МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска» УТВЕРЖДАЮ
Ректор ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» ________________ И.М. Ильковская
«____»___________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Программа повышения квалификации «Диагностика замещающих и приемных семей»
Общая трудоемкость 72 часа Специальность: специалисты по подготовке кандидатов в приемные, замещающие родители, специалисты органов опеки и попечительства Кафедра педагогики
САРАТОВ
2014
Министерство образования Саратовской области
ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска»
Дополнительная профессиональная программа
курсов повышения квалификации
«Диагностика замещающих и приемных семей» в рамках реализации подпрограммы 5 «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года № 643-П
Министерство образования Саратовской области
ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска»
СОГЛАСОВАНО
Проректор по учебной работе
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
____________________Т.О. Вдовина
«___»______________ 20__ г.
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
________________ И.М. Ильковская
«____»___________2013г.
|
Дополнительная профессиональная программа
курсов повышения квалификации
«Диагностика замещающих и приемных семей»
Кафедра: педагогики
Специальность, категория слушателей: специалисты по подготовке кандидатов в приемные, замещающие родители, специалисты органов опеки и попечительства
Общая трудоемкость (в часах): 72
Форма обучения: очно-заочная (с использованием ДОТ)
Вид занятий и формы контроля
| Количество часов/отчетностей
| Лекции
| 12
| Практические занятия
| 54
| Самостоятельная работа слушателей
| 6
| Входная диагностика
| +
| Текущий контроль:
| +
| Итоговая аттестация: | +
| ИТОГО:
| 72
|
Программу разработали:
Полякова Н.А., доцент кафедры педагогики ____________________
(ФИО, должность по кафедре) (подпись)
ДПП рассмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики «_____»_____________ 20___ г. протокол №_______
Заведующий кафедрой: ___________________________ Н.Г. Чанилова Программа одобрена программно-экспертным советом, протокол № от «__»__ 20__ г.
Председатель ПЭС ______________ _____________________ _________________
Программа переутверждена на 20_ год, протокол № заседания кафедры от «__»__ 20_ г. Заведующий кафедрой____________ _________________ Н.Г. Чанилова
(подпись) (ФИО) 1. Цель реализации программы
Цель: совершенствование и развитие компетенций специалистов, работающих с замещающими и приемными родителями, сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в сфере профессиональной комплексной диагностики, коррекционного сопровождения замещающей семьи, определения проблемных зон развития замещающей семьи и ее членов, определения ресурсов семьи, условий эффективности ее функционирования, динамики изменений состояния ребенка и взрослых в повседневных ситуациях с использованием грамотно подобранного критериально-диагностического инструментария. 2. Описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации
Общая трудовая функция - Общепедагогическая функция:
Трудовые действия
| Разработка и реализация программ диагностического обследования детей, кандидатов в замещающие родители, замещающих родителей
| Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| Планирование и проведение занятий с детьми и замещающими родителями
| Систематический анализ эффективности занятий и подходов к обучению
| Организация, осуществление контроля и оценки достижений, текущих и итоговых результатов освоения программ обучения кандидатов в замещающие родители и детей по подготовке их к помещению в семью
| Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями
| Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы
| Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
| Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
| Необходимые умения
| Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: консультационная, коррекционная деятельность и т.п.
| Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности ребенка и замещающего родителя, семьи в целом и поведения в реальной и виртуальной среде
| Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
| Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
| Создавать разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
| Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
| Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
| Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении профессиональных задач
| Необходимые знания
| Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
| Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
| Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
| Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
| Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
| Конвенция о правах ребенка
| Основы законодательства о правах ребенка
| Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
|
Обобщенная трудовая функция – выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
Трудовые действия
| Проведение оценки соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством РФ, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей
| Осуществление мониторинга соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), исполнения обязанностей законными представителями ребенка
| Проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание
| Выявление фактов жестокого обращения с детьми, пренебрежения нуждами ребенка, в т.ч. в развитии, вовлечения в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в части своих полномочий
| Содействие проведению экспертиз, назначаемых судом, включая экспертизу детско-родительских отношений
| Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством
| Выявление проблем, возникающих в семье, и направление родителей (законных представителей) детей, а в случае необходимости самих детей и их иных родственников, в соответствующие учреждения для получения помощи
| Обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина, оценка ситуации его благополучия, установление факта нуждаемости в помощи государства и отсутствия родительского попечения
| Определение видов помощи и перечня услуг, которые необходимо оказать ребёнку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей
| Осуществление подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством формах и порядке
| Обеспечение психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия, для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью, обеспечение ознакомления граждан с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя), установленными законодательством
| Необходимые умения
| Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
| Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
| Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания, уровень развития ребенка в динамике, проводить оценку уровня содержания, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов
| Организовывать и проводить мониторинговые исследования, анализировать получаемую информацию и осуществлять её первичную статистическую обработку
| Проводить обследование условий жизни детей разных возрастных групп
| Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка, потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания
| Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей
| Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
| Организовывать и проводить проверки, проверять соблюдение прав и законных интересов воспитанников
| Выявлять проблемы, возникающие в семье и способствовать их разрешению, разрешать конфликты, содействовать их разрешению,
| Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
| Необходимые знания
| Приоритеты государственной политики в сфере организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| Законодательство РФ, законодательство субъектов РФ, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот
| Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации; проведения социологических опросов
| Знание специфики диагностической работы
| Знание показателей психического, эмоционального, физического развития ребенка в норме и в условиях институционализации
| Основы возрастной и социальной психологии, психологии депривации, привязанности, девиантного и делинквентного поведения; конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации)
| Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения
| Основы педагогики, воспитания, особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации
| Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
|
3. Планируемые результаты обучения
По окончании курсовой подготовки слушатель должен знать:
приоритеты государственной политики в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
законодательство РФ, законодательство субъектов РФ в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специфику диагностической работы, методы сбора, обработки и анализа статистической информации; проведения социологических опросов;
показатели психического, эмоционального, интеллектуального, физического развития ребенка в норме и в условиях институционализации;
основы возрастной и социальной психологии, психологии депривации, привязанности, девиантного и делинквентного поведения; конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации); сущность процесса адаптации ребенка в замещающей семье;
причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия, основные направления и виды помощи замещающим родителям в рамках психолого-социально-педагогического сопровождения на основе выбора способов помощи в различных условиях;
уметь:
организовывать и проводить мониторинговые исследования с применением современных информационных и коммуникационных технологий, анализировать получаемую информацию и осуществлять её первичную статистическую обработку с соблюдением правовых и этических норм в отношении респондентов, привлечением по необходимости других специалистов;
оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания, уровень развития ребенка в динамике, проводить оценку уровня содержания, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов
проводить обследование условий жизни детей разных возрастных групп, оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка, потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания;
консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
организовывать и проводить проверки, проверять соблюдение прав и законных интересов воспитанников;
интерпретировать полученные данные и вырабатывать рекомендации, направленные на устранение проблем, возникающих в семье и способствующих их разрешению;
владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами;
обладать навыками:
анализа, осмысления и интерпретации собственного опыта для освоения основ профессиональной деятельности на основе конструктивной критической оценки;
проведения мониторинговых исследований с применением современных информационных и коммуникационных технологий, современного специализированного оборудования;
работы с мотивацией замещающих родителей, подготовки замещающих родителей к приему ребенка с учетом специфики воспитания и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
адаптации опыта базового учреждения к практике работы собственного учреждения;
использования современного специализированного оборудования в работе специалистов, в том числе в коррекции развития ребенка;
выявления признаков и последствий неблагополучия ребенка, жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей;
Министерство образования Саратовской области
ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска»
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
________________ И.М. Ильковская
«____»___________20___г.
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы повышения квалификации
«Диагностика замещающих и приемных семей» Кафедра: педагогики
Специальность, категория слушателей: специалисты по подготовке кандидатов в приемные, замещающие родители, специалисты органов опеки и попечительства.
Общая трудоемкость (в часах): 72
Форма обучения: очно-заочная (с использованием ДОТ)
№
п/п
| Наименование разделов и блоков программы
| Количество часов стажировки
| Формы контроля
| Всего
| Лек
ций
| Прак
тик
| Сам/ раб.
| Дистанц.
| Лек
ций
| Прак
тик
| 1
| Раздел 1. Специальные дисциплины. Специальные (факультативные) дисциплины
| 1.1
| Блок 1.1 Основы законодательства Российской Федерации
| 16
|
|
|
| 12
| 4
|
| 1.2
| Блок 1.2 Индивидуальная подготовка по личному плану
| 14
|
|
| 6
|
| 8
|
| 1.3
| Блок 1.3 Модули по выбору
| 40
|
| 40
|
|
|
|
|
| Итого по разделу 1
| 70
|
| 40
| 6
| 12
| 12
|
| 2
| Раздел 2. Диагностика, контроль и аттестация деятельности слушателей
| 2.1
| Блок 2.1. Входная диагностика
|
|
|
|
|
|
| +
| 2.2
| Блок 2.2. Текущий контроль
|
|
|
|
|
|
| +
| 2.3
| Блок 2.3. Итоговая аттестация
| 2
|
| 2
|
|
|
| +
|
| Итого по разделу 2:
| 2
|
| 2
|
|
|
|
|
| Итого по программе:
| 72
|
| 42
| 6
| 12
| 12
|
| Министерство образования Саратовской области
ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска»
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
________________ И.М. Ильковская
«____»___________20___г.
| УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы повышения квалификации
«Диагностика замещающих и приемных семей» Кафедра: педагогики
Специальность, категория слушателей: специалисты по подготовке кандидатов в приемные, замещающие родители, специалисты органов опеки и попечительства.
Общая трудоемкость (в часах): 72
Форма обучения: очно-заочная (с использованием ДОТ)
№
п/п
| Наименование разделов и блоков программы
| Количество часов стажировки
| Формы контроля
| Всего
| Лек
ций
| Прак
тик
| Сам/ раб.
| Дистанц.
| Лек
ций
| Прак
тик
| 1
| Раздел 1. Специальные дисциплины. Специальные (факультативные) дисциплины
| 1.1
| Блок 1.1 Основы законодательства Российской Федерации
| 16
|
|
|
| 12
| 4
|
| 1.1.1
| Направления государственной политики в сфере преодоления социального сиротства. Входная диагностика.
| 8
|
|
|
| 6
| 2
|
| 1.1.2
| Общие подходы к организации диагностической работы с приемными и замещающими семьями, детьми.
| 8
|
|
|
| 6
| 2
|
| 1.2
| Блок 1.2 Индивидуальная подготовка по личному плану
| 14
|
|
| 6
|
| 8
|
| 1.2.1
| Индивидуальная подготовка по личному плану. Стажировочная проба.
| 14
|
|
| 6
|
| 8
|
| 1.3
| Блок 1.3 Модули по выбору
| 40
|
| 40
|
|
|
|
| 1.3.1
| Модуль 1.3.1 Общие подходы к разработке программ диагностических исследований ребенка и приемной или замещающей семьи.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
| 1.3.2
| Модуль 1.3.2. Диагностика психологической готовности к приемному родительству.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
| 1.3.3
| Модуль 1.3.3. Диагностика потребности развития приемного ребенка и проблема подбора семьи.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
| 1.3.4
| Модуль 1.3.4. Диагностика интеллектуального развития ребенка.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
| 1.3.5
| Модуль 1.3.5. Диагностика психоэмоционального развития ребенка.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
| 1.3.6
| Модуль1.3.6. Диагностика поведенческих отклонений ребенка.
| 8
|
| 8
|
|
|
| +
| 1.3.7
| Модуль 1.3.7. Изучение внутрисемейного статуса и социальной роли приемных или замещающих семей.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
| 1.3.8
| Модуль 1.3.8. Диагностика адаптации ребенка в приемной семье. Диагностика фактов жестокого обращения с детьми и семейного неблагополучия.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
| 1.3.9
| Модуль 1.3.9. Использование современного специализированного оборудования (фото-видео-лаборатория, сенсорная комната, автоматизированное рабочее место специалиста и др.) в диагностической работе.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
|
| Итого по разделу 1
| 70
|
| 40
| 6
| 12
| 12
|
| 2
| Раздел 2. Диагностика, контроль и аттестация деятельности слушателей
| 2
| Модуль 2.1. Диагностическая работа
|
|
|
|
|
|
| +
|
| Модуль 2.2. Зачет по блокам 1.2., 1.3. (устный)
|
|
|
|
|
|
| +
|
| Модуль 2.3. Итоговый зачет (письменный)
| 2
|
| 2
|
|
|
| +
|
| Итого по разделу 2:
| 2
|
| 2
|
|
|
|
|
| Итого по программе:
| 72
|
| 42
| 6
| 12
| 12
|
|
Содержание программы Раздел 1. Специальные дисциплины. Специальные (факультативные) дисциплины Блок 1.1 Основы законодательства Российской Федерации 1.1.1 Направления государственной политики в сфере преодоления социального сиротства. Входная диагностика.
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности. Направления государственной политики в сфере преодоления сиротства, изменения в действующем законодательстве об опеке и попечительстве, усыновлении (с использованием комплекта презентационного оборудования). Перспективы развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практическая работа: подготовка к круглому столу.
1.1.2. Общие подходы к организации диагностической работы с приемными и замещающими семьями, детьми.
Диагностическая работа с приемной или замещающей семьей как важная составляющая деятельности специалиста по подготовке кандидатов в приемные, замещающие родители, специалиста органов опеки и попечительства. Понятие диагностика. Виды диагностик: медицинская, психологическая, социальная, педагогическая. Предназначение оценочно-диагностической деятельности.
Принципы диагностической работы. Общие подходы к организации диагностической работы с приемными и замещающими семьями, детьми. Причины трудностей диагностической работы. Направления диагностической работы. Методы современной диагностики как инструментарий изучения ребенка: общенаучные методы, социологические, социологические. Характеристика отдельных методов. Составление тезауруса. Работа по подгруппам: «Соблюдение правовых и этических норм, условий проведения диагностических исследований». 1.2.1 Индивидуальная подготовка по личному плану. Стажировочная проба.
Примерные темы индивидуальной подготовки по личному плану.
1. Составление листа наблюдения специалиста по выявлению привязанности и близости ребенка и приемного/замещающего родителя и формулирования на основе полученных данных рекомендаций родителям.
2. Составление отчета специалиста по результатам проведения диагностики в приемных или замещающих семьях.
3. Составление заключения на семью кандидата в замещающие родители. Блок 1.3 Модули по выбору Модуль 1.3.1 Общие подходы к разработке программ диагностических исследований ребенка и приемной или замещающей семьи.
Проблема научной и методически грамотной организации процедуры отбора родителей для улучшения ситуации с созданием замещающих семей. Работа по подгруппам: работа с информационными материалами по теме «Общие подходы к разработке программ диагностического исследования ребенка и приемной или замещающей семьи» (определение и соотношение понятий «объект», «предмет», «цель», «задачи» исследования, последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования, общие методические требования к программе исследования и др.). Круглый стол, по вопросам, связанным с разработкой программ исследования замещающей семьи.
Работа по подгруппам: анализ программ диагностических исследований ребенка и приемной или замещающей семьи, обсуждение структуры программ, диагностических методик. Составление рецензий на представленные программы. Обсуждение.
Модуль 1.3.2. Диагностика психологической готовности к приемному родительству.
|