Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001





Скачать 13.23 Mb.
НазваниеРабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001
страница1/89
Дата публикации21.08.2013
Размер13.23 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89
РАБОЧАЯ КНИГА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Пособие для специалистов, работающих с персоналом



Издательство Института Психотерапии Москва 2001

ББК 88.4 Р13

АВТОРЫ И СОСТАВИТЕЛИ: Абульханова Х'.А.акад. РАО, д.п.н., проф.; Агафонова О.В., к.п. н.; Александрова Ю.В., к.п.н.; Анисимов С.А., акад. МААН, д.с.н., проф.; Анцупов А.Я., д.п.н., проф.; Балыков П.Н., БодалевА.А., акад. РАО, АПСН, БПА, МААН, МАВШ, МПА, д.п.н., проф.; Бурня-шев М.Г.; Буянов В.И., к.п.н., доц.; Васина Н.В., чл.-кор. МААН, к.п.н., доц. (отв.ред.); Волковицкии Г.А., к.п.н., доц.; ГордеевМ.Н., д.м.н.; ГусеваА.С.,акал. МААН, д.п.н., проф.; Деркач А.А., акад. РАО, АПСН, МААН, МПА, д.п.н., проф.; Енакаева P.P., к.п.н.; Жилъ-ников И.Д., к.п.н.; Зазыкин 5.Г., д.п.н., проф.; Калаков Н.И., д.п.н., проф.; Катаева Л.И., к.п.н, доц.; Каширских Т.В., к.п.н.; Козлова А.А.; Козлов В. В., к.п.н., доц.; КоломиецЯ.О., к.п.н.; Конюхов Н.И., акад. МААН, АПСН, д.п.н.,проф.; Корчемный П.А., акад. МААН, д.п.н.. проф.; Кричевский Р.Л., акад. МААН, д.п.н., проф.; Лаптева Т.Н., к.п.н.; Лаптева И.Л.; ЛасыгинА.И., к.п.н.; Маркова А. К., якал. МААН, д.п.н., проф.; Накошная Н.В., к.п.н.; Панасюк А.Ю., акад. МААН, д.п.н., проф.; Перевалов В.Ф., д.п.н., заслуж. деятель науки РФ, акад. МАИ; ПротнС.В., к.п.н.; СекачЛ/.Ф., д.п.н., проф.; Съедин СИ.,д.п.н., проф.; Темнова Л.В., д.п.н., проф.; Уткин В.Г., к.ф.н., доц.; Чернокозова М.О., к.п.н.; Чубкова Г.П., д.с.н., проф.; Шлычков В.Р.; Ярошенко Г.Н., к.п.н, доц.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Акмеологический институт; АНИСИМОВ О.С., акад. МААН, РЭА, д.п.н., проф.; ГЕРАСИМОВ В.М., д.п.н., проф.

Р13 Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с. илл.

Главная цель настоящего пособия — создание оптимальных научно обоснованных модели, алгоритма и технологии труда практического психолога, а также доведение знания о продуктивной психологической практике до заинтересованного потребителя. В книге впервые представлен обобщенный материал теоретико-методологического и прикладного характера. Приоритетное место в ряду актуальных проблем заняли вопросы овладения практическими психологами современными технологиями эффективной деятельности. Их базу составил апробированный традиционный и новый авторский инструментарий, который успешно применяется в психологической практике в нашей стране и за рубежом. Использование предлагаемых методик, способов и отдельных приемов психодиагностической, коррекционно-развивающей и консультационной работы в различных условиях труда и жизни позволит психологу более компетентно и результативно выполнять свои профессиональные обязанности. Книга адресована прежде всего практическим психологам. Она полезна также для всех руководителей. Предлагаемый материал может быть использован студентами, слушателями, аспирантами и всеми, кто стремится к овладению современной психологической культурой.

ISBN 5-89939-036-0

© Авторский коллектив, 2001

© Изд-во Института Психотерапии, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................................7

ЧАСТЬ I. ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ

Глава 1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В ИЗМЕРЕНИЯХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........................12

1.1. Быть профессионалом в психологии — это обязательно..........12

1.2. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда...................................20

1.3. Секреты творчества психолога....................................................30

1.4. Эффективен ли труд психолога?.................................................41

1.5. Оптимизация личностно-профессионального развития практического психолога.............................................................48

Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА..............................................55

2.1. Психодиагностика: искусство проницательности.....................55

2.2. Развитие и коррекция личности — приоритетная задача.........70

2.3. Психологическое просвещение и консультирование................80

2.4. Социально-психологическое сопровождение............................88

Глава 3. ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НЕ УЙТИ.....................................95

3.1. Актуализируйте мотивацию профессионального самосовершенствования человека..............................................95

3.2. Становление молодого человека упустить нельзя.....................122

3.3. Окажите помощь клиенту в его адаптации................................130

3.4. Обеспечьте системность в гуманитарно-технологическом развитии современного специалиста.........................................146

3.5. Не пропустите девиантного поведения......................................169

3.6. Овладевайте тайнами персонологии .........................................198

ЧАСТЬ И.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ПСИХОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Глава 4. ОБЩАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОДИАГНОСТИКА...........................................................222

4.1. Инструментарий исследования отдельных сторон психики человека......................................................................................222

а) Методика изучения особенностей восприятия «Восприятие времени»..........................................................222

б) Тест для определения уровня внимания

«Числовой квадрат»...............................................................223

в) Тест для определения мыслительных способностей «Количественные отношения».............................................224

г) Опросник для проверки памяти «Память на числа»...........225

д) Тест Шварцландера «Исследование уровня притязаний» ... 226

е) Методика выявления нервно-психической устойчивости человека..........................................................227

ж) Опросник темперамента Я.Стреляу.....................................248

4.2. Методики комплексного тестирования....................................254

а) 16-факторный тест Р. Кеттелла.............................................254

б) Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)........................................271

в) Тест Г. Айзенка.......................................................................276

г) Тест К. Леонгарда — Н. Шмишека........................................280

д) Проективные методики исследования личности.................286

е) Тест М. Люшера.....................................................................296

ж) Тест Т. Лири............................................................................307

Глава 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

ПЕРСОНАЛА............................................................................. 316

5.1. Инструментарий для изучения деятельностиых и

коммуникативных качеств персонала.......................................318

а) Методика самооценки деловых и личностных качеств руководителя (менеджера)....................................................319

б) Тест «Способны ли Вы стать руководителем?».....................320

в) Тест «Какой Вы руководитель?»............................................329

г) Методика оценки стиля руководства....................................332

д) Тест К.Томаса.........................................................................340

5.2. Исследование профессионально важных качеств персонала

различных систем труда.............................................................345

а) Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)...............................345

б) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).............................................................................347

в) Изучение ПВК персонала системы

«человек—машина—знаковая система»...............................354

г) Выявление профессионально важных качеств специалистов системы «человек—техника».........................355

д) Определение психологического типа руководителя

по методике Д. Кейрси..........................................................359

Глава 6. НОВЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ И АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ ... 383

6.1. Методика изучения межличностных отношений

в малых группах.........................................................................383

а) Метод социометрических измерений Дж. Морено..............383

б) Психометрический метод Дюке...........................................393

в) Опросник межличностных отношений В. Шультца............394

г) Методика Ф. Филлера...........................................................396

д) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп..............................................397

е) Методика выявления отношения к Другому........................412

ж) Методика шкальной оценки организации

(частный семантический дифференциал)............................436

6.2. Новые методики индивидуальной психодиагностики.............438

а) Методика психологического собеседования........................438

б) Методика диагностики уровня социального

мышления личности..........................................................458

в) Методика выявления перспективной жизненной стратегии................................................................................461

г) Экспресс-анкета для психолога-профориентатора.............464

д) Тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориентации персонала»........................................................478

е) Психогеометрический тест С. Делингера.............................482

ж) Методика познания и развития психической устойчивости руководителей................................................496

з) Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе...........................................................509

и) Ситуационный метод исследования конфликтов................520

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ, КОРРЕКЦИИ...................532

7.1. НЛП на службе задействования резервных возможностей человека...................................................................................... 532

7.2. Социально-психологический тренинг как средство формирования, развития и коррекции всевозможных человеческих измерений...........................................................561

7.3. Продуктивная деловая игра «Командное решение»..................577

7.4. Методика психологической релаксации и восстановления.....595

Глава 8. ПОПУЛЯРНАЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА.......................608

8.1. Клиент — сам практический психолог......................................608

а) Тест «Хороший ли Вы психолог?».........................................608

б) Тест «Познай себя».................................................................609

в) Методика оценки степени истощенности своих жизненных сил (тест Аппелса)........................................... 610

г) Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?».................611

д) Тест «Ваше самочувствие».....................................................613

е) Тест «Вот такой у меня темперамент!»..................................619

8.2. Тесты, доступные и важные для каждого...................................620

а) Опросник «Насколько Вы обаятельны?»..............................620

б) Тест для мужа и жены.............................................................621

в) Ваш цвет и ваш характер........................................................622

г) Тест для бабушек и дедушек...................................................624

ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................626

ВВЕДЕНИЕ

Одной из отличительных особенностей современной многомерной российской действительности является динамизм и нестандартность процессов, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом настойчивее и более активно выражается стремление всех социальных субъектов к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда.

Практика вместе с тем свидетельствует, что эти и другие общие и индивидуальные приоритеты остаются вне поля досягаемости многих людей, первичных коллективов и даже крупных социальных общностей.

В чем же причина углубляющихся проблем, противоречий, жизненных неурядиц, осложнений и даже катаклизмов? Правильно ли сетовать только на «корни сегодняшнего зла и завтрашней безысходности», находящиеся вне собственного «Я»?

А может быть, есть смысл обратить внимание на сугубо личные «плюсы», «минусы», свои жизненные измерения? Наверное, и здесь можно найти немало того, что блокирует реализацию творческого потенциала конкретного человека. Следовательно, приоритетная социальная задача — разблокировать «внешние и внутренние завалы» и создать условия для проявления каждого россиянина как целостного феномена — субъекта своей жизненной стратегии, избранной сферы труда, социально-ценностных отношений и гармоничного развития собственной природной особи высшей земной пробы.

Практика решения этой задачи сегодня, оказывается, не по плечу многим юным, зрелым и тем более преклонным соотечественникам. Все это объективно определило потребность общества в получении такого уникального специалиста, как практический психолог. Он оказался востребованным во всех сферах: в образовании, производственном, управленческом (менеджерском) и ином труде, бизнесе, коммерции и во всех измерениях повседневной жизни.

К сожалению, многие практические психологи оказываются не на высоте тех задач, которые выдвигаются социальным заказом — интересами продуктивного труда и растущими жизненными потребностями. Настоящая книга имеет своей целью дать в руки практического психолога независимо от сферы его практической деятельности главный ключ к успеху.

Модель, алгоритм и технология деятельности практического психолога — это те дефиниции его труда, без усвоения которых нет осознанного восхож

дения к вершинам профессионализма в данной неординарной сфере. Мы также предлагаем наиболее эффективные средства реализации основных профессиональных функций практического психолога — психодиагностики, психологического развития, коррекции, консультирования и др.

Однако хотелось бы предостеречь каждого, кто соприкоснется с предлагаемым материалом, от неосторожного и непродуманного применения практических средств как самих методик и методических рекомендаций, так и полученных с их помощью результатов. Всякое неквалифицированное использование инструментария психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может нанести непоправимый вред жизни и деятельности конкретного человека или коллектива, дискредитировать саму психологическую службу.

В этих целях важно руководствоваться рядом правил, которые выступают социально-правовыми и профессионально-этическими нормами деятельности практических психологов. Они касаются прежде всего следующего круга вопросов.

Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию. Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше организовать проводимые мероприятия, согласовать их с реальными задачами или жизненными потребностями. Здесь не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов и рекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если они получены вследствие комплексного, всестороннего анализа. Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразно. Особо осторожно следует подходить к практическому применению психотерапевтических методов воздействия. Главным правилом работы психолога должен стать принцип «Не навреди!».

Во-вторых, вся исследовательская деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Прежде всего не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях, так и при проведении психологической работы. Необходимо добиваться доверительного и доброжелательного взаимоотношения с любым клиентом. При этом корректность должна соблюдаться и в использовании психологического инструментария. Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких-либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психолог, — это оружие особого характера.

В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиваться компетентной реализации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью. Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретные предложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять. Своевременность в работе психолога — важное условие ее результативности.

В-четвертых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваясь овладения современными психотехнологиями. Профессионализм практического психолога — основа успешности его труда.

Руководствуясь очерченными ориентирами, имеющимся опытом психологической практики, коллектив авторов приглашает широкий круг заинтересованных читателей обратиться к содержанию нашей книги. Среди них мы видим руководителей и сотрудников образовательных, управленческих, трудовых государственных и негосударственных структур. В их числе, безусловно, немалый профессиональный отряд практических психологов. Излагаемые положения полезны как для уяснения многих теоретических вопросов, так и в качестве основы для накопления продуктивного опыта практической работы.

ЧАСТЬ I

ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconИя супружеских пар linda Berg-Cross couples therapy the Havorth Clinical...
Б 48 Терапия супружеских пар / Перев с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянце-вой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 528 с
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconБерт Хеллингер и в середине тебе станет легко книга для тех, кто...
Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации...
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconМосква Независимая фирма “Класс” Издательство Трансперсонального института 2000
Д 49 Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом/ Под ред. Станислава и Кристины Гроф/Пер с англ. А. С. Ригина....
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconРуководство для молодежи и специалистов, работающих с молодежью москва...
Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconОрдена Трудового Красного знамени издательство «Просвещение» Комитета...
О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. —
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconПособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной...

Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки Управление персоналом очной формы обучения
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconRobin Skynner John Cleese life and how to survive it arrow Books
Жизнь и как в ней выжить. — Пер с англ. М. Ю. Маслова. — м.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 368 с
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconО природе сознания с когнитивной, феноменологической и трансперсональной...
...
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconКнига служит цели информирования специалистов в области устойчивого...
Книга предназначена для специалистов архитекторов, строителей, работников префектур
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconСправочник практического психолога москва эксмо 2005
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconДесятилетию психологического образования в Приморье посвящается
Вестник Гуманитарного Института. Вып. Владивосток: Издательство двгма, 2001. 204 с
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconНоу впо «Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса.» Данное...
О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. —
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconПрограмма дисциплины «Управление персоналом» Для специальности 080504....
Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-м, 2001
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconИрвин Ялом Дар психотерапии «Дар психотерапии»: Эксмо; Москва; 2005 isbn 5-699-13766-1
Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько...
Рабочая книга практического психолога пособие для специалистов, работающих с персоналом Издательство Института Психотерапии Москва 2001 iconЛитература для подготовки к коллоквиуму
Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск