Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 384.26 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
страница1/3
Дата публикации30.06.2015
Размер384.26 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ:

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.01. Психология (возрастная)

Трудоемкость (в зачетных единицах) _4_


Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль: Дошкольное образование и Дополнительное образование
Степень (квалификация) выпускника – бакалавр

Томск 2013

.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель программы по возрастной психологии – целостное изложение психического развития человека.

Основная задача программы – раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с обучением и воспитанием, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

В результате изучение дисциплины «Возрастная психология» специалист должен научиться решать задачи, соответствующие его квалификации:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Возрастная психология» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.02. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация бакалавр).

Дисциплина «Возрастная психология» тесно связана с предшествующими курсами общенаучного цикла (базовая часть): в том числе с курсами «Философия» "Педагогическая риторика", в результате изучения которых формируются следующие компетенции, необходимые для изучения дисциплины «Возрастная психология». Обучающийся должен:

Знать - основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; основные механизмы социализации личности; основные философские категории и проблемы человеческого бытия; основные средства и приемы педагогического общения;

Уметь - использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

Владеть - технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

различными способами коммуникации в профессиональной деятельности; навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.

Предлагаемая дисциплина дает базовые знания по психологии, необходимые любому учителю начальной школы. Курс обеспечивает формирование как общепсихологических представлений, так и непосредственно профессиональных компетенций: уметь учитывать закономерности развития личности при построении учебного процесса. Кроме того, знание курса «Психология» необходимо для успешного прохождения педагогических практик.
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения учебной дисциплины «Возрастная психология» формируются общекультурные компетенции:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

  • готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  • готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

  • способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

профессиональными компетенциями:

  • – осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

Выпускник должен обладать следующими компетенциями в области педагогической деятельности:

  • способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

  • готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

  • способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

  • способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

  • способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся (ПК-7).

В области культурно-просветительской деятельности:

  • способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

  • способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

В области научно-исследовательской деятельности:

  • готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

  • способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательных процессов, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

  • способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

В результате изучения дисциплины «Психология» обучающийся должен знать:

  • ценностные основы образования и профессиональной деятельности;

  • правовые нормы педагогической деятельности и образования;

  • сущность и структуру образовательных процессов;

  • особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  • тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • основы просветительской деятельности;

  • методологию педагогических исследований проблем образования;

  • теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;

  • закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;

  • способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

  • способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

  • способы построения межличностных отношений;

  • способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

  • системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;

  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

  • проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

  • использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

  • взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса.

Владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
4. Общая трудоемкость дисциплины _4_ зачетных единиц и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

144

4 семестр

Аудиторные занятия

74

74

Лекции

36

36

Практические занятия

38

38

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Занятия в интерактивной форме

14

14

Самостоятельная работа

43

43

Курсовой проект (работа)

+

+

Реферат

+

+

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

-

-

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

экзамен – 4сем.

(27 час.)

экзамен

5.Содержание дисциплины

5.1.Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Практ. зан.

Занятия в интерактиве

Самост. работа

1.

Общие вопросы возрастной психологии

6

6

4

8

2.

Детство

6

6

2

14

3.

Подростничество

6

6

2

8

4.

Юность

6

6

2

8

5.

Взрослость

6

6

2

8

6.

Поздний (пожилой и старческий) возраст

6

6

2

8




Итого

36

38

14

43


5.2. Содержание разделов дисциплины

В первом разделе «Общие вопросы возрастной психологии» рассматриваются принципиальные проблемы психического развития человека. Задачи теоретической части этого раздела: раскрыть наиболее общие закономерности психического развития; показать, что при всей важности биологических предпосылок формирование психических качеств личности необходимо рассматривать как результат условий жизни и воспитания, как результат деятельности, направленного обучения и места человека в системе общественных отношений; раскрыть диалектику возникновения, развития и разрешения противоречий, которые являются движущей силой генезиса психики.

Следующие разделы посвящены психологическим особенностям развития человека на разных этапах онтогенеза. Основной акцент в этих разделах программы делается на чрезвычайной значимости усвоения в раннем онтогенезе социального опыта в эмоциональном, сенсорном, умственном и речевом развитии. При этом необходимо раскрыть специфику ведущего вида деятельности, показать закономерности его развития. Следует выделить те специфические новообразования в психических процессах и свойствах личности, которые формируются в разных видах деятельности.

При этом каковы бы ни были условия, определяющие закономерности развития, программа призвана дать и чрезвычайно значимую для педагога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания, хотя и может рассматриваться в рамках общих закономерностей развития, описанных возрастной психологией, но в действительности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей уникальности.

Общие вопросы возрастной психологии. Предмет возрастной психологии. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст); подростничество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст. Основные проблемы возрастной психологии. Факторы, определяющие психическое развитие личности в онтогенезе. условия психического развития. Значение социальных условий. «Присвоение» общественного опыта как специфическая особенность психического развития человека. Фактор места как условие развития личности. Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных условий в процессе индивидуального развития человека (Ж.Пиаже). Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и особенности развития личности. Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Два способа существования человека и два отношения к жизни (С.Л.Рубинштейн). Стихийное складывание личности и сознательный путь личности.

Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и её роль в освоении нового опыта. Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из внешней деятельности (интериоризация). Её научное основание.

Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований. Психическое развитие и общение. Основные виды общения ребёнка с взрослыми. Ребёнок, подросток, юноша в группе сверстников. Общение взрослых.

Психическое развитие и обучение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.

Возрастная периодизация психического развития. Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной периодизации. Возраст, физическое и психическое развитие. Проблема уровней психического развития. Позитивные достижения и негативные образования. Общественно-исторический характер длительности детства. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Календарный возраст и уровни развития. Возрастные и индивидуальные особенности личности. Индивидуальные различия на разных этапах психического развития.

Предпосылки психического развития

Генотипические особенности, прирождённое свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического и социального факторов. Социальное наследование. Социальные условия и возраст.

Внутренняя позиция и развитие

Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развить в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов.

Развитие самосознания в онтогенезе личности. Личность – субъект – самосознание. Индивидуальное бытие личности. Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Мировоззрение личности.
2.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Социальная единица и уникальная личность

Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура самосознания. Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса. Притязание на признание. Позитивные достижения. Депривация реализации потребности на признание и эмоциональное напряжение, фрустрации, аффекты. Негативные образования личности. Обусловленность содержания притязаний на признание исторической эпохой и этнической принадлежностью.

Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное поведение. Обусловленность половой идентификации историей этноса.

Психологическое время личности. Соотнесение себя в трёх временах индивидуальной жизни: прошлое, настоящее и будущее. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни.

Социальное пространство личности. Вхождение человека в социальное пространство прав и обязанностей. Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности. Социальное пространство как феномен культуры. Социальное пространство личности – условие развития и бытия человека. Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности.

Механизмы развитие личности и её социального бытия

Идея «присвоения» человеком своей всесторонней сущности. Личность – результат общественных отношений, «производимый» общением, деятельностью и ценностными ориентациями. История развития высших психических функций (Л.С. Выготский). Человек, становящийся самим собой через других. Механизмы развития человека как личности.

Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности

Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессознательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения матери и младенца. Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях человека с человеком.

Первое рождение личности через присвоение структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров. Идентификация с именем, полом, эталонами общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на мировоззрении. Идентификация в искусстве и реальных межличностных отношениях.

Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности

Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма, психологического «ухода» и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребёнка матерью. Межличностное обособление. Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности, её развития и бытия. Феномен отчуждения.

Взаимодействие механизма идентификации-обособления и типы личности

Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Идентификация и обособление – равноценно значимые и диалектически противоречивые элементы единого механизма, развивающего личность и делающего её психологически свободной. Направления развития индивида в зависимости от взаимодействия идентификации обособления на бессознательном и сознательном уровнях.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск