Скачать 160.15 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА» Курс _4_, семестр _7_, форма обучения очная Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «11» мая 2012 года Протокол № 10 Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета «28» мая 2012 года Протокол № 25 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор____________Э.В. Луцевич Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии «07» июня 2012 года Протокол № 7 Председатель комиссии, профессор ___________________ Н.А. Сирота Введение Дисциплина «Личностные расстройства» является инновационной на кафедре клинической психологии. В дисциплине впервые отражаются различные подходы к пониманию аномалий личности в международных классификациях, отечественных и зарубежных теориях. Представления о происхождении расстройств личности, исторический аспект, проблемы диагностики и коррекции личностных расстройств, неоднозначность понимания структуры личности в клиническом и психологическом аспектах, исследовательские подходы – темы для обсуждения и сообщений. Цель и задачи дисциплины: Цель: формирование представлений о феноменологии, структуре, динамике личностных расстройств и коморбидности с другими расстройствами, а также об основных моделях диагностики и психотерапии. Причинные факторы при личностных расстройствах. Задачи: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Компентенции:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. а) Студент должен знать и уметь использовать:
б) Студент должен иметь навыки:
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные на производственной практике и по клиническим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: общей психологии, патопсихологии, клинической психологии, базовым теориям в психотерапии и психологическом консультировании, суицидологии, психологии зависимости, основам психосоматики, психиатрии. Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий
Формы контроля
Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Проблема личностных расстройств. Феноменологический экспериментальный подходы. История учения о личностных расстройствах. Представления о происхождении личностных расстройств. Медицинская и психологическая модели личностных расстройств. Гипотезы, объясняющие личностные расстройства. Раздел 2. Критерии определения личностных расстройств в МКБ-10 и DSМ-IV. Поведение, характер, структура личности. Расстройства личности как стойкое сочетание поведенческих и содержательных характеристик взаимодействия, аффектов, познания, контроля, Раздел 3. Характеристика основных форм и уровней личностной патологии в международных классификациях Параноидное, шизоидное, шизотипичное, истероидное, нарциссическое, асоциальное, пограничное, избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное расстройства. Условные категории – пассивно-агрессивное и депрессивное. Раздел 4. Причинные факторы и личностные расстройства. Биологические психологические и социокультурные факторы. Коморбидность с другими расстройствами. Проблема динамики личностных расстройств. Раздел 5. Вопросы диагностики и лечения личностных расстройств. Описательный диагноз, критерии описательной диагностики. Структурированное интервью, экспериментальные методы. Психодинамический, когнитивный, поведенческий подходы. Оценка эффективности. Тематический план лекций. 1. Проблема понятийной адекватности. Представления о структуре характера и личности. Медицинская и психологическая модели личностных расстройств. Теории, объясняющие личностные расстройства. 2. Критерии определения личностных расстройств в МКБ-10 и DSМ-IV. Поведение, характер, структура личности. Расстройства личности как стойкое сочетание поведенческих и содержательных характеристик взаимодействия, аффектов, познания, контроля. 3 .Характеристика основных форм и уровней личностной патологии (кластеры и варианты). Параноидное, шизоидное, шизотипичное, истероидное, нарциссическое, асоциальное, пограничное, избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное расстройства. Условные категории – пассивно-агрессивное и депрессивное.. . 4 Проблемы диагностики и лечения личностных расстройств. Причины ошибочной диагностики. Описательный диагноз, критерии описательной диагностики. Использование психологических тестов в диагностике личностных расстройств. Структурированное и полуструктурированное интервью, экспериментальные методы. Коморбидность с другими расстройствами. 5. Причинные факторы и личностные расстройства. Биологические психологические и социокудьтурные. Общие цели и задачи психотерапии. Когнитивный, психодинамический, поведенческий подходы. Лечение отдельных личностных расстройств (О.Кернберг, М.Лайнхен) Оценка эффективности. Тематический план практических занятий по семинарам.
Характеристика основных форм и уровней личностной патологии.
Самостоятельная работа студентов
Лабораторный практикум. Не предусмотрен. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
Средства обеспечения освоения дисциплины.
Материально-техническое обеспечение.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 6 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию. Рабочая учебная программа по дисциплине «Личностные расстройства» составлена на кафедре клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ, доцентом кафедры, к.психол.н Петраковой Тамарой Ивановной. |
Спецкурсы Дисциплина «Личностные расстройства» Дисциплина «Личностные расстройства» является спецкурсом специальности 030301 Психология и предназначена для студентов 4 курса (8... | F84 Общие расстройства развития ... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | Уголовная ответственность: понятие, основание и условия, меры ответственности Охватывают все известные медицинской науке болезненные расстройства психики. Из содержания медицинского критерия следует, что неболезненные... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных... | Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... |