Скачать 384.26 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ: Декан ПФ ___________ Г.Ю. Титова «___» __________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.01. Психология (возрастная) Трудоемкость (в зачетных единицах) _4_ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Дошкольное образование и Дополнительное образование Степень (квалификация) выпускника – бакалавр Томск 2013 . 1. Цели и задачи дисциплины Цель программы по возрастной психологии – целостное изложение психического развития человека. Основная задача программы – раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с обучением и воспитанием, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека. Для достижения цели предполагается решение следующих задач: - на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи; - участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; - владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях. В результате изучение дисциплины «Возрастная психология» специалист должен научиться решать задачи, соответствующие его квалификации: - на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи; - участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; - владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Возрастная психология» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.02. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация бакалавр). Дисциплина «Возрастная психология» тесно связана с предшествующими курсами общенаучного цикла (базовая часть): в том числе с курсами «Философия» "Педагогическая риторика", в результате изучения которых формируются следующие компетенции, необходимые для изучения дисциплины «Возрастная психология». Обучающийся должен: Знать - основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; основные механизмы социализации личности; основные философские категории и проблемы человеческого бытия; основные средства и приемы педагогического общения; Уметь - использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; Владеть - технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами коммуникации в профессиональной деятельности; навыками коммуникации в родной и иноязычной среде. Предлагаемая дисциплина дает базовые знания по психологии, необходимые любому учителю начальной школы. Курс обеспечивает формирование как общепсихологических представлений, так и непосредственно профессиональных компетенций: уметь учитывать закономерности развития личности при построении учебного процесса. Кроме того, знание курса «Психология» необходимо для успешного прохождения педагогических практик. 3. Требования к уровню освоения программы В результате изучения учебной дисциплины «Возрастная психология» формируются общекультурные компетенции:
профессиональными компетенциями:
Выпускник должен обладать следующими компетенциями в области педагогической деятельности:
В области культурно-просветительской деятельности:
В области научно-исследовательской деятельности:
В результате изучения дисциплины «Психология» обучающийся должен знать:
Уметь:
Владеть:
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений. 4. Общая трудоемкость дисциплины _4_ зачетных единиц и виды учебной работы
5.Содержание дисциплины 5.1.Разделы дисциплины и виды занятий
5.2. Содержание разделов дисциплины В первом разделе «Общие вопросы возрастной психологии» рассматриваются принципиальные проблемы психического развития человека. Задачи теоретической части этого раздела: раскрыть наиболее общие закономерности психического развития; показать, что при всей важности биологических предпосылок формирование психических качеств личности необходимо рассматривать как результат условий жизни и воспитания, как результат деятельности, направленного обучения и места человека в системе общественных отношений; раскрыть диалектику возникновения, развития и разрешения противоречий, которые являются движущей силой генезиса психики. Следующие разделы посвящены психологическим особенностям развития человека на разных этапах онтогенеза. Основной акцент в этих разделах программы делается на чрезвычайной значимости усвоения в раннем онтогенезе социального опыта в эмоциональном, сенсорном, умственном и речевом развитии. При этом необходимо раскрыть специфику ведущего вида деятельности, показать закономерности его развития. Следует выделить те специфические новообразования в психических процессах и свойствах личности, которые формируются в разных видах деятельности. При этом каковы бы ни были условия, определяющие закономерности развития, программа призвана дать и чрезвычайно значимую для педагога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания, хотя и может рассматриваться в рамках общих закономерностей развития, описанных возрастной психологией, но в действительности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей уникальности. Общие вопросы возрастной психологии. Предмет возрастной психологии. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст); подростничество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст. Основные проблемы возрастной психологии. Факторы, определяющие психическое развитие личности в онтогенезе. условия психического развития. Значение социальных условий. «Присвоение» общественного опыта как специфическая особенность психического развития человека. Фактор места как условие развития личности. Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных условий в процессе индивидуального развития человека (Ж.Пиаже). Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и особенности развития личности. Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Два способа существования человека и два отношения к жизни (С.Л.Рубинштейн). Стихийное складывание личности и сознательный путь личности. Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и её роль в освоении нового опыта. Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из внешней деятельности (интериоризация). Её научное основание. Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований. Психическое развитие и общение. Основные виды общения ребёнка с взрослыми. Ребёнок, подросток, юноша в группе сверстников. Общение взрослых. Психическое развитие и обучение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза. Возрастная периодизация психического развития. Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной периодизации. Возраст, физическое и психическое развитие. Проблема уровней психического развития. Позитивные достижения и негативные образования. Общественно-исторический характер длительности детства. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Календарный возраст и уровни развития. Возрастные и индивидуальные особенности личности. Индивидуальные различия на разных этапах психического развития. Предпосылки психического развития Генотипические особенности, прирождённое свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического и социального факторов. Социальное наследование. Социальные условия и возраст. Внутренняя позиция и развитие Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развить в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов. Развитие самосознания в онтогенезе личности. Личность – субъект – самосознание. Индивидуальное бытие личности. Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Мировоззрение личности. 2.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Социальная единица и уникальная личность Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура самосознания. Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса. Притязание на признание. Позитивные достижения. Депривация реализации потребности на признание и эмоциональное напряжение, фрустрации, аффекты. Негативные образования личности. Обусловленность содержания притязаний на признание исторической эпохой и этнической принадлежностью. Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное поведение. Обусловленность половой идентификации историей этноса. Психологическое время личности. Соотнесение себя в трёх временах индивидуальной жизни: прошлое, настоящее и будущее. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни. Социальное пространство личности. Вхождение человека в социальное пространство прав и обязанностей. Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности. Социальное пространство как феномен культуры. Социальное пространство личности – условие развития и бытия человека. Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности. Механизмы развитие личности и её социального бытия Идея «присвоения» человеком своей всесторонней сущности. Личность – результат общественных отношений, «производимый» общением, деятельностью и ценностными ориентациями. История развития высших психических функций (Л.С. Выготский). Человек, становящийся самим собой через других. Механизмы развития человека как личности. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессознательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения матери и младенца. Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях человека с человеком. Первое рождение личности через присвоение структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров. Идентификация с именем, полом, эталонами общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на мировоззрении. Идентификация в искусстве и реальных межличностных отношениях. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма, психологического «ухода» и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребёнка матерью. Межличностное обособление. Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности, её развития и бытия. Феномен отчуждения. Взаимодействие механизма идентификации-обособления и типы личности Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Идентификация и обособление – равноценно значимые и диалектически противоречивые элементы единого механизма, развивающего личность и делающего её психологически свободной. Направления развития индивида в зависимости от взаимодействия идентификации обособления на бессознательном и сознательном уровнях. |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |