Скачать 341.91 Kb.
|
Институт психологии и педагогики Утверждаю Заведующая кафедрой социально-психологической безопасности личности _____________ / / Решение заседания кафедры (протокол № __ «___» ___________ 201__ г.) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Социальная психология» Специальность: 030301.65 Психология Квалификация: психолог, преподаватель психологии Составитель: кандидат психологических наук, доцент Трушкова С.В. Москва 2012 1. Организационно-методический раздел 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – формирование и развитие компетенций, направленных на формирование у студентов знаний о развитии социальной психологии и ее современном состоянии и умений анализировать составляющие социально-психологических процессов. Задачи дисциплины: - сформировать знания об общих вопросах теории, методологии и истории социальной психологии; - сформировать навык социально-психологического анализа закономерностей общения и взаимодействия людей; - сформировать навык комплексного осмысления специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в групповой жизни, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей с опорой на знание основных закономерностей развития социальных систем. 1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы ВПО 1. 2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы ВПО: Дисциплина «Социальная психология» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.14). Для изучения дисциплины необходимо знание общей психологии, экспериментальной психологии, социологии. В свою очередь дисциплина «Социальная психология» является предшествующей для качественных и количественных методов психологического исследования, методологической и теоретической психологии. В связи с этим обеспечивающими дисциплинами являются «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Социология». Социальная психология, в свою очередь, обеспечивает изучение следующих дисциплин: «Методы социально-психологического исследования» «Качественные методы социально-психологического исследования», «Методологические основы психологии». Общая трудоемкость дисциплины: 120 академических часов. Форма итогового контроля: экзамен в 3 семестре по заочной и в 4 семестре по очной форме обучения. 1.3.Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные категории, понятия, законы, направления развития личности в группе и социуме, обеспечивающие успешный процесс социализации в обществе; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; уметь: профессионально воздействовать на индивида и группу, опираясь на знание основных закономерностей развития социальных систем; владеть: навыками анализа социальной действительности, применяя полученные знания на практике. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. План занятий 3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения
3.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Социальная психология в системе научного знания. Тема 1. Предмет изучения социальной психологии. Понимание предмета социальной психологии. «Двойственное» положение социальной психологии в системе научного знания. Возникновение дискуссии о предмете социальной психологии. Идеологическая борьба в науке. Предложение Г.И. Челпанова о существовании двух психологий. Возражения В.А. Артемова против разделения психологии. Позиция П.П. Блонского о необходимости анализа роли социальной среды. Коллективная рефлексология В.М. Бехтерева. Взгляд Л.С. Выготского на структуру психологического знания. Предпосылки второго этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Три подхода к определению предмета социальной психологии (социологический, психологический и синтетический). Определение границ социальной психологии. Интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы. Объяснительный принцип в социальной психологии. Общетеоретические задачи социальной психологии. Российская и зарубежная социальная психология. Американская и европейская социальная психология. Прикладные задачи социальной психологии. Виды социально-психологического воздействия. Практическая социальная психология. Тема 2. История формирования социально-психологических идей. Первые социально-психологические наблюдения. Первые социально-психологические теории. Психология народов. Научные взгляды М. Лацаруса и Г. Штейнталя. Предмет исследования психологии народов в понимании В. Вундта. Отличие психологии народов от физиологической экспериментальной психологии. Психология народов как описательная дисциплина. Теоретические предпосылки психологии масс. Родоначальники концепции. Концепции Г. Тарда, С. Сигеле и Г. Лебона. С.Сигеле и изучение аффективного компонента массового поведения. Г.Лебон о поведении человека в толпе. Роль иррациональных компонентов в поведении в толпе. Социально-психологические взгляды В. Макдугалла. У. Макдугалл и гормическая психология. Врожденные инстинкты как основа социального поведения. Инстинкты и эмоции. Инстинкты и социальные институты. Теоретический спор У.Макдугалла и Дж. Уотсона. Зарубежные социально-психологические направления исследования 20-го века. Вклад бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма, интеракционизма в развитие социальной психологии. Необихевиоризм в социальной психологии. Теория фрустрации-агрессии Н.Миллера и Д. Долларда, теории диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли, теория социального научения А.Бандуры. Неофрейдизм в социальной психологии. Теория развития группы В. Бенниса и Г.Шеппарда. Теория авторитарной личности Т. Адорно. Вклад когнитивизма в развитие социальной психологии. Теории когнитивного соответствия. Интеракционистское направление в социальной психологии. Европейская социальная психология. Современные тенденции развития социальной психологии. Теория социальных представлений и социальный конструкционизм. Раздел 2. Закономерности общения и взаимодействия людей. |
Пояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине... Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс социальная психология малых групп Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2012 | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Социальная психология» для... Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социальная психология» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология» Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с | Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальная психология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 08011 65 «Маркетинг» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... |