Скачать 391.04 Kb.
|
Об организации учебного процесса в начальной школе в 2008-2009 учебном году Образовательная программа начального общего образования в образовательном учреждении должна быть представлена программами по учебным предметам, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствовать государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования: федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 - года № 1089); программам по учебным предметам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Обязательным условием является соблюдение преемственности и непрерывности: выбранная учителем образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год» учебный план начального общего образования для 1-4 классов составляется на основе Областного базисного учебного плана Челябинской области. Приказ ГУО и Н № 02-678 от 01.06.2004. При составлении учебного плана образовательному учреждению необходимо учитывать следующее: 1. Обязательными учебными предметами для изучения в начальной школе, обеспечивающими освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования являются: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Труд» (в том числе учебный предмет «Информатика и ИКТ» в качестве учебного модуля), «Физическая культура». 2. Реализацию школьного и индивидуального компонентов образования обеспечивает вариативно-индивидуальная часть областного базисного учебного плана. Их содержание и соотношение между школьным и индивидуальным компонентами определяется образовательным учреждением. Часы школьного компонента образовательного учреждения могут быть использованы: введение новых учебных предметов, дополнительных образовательных модулей; организацию обучения по индивидуальным образовательным программам; организацию индивидуальных и групповых занятий; занятия с одаренными и слабоуспевающими учащимися; самостоятельную работу обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях и т.д. Для организации индивидуальных и групповых занятий в начальной школе (2-4 кл.) образовательное учреждение имеет право использовать программу индивидуально-групповых занятий «В мире математической мысли» и программу факультативного курса «Олицетворяющая фантазия», включенных в образовательную программу Челябинской области (электронный ресурс). 3. В 3-4 классах при шестидневной учебной неделе 1 час школьного компонента рекомендуется использовать для реализации образовательных программ по предмету «Литературное чтение». При пятидневной учебной неделе в рамках образовательных программ «Гармония» и «Школа России» в 3-4 классах урок внеклассного чтения проводится 1 раз в две недели. 4. Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в качестве учебного модуля в 3-4 классах за счет часов, отводимых на учебный предмет «Труд» образовательной области «Технология». В этом случае в классном журнале рекомендуется на странице «Труд» фиксировать присутствие учащихся, отметки текущей аттестации и темы предмета «Информатика и ИКТ». На странице «Труд» выставляется общая итоговая отметка. Возможно, преподавание информатики за счёт часов вариативной части образовательного учреждения в качестве самостоятельного предмета. В этом случае в классном журнале страница «Информатика и ИКТ» заполняется обычным образом. Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера. Изучение предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» способствует формированию общеучебных умений и навыков. Таких как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Предлагаются следующие варианты изучения курса «Информатика и ИКТ» (Таблица 1): «Информатика и ИКТ» в начальной школе Таблица 1
В результате по окончании начальной школы учащийся, изучавший модуль (либо предмет) «Информатика и ИКТ», должен: знать/понимать: основные источники информации; назначение основных устройств компьютера; правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запросов; изменения и создания простых информационных объектов на компьютере. Дидактическое обеспечение модуля «Информатика и ИКТ» определяется федеральным перечнем учебников на 2008-2009 учебный год (таблица 2): Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/09 учебный год Таблица 2
5. Удельный вес предмета «Иностранный язык» в учебном плане увеличен за счет обязательного введения изучения иностранного языка в начальной школе. На выполнение федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам отводится 204 часа при изучении предмета со второго класса. При введении предмета с третьего или четвертого класса необходимо перераспределение имеющегося количества часов (136 или 68 соответственно) на изучение всех дидактических единиц обязательного минимума содержания основных образовательных программ. Основной целью обучения иностранным языкам является развитие способностей младшего школьника к общению на иностранном языке через формирование у учащихся коммуникативных умений. Последовательность изучения дидактических тем в рамках учебного года определяется учителем в соответствии с выбранным УМК. В календарно-тематическом планировании должны быть определены порядок и нормативы учебного времени, отводимые на формирование всех видов речевой деятельности, а также языковых знаний и умений, которые входят в обязательный минимум содержания программ (Сборник нормативных документов/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2005). Образец календарно-тематического и планирования: Таблица 3
|