Решение практических задач





Скачать 140.71 Kb.
НазваниеРешение практических задач
Дата публикации26.04.2015
Размер140.71 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение


Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»

Специальность

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Дошкольная логопедия»

Составитель С.В. Велиева, к.псх.н., доцент

перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Понятие и виды отклоняющегося поведения

  1. Понятие нормы, ее виды, критерии оценки.

  2. Понятие отклонения от нормы, отклоняющегося поведения.

  3. Классификации типов отклоняющегося поведения: непатологическое и патологическое

  4. Факторы и условия формирования нормального поведения.

  5. Факторы и условия формирования отклоняющегося поведения.

Содержание работы:

  1. Дать определения следующим понятиям: «норма», «отклонение от нормы», «отклоняющееся поведение», «патологическое поведение», «непатологическое поведение».

  2. Составить сравнительные таблицы:

– признаков патологического и непатологического поведения,

– факторов и условий формирования нормального и отклоняющегося поведения.

  1. Решение практических задач.

Тема 2. Аддиктивное поведение несовершеннолетних

  1. Понятие наркотической зависимости.

  2. Понятие алкогольной зависимости.

  3. Отличительные особенности мужского, женского и детского алкоголизма.

  4. Понятие пивного алкоголизма.

  5. Понятие о созависимости

Содержание работы:

Подготовить сообщения (рефераты) на следующие темы:

– Понятие наркотической зависимости.

– Действие наркотиков на соматическую и психическую сферу человека.

– Понятие алкогольной зависимости.

– Отличительные особенности мужского, женского и детского алкоголизма.

– Влияние алкоголя на соматическую и психическую сферу человека.

– Понятие пивного алкоголизма.

– Понятие о созависимости.

Форма работы – индивидуально-подгрупповая.

Тема 3. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте

  1. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте: подходы, блоки, основные методы

  2. Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия, музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Содержание работы:

1) Выписать в тезисной форме основные пункты «Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений» из учебного пособия И.И. Мамайчук «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии».

Форма работы – индивидуальная.

2) Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:

1. «Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы».

2. «Игровая терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы».

3. «Сказкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы».

4. «Музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы».

5. «Психогимнастика в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы». Форма работы – подгрупповая
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА рефератов

  1. Ложь – понятие, причины возникновения. Виды и признаки лжи, пути выявления.

  2. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления.

  3. Минимальные мозговые дисфункции.

  4. Невропатия.

  5. Неврозы и невротические проявления.

  6. Психопатии. Различия между невропатией и психопатией.

  7. Феномены в динамике акцентуации характера.

  8. Виды и характер нарушенного воспитания в семье.

  9. Ранний детский аутизм.

  10. Органические нарушения детей.

  11. Онанизм: понятие, формы, причины возникновения, профилактика.

  12. Патологические привычки.

  13. Энурез.

  14. Нарушения сексуального развития: понятие, причины, преодоление.

  15. ПТСР: понятие, причины возникновения, критерии диагностики.

  16. Алкоголизм как социальная болезнь: факторы риска, стадии, лечение.

  17. Бродяжничество.

  18. Детское воровство.

  19. Расстройства питания: понятия, классификация, этиологические сферы, коррекция.

  20. Антисоциальное поведение.

  21. Возникновение проблем в поведении на протяжении жизни.

  22. Терапия детей с проблемами поведения.

  23. Типы и содержание превентивных вмешательств.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КонтрольныХ РАБОТ

  1. Адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии поведения.

  2. Аддиктивное поведение: понятие, классификация, пути устранения.

  3. Алкоголизм как социальная болезнь: факторы риска, стадии, лечение.

  4. Антисоциальное поведение.

  5. Бродяжничество.

  6. Виды и характер нарушенного воспитания в семье.

  7. Девиантное поведение: типы и виды.

  8. Делинквентное поведение: типы и виды.

  9. Детское воровство.

  10. Игровая терапия в работе с детьми с ранним детским аутизмом.

  11. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления.

  12. Коррекция агрессии у детей младшего школьного возраста средствами игровой терапии.

  13. Коррекция девиантного поведения у детей и подростков.

  14. Коррекция делинквентного поведения у детей и подростков.

  15. Коррекция детских страхов у детей, страдающих энурезом.

  16. Коррекция психологических проблем у ребенка-первоклассника.

  17. Криминальное поведение: типы и виды.

  18. Ложь – понятие, причины возникновения. Виды и признаки лжи, пути выявления.

  19. Минимальные мозговые дисфункции.

  20. Нарушения сексуального развития: понятие, причины, преодоление.

  21. Неврозы и невротические проявления.

  22. Невропатия.

  23. Невротические состояния: понятие и симптомы, виды, причины, способы преодоления.

  24. Онанизм: понятие, формы, причины возникновения, профилактика.

  25. Органические нарушения детей.

  26. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения.

  27. Особенности жертв насилия и модели работы с ними.

  28. Особенности работы с сотравмированными.

  29. Патологические привычки. Преодоление патологических привычек у детей и подростков.

  30. Понятие и признаки агрессии. Причины агрессии. Классификация агрессии. Оценка и управление агрессией.

  31. Понятие и факторы акцентуаций. Феномены в динамике акцентуации характера.

  32. Понятие синдромов и симптомов школьной дезадаптации.

  33. Понятие суицида. Особенности суициданта. Работа с суицидально настроенными клиентами.

  34. Преодоление нервных нарушений средствами директивной игровой терапии.

  35. Преодоление синдромов и симптомов школьной дезадаптации.

  36. Проблемы психологического плана у ребенка-первоклассника.

  37. Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

  38. Профилактика аддиктивного поведения у детей и подростков.

  39. Профилактика детской лжи у младших школьников.

  40. Профилактика криминального поведения у детей и подростков.

  41. Профилактика онанизма у детей и подростков.

  42. Профилактика ПТСР у детей младшего школьного возраста.

  43. Профилактика школьного невроза у первоклассников.

  44. Профилактика школьных трудностей у детей с минимальными мозговыми дисфункциями.

  45. Психопатии. Различия между невропатией и психопатией.

  46. Пути преодоления школьных трудностей у детей с СДВГ.

  47. Работа с суицидально настроенными клиентами.

  48. Ранний детский аутизм.

  49. Расстройства питания: понятия, классификация, этиологические сферы, коррекция.

  50. Связь разных видов акцентуаций и индивидуально-типологических особенностей у подростков.

  51. Связь характера воспитания в семье и типов акцентуаций.

  52. СДВГ: понятие, виды, причины и пути преодоления. Прогноз развития детей с СДВГ.

  53. Синдром посттравматического стрессового расстройства у детей: понятие, причины возникновения, критерии диагностики.

  54. Современное представление о насилии.

  55. Особенности жертв и модели работы с ними.

  56. Сотравматизация и особенности работы с сотравмированными.

  57. Терапия детей с проблемами поведения.

  58. Типы и содержание превентивных вмешательств.

  59. Формирование копинг-стратегий поведения у старшеклассников.

  60. Энурез.

Требования к выполнению контрольной работы:

Композиционная структура контрольной работы:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Текст работы

а) введение

б) главы основной части

в) заключение

4. Библиография

5. Приложения

Титульный лист является первой страницей работы. В нем указываются: наименование ведомства, учебного заведения, факультета, кафедры; тема работы, фамилия, имя и отчество студента (полностью), специальность, курс, форма обучения; фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и звание (или должности); место выполнения работы и год ее написания.

Оглавление. В нем приводятся все заглавия вопросов работы с указанием страницы, с которой они начинаются.

Введение. Оно должно составлять от 5 до 10 % общего объема работы. В нем обосновывается актуальность выбранной проблемы, исходя из насущных потребностей общества на данном временном этапе, практической значимости и степени разработанности, выявляется имеющееся в науке и практике противоречие.

Актуальность означает необходимость изучения проблемы для развития науки или для решения того или иного важного вопроса практики, или для того и другого вместе на данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям дня. Актуальность исследования должна показать, почему эту проблему нужно решать именно в данный момент.

Основная часть может включать 2 или 3 главы.

Теоретическая часть (глава 1) должна содержать в себе примерно 35-40% объема работы. В этой части представляются обзор и анализ современного состояния изучаемой проблемы, описывается структура изучаемого явления, классификация, причины и пр.

Практическая часть работы (35-45 % общего объема) может состоять из двух или трех глав. Здесь представляется обзор диагностических, коррекционных, профилактических мероприятий, предложенных в современных исследованиях по ликвидации проблемы, заявленной в тематике, прилагаются диагностические методы и методики с полным их описанием.

Заключение содержит выводы по итогам изучения материала. Объем данной части работы должен составлять 5-10%.

Все композиционные разделы должны быть связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом работы.

Библиография включает список использованных при анализе проблемы источников научной, научно-популярной и методической литературы (не менее 25), не позднее 2008 года выпуска.

Каждый из включенных в перечень источников должен найти отражение в тексте работы. Не следует включать в перечень источников те работы, на которые нет ссылок в тексте. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Приложения. В эту часть работы помещают образцы инструментария (анкет, вопросников, интервью, содержание методик и др.), а также вспомогательные материалы, которые не используются в тексте основной части работы.

К этой части добавляется на выбор:

- 1 дидактическое упражнение (игра), которое может использоваться в работе с детьми, указанной в тематике категории;

- методика диагностики (стимульный материал).

Например, тема «Детское воровство». Изготавливается 1 дидактическая игра для работы с детьми, склонными к воровству.

Пример оформления диагностической методики

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Автор: Р. С. Немов

Источник: Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – в 3-х т. – Т. 3. – М. : Владос, 2009.

Цель: определение уровня развития творческого воображения.

Процедура: Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров и предлагают придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится четыре минуты.

Далее оценивается качество рисунка, на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка.

Критерии оценки творческого воображения: скорость придумывания рисунка; необычность, оригинальность сюжета; разнообразие образов, используемых в рисунке; проработанность и детализация этих образов; эмоциональность образов; речевое сопровождение деятельности.

Очень высокий уровень (10 баллов) – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое влияние на зрителя, его образы и детали разнообразны, тщательно проработаны и детализированы. С удовольствием и достаточно полно рассказывает о своем рисунке.

Высокий уровень (8–9 баллов) – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо, словесно передает основную информацию о сюжете.

Средний уровень (5–7 баллов) – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом не является новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы проработаны средне, непрорисованные детали дополняет словесно.

Низкий уровень (3–4 балла) – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Самостоятельно не описывает образ рисунка, но при помощи взрослого могли обозначить словом отдельные известные им образы, например, «мяч», «солнце» и пр.

Очень низкий уровень (0–2 балла) – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
примерный перечень вопросов к ЭКЗАМЕНУ

  1. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

  2. Искаженное развитие. Аутизм.

  3. Предмет и задачи психологии детей с искаженным развитием.

  4. Определение понятия «аутизм», время выделения, представленность в популяции, межполовые различия.

  5. История изучения аутизма.

  6. Причины и механизмы возникновения аутизма.

  7. Вопросы патогенеза синдрома аутизма.

  8. Основные симптомы раннего детского аутизма (Л. Каннер).

  9. Клинико-психологическая классификация раннего детского аутизма (О.С. Никольская).

  10. Аутистическая психопатия Аспергера.

  11. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

  12. Особенности развития личности детей с РДА.

  13. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

  14. Особенности общения и взаимодействия у аутичных детей.

  15. Особенности деятельности детей с РДА.

  16. Особенности поведения детей с РДА.

  17. Проблемы дифференциальной диагностики аутизма.

  18. Отграничение аутизма от умственной отсталости и задержки психического развития церебрально-органического генеза.

  19. Отграничение аутизма от глухоты и слепоты.

  20. Отграничение аутизма от речевого недоразвития.

  21. Отграничение аутизма от шизофрении.

  22. Отграничение аутизма от нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни и воспитания ребенка.

  23. Проблемы ранней диагностики аутизма.

  24. Диагностика психического развития аутичного ребенка.

  25. Коррекционная работа с детьми, имеющими аутизм: принципы, основные приемы.

  26. Нервные нарушения в детском возрасте.

  27. Минимальные мозговые дисфункции.

  28. Невропатия.

  29. Невротические расстройства.

  30. Неврозы.

  31. Патологические привычки в детском возрасте.

  32. Грызение ногтей, сосание большого пальца.

  33. Онанизм.

  34. Энурез, энкопрез.

  35. Психологическая диагностика эмоциональных нарушений в детском возрасте.

  36. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте: подходы, блоки, основные методы.

  37. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  38. Игровая терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  39. Музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  40. Дисгармоническое развитие. Психопатии.

  41. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности.

  42. История изучения психопатий и акцентуаций характера.

  43. Психопатии: определение, признаки, причины, виды.

  44. Акцентуации личности. Классификации К. Леонгарда, А. Личко.

  45. Диагностика и коррекция дисгармонического развития.

  46. Непатологические формы нарушений поведения.

  47. Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, основные особенности.

  48. Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение личности.

  49. Педагогическая классификация отклоняющегося поведения.

  50. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

  51. Медицинская классификация поведенческих расстройств.

  52. Агрессия и агрессивное поведение. Условия формирования агрессивного поведения личности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб. : «Речь», 2007. – 288 с.

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 176 с.

Трофимова Н.М. Основы специальной психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с.

Дополнительная

Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума // Человек. – 2002. – №1.

Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. – СПб., 2005.

Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М., 2004.

Никольская О.С. и др. Аутизм: пути помощи. – Москва, «Теревинф», 2005.

Психология аномального развития ребенка / Под ред. В. В. Лебединского. – М.: ЧеРо: Изд-во Московского университета: Высшая школа, 2007. – 817 с

Семаго Н.Я., Семаго М.С. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПБ., 2001.

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Сайты в Интернет-сети

– http: // nodrugs.magelan.ru

– http: // www.narkom.ru

– http: // www.apokalipsis.com/win/drugs.html

– http: // www.doktor.ru/people/nark

– фонд спасения детей и подростков от наркотиков – http: // www.narconon.ru

– http://autist.narod.ru

– http://www.seligersdogs.ru/forum

– http://rc-talisman.ru

– http://autism-aba.blogspot.com/

http://www.coolreferat.com


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение практических задач iconТема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач» Дидактическая задача
Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий в условии решения практических задач
Решение практических задач iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
Решение практических задач iconРешение теоретических задач (первая половина семестра, 7-8 заданий)
Цель заданий — проверка усвоения знаний и получение навыка применения этих знаний для решения практических задач в области криптографических...
Решение практических задач iconУрок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений»
Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических...
Решение практических задач iconРешение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции»
Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков»
Решение практических задач iconРешение задач егэ по теме «Углы между прямыми»
Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.)
Решение практических задач iconУрок основное организационное звено процесса обучения, на котором...
Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных,...
Решение практических задач iconУрок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение
Решение практических задач iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: усвоить методы решения задач на решение треугольников, научить применять добытые знания во время решения практических задач;...
Решение практических задач iconОбразовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства»
Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих...
Решение практических задач iconКонспект урока по теме «Решение задач на механические свойства твёрдых тел.»
Гука, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; самостоятельно определять порядок действий, составлять...
Решение практических задач iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Решение практических задач iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Решение практических задач по основам права с использованием справочно–правовой системы Консультант Плюс»
Решение практических задач iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Работа на практических занятиях (решение задач, работа на лабораторных установках, доклады, обсуждения)
Решение практических задач iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Решение практических задач iconПрограмма дисциплины Экономическая теория (Макроэкономика) для направления...
Работа на практических занятиях (обсуждения, решение задач, самостоятельные работы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск