Скачать 140.71 Kb.
|
Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» Специальность 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Дошкольная логопедия» Составитель С.В. Велиева, к.псх.н., доцент перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Тема 1. Понятие и виды отклоняющегося поведения
Содержание работы:
– признаков патологического и непатологического поведения, – факторов и условий формирования нормального и отклоняющегося поведения.
Тема 2. Аддиктивное поведение несовершеннолетних
Содержание работы: Подготовить сообщения (рефераты) на следующие темы: – Понятие наркотической зависимости. – Действие наркотиков на соматическую и психическую сферу человека. – Понятие алкогольной зависимости. – Отличительные особенности мужского, женского и детского алкоголизма. – Влияние алкоголя на соматическую и психическую сферу человека. – Понятие пивного алкоголизма. – Понятие о созависимости. Форма работы – индивидуально-подгрупповая. Тема 3. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте
Содержание работы: 1) Выписать в тезисной форме основные пункты «Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений» из учебного пособия И.И. Мамайчук «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии». Форма работы – индивидуальная. 2) Подготовить сообщение на одну из предложенных тем: 1. «Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы». 2. «Игровая терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы». 3. «Сказкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы». 4. «Музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы». 5. «Психогимнастика в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы». Форма работы – подгрупповая ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА рефератов
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КонтрольныХ РАБОТ
Требования к выполнению контрольной работы: Композиционная структура контрольной работы: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Текст работы а) введение б) главы основной части в) заключение 4. Библиография 5. Приложения Титульный лист является первой страницей работы. В нем указываются: наименование ведомства, учебного заведения, факультета, кафедры; тема работы, фамилия, имя и отчество студента (полностью), специальность, курс, форма обучения; фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и звание (или должности); место выполнения работы и год ее написания. Оглавление. В нем приводятся все заглавия вопросов работы с указанием страницы, с которой они начинаются. Введение. Оно должно составлять от 5 до 10 % общего объема работы. В нем обосновывается актуальность выбранной проблемы, исходя из насущных потребностей общества на данном временном этапе, практической значимости и степени разработанности, выявляется имеющееся в науке и практике противоречие. Актуальность означает необходимость изучения проблемы для развития науки или для решения того или иного важного вопроса практики, или для того и другого вместе на данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям дня. Актуальность исследования должна показать, почему эту проблему нужно решать именно в данный момент. Основная часть может включать 2 или 3 главы. Теоретическая часть (глава 1) должна содержать в себе примерно 35-40% объема работы. В этой части представляются обзор и анализ современного состояния изучаемой проблемы, описывается структура изучаемого явления, классификация, причины и пр. Практическая часть работы (35-45 % общего объема) может состоять из двух или трех глав. Здесь представляется обзор диагностических, коррекционных, профилактических мероприятий, предложенных в современных исследованиях по ликвидации проблемы, заявленной в тематике, прилагаются диагностические методы и методики с полным их описанием. Заключение содержит выводы по итогам изучения материала. Объем данной части работы должен составлять 5-10%. Все композиционные разделы должны быть связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом работы. Библиография включает список использованных при анализе проблемы источников научной, научно-популярной и методической литературы (не менее 25), не позднее 2008 года выпуска. Каждый из включенных в перечень источников должен найти отражение в тексте работы. Не следует включать в перечень источников те работы, на которые нет ссылок в тексте. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями. Приложения. В эту часть работы помещают образцы инструментария (анкет, вопросников, интервью, содержание методик и др.), а также вспомогательные материалы, которые не используются в тексте основной части работы. К этой части добавляется на выбор: - 1 дидактическое упражнение (игра), которое может использоваться в работе с детьми, указанной в тематике категории; - методика диагностики (стимульный материал). Например, тема «Детское воровство». Изготавливается 1 дидактическая игра для работы с детьми, склонными к воровству. Пример оформления диагностической методики Методика «Нарисуй что-нибудь» Автор: Р. С. Немов Источник: Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – в 3-х т. – Т. 3. – М. : Владос, 2009. Цель: определение уровня развития творческого воображения. Процедура: Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров и предлагают придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится четыре минуты. Далее оценивается качество рисунка, на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка. Критерии оценки творческого воображения: скорость придумывания рисунка; необычность, оригинальность сюжета; разнообразие образов, используемых в рисунке; проработанность и детализация этих образов; эмоциональность образов; речевое сопровождение деятельности. Очень высокий уровень (10 баллов) – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое влияние на зрителя, его образы и детали разнообразны, тщательно проработаны и детализированы. С удовольствием и достаточно полно рассказывает о своем рисунке. Высокий уровень (8–9 баллов) – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо, словесно передает основную информацию о сюжете. Средний уровень (5–7 баллов) – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом не является новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы проработаны средне, непрорисованные детали дополняет словесно. Низкий уровень (3–4 балла) – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Самостоятельно не описывает образ рисунка, но при помощи взрослого могли обозначить словом отдельные известные им образы, например, «мяч», «солнце» и пр. Очень низкий уровень (0–2 балла) – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. примерный перечень вопросов к ЭКЗАМЕНУ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб. : «Речь», 2007. – 288 с. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 176 с. Трофимова Н.М. Основы специальной психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с. Дополнительная Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума // Человек. – 2002. – №1. Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. – СПб., 2005. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М., 2004. Никольская О.С. и др. Аутизм: пути помощи. – Москва, «Теревинф», 2005. Психология аномального развития ребенка / Под ред. В. В. Лебединского. – М.: ЧеРо: Изд-во Московского университета: Высшая школа, 2007. – 817 с Семаго Н.Я., Семаго М.С. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПБ., 2001. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Сайты в Интернет-сети – http: // nodrugs.magelan.ru – http: // www.narkom.ru – http: // www.apokalipsis.com/win/drugs.html – http: // www.doktor.ru/people/nark – фонд спасения детей и подростков от наркотиков – http: // www.narconon.ru – http://autist.narod.ru – http://www.seligersdogs.ru/forum – http://rc-talisman.ru – http://autism-aba.blogspot.com/ – http://www.coolreferat.com |
Тема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач» Дидактическая задача Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий в условии решения практических задач | Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | ||
Решение теоретических задач (первая половина семестра, 7-8 заданий) Цель заданий — проверка усвоения знаний и получение навыка применения этих знаний для решения практических задач в области криптографических... | Урок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений» Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических... | ||
Решение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции» Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» | Решение задач егэ по теме «Углы между прямыми» Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.) | ||
Урок основное организационное звено процесса обучения, на котором... Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных,... | Урок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: усвоить методы решения задач на решение треугольников, научить применять добытые знания во время решения практических задач;... | Образовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства» Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих... | ||
Конспект урока по теме «Решение задач на механические свойства твёрдых тел.» Гука, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; самостоятельно определять порядок действий, составлять... | Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач» Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Решение практических задач по основам права с использованием справочно–правовой системы Консультант Плюс» | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Работа на практических занятиях (решение задач, работа на лабораторных установках, доклады, обсуждения) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа дисциплины Экономическая теория (Макроэкономика) для направления... Работа на практических занятиях (обсуждения, решение задач, самостоятельные работы) |