдимен.- М., 2002.

  17. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э. Фромм.- М., 1995.

  18. Хьелл, Л. Теории личности /Л. Хъелл, Д. Зиглер.- Л.: Питер, 2002.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено icon«Челябинский государственный педагогический университет» (фгбоу впо...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconКонспект лекций Составитель: старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю
...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconИнститут транспортного строительства
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconРабочая программа дисциплины
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconИнститут: социально- гуманитарный
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconИнститут управления, автоматизации и телекоммуникаций
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – Спб.: Питер, 2001. – 688 с
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconУтверждено
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconРабочая программа дисциплины «Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск