На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации





НазваниеНа типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации
страница1/26
Дата публикации23.09.2013
Размер2.97 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Москва 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА – ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального обсуждения и апробации методики в условиях реальной аттестации

педагогических работников Москва 2010

Методика оценки уровня квалификации педагогических

работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой.

Методика разработана на основе исследований, проведенных в рамках проекта: «Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации

педагогических работников образовательных учреждений на региональном уровне в

условиях внедрения нового Порядка аттестации». Материалы методики были

подвергнуты общественно-профессиональному обсуждению и апробации в условиях

реальной аттестации педагогических работников. Они содержат описание оснований для

разработки методики: профессионального стандарта и педагогических компетенций;

методы оценки уровня квалификации при установлении соответствия занимаемой

должности и требованиям первой (высшей) квалификационных категорий; обсуждение

результатов присвоения квалификационной категории; комментарий к методике: ответы

на типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации.

Руководитель проекта: В.Д. Шадриков - академик РАО, доктор психологических наук,

профессор, директор института содержания образования НИУ-ВШЭ.

Соруководители проекта: А.В. Карпов – член-корреспондент РАО, д. психол. наук,

профессор, декан ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, зав. кафедрой психологии

труда и организационной психологии; И.В. Кузнецова - канд. психол. наук, директор ГОУ

ЯО Центр «Ресурс».

Участники проекта: Н.П. Ансимова - д. психол. наук, профессор __________кафедры общей и

социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; О.В. Борисова - менеджер Института

содержания образования НИУ-ВШЭ; В.В. Емельянова – канд. экон. наук, заместитель

губернатора Псковской области; Н.А. Зиновьева - канд. психол. наук, ведущий научный

сотрудник Института содержания образования НИУ-ВШЭ; Л.П. Ильина – канд. пед. наук,

и.п. начальника Государственного управления образованием Псковской области; М.М.

Кашапов - д. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и

педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; И.В. Кувалдина - заместитель

министра образования Ставропольского края; М.Д. Кузнецова - канд. психол. наук,

научный сотрудник Института содержания образования НИУ-ВШЭ; Е.В. Маркова - канд.

психол. наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии ф-та

психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; Н.Б. Погребова - канд. пед. наук, ректор СКИПКРО

Ставропольский край; В.Ф. Покасов – канд. исторических наук, проректор по научно-

методической работе СКИПКРО, член главной аттестационной комиссии при Мини-

стерстве образования Ставропольского края; Т.В. Огородова - канд. психол. наук, доцент

кафедры педагогики и педагогической психологии ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г.

Демидова; Ю.В. Пошехонова - канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и

педагогической психологии ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; Т.А. Степанова -

доктор пед. наук, директор департамента образования Ярославской области; Л.Ю.

Субботина - д. психол. наук, профессор кафедры психологии труда и организационной

психологии ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; О. В. Сухачева - менеджер

Института содержания образования НИУ-ВШЭ; В.И. Молодцова - директор ГУ ЯО

Центр оценки и контроля качества образования; Н.Л. Серова - начальник отдела

аттестации ГУ ЯО Центр оценки и контроля качества образования; Л.К. Фомичева – канд.

пед. наук, ректор ПОИПКРО и др.

4

Содержание

Предисловие…………………………………………………... 5

Введение……………………………………………………...... 6

1. Методика оценки уровня квалификации педагогических

работников……………………………………………………………….. 11

1.1. Описание исходных позиций для оценки уровня

квалификации педагога………………………………………………. 11

1.1.1. Базовые принципы проведения аттестации

педагогических работников…………………………………………. 11

1.1.2. Профессиональный стандарт педагогической

деятельности…………………………………………………............. 16

1.2. Выявление уровня квалификации педагогических

работников……………………………………………………................ 20

1.2.1. Выявление уровня квалификации педагогических

работников с целью подтверждения соответствия

занимаемой должности………………………………………........... 20

1.2.2. Выявление уровня квалификации педагогических

работников для установления соответствия требованиям,

предъявляемым к первой и высшей квалификационным

категориям…………………………………………………….............. 40

1.3. Обсуждение результатов оценки уровня квалификации

педагогических работников в пилотных регионах ……………. 77

2. Комментарии к методике: ответы на типичные вопросы,

возникающие в процессе аттестации педагогических

работников………………………………………………………………. 84

3. Литература…………………………………………………………. 104

Приложения…………………………………………………………… 109

Приложение 1 Словарь основных понятий……………………………

Приложение 2. Приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации «О порядке аттестации педагогических

работников государственных и муниципальных образовательных

учреждений» 24.03.2010 N209………………………………………….

Приложение 3. Описание профессиональных компетенций

педагогической деятельности……………………………………………

Приложение 4. Схема написания конспекта урока……………….......

Приложение 5. Банк заданий для проведения письменного

квалификационного испытания в форме решения педагогических

ситуаций с целью подтверждения соответствия занимаемой

должности……………………………………………………................

Приложение 6. Возможные источники информации для заполнения

экспертного листа……………………………………………………….

Приложение 7. Типовые характеристики педагога,

соответствующего требованиям первой и высшей

квалификационных категорий………

Приложение 8. Лист самооценки педагогической компетентности

учителя (второй вариант)………………………………………………

109

112

118

136

140

150

166

171

5

Предисловие

Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся

сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как весьма

значимая всеми участниками образовательного процесса. Это важный этап

профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества

деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки

деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших

шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога.

Предлагаемая методика построена на компетентностном подходе, она

вносит прозрачность в критерии и методы оценивания профессиональной

квалификации педагога.

Материалы, включенные в методику, содержат ответы на следующие

вопросы: что является предметом оценки (самооценки) в процессе

аттестации, как проводится оценка, что является основанием для принятия

решения о соответствии занимаемой должности и требованиям первой и

высшей квалификационных категорий, какие рекомендации могут быть

даны педагогу на основании результатов аттестации.

Методика предназначена экспертам аттестационных служб,

руководителям образовательных учреждений и системы образования, для

которых процедура аттестации – это процесс управления качеством

педагогической деятельности. Она будет полезной также педагогам,

заинтересованным в собственном профессиональном развитии.

Хочется пожелать творческого настроя всем участникам

аттестационного процесса. От вашей позиции во многом зависит, станет ли

процесс оценки скучным, формальным, эмоционально напряженным

действием или же творческим процессом поиска, который приведет к

профессиональному развитию педагога.

Елена Леонидовна Низиенко,

директор департамента общего образования Минобрнауки РФ

Введение

Чтобы быть хорошим учителем надо любить то,

что преподаешь и тех, кому преподаешь

В. Ключевский

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой

значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего

человека для планирования и осуществления социально-экономических

изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на

вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности

педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в

системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия

профессионализма педагога.

Профессиональная квалификация является интегральным

образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию,

личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она

непосредственно влияет на качество и результативность деятельности

работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных

профессиональных задач.

Квалификационные категории предполагают, прежде всего,

дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных

(функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят

иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что

педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей

должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные

категории предъявляют более высокие требования к качеству решения

профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень

квалификации педагога.

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма

педагогических работников является аттестация. В соответствии с

Порядком аттестации педагогических работников государственных и

муниципальных образовательных учреждений (Утвержден __________приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта

2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года). См.

Приложение 2) аттестация проводится в целях подтверждения

соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на

основе оценки их профессиональной деятельности или установления

соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям,

предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Основными задачами аттестации являются:

· стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения

уровня квалификации педагогических работников, их

методологической культуры, личностного профессионального

роста, использования ими современных педагогических технологий;

· повышение эффективности и качества педагогического труда;

· выявление перспектив использования потенциальных возможностей

педагогических работников;

· учет требований федеральных государственных образовательных

стандартов к кадровым условиям реализации образовательных

программ при формировании кадрового состава образовательных

учреждений;

· определение необходимости повышения квалификации

педагогических работников;

· обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических

работников.

Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых

назначения:

1. Оценка уровня квалификации педагога для установления

соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям,

предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на

основе анализа их профессиональной деятельности.

2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня

квалификации педагогических работников, повышение эффективности и

качества педагогического труда.

8

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных

критериев и показателей различных уровней квалификации.

Стимулированию целенаправленного повышения квалификации

педагогических работников способствует анализ и самоанализ

педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие

вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные

результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для

достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют

дальнейшего совершенствования?» и др.

Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе

аттестации предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных

функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность

решения соответствующих функциональных задач определяется

компетентностью педагога, именно компетентность педагога является

важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.

В рамках разработанного профессионального стандарта

педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования -

7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование

субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной

подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений,

способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать

функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной

деятельности.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает

компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconВсе возникающие вопросы присылайте учителям на электронную почту....
Примерные вопросы и темы тестовых заданий первого этапа оценки предметной компетенции педагогов в рамках аттестации педагогических...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconКонференция «Проблемы, возникающие в ходе реализации объектов недвижимости...
Езидента Российской Федерации от 13. 10. 2004 г. №1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» (далее Росрегистрация) было утверждено...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconВнимательно почитайте вопросы задания и в таблице укажите знаком...
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconКакие типичные черты духовного облика поколения Лермонтов объективирует...
Пороков в полном их развитии. Какие типичные черты духовного оскудения показал автор в герое?
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconНекоторые часто возникающие вопросы 1 Остеохондроз Так называемый «остеохондроз позвоночника»
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. П. Викторов, А....
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconЭкономика общественного сектора
Цель изучения дисциплины – отразить основные теоретические концепции и актуальные прикладные вопросы, возникающие в общественном...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconИнструкция 2002 г
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconДушевным спокойствием
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconОлимпиада по обществознанию 7 класс
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconВступительного экзамена в аспирантуру
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconАвтора работы "Начала"
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации icon«Родная природа в произведениях русских писателей»
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Вопросы для государственной аттестации по психологии и педагогике с методикой обучения иностранному языку
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconСправочно-методическое пособие для поступающих в аспирантуру
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации iconВозрастная психология Предмет, задачи и методы исследования
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
На типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации icon1. Передача систематизированных предыдущими поколениями знаний называется
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск