Скачать 0.53 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» «УТВЕРЖДАЮ» ……………………. «_____»_________ 2009 г. . ПРОГРАММА повышения квалификации работников муниципальных органов, лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих Свердловской области «Информационно-аналитическая деятельность в органах управления» ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.
Екатеринбург 2009 г 1. Цели и задачи программы. Данная программа предназначена для обучения лиц замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих, в практической деятельности которых возникает необходимость на постоянной (профессиональной) основе заниматься информационно-аналитической деятельностью. Все мы, независимо от сферы деятельности и занимаемой должности, на профессиональной основе, либо в силу привычки, практически ежедневно анализируем полученную информацию. Этот процесс присущ нам с вами как биологическому виду «homo sapiens» и является неотъемлемой частью нашей жизни. Анализ информации можно производить на бытовом уровне, изучая прогноз погоды и планируя свои выходные, можно заниматься аналитикой в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей, например, определяя плановые показатели или анализируя отчётные документы. Есть особая категория людей, которая занимается аналитической работой на профессиональной основе. Круг этих специалистов узок, а позволить себе ставку «чистого» аналитика могут немногие организации. Как правило, информационно-аналитическая деятельность входит составным элементом, является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. Практика показывает, что для принятия верного управленческого решения с каждым днём необходимо учитывать всё больше и больше факторов, использовать всё больший объём информации. Зачастую лицо принимающее решение не обладает достаточным временем для анализа, что приводит к необходимости выделять деятельность по информационному обеспечению управления в отдельное, самостоятельное направление. Динамичное развитие информационной сферы общества приводит к необходимости постоянно совершенствовать свои знания, приводить их в соответствие с меняющейся информационной средой. В ходе проведения административной реформы и провозглашением цели по построению в Российской Федерации информационного общества, к управленцам самого разного уровня предъявляются всё новые и новые требования. В частности, декларируется необходимость внедрения в практику управления концепции «электронного правительства». В ряде документов, принятых в последние годы говорится о необходимости, не только обеспечить гражданам доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам, но и о современных технологиях, как средстве для перехода системы управления на качественно новый уровень, повышения её эффективности и транспарентности. В последнем видится не столько экономический, сколько политический подтекст, т.к. всё больше «электронное правительство» рассматривается в контексте борьбы с коррупцией. Создание, учёт, систематизация и эффективное использование информационных ресурсов органов власти и управления, должно быть направлено не только «во внутрь», но и «во вне». Созданные на деньги соответствующих бюджетов, в конечном итоге на средства налогоплательщиков ресурсы, должны быть поставлены на службу всего общества. Если говорить об экономической составляющей, то совершенствование системы хозяйствование, складывание в России цивилизованного рынка и единого экономического пространства невозможно без формирования единого информационного пространства. Особое место в едином информационном пространстве РФ занимают информационные ресурсы органов местного самоуправления. Местное самоуправление наиболее приближено к населению, именно муниципальным служащим приходится решать большинство текущих, самых насущных и порой «вечных» проблем наших граждан. Особую остроту проблема совершенствования информационной деятельности муниципальных образований приобретает в связи с проведением ряда реформ, как непосредственно касающихся их полномочий, так и в сфере информационного обеспечения деятельности органов государственной власти. Если сегодня основное внимание уделяется регламентации информационного взаимодействия органов управления на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, то в скором времени эта «информационная вертикаль» дойдет, если уже не дошла, до муниципалитетов. Создание в органах местного самоуправления соответствующих информационно-аналитических служб или подразделений (как бы они не назывались), является приметой нашего времени. Определенный опыт в этой сфере накоплен, т.к. региональные информационно-аналитические центры в нашей стране существуют уже давно. Однако их создание происходило на уровне субъектов РФ или городов-миллионников. Как правило, региональные информационно-аналитические центры нацелены на решение следующих задач:
Для решения данного комплекса задач необходимы соответствующие ресурсы. Помимо технических средств и соответствующего программного обеспечения, особую роль играет персонал, с его умениями и навыками, знаниями информационных технологий. Первичным материалом, сырьем для информационного работника являются информационные ресурсы. Именно на овладение информационными технологиями, формирование теоретических основ работы с информационными ресурсами, систематизацию, упорядочивание уже имеющихся у наших слушателей знаний и направлена предлагаемая Вашему вниманию программа. * * * Целью программы является формирование у слушателей комплексного представления о современных тенденциях в сфере информационно-аналитической деятельности, применительно к муниципальному уровню управления. Задачи программы следующие: - Рассмотреть место и роль органов местного самоуправления в системе органов власти и проанализировать актуальные проблемы реализации муниципальной реформы. Несомненно, что задачи информационно-аналитических подразделений будут вытекать из тех задач, которые стоят перед органами власти в целом, в частности, в связи с проведением муниципальной реформы. Необходимо учитывать, что правовой режим информационных ресурсов, во многом предопределен правовым статусом учреждения, в котором они формируются. - Изучить теоретические аспекты информационного обеспечения управления в современных условиях. Нужно отметить, что для решения задач информационно-аналитической деятельности главное не владение информацией, а наличие и совершенствование навыков её использования, правильное понимание круга задач и, соответственно, выбор инструмента аналитика. Гигантские объемы данных, накопленные различными информационно-аналитическими системами, только усугубляют основное противоречие последнего десятилетия в этой области: актуальным является оперативность и полнота не столько информационного поиска, сколько процесса контекстного анализа имеющейся информации с целью принятия решения. Целый ряд подходов в этой сфере являются универсальными, могут быть использованы на самых разных уровнях и в различных сферах управления. - Рассмотреть место и роль информационно-аналитических служб в структуре органов муниципального управления. Необходимо помнить, что информационные службы призваны выполнять сервисную, обслуживающую деятельность, поэтому очень важно правильно определить их место в системе органа власти, разграничить их полномочия с другими подразделениями. Решение организационных вопросов, четкое представление о целях и задачах информационных служб позволят повысить эффективность их деятельности. Если же Вы находитесь в самом начале пути, то с нуля организовать их работу. - Провести анализ современных тенденций в направлении формирования информационного общества и создания единого информационного пространства. Необходимо осмыслить, уловить, общий вектор, основные тенденции развития, понять, что является ориентиром, прообразом современных реформаторов. Важно понимание того, на каких теоретических положениях, на каком зарубежном опыте основываются разработчики современного информационного законодательства, что является прообразом той модели информационного общества, которое формируется в России. В конечном итоге, это позволит определить на какой стадии развития мы находимся, и спрогнозировать ситуацию на будущее. - Изучить основные аспекты правового регулирования информационных отношений в РФ. Правовая культура не только рядовых граждан, но и представителей всех ветвей власти, а в особенности законодателей предопределяет качество той информационной среды, в которой нам приходиться жить. Знание основ информационного права, в этой связи, представляется нам необходимым элементом информационной культуры граждан. - Проанализировать основные этапы формирования в РФ концепции «электронного правительства». Информационное общество предполагает трансформацию всех общественных институтов, в том числе и властных. Поэтапное внедрение в практику управления отдельных элементов электронного правительства, формирование «электронной демократии» с неизбежностью приводит к изменению приемов и методов информационно-аналитической деятельности, форсирует внедрение современных технологий. Происходит трансформация «функций власти» в «услуги населению». Необходимо разобраться, готовы ли мы к такого рода переменам, насколько осмыслены и реальны планы правительства? - Изучить теоретические подходы, методы и приёмы информационно-аналитической работы в учреждении. Огромный объем информации должен быть изучен, проанализирован и представлен в виде, который необходим для лиц принимающих решения. Этот процесс и составляет основу информационно-аналитической деятельности. В связи с этим необходимо дать слушателям представление об её основах, методах аналитического исследования, научить планировать исследовательский процесс и использовать оптимальные методы в процессе анализа. - Рассмотреть процесс документирования результатов информационной деятельности, методы аналитико-синтетической переработки информации. В любой деятельности важен не столько процесс сколько результат. В данном случае при плохо организованном процессе хороший результат просто недостижим. Результатом информационно-аналитической деятельности являются информационные продукты либо информационные услуги, которые должны в полном объеме удовлетворять информационные запросы потребителей информации. Информационные продукты являются основой для формирования баз данных, собственных, внутренних информационных ресурсов организации. От уровня документационного и информационного обеспечения управления в самой организации зависит качество исходящих документов, отчётных форм, тех информационных ресурсов, которые предназначены для внешних пользователей. - Изучить основные направления работы пресс-службы муниципального органа власти. Одним из традиционных, но не утративших своей актуальности, каналов распространения информации являются СМИ. Наряду с печатными СМИ всё большую популярность приобретают электронные. Создание эффективной взаимосвязи с местными масс-медиа – является одной из задач информационных служб муниципальных органов власти. Достоверность, оперативность, доходчивость и актуальность предоставляемых во внешнюю среду материалов, свидетельствует о транспарентности и эффективности информационной политики органа власти. Умение говорить с гражданами на понятном, и одновременно грамотном языке, неизменно положительно характеризует любой орган власти. В последнее время, на самом высоком уровне этим проблемам уделяется пристальное внимание. В связи с этим, информационные ресурсы, созданные внутри организации, для реализации управленческих функций, должны быть адаптированы для рядового пользователя (массового читателя, избирателя). - Проанализировать основные принципы качественной оценки информационных ресурсов удалённого доступа. Изучить основные организационные и технологические аспекты создания интернет-представительства муниципального органа власти. Еще одним каналом передачи информации, все более и более проникающим в широкие слои населения является Интернет. Игнорировать его просто невозможно, учитывая, что всемирная путина становится платформой для формирования электронного правительства. Интернет-представительство наиболее оперативный и эффективный ресурс, позволяющий оказывать воздействие, прежде всего на молодежь. Пример перехода в он-лайн сегодня подают высшие чиновники страны. Создание сайта должно базироваться на налаженной и эффективной системе документационного и информационного обеспечения управления, в противном случае на сайте информация будет отражаться бессистемно, не облегчит, а усложнит работу органа власти. Сайт можно сравнить с верхушкой айсберга, которая видна любому пользователю. При создании сайта необходимо помимо технических, решить ряд организационных вопросов, связанных с его сопровождением. В связи с перспективами создания электронного правительства и переходом на электронный документооборот сайт, со временем может превратиться в весьма эффективный инструмент управления. Создание эффективно работающего сайта является вкладом органа муниципальной власти в формирование единого информационного пространства не только своего региона, но Российской Федерации в целом, позволяет включиться в глобальное информационное пространство. Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании курса слушатели должны знать: - современные термины и определения, нормы-дефиниции, которые используются в информационно-аналитической деятельности; - основные закономерности формирования информационного общества, единого информационного пространства территории и принципы функционирования информационной сферы общества; - систему источников информационного права и базовые нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в информационной сфере; - основные принципы и требования к организации эффективного управления информацией в организации; - теоретические аспекты работы информационно-аналитических служб; - основные принципы информационно-аналитической работы; - методы создания информационных продуктов и оказания информационных услуг в органах управления; - теоретические основы оценки достоверности, ценности и иных качественных характеристик информации; - принципы аналитико-синтетической переработки информации; - основные принципы работы с представителями средств массовой информации; - организационные и технологические основы создания сайта, интернет-представительства организации уметь: - квалифицировать информационные споры, адекватно реагировать на них, в соответствии с собственной компетенцией; - организовать индивидуальную информационно-аналитическую работу в рамках собственного направления деятельности; - организовать работу по информационно-аналитической деятельности в организации; - разрабатывать локальные нормативно-методические документы регламентирующие деятельность информационно-аналитических служб; - оценивать качество и профессиональную пригодность персонала, для работы в информационно-аналитических подразделениях; - оценивать качество информационных ресурсов, их потенциал, давать оценку их актуальности и достоверности, определять их правовой режим, в том числе ресурсов удаленного доступа; - проектировать и унифицировать формы аналитических документов; - составлять и оформлять аналитические документы в соответствии с требованиями нормативно-методических актов, - использовать в практической деятельности технологии информационного свертывания; - организовать учёт, систематизацию, хранение и использование (как в интересах внутренних, так и внешних пользователей) управленческой информации с использованием традиционной и компьютерной технологий; - организовывать взаимодействие представителей органа власти со средствами массовой информации, подготавливать пресс-релизы; - организовывать и непосредственно участвовать в написании технического задания на разработку сайта, давать оценку выполненной работе (с учетом действующей на данный момент времени нормативно-правовой базы). 2. Перечень разделов (наименование тем) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об утверждении предельной численности и фонда оплаты труда органов местного самоуправления Комсомольского района (лиц, замещающих... | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений | ||
Программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | О проведении аттестации муниципальных служащих Кой Федерации", Законом Ивановской области от 23 июня 2008 года n 72-оз "О муниципальной службе в Ивановской области", Уставом Илья-Высоковского... | ||
Система патриотического воспитания граждан в Свердловской области.... Сфере воспитания патриотизма, которая до недавней поры была незаслуженно забыта, в 2012-2013 годах стала предметом внимания руководителей... | Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного... Республике Коми и включают в себя характеристику основных этапов квалификационного экзамена, описание методов и критериев оценки... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению аттестации... Российской Федерации и включают в себя характеристику основных этапов аттестации, описание некоторых методов проведения аттестации... | Методические рекомендации по вопросам оценки профессионального потенциала... Организация работы по оценке профессионального потенциала муниципальных служащих в органе местного самоуправления может предусматривать... | ||
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений,... Сергей Николаевич Кучер, проректор краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководителям муниципальных органов управления образованием Руководителям муниципальных методических служб Руководителям муниципальных... | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального... | Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации... Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих (далее: муниципальные служащие) администрации... | ||
Государственно-конфессиональные отношения и Религиозные Объединения в Тюменской области Справочник предназначен для государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов, педагогов и преподавателей... | Методические рекомендации по организации внутреннего порядка на пункте... Свердловской области», от 07. 12. 2011 г. №1658 «О создании и функционировании единых дежурно-диспетчерских служб и системы оперативно-диспетчерского... | ||
Постановление от 22. 10. 2012 №1155-п г. Ярославль Об утверждении... Утвердить прилагаемое Положение о порядке аттестации специалистов и руководящих работников государственных и муниципальных социальных... | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... По направлению: проектирование содержания образования по специальности (сетевые технологии) |