Скачать 13.23 Mb.
|
РАБОЧАЯ КНИГА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 ББК 88.4 Р13 АВТОРЫ И СОСТАВИТЕЛИ: Абульханова Х'.А.акад. РАО, д.п.н., проф.; Агафонова О.В., к.п. н.; Александрова Ю.В., к.п.н.; Анисимов С.А., акад. МААН, д.с.н., проф.; Анцупов А.Я., д.п.н., проф.; Балыков П.Н., БодалевА.А., акад. РАО, АПСН, БПА, МААН, МАВШ, МПА, д.п.н., проф.; Бурня-шев М.Г.; Буянов В.И., к.п.н., доц.; Васина Н.В., чл.-кор. МААН, к.п.н., доц. (отв.ред.); Волковицкии Г.А., к.п.н., доц.; ГордеевМ.Н., д.м.н.; ГусеваА.С.,акал. МААН, д.п.н., проф.; Деркач А.А., акад. РАО, АПСН, МААН, МПА, д.п.н., проф.; Енакаева P.P., к.п.н.; Жилъ-ников И.Д., к.п.н.; Зазыкин 5.Г., д.п.н., проф.; Калаков Н.И., д.п.н., проф.; Катаева Л.И., к.п.н, доц.; Каширских Т.В., к.п.н.; Козлова А.А.; Козлов В. В., к.п.н., доц.; КоломиецЯ.О., к.п.н.; Конюхов Н.И., акад. МААН, АПСН, д.п.н.,проф.; Корчемный П.А., акад. МААН, д.п.н.. проф.; Кричевский Р.Л., акад. МААН, д.п.н., проф.; Лаптева Т.Н., к.п.н.; Лаптева И.Л.; ЛасыгинА.И., к.п.н.; Маркова А. К., якал. МААН, д.п.н., проф.; Накошная Н.В., к.п.н.; Панасюк А.Ю., акад. МААН, д.п.н., проф.; Перевалов В.Ф., д.п.н., заслуж. деятель науки РФ, акад. МАИ; ПротнС.В., к.п.н.; СекачЛ/.Ф., д.п.н., проф.; Съедин СИ.,д.п.н., проф.; Темнова Л.В., д.п.н., проф.; Уткин В.Г., к.ф.н., доц.; Чернокозова М.О., к.п.н.; Чубкова Г.П., д.с.н., проф.; Шлычков В.Р.; Ярошенко Г.Н., к.п.н, доц. РЕЦЕНЗЕНТЫ: Акмеологический институт; АНИСИМОВ О.С., акад. МААН, РЭА, д.п.н., проф.; ГЕРАСИМОВ В.М., д.п.н., проф. Р13 Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с. илл. Главная цель настоящего пособия — создание оптимальных научно обоснованных модели, алгоритма и технологии труда практического психолога, а также доведение знания о продуктивной психологической практике до заинтересованного потребителя. В книге впервые представлен обобщенный материал теоретико-методологического и прикладного характера. Приоритетное место в ряду актуальных проблем заняли вопросы овладения практическими психологами современными технологиями эффективной деятельности. Их базу составил апробированный традиционный и новый авторский инструментарий, который успешно применяется в психологической практике в нашей стране и за рубежом. Использование предлагаемых методик, способов и отдельных приемов психодиагностической, коррекционно-развивающей и консультационной работы в различных условиях труда и жизни позволит психологу более компетентно и результативно выполнять свои профессиональные обязанности. Книга адресована прежде всего практическим психологам. Она полезна также для всех руководителей. Предлагаемый материал может быть использован студентами, слушателями, аспирантами и всеми, кто стремится к овладению современной психологической культурой. ISBN 5-89939-036-0 © Авторский коллектив, 2001 © Изд-во Института Психотерапии, 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.....................................................................................................7 ЧАСТЬ I. ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ Глава 1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В ИЗМЕРЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........................12 1.1. Быть профессионалом в психологии — это обязательно..........12 1.2. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда...................................20 1.3. Секреты творчества психолога....................................................30 1.4. Эффективен ли труд психолога?.................................................41 1.5. Оптимизация личностно-профессионального развития практического психолога.............................................................48 Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА..............................................55 2.1. Психодиагностика: искусство проницательности.....................55 2.2. Развитие и коррекция личности — приоритетная задача.........70 2.3. Психологическое просвещение и консультирование................80 2.4. Социально-психологическое сопровождение............................88 Глава 3. ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НЕ УЙТИ.....................................95 3.1. Актуализируйте мотивацию профессионального самосовершенствования человека..............................................95 3.2. Становление молодого человека упустить нельзя.....................122 3.3. Окажите помощь клиенту в его адаптации................................130 3.4. Обеспечьте системность в гуманитарно-технологическом развитии современного специалиста.........................................146 3.5. Не пропустите девиантного поведения......................................169 3.6. Овладевайте тайнами персонологии .........................................198 ЧАСТЬ И. ЭФФЕКТИВНЫЙ ПСИХОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Глава 4. ОБЩАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА...........................................................222 4.1. Инструментарий исследования отдельных сторон психики человека......................................................................................222 а) Методика изучения особенностей восприятия «Восприятие времени»..........................................................222 б) Тест для определения уровня внимания «Числовой квадрат»...............................................................223 в) Тест для определения мыслительных способностей «Количественные отношения».............................................224 г) Опросник для проверки памяти «Память на числа»...........225 д) Тест Шварцландера «Исследование уровня притязаний» ... 226 е) Методика выявления нервно-психической устойчивости человека..........................................................227 ж) Опросник темперамента Я.Стреляу.....................................248 4.2. Методики комплексного тестирования....................................254 а) 16-факторный тест Р. Кеттелла.............................................254 б) Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)........................................271 в) Тест Г. Айзенка.......................................................................276 г) Тест К. Леонгарда — Н. Шмишека........................................280 д) Проективные методики исследования личности.................286 е) Тест М. Люшера.....................................................................296 ж) Тест Т. Лири............................................................................307 Глава 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕРСОНАЛА............................................................................. 316 5.1. Инструментарий для изучения деятельностиых и коммуникативных качеств персонала.......................................318 а) Методика самооценки деловых и личностных качеств руководителя (менеджера)....................................................319 б) Тест «Способны ли Вы стать руководителем?».....................320 в) Тест «Какой Вы руководитель?»............................................329 г) Методика оценки стиля руководства....................................332 д) Тест К.Томаса.........................................................................340 5.2. Исследование профессионально важных качеств персонала различных систем труда.............................................................345 а) Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)...............................345 б) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).............................................................................347 в) Изучение ПВК персонала системы «человек—машина—знаковая система»...............................354 г) Выявление профессионально важных качеств специалистов системы «человек—техника».........................355 д) Определение психологического типа руководителя по методике Д. Кейрси..........................................................359 Глава 6. НОВЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ И АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ ... 383 6.1. Методика изучения межличностных отношений в малых группах.........................................................................383 а) Метод социометрических измерений Дж. Морено..............383 б) Психометрический метод Дюке...........................................393 в) Опросник межличностных отношений В. Шультца............394 г) Методика Ф. Филлера...........................................................396 д) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп..............................................397 е) Методика выявления отношения к Другому........................412 ж) Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал)............................436 6.2. Новые методики индивидуальной психодиагностики.............438 а) Методика психологического собеседования........................438 б) Методика диагностики уровня социального мышления личности..........................................................458 в) Методика выявления перспективной жизненной стратегии................................................................................461 г) Экспресс-анкета для психолога-профориентатора.............464 д) Тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориентации персонала»........................................................478 е) Психогеометрический тест С. Делингера.............................482 ж) Методика познания и развития психической устойчивости руководителей................................................496 з) Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе...........................................................509 и) Ситуационный метод исследования конфликтов................520 Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ, КОРРЕКЦИИ...................532 7.1. НЛП на службе задействования резервных возможностей человека...................................................................................... 532 7.2. Социально-психологический тренинг как средство формирования, развития и коррекции всевозможных человеческих измерений...........................................................561 7.3. Продуктивная деловая игра «Командное решение»..................577 7.4. Методика психологической релаксации и восстановления.....595 Глава 8. ПОПУЛЯРНАЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА.......................608 8.1. Клиент — сам практический психолог......................................608 а) Тест «Хороший ли Вы психолог?».........................................608 б) Тест «Познай себя».................................................................609 в) Методика оценки степени истощенности своих жизненных сил (тест Аппелса)........................................... 610 г) Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?».................611 д) Тест «Ваше самочувствие».....................................................613 е) Тест «Вот такой у меня темперамент!»..................................619 8.2. Тесты, доступные и важные для каждого...................................620 а) Опросник «Насколько Вы обаятельны?»..............................620 б) Тест для мужа и жены.............................................................621 в) Ваш цвет и ваш характер........................................................622 г) Тест для бабушек и дедушек...................................................624 ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................626 ВВЕДЕНИЕ Одной из отличительных особенностей современной многомерной российской действительности является динамизм и нестандартность процессов, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом настойчивее и более активно выражается стремление всех социальных субъектов к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда. Практика вместе с тем свидетельствует, что эти и другие общие и индивидуальные приоритеты остаются вне поля досягаемости многих людей, первичных коллективов и даже крупных социальных общностей. В чем же причина углубляющихся проблем, противоречий, жизненных неурядиц, осложнений и даже катаклизмов? Правильно ли сетовать только на «корни сегодняшнего зла и завтрашней безысходности», находящиеся вне собственного «Я»? А может быть, есть смысл обратить внимание на сугубо личные «плюсы», «минусы», свои жизненные измерения? Наверное, и здесь можно найти немало того, что блокирует реализацию творческого потенциала конкретного человека. Следовательно, приоритетная социальная задача — разблокировать «внешние и внутренние завалы» и создать условия для проявления каждого россиянина как целостного феномена — субъекта своей жизненной стратегии, избранной сферы труда, социально-ценностных отношений и гармоничного развития собственной природной особи высшей земной пробы. Практика решения этой задачи сегодня, оказывается, не по плечу многим юным, зрелым и тем более преклонным соотечественникам. Все это объективно определило потребность общества в получении такого уникального специалиста, как практический психолог. Он оказался востребованным во всех сферах: в образовании, производственном, управленческом (менеджерском) и ином труде, бизнесе, коммерции и во всех измерениях повседневной жизни. К сожалению, многие практические психологи оказываются не на высоте тех задач, которые выдвигаются социальным заказом — интересами продуктивного труда и растущими жизненными потребностями. Настоящая книга имеет своей целью дать в руки практического психолога независимо от сферы его практической деятельности главный ключ к успеху. Модель, алгоритм и технология деятельности практического психолога — это те дефиниции его труда, без усвоения которых нет осознанного восхож дения к вершинам профессионализма в данной неординарной сфере. Мы также предлагаем наиболее эффективные средства реализации основных профессиональных функций практического психолога — психодиагностики, психологического развития, коррекции, консультирования и др. Однако хотелось бы предостеречь каждого, кто соприкоснется с предлагаемым материалом, от неосторожного и непродуманного применения практических средств как самих методик и методических рекомендаций, так и полученных с их помощью результатов. Всякое неквалифицированное использование инструментария психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может нанести непоправимый вред жизни и деятельности конкретного человека или коллектива, дискредитировать саму психологическую службу. В этих целях важно руководствоваться рядом правил, которые выступают социально-правовыми и профессионально-этическими нормами деятельности практических психологов. Они касаются прежде всего следующего круга вопросов. Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию. Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше организовать проводимые мероприятия, согласовать их с реальными задачами или жизненными потребностями. Здесь не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов и рекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если они получены вследствие комплексного, всестороннего анализа. Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразно. Особо осторожно следует подходить к практическому применению психотерапевтических методов воздействия. Главным правилом работы психолога должен стать принцип «Не навреди!». Во-вторых, вся исследовательская деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Прежде всего не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях, так и при проведении психологической работы. Необходимо добиваться доверительного и доброжелательного взаимоотношения с любым клиентом. При этом корректность должна соблюдаться и в использовании психологического инструментария. Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких-либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психолог, — это оружие особого характера. В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиваться компетентной реализации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью. Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретные предложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять. Своевременность в работе психолога — важное условие ее результативности. В-четвертых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваясь овладения современными психотехнологиями. Профессионализм практического психолога — основа успешности его труда. Руководствуясь очерченными ориентирами, имеющимся опытом психологической практики, коллектив авторов приглашает широкий круг заинтересованных читателей обратиться к содержанию нашей книги. Среди них мы видим руководителей и сотрудников образовательных, управленческих, трудовых государственных и негосударственных структур. В их числе, безусловно, немалый профессиональный отряд практических психологов. Излагаемые положения полезны как для уяснения многих теоретических вопросов, так и в качестве основы для накопления продуктивного опыта практической работы. ЧАСТЬ I ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ |
Ия супружеских пар linda Berg-Cross couples therapy the Havorth Clinical... Б 48 Терапия супружеских пар / Перев с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянце-вой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 528 с | Берт Хеллингер и в середине тебе станет легко книга для тех, кто... Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации... | ||
Москва Независимая фирма “Класс” Издательство Трансперсонального института 2000 Д 49 Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом/ Под ред. Станислава и Кристины Гроф/Пер с англ. А. С. Ригина.... | Руководство для молодежи и специалистов, работающих с молодежью москва... Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России | ||
Ордена Трудового Красного знамени издательство «Просвещение» Комитета... О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — | Пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки Управление персоналом очной формы обучения | Robin Skynner John Cleese life and how to survive it arrow Books Жизнь и как в ней выжить. — Пер с англ. М. Ю. Маслова. — м.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 368 с | ||
О природе сознания с когнитивной, феноменологической и трансперсональной... ... | Книга служит цели информирования специалистов в области устойчивого... Книга предназначена для специалистов архитекторов, строителей, работников префектур | ||
Справочник практического психолога москва эксмо 2005 Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка» | Десятилетию психологического образования в Приморье посвящается Вестник Гуманитарного Института. Вып. Владивосток: Издательство двгма, 2001. 204 с | ||
Ноу впо «Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса.» Данное... О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — | Программа дисциплины «Управление персоналом» Для специальности 080504.... Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-м, 2001 | ||
Ирвин Ялом Дар психотерапии «Дар психотерапии»: Эксмо; Москва; 2005 isbn 5-699-13766-1 Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько... | Литература для подготовки к коллоквиуму Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е.... |