Степанов Юрий Валерьевич





НазваниеСтепанов Юрий Валерьевич
страница1/28
Дата публикации21.08.2013
Размер3.73 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28




Книга является литературным конспектом программы «Школа тренеров и коучинга», которую автор проводил в течении двух лет с 2002 по 2004 год в Центре кадрового консалтинга г. Санкт-Петербурга. Книга не претендует на уникальность и является компиляцией многих других авторских трудов. В том числе, и труда автора. К сожалению, не оказалось одной книги, объединяющей эти труды, и мне пришлось проделать эту работу самостоятельно.

Автор

Степанов Юрий Валерьевич. ystepanov@mail.ru

Независимый бизнес тренер. Буду благодарен за отзывы!
Бизнес-тренинги: шаманство, зомбирование, наука
Оглавление.
Часть 1. Искусство проведения тренинга.

Введение.

  1. Арсенал тренера.

  2. Начало тренинга. Работа с целями.

  3. Энергетика и динамика тренинга.

  4. Тренинг и соционика.

  5. Диагностика. Выявление стратегий. Изменение стратегий.

  6. Обратная связь.

  7. Классификация тренингов.

Часть 2. Методические материалы по проведению тренингов.

  1. Тренинг успешных продаж.

  2. Тренинг уверенности.

  3. Маркетинг-тренинг.

  4. Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы.

  5. Экстремальный тренинг.

  6. Тренинг «Миссия и видение организации».

  7. Шпионский тренинг или тренинг навыков выявления лжи и неадекватного поведения.

  8. Тренинг для секретарей «Ассистент руководителя или внутрифирменный пиар».

  9. Тренинг лидерства и управления.

  10. Тренинги личностного роста.

Заключение.


Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого”.

Пауло Коэльо «Алхимик».

Часть 1. Искусство проведения тренинга.
Введение.


Как вы думаете, какой знак препинания должен стоять после названия книги? Вопросительный, восклицательный, точка или многоточие? А может всё вместе? А может неплохо бы и внутри заголовка что-нибудь изменить, например, поставить между перечислениями «или»? Или поставить не «или», а «и»? А?



Вышеприведённый абзац выполняет несколько функций:

  1. С первых слов вызывает интерес к дальнейшему материалу, вводит интригу в повествование.

  1. Заставляет читателя (извините за принуждение) задуматься буквально на ровном месте («включить голову» на жаргоне тренера).

  2. Выключает читателя из тех мыслей, того контекста, который у него присутствовал до начала чтения этой книги, и включает в контекст данной книги, переводя, таким образом, в изменённое состояние сознания (не надо так пугаться этих слов, когда вы смотрите телевизор, вы тоже находитесь в таком состоянии).

  3. Иллюстрирует один из методов работы тренера – задавание неожиданных и может быть идиотских (с точки зрения участника тренинга) вопросов для «раскачки» ситуации, для появления возможностей взглянуть на ситуацию с нескольких сторон, увидеть несколько различных путей развития событий и, в конце концов, сделать по другому, и что-то изменить в себе.

  4. Моделирует тренинг вообще, когда в процессе тренинга в небольшом временном отрезке спрессовано очень много всего - и новая информация, и новые навыки, и обратная связь, и позволение измениться, и работа с внутреннем разговором и убеждениями участников, и психосинтетическая работа с подсознанием, и много другого.


А теперь взгляните, для того чтобы рассказать о функциях первого абзаца, мне понадобилось в четыре раза больше слов, а ведь сейчас у меня в распоряжении только вербальные средства (слова), с помощью которых передаётся только от 7 до 15 процентов информации (по разным источникам). А опытный тренер использует все имеющиеся в его распоряжении каналы передачи – аудиальные, визуальные, кинестетические и, возможно, какие-то другие. Действительно: два удара – восемь дырок! А может и шестнадцать, и больше. Недаром после тренинга тренер от усталости еле ноги волочит и полночи заснуть не может (правда не все, а почему, об этом я напишу дальше). Кстати, вас не раздражает использование мною местоимения «Я» и его производных. Если не раздражает – хорошо, если раздражает – ещё лучше, есть с чем работать. И кстати, кто такие вы? Я думаю, ты читаешь эту книгу один (одна), и к тебе никто не заглядывает через плечо, а если заглядывает, то я обращаюсь и к тебе тоже. Так что в дальнейшем я буду использовать личное обращение к тебе, читатель, на «ты». Если ты согласен (согласна), то продолжай читать дальше. Если нет, то займись чем-нибудь другим!
И ещё по поводу использования местоимения «Я». «Я» подразумевает личную ответственность за все, что со мной происходит, или исходит от меня. И недаром руководители нашего государства так любят обращение от имени «мы». Причём, раньше это было в форме «Мы, Николай второй, …», или ещё более, как бы обезличенное и как бы скромное - «Есть мнение, назначить товарища Берию комиссаром …». А сейчас в форме - «Мы будем мочить их в сортире!». Кто эти мы? Как говорится не царское это дело … (дальше ты можешь продолжить сам). А как эта фраза могла бы звучать по-другому? С позиции человека ответственного это звучало бы наверно так: - «Я приказал мочить их в сортире!». Чувствуешь разницу? Одна из задач тренера - это постоянно создавать условия для расширения у участников круга возможностей, создание вот этих разниц.
Итак, с обращением друг к другу мы (ты и я) определились. Вернёмся к теме. Что же всё-таки такое тренинг - шаманство, зомбирование или наука?
Начнём с шаманства.

Как это выглядит в оригинале? Группа охотников формулирует определённую цель, например, забить мамонта. Шаман (он же тренер), убеждается в том, что все члены группы (участники тренинга) осознают эту цель, определяют её адекватно, понимают важность её достижения для всего племени и для себя лично (последнее очень важно). После этого он приступает к процессу камлания. Каким образом? Сначала, с помощью определённых «психотропных» средств (специальные напитки или ритмичная однообразная музыка или ритмичные однообразные движения-танцы или всё вместе) охотники переводятся в изменённое состояние сознания и начинают серьёзно относится к предлагаемым упражнениям. Затем шаман каким-либо образом моделирует процесс охоты, при этом охотники, как бы играют в охоту, выслеживая, догоняя и поражая добычу, и заодно, совершенствуют соответствующие навыки и отрабатывают командное взаимодействие. После камлания (если шаман профессионал и всё сделал правильно) у охотников появляется уверенность в победе (достижении цели), а уверенность ещё никому не мешала, и помимо этого нечто неуловимое, что тоже способствует достижению целей. К этому неуловимому я вернусь немного дальше. А эффективность этого метода доказывается тем, что охотников и сейчас полно, а вот мамонты поперевелись.
А как выглядит схема этого процесса?

  1. Заявление цели и её визуализация (громко и публично).

  2. Что-то сделать (то есть заплатить определённые цены, каким-то образом вложиться).

  3. Иметь непреклонную уверенность в достижении.

  4. Получить, то, что хотел и за что «заплатил».


То есть схема этого процесса очень хорошо коррелируется с принципами достижения целей, которые используются в коучинге:

  1. Создать чёткую, ясную цель и решить её достигнуть (убить мамонта).

  2. Создать план игры. Дать конкретные публичные обещания. (Сделано).

  3. Быть ответственным за то, чтобы это произошло, а не за то, как конкретно это произойдёт. Действовать так, как будто это уже произошло. (И охотники, поразив условную цель, радуются так же, как если бы поразили настоящую).

  4. Искать тренировку у тех, у кого есть опыт тренировки, и быть готовым следовать этой тренировке. (А то!).

  5. Всегда понимать, где по отношению к цели находишься и какими ресурсами обладаешь, (Аналогично).

  6. Движение и безотлагательность вместо отчаяния. (Да какое там отчаяние, там такая уверенность, что о-го-го!)

  7. Завершить начатое. Детали важны. Превосходная степень определяет всё. (Да уж не дикарю рассказывать про решение задачи в общем виде. Мамонт или убит или нет. И ни каких -«результат достигнут на 97%»).

  8. Сдаваться всегда слишком рано. (Я думаю, что охотнику, за спиной которого голодное племя, такая мысль даже не приходит в голову).


В данном случае, я процитировал принципы достижения цели, которые предлагаются проходящим лидерскую программу (последняя ступень ряда тренингов личностного роста) в одной из питерских тренинговых компаний. В других тренинговых компаниях используются примерно такие же принципы, т.к. уши у всех российских тренингов личностного роста растут из лайфспринга.
Здорово! Неграмотные шаманы и продвинутые тренеры личностного роста используют одни и те же инструменты тренировки (камлания). Только тренеры не скачут, как угорелые вокруг костра в дикой раскраске, и не призывают в помощь духов (специфические матерные мантры в конце продвинутого курса лайфспринга не в счёт).

Но устают не меньше!

А почему? Казалось бы, чего сложного. Зачитал задание, позадавал вопросы. Поговорил за жисть (если не сказать более грубо). В общем - рот закрыл, рабочее место убрал. Откуда же эта дикая усталость, особенно в первый день тренинга? Что-то непонятное и неуловимое.

Ага! Опять неуловимое! Может пора к нему вернуться?
Попробую описать процесс достижения цели, как покупку её в магазине.

Итак, я прихожу в магазин, подхожу к продавцу и громко формулирую свою цель. О том, как правильно её формулировать, мы поговорим в «научной» части. Продавец отвечает типа: - «Их есть у меня, и стоит это соответственно». Я проверяю качество своей цели, внимательно осматриваю, примериваю, ощупываю (Как это делать правильно? В смысле – примерить. Об этом дальше), уточняю цену. Можно и нужно узнать, а сколько это стоит в соседнем магазине или в другом городе. После этого я принимаю решение о покупке именно этой цели, соглашаюсь с ценой, подхожу к кассе и оплачиваю. При этом я плачу деньги, то есть условные единицы моего труда. После оплаты я получаю в кассе чек, в котором подтверждается факт оплаты покупки, затем подхожу к продавцу, отдаю ему чек и получаю то, за что заплатил.

Хочу отметить несколько моментов этого процесса.

Первое – в кассе я плачу именно условные единицы.

Второе – продавец вообще не в курсе, какой валютой и какими купюрами я расплатился, он принимает чек и выдаёт товар.

Третье – деньги, которыми я расплачиваюсь, грубо говоря, не пахнут, и отследить их происхождение довольно проблематично (к этому моменту мы тоже вернёмся).
Что же происходит на тренинге? В начале тренинга тренер (в тренинговых компаниях специальные помощники-менеджеры до тренинга) работает с участниками, выясняя, есть ли у них и какие цели на этот тренинг, что они ожидают от него и к каким изменениям (разумеется, положительным) в их жизни приведёт прохождение этого тренинга. Как работать с целью, мы, конечно же, выясним в дальнейшем. После того, как участники определились со своими целями (тренер часто использует выражение «соединиться с целью»), ощутили, увидели и почувствовали как это здорово, когда цель достигнута, тренер путём несложных манипуляций (ловкость рук и никакого мошенничества) даёт понять, что достижение этих своих личных и выстраданных целей зависит от того, как данный участник будет проявляться на тренинге, берёт с него публичное обещание, что на тренинге он будет делать всё не так, как в жизни, а очень даже по-другому (ха-ха, можно подумать, что это возможно), и, в результате получает:

во-первых, хорошую мотивацию к активной работе на тренинге,

во-вторых, возможность вовлекать его в различные «идиотские» игры и упражнения,

в-третьих, уверенность участника в том, что если на тренинге он будет делать всё так, как говорит ему тренер, то у него всё будет пучком и цели будут достигнуты (самое интересное это то, что обычно так и происходит).
После прохождения тренинга у участника складывается следующая ситуация. Цель выбрана, примерена и как бы оплачена тем трудом, которым он занимался во время тренинга (получен чек). Теперь он морально готов к достижению своих целей. Приходит с чеком к продавцу и уже не просит цель, а требует, имея на это полное право. И естественно получает.
Если рассмотреть этот процесс с привлечением каких-то высших сил, то выглядит это так. Громкая и мотивированная просьба к небесам, оплата трудом (а на небесах это любят) и получите запрашиваемое.

Ну а где здесь тренер?

А кто, по-твоему соединил участника с целью, дал ему понять, что достижение её – главное дело его жизни на сейчас (а мы всегда живём только сейчас, никакого прошлого и будущего нет – это глупые и ненужные выдумки), привёл его в изменённое состояние сознания, поиграл с ним в разные игры, которые так же соединил с жизнью. И вспомни про неуловимое. Тренер каким-то образом (мне непонятным) обеспечивает прямой канал связи с верхом, с тем местом, где принимают решения, доведение дотуда запросов о целях, и подтверждение подлинности чеков об оплате. А это ведь не ближний свет. Поэтому и усталость, особенно в первый день, когда этот канал ещё не пробит. Ведь всегда легче поддерживать отверстие, чем пробивать новое.
Теперь поговорим о зомбировании. Для начала придём к определению этого понятия. Ну, конечно же, это не ожившие мертвецы, выполняющие волю своего хозяина-колдуна.

Зомбирование в современном понимании - это процесс воздействия одного индивидуума (нескольких) на другого (других), вследствие которого у объекта воздействия появляется убеждение в каких-либо идеях или какое-то мнение по нужному для зомбификатора вопросу. Причем это достигается не прямым убеждением с использованием открытого диалога и привлечением логичных аргументов и фактов, а скрытно, путем воздействия на подсознание ненавязчивой пропагандой, которая замаскирована под самые безобидные вещи, где ни словом не упоминаются факты, противоречащие или выставляющие в невыгодном свете ту идею, которую внедряет зомбификатор.

Таким образом, в моём понимании, понятие зомбирование совпадает с манипуляцией. А что такое манипуляция. Негативное определение манипуляции: манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Определение манипуляции из словаря – «Работать или действовать рукой или руками, обращаться с кем-нибудь или пользоваться чем-нибудь особенно с умением; искусно руководить или управлять". Это не имеет ничего общего с добром и злом. Дело здесь в том, чтобы уметь что-нибудь делать эффективно. А эффективно – это значит быстро и хорошо.

Итак, применяются ли на тренингах зомбирование и манипуляция. Однозначно да, и в версии негативного определения, и в версии позитивного, хотя эти понятия также очень относительны. А вообще, что такое манипуляция? Так, просто, на пальцах? Манипуляция в моём понимании – это эффективное достижение целей с помощью не прямых и не лобовых методов. Кстати, когда ты рассказываешь ребёнку сказку – это тоже определённая манипуляция, и даже зомбирование (хотя называется воспитанием). А действительно, практически в каждой сказке есть мораль. И все хорошие окончания к детским сказкам дописаны в 20 веке. А ранее Красная Шапочка была конкретно съедена волком, за то, что ослушалась маму и заговорила с незнакомцем. И никто потом волка не убил и не выпустил из брюха целых и невредимых бабушку и девочку. Да и от козлика остались рожки да ножки.

Наши предки не ставили целью развлечь ребёнка сказкой. В сказке непрямо было заложено мощное воспитательной воздействие, основанное на манипуляции. А наши сказки советского периода, про Павлика Морозова, Тимура и его братву, Александра Матросова и Зою Космодемьянскую. Какова была цель написания этих сказок?

Да, существуют способы непрямого воздействия. И чаще они применяются в направлении родитель – ребёнок. Но способы такого взаимодействия возможны и между взрослыми людьми в том случае, когда у обоих есть договорённость о допустимости такого воздействия. И тренер на тренинге получает от участников позволение на необходимую манипуляцию.
А вообще давай рассмотрим, кто и для чего применяет манипуляцию.

Свойственна она определённым соционическим психотипам (о соционике мы поговорим в разделе «Тренинг и соционика»).

  1. Манипуляцию применяют в тех случаях, когда целью манипуляции является действие или намерение, аморальное в глазах общества.

  2. Манипулируют индивиды, для которых заявить о своих намерениях или просьбах невозможно, из-за влияния различных комплексов (чувство вины, чувство превосходства, повышенная тревожность, беспокойство о будущем и другие).

  3. Естественно, манипулируют политики, всегда, просто по привычке, чтобы не потерять форму.

  4. Однозначно манипулируют журналисты, телеведущие, следователи, прокуроры, адвокаты и прочие юристы.

  5. Манипулируют врачи, учителя и психологи.


Давай разберёмся с последними двумя (с врачами понятно). Здесь я тоже не буду говорить прямо, а немного поманипулирую – расскажу одну притчу.

Итак, однажды был маленький мальчик с плохим характером. Его отец дал ему сумку с гвоздями и сказал, что каждый раз, когда он теряет самообладание, он должен забивать один гвоздь в забор. В первый день мальчик забил в забор 37 гвоздей. За следующие несколько недель, когда он научился управлять своей злостью, количество забиваемых гвоздей понемногу сокращалось. Он открыл, что легче сдерживать свой характер, чем вколачивать эти гвозди в забор.

Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не терял контроль над собой. Он сказал об этом своему отцу, и тот предложил вытаскивать один гвоздь каждый день, в который ему удастся держать себя в руках.

Проходили дни и, наконец, подросток смог сказать своему отцу, что все гвозди вытащены. Отец взял сына за руку и подвёл к забору. Он сказал: «Ты хорошо поработал, сын, но посмотри на дыры в заборе. Забор раньше таким не был. Когда ты говорил слова в злости, они оставляли раны, подобные этим. Ты можешь воткнуть нож в человека и вытащить его. И не имеет значения, как много раз ты скажешь «Извините», рана останется там. И часто раны от слов хуже физических».
Выше приведён пример воспитательного воздействия. Конечно, манипулятивного. А давай рассмотрим альтернативное неманипулятивное воздействие. Как бы оно могло выглядеть? Отец подходит к сыну и говорит: - «Веди себя не плохо, а хорошо». Точка. Конец истории.

Помимо примера воспитательного воздействия, я проиллюстрировал пользу и роль манипуляции в деятельности Учителя (я тоже не просто так написал это слово с большой буквы) и психолога. Только Учители с большой буквы применяют манипуляцию продумано и с позитивными (для учащихся) целями.

Эта притча также формирует позитивное отношение к использованию манипуляции в деятельности психолога-тренера. Хотя не всякий тренер является психологом по образованию (интуитивным психологом – всегда).
Ещё одной притчей, притчей о деревне, я хочу проиллюстрировать пример приведения человека в ресурсное состояние (выведение его из депрессии и т.п. состояния). Эта притча рассчитана на гражданина США, принадлежащего среднему классу (хотя здорово работает и на российского продвинутого интеллигента) и распространяется по сети Интернет. Я привожу её в том виде, в котором получил:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Степанов Юрий Валерьевич iconПрограмма дисциплины Ведение переговоров для направления 030200....
Авторы программы: Сергей Юрьевич Степанов, доктор психологических наук, профессор
Степанов Юрий Валерьевич iconСергей Сергеевич Степанов Век психологии: имена и судьбы
«Степанов С. С. Век психологии: имена и судьбы (издание переработанное и дополненное, авторская редакция)»
Степанов Юрий Валерьевич iconЮрий Ларичев Âhäà ñëàâ#íüñêà аннотация ларичев Юрий Анатольевич Веда Славяньска
...
Степанов Юрий Валерьевич iconСпица Юрий Михайлович Устав чоу сош «Альтернатива» (учредитель, дата...
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива»
Степанов Юрий Валерьевич icon«Отечественная история»
Составитель: Попов Михаил Валерьевич, доктор исторических наук, профессор, зав кафедры Отечественной истории
Степанов Юрий Валерьевич iconПавлов юрий Михайлович критика ХХ – ХХI веков: литературные портреты,...
Один из самых заметных критиков нашего времени Юрий Павлов известен своим неожиданным взглядом на современную русскую литературу....
Степанов Юрий Валерьевич iconРеферат 01. 01. 2012
Степанов Владимир Сергеевич студент вуз пиу факультета: Менеджмент организации. 3 курс
Степанов Юрий Валерьевич iconПервый проректор, д э. н., профессор Радаев Вадим Валерьевич
Приложение Концепция развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года
Степанов Юрий Валерьевич iconРабочая учебная программа по дисциплине «Отечественная история»
Составитель: Попов Михаил Валерьевич, доктор исторических наук, профессор, зав кафедры Отечественной истории
Степанов Юрий Валерьевич iconПредприятие Должность Рыжов Олег Валерьевич ООО «ЕвроСибЭнерго-Консалт»...
Электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 4 разряда цтаи
Степанов Юрий Валерьевич iconСмирнов Александр Валерьевич
Программа: MatrixBalancing – научно-исследовательская программа для нахождения решения задачи целочисленного сбалансирования трехмерной...
Степанов Юрий Валерьевич iconГосударственный стандарт союза сср
М. А. Нестеров, Г. Д. Скворцов (руководители темы), Н. Н. Герасимов, А. В. Бутузов, Ю. И. Степанов, Е. М. Мямлин, Б. Я. Кабаков,...
Степанов Юрий Валерьевич iconСтарцев Вадим Валерьевич svv @ ess electra ru 095-9572598
В последние годы производство и применение полимерных изоляторов в электроустановках высокого напряжения во многих странах неуклонно...
Степанов Юрий Валерьевич iconЛингвистические проблемы
Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза (зав кафедрой доцент Ю. А. Денисенко); д-р...
Степанов Юрий Валерьевич iconРеферат по истории и философии науки Способы трансляции научного знания
Костин Александр Валерьевич, аспирант ргиис, кафедра «Социологии инноватики и гуманитарных дисциплин», специальность 08. 00. 05 –...
Степанов Юрий Валерьевич iconСтепанов С. С. Мифы и тупики поп-психологии
Особенности организации антитеррористической деятельности для общественных организаций, уставная деятельность которых предусматривает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск