Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства»





Скачать 160.15 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства»
Дата публикации20.11.2017
Размер160.15 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_____» _________________2012


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА»

Курс _4_, семестр _7_, форма обучения очная

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«11» мая 2012 года Протокол № 10

Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор____________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель комиссии, профессор ___________________ Н.А. Сирота

Введение
Дисциплина «Личностные расстройства» является инновационной на кафедре клинической психологии. В дисциплине впервые отражаются различные подходы к пониманию аномалий личности в международных классификациях, отечественных и зарубежных теориях. Представления о происхождении расстройств личности, исторический аспект, проблемы диагностики и коррекции личностных расстройств, неоднозначность понимания структуры личности в клиническом и психологическом аспектах, исследовательские подходы – темы для обсуждения и сообщений.
Цель и задачи дисциплины:

Цель: формирование представлений о феноменологии, структуре, динамике личностных расстройств и коморбидности с другими расстройствами, а также об основных моделях диагностики и психотерапии. Причинные факторы при личностных расстройствах.

Задачи:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Основными классическими и современными теориями личности.

  • Общие принципы диагностики широкого класса так называемых «личностных расстройств».

  • Общие принципы психотерапии личностных расстройств.



Компентенции:

  1. Навыки во взаимодействии психолог-пациент, психолог- коллега, психолог – семья пациента, психолог - врач и медицинский персонал.

  2. Студент должен быть компетентен в вопросах диагностики личностных расстройств.

  3. Студент должен быть компетентен в различных подходах к лечению личностных расстройств.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) Студент должен знать и уметь использовать:

  • Основные понятия курса, логику их исторического развития и современного применения в исследовательской, диагностической и психотерапевтической практике.

  • Критерии определения личностных расстройств в МКБ-10 и DSМ-IV.

  • Категории основных форм личностной патологии.

  • Характеристики паранойдного, шизоидного, шизотипичного истероидного, нарциссического, асоциального и пограничного личностных расстройств. Избегающее, зависимое и обсессивно-компульсивное личностные расстройства. Сходство и различия международных классификаций (МКБ-10 и DSМ-IV).

  • Варианты личностной патологии в патопсихологии.

  • Методы психологической коррекции личностных расстройств (психодинамический, когнитивный и поведенческий подходы)

б) Студент должен иметь навыки:

  • Структурной диагностики личностных расстройств.

  • Использования и интерпретации психологических тестов в диагностике личностных расстройств.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

  • Коммуникации с пациентами, обнаруживающими признаки различных личностных расстройств

  • Коммуникации с членами семьи пациента

  • Коммуникации с врачами и средним медицинским персоналом

  • Коммуникации с коллегами
    в) Студент должен иметь представление о:

  • Личностных расстройствах характерологического и содержательного уровней.

  • Поведенческих образцах, обусловленных расстройствами личности.

  • О развитии ригидных личностных образцов.

  • Кластерах личностных расстройств.

  • Причинных факторах организации личности.

  • Методах диагностики личностных расстройств

  • Современных психоаналитических, когнитивных и поведенческих концепциях в коррекции личностных расстройств.

г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные на производственной практике и по клиническим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: общей психологии, патопсихологии, клинической психологии, базовым теориям в психотерапии и психологическом консультировании, суицидологии, психологии зависимости, основам психосоматики, психиатрии.
Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость дисциплины










VII




60







60

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • семинарские занятия (СЗ)

34

10

24







34

10

24

Самостоятельная работа (СР)

26







26

Формы текущего контроля

Оценка работы студента в баллах

Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов, схем, выполненных студентом самостоятельно.

Вид итогового контроля








ЗАЧЕТ


Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

СЗ

СР




1.

Основные понятия, классы личностных расстройств.

2

4

4

9

2.

Критерии определения личностных расстройств в МКБ-10.DSM-IV/

2

5

4

9

3.

Характеристика основных форм и уровней личностных расстройств

3

5

4

11

4.

Вопросы диагностики личностных расстройств.

2

5

7

16

5.

Психотерапия личностных расстройств.

1

5

7

15




ЗАЧЕТ



















10

24

26

60


Формы контроля

Тесты

Контрольная работа (2)

Сдача монографии

Ответы на занятии

40 - 50

20 - 30

10 - 10

0 - 10

Всего: 70 - 100


Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Проблема личностных расстройств. Феноменологический экспериментальный подходы.

История учения о личностных расстройствах. Представления о происхождении личностных расстройств. Медицинская и психологическая модели личностных расстройств. Гипотезы, объясняющие личностные расстройства.

Раздел 2. Критерии определения личностных расстройств в МКБ-10 и DSМ-IV.

Поведение, характер, структура личности. Расстройства личности как стойкое сочетание поведенческих и содержательных характеристик взаимодействия, аффектов, познания, контроля,

Раздел 3. Характеристика основных форм и уровней личностной патологии в международных классификациях

Параноидное, шизоидное, шизотипичное, истероидное, нарциссическое, асоциальное, пограничное, избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное расстройства. Условные категории – пассивно-агрессивное и депрессивное.

Раздел 4. Причинные факторы и личностные расстройства.

Биологические психологические и социокультурные факторы. Коморбидность с другими расстройствами. Проблема динамики личностных расстройств.

Раздел 5. Вопросы диагностики и лечения личностных расстройств.

Описательный диагноз, критерии описательной диагностики. Структурированное интервью, экспериментальные методы. Психодинамический, когнитивный, поведенческий подходы. Оценка эффективности.
Тематический план лекций.

1. Проблема понятийной адекватности. Представления о структуре характера и личности. Медицинская и психологическая модели личностных расстройств. Теории, объясняющие личностные расстройства.

2. Критерии определения личностных расстройств в МКБ-10 и DSМ-IV.

Поведение, характер, структура личности. Расстройства личности как стойкое сочетание поведенческих и содержательных характеристик взаимодействия, аффектов, познания, контроля.

3 .Характеристика основных форм и уровней личностной патологии (кластеры и варианты).

Параноидное, шизоидное, шизотипичное, истероидное, нарциссическое, асоциальное, пограничное, избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное расстройства. Условные категории – пассивно-агрессивное и депрессивное..

.

4 Проблемы диагностики и лечения личностных расстройств. Причины ошибочной диагностики. Описательный диагноз, критерии описательной диагностики. Использование психологических тестов в диагностике личностных расстройств. Структурированное и полуструктурированное интервью, экспериментальные методы. Коморбидность с другими расстройствами.

5. Причинные факторы и личностные расстройства. Биологические психологические и социокудьтурные. Общие цели и задачи психотерапии. Когнитивный, психодинамический, поведенческий подходы. Лечение отдельных личностных расстройств (О.Кернберг, М.Лайнхен) Оценка эффективности.
Тематический план практических занятий по семинарам.


  1. История учения о личностных расстройствах, определения Психопатии, акцентуации и личностные расстройства. Проблема критериев личностных расстройств в различных классификациях. Общие критерии: статистическое, социальное, медицинское и юридические определения. Частные критерии. Феноменологический, и этиологический подходы.

  2. Поведение, характер, структура личности. Расстройства личности как стойкое сочетание поведенческих и содержательных характеристик. Взаимодействие, аффекты, когнитивные процессы, контроль, критика

Характеристика основных форм и уровней личностной патологии.

  1. Клинические варианты расстройств личности. Личностные расстройства в МКБ-10 и DSM-IV. Сходство и различия классификаций. Многоосевая структура. Параноидное, шизоидное, истероидное, (диссоциальное) асоциальное, пограничное, обсессивно-компульсивное нарциссическое, избегающее, зависимое, личностные расстройства, проявляющиеся в поведении. Пассивно-агрессивное и депрессивное личностные расстройства как ситуационные реакции или расстройства, пересекающиеся с другими категориями. Асоциальная личность и психопатия, общие эмоциональные дефекты и прогноз.

  2. Проблемы диагностики и лечения личностных расстройств. Причины ошибочной диагностики. Неточность критериев, необъективность поведенческих стандартов. Описательный диагноз, критерии описательной диагностики. Использование психологических тестов в диагностике личностных расстройств. Структурированное и полуструктурированное интервью, экспериментальные методы. Коморбидность с другими расстройствами.

  3. Причинные факторы и личностные расстройства. Биологические психологические и социокудьтурные. Общие цели и задачи психотерапии. Когнитивный, психодинамический, поведенческий подходы. Лечение отдельных личностных расстройств (О.Кернберг, М.Лайнхен). Оценка эффективности. Сочетание медикаментозного и психотерапевтических подходов.


Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Проблема критериев личностных расстройств психологическая и медицинская парадигмы

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Собеседование.

2

2.

Личностные расстройства и проблемы психического развития.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

3.

Характеристика основных форм и уровней личностной патологии.


1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме « Определения и критерии личностных расстройств в психо-логии и психиатрии ».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

8

4.

Вопросы диагностики личностных расстройств.


1. Работа с литературой.

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4.Подготовка к контрольной работе по теме: «Категории и признаки личностных расстройств,»

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

5.

Психотерапия отдельных категорий личностных расстройств.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Основные цели и средства диагностики и психотерапии личност-ных расстройств».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

Всего

22



Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.
Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  1. Научный, практический и методологический анализ современных теорий к пониманию личностных расстройств.

  2. Диагностика личностных расстройств методами патопсихологии, структурированного и полуструктурированного интервью, диагностическими опросниками.

  3. Выбор адекватных психотерапевтических моделей.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности: Пособие – М.: Смысл, 2008.- 267с.: ил.

  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: учебное пособие– СПб.: Речь, 2009. -256с.


б) Дополнительная литература:

  1. Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.

  2. Смулевич А.Б. Психопатология личности и коморбидных расстройств: учеб. пособие . – М. : МЕДпресс-информ, 2009. – 208 с. : ил.


Средства обеспечения освоения дисциплины.


  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.


Материально-техническое обеспечение.

    • Учебные классы

    • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 6 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Личностные расстройства» составлена на кафедре клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ, доцентом кафедры, к.психол.н Петраковой Тамарой Ивановной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconСпецкурсы Дисциплина «Личностные расстройства»
Дисциплина «Личностные расстройства» является спецкурсом специальности 030301 Психология и предназначена для студентов 4 курса (8...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconF84 Общие расстройства развития
...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconУголовная ответственность: понятие, основание и условия, меры ответственности
Охватывают все известные медицинской науке болезненные расстройства психики. Из содержания медицинского критерия следует, что неболезненные...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС)
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных...
Рабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства» iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск