Скачать 365.47 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М Апо дисциплине «Психология физического воспитания и спорта»______________ (наименование учебной дисциплины) для специальности 050720«Физическая культура» (код и название) курс 5 семестр 9_________ Программа составлена: Утверждена на заседании кафедры ст. преподавателем психологииКовалевой Н.И. протокол № __от_____________ Зав. кафедрой________________ (подпись) (подпись) Славянск-на-Кубани 2010
В системе подготовки студентов в вузе всё большее значение приобретают психологические дисциплины, составляющие неотъемлемую часть профессиональной подготовки будущих преподавателей физической культуры, тренеров по видам спорта, организаторов по массовой физической культуре и спорту. Данная программа предназначена для студентов факультета физической культуры и ориентирована как на изложение психологических основ физического воспитания школьников, так и на рассмотрение вопросов психологии спорта высших достижений. Программа построена с учетом тесных связей психологии человека, психологии личности, возрастной и педагогической психологии применительно к деятельности учителя физической культуры. Программа составлена с учетом современных требований, опирается на последние психологические исследования в области психологии физической культуры и спорта. Задачи курса:
Слушатели должны быть готовы решать практические задачи психологического обеспечения спортивных занятий, используя психологические знания, полученные в ходе изучения курса «Психология физического воспитания и спорта». Для этого они должны знать:
и уметь:
1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины. Главная идея разработки программы психологического образования в педагогическом институте – ее профессиональная направленность. Содержание, структура, методы и формы психологической подготовки будущего учителя максимально ориентированы на педагогическую деятельность. Психология физического воспитания и спорта обеспечивает сферу образования в целом и профессиональную деятельность педагога физической культуры в частности. Критериями отбора учебного материала, включенного в программу, является его конкретная значимость и новизна научного материала, накопленного психологией физического воспитания и спорта за последние годы. Курс состоит как из теоретической части, так и практико-ориентированного компонента его усвоения. По темам курса, кроме предусмотренных лекционных форм обучения включены семинарские и лабораторные занятия. Построение курса соответствует логике научно-обоснованного содержания: от усвоения и понимания теоретико-функциональных познаний до умения применять их к конкретной практической реальности. Практико-ориентированный компонент предоставлен серией семинарских и лабораторных занятий. Основное их назначение - это формирование основных теоретико-познавательных умений для качественного осуществления профессиональной деятельности в сфере физического воспитания и спорта. Эта составляющая курса способствует выработке у студентов знаний и умений устанавливать однозначные связи между внешним поведением и внутренним, психологическими состояниями, находить эффективные методы межличностного взаимодействия. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования программа курса включает в себя следующие разделы: Раздел I .Психология воспитания и обучения в спортивной деятельности. Раздел П. Социально-психологическое обеспечение подготовки спортсменов. Преподавание данного курса предусмотрено в течение 9 семестра. Форма отчетности студентов - экзамен. Экзамен осуществляется на основании устных ответов студентов на 2 вопроса из перечня приводимых вопросов к экзамену.
Одной из важнейших форм обучения в высшей школе является лекция. В ней преподаватель кратко и доступно раскрывает главные проблемы темы, дает советы и рекомендации для самостоятельной работы студента. Как правило, учебный материал на лекции излагается преподавателем свободно, в определенном плане, без диктовки, поэтому студент должен сам решить, что нужно написать, а что можно просто послушать. Для того, чтобы успешно выполнить работу, советуем руководствоваться некоторыми общими правилами. По структуре конспект лекции должен содержать следующие составные части: - название темы лекции; - план лекции; - основные положения, тезисы лекции (ее содержание); - выводы, обобщения, заключения; - методические советы по самостоятельной работе над темой; - список рекомендованной литературы. Считается, что лучший способ записи лекций - изложение ее своими словами. При таком методе материал осмысливается по-своему, перерабатывается студентом. Можно записывать лекцию и с максимальной опорой на читаемый преподавателем текст, выбирать основные вопросы, тезисы по ходу лекции. Они чаще всего выделяются преподавателем в процессе чтения путем изменения интонации голоса или замедления темпа подачи материала. Решающим средством продуктивной работы студента на лекции является взаимное внимание лектора и слушателей. Очень важно следить за ходом мысли лектора, логикой рассуждений, а не торопиться записать слово в слово сказанное. Попытка записать все подряд во многом мешает обдумыванию. Надо ставить перед собой задачи в записи основного содержания лекций и настойчиво добиваться их выполнения. Важно при знакомстве с новым материалом опираться на уже известные знания, стремиться устанавливать связи между различными темами, фактами, концепциями. На лекции следует обращать внимание не только на ее содержание, но и форму записи, что облегчит последующее использование конспекта и поможет лучше закрепить знания. Стремитесь к тому, чтобы конспект не выглядел в виде сплошной записи, без «просветов». В этом случае бывает трудно найти необходимый материал. Лучше располагать текст конспекта частями, абзацами, выделять отдельные логические и по смыслу связанные части цифровыми обозначениями, подчеркиванием и другими способами. Конспект при такой форме записи станет удобно читаемым, ясным. Конспектирование почти всегда проводится в виде скорописи, поэтому можно пользоваться общепринятыми сокращениями слов - условными сокращениями. Для дополнительных записей, доработки конспектов по первоисточникам и учебным пособиям нужно оставлять поля или делать записи на правой стороне текста. После лекции желательно проверять правильность написания терминов, устранить пробелы. Подготовка студента к семинарскому и лабораторному занятию по психологии физического воспитания и спорта должна состоять из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо тщательно ознакомиться с вопросами предстоящего занятия, продумать их и внимательно прочитать конспект учебной лекции и соответствующие темы или разделы учебника психологии и методических пособий. После изучения методических рекомендаций по теме надо подобрать список рекомендованной литературы, включая учебники, курсы лекций, педагогические и психологические справочники. Затем необходимо изучить и законспектировать обязательную литературу, указанную в плане семинарских и практических занятий. Если тот или иной вопрос окажется непонятным и после проработки методической и учебной литературы, следует обратиться для консультации к преподавателю, ведущему в группе семинарские и практические занятия. Необходимо не просто в общих чертах познакомиться с содержанием вопросов занятия, а подготовить специально выступления по каждому из них. Студент должен быть готов выступить по любому вопросу занятия или дополнить выступление своего товарища, если оно было недостаточно полным или точным. Семинарское и лабораторное занятие может быть успешным только тогда, когда каждый его участник хорошо подготовлен и активно участвует в обсуждении вопросов, именно в этом случае занятие может пройти живо, интересно, с пользой для студентов. Выступление на семинарском и лабораторном занятии - своеобразный итог, обобщение изученного материала по теме занятия, проверка того, насколько глубоко усвоен заданный материал. Готовясь к выступлению, необходимо составить его план или краткие тезисы. К первым занятиям, если нет еще достаточного опыта выступлений, можно подготовить и текст, но читать его во время выступления не следует. План, краткие тезисы выступления вместе с выписками из конспектов первоисточников, лекций, учебников, методической, справочной и дополнительной литературы рекомендуется помещать в отдельной тетради, это позволит во время выступления все необходимое иметь под рукой, излагать материал систематизировано и четко. План выступления поможет сделать его логически последовательным, продуманным, кратким, но емким по содержанию. Он должен содержать в себе формулировку темы или вопроса, по которому дается выступление, краткий анализ прочитанной литературы, источников. Затем в основной части выступления последовательно и взаимосвязано должны просматриваться главные, наиболее существенные аспекты вопроса, и в заключении должны быть сделаны соответствующие выводы. Выступление на семинарском и лабораторном занятиии должно быть рассчитано на 8-10 минут, т.е., быть достаточно кратким. Необходимо внимательно слушать выступающих, задавать им вопросы, стремиться к тому, чтобы возникали научные споры, дискуссии. Это позволит сделать занятие более интересным, поможет глубже усвоить учебный материал. Кроме теоретического усвоения знаний предусмотрены практические задания, которые вооружают студентов конкретными навыками психологического изучения личности. В практикуме также даются задания для самостоятельной работы студентов (аннотирование или реферирование литературы, решение психологических задач, проведение наблюдений и отдельных экспериментов). Важное значение в подготовке студентов к профессиональной деятельности имеют лабораторные занятия. Тематика лабораторных занятий разнообразна. Практическая часть имеет свои цели, предлагается экспериментальный материал, разработан ход проведения, процедура обработки количественных данных, критерии оценок, анализ и интерпретация полученных данных. 1.5. Методические рекомендации преподавателю. При проведении занятий по психологии физической культуры и спорта применяются следующие формы и методы преподавания: лекции, семинарские занятия, лабораторные работы. Лекция в высшей школе в равной степени является и формой обучения и методом, представляя собой устное последовательное, систематическое изложение содержания науки. Лекции могут быть вводные, обзорные, специальные, излагающие систематический курс. Содержанием последних (общих) является последовательное системное изложение данной науки, ознакомление студентов с ее теориями и гипотезами, теоретическими выводами и применением в реальной практике. Кроме того, существует целый комплекс психолого-педагогических приемов ведения публичных лекций, которыми должен владеть лектор. Методика организации семинарских и практических занятий со студентами имеет свои особенности и является наиболее сложной и трудной формой учебного процесса. Эта форма занятий представляет собой определенный синтез, проработанной студентами литературы и соотнесение полученной информации с содержанием лекций, а также способствует формированию у студентов умения критически оценивать различные источники знаний. Основной целью семинарских занятий является не столько фиксация, проверка знаний, сколько развитие самостоятельного мышления студентов, умение отстаивать свою точку зрения, применять теоретические знания на практике. Если выступления студентов неодносложны и основаны на привлечении дополнительных источников, они уже представляют собой краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями по ним и дискуссию по выдвинутым опорным вопросам и положениям. При этом особое внимание уделяется как содержанию самого выступления, его целесообразности, соотношению фактов и выводов, так и логике изложения, убедительности выводов, культуре речи. Логическим продолжением практико-ориентированной деятельности студентов являются лабораторные работы. Отличительной чертой этой формы обучения является ее направление на развитие практических умений студентов. При выполнении лабораторных заданий они учатся более глубокому и системному усвоению знаний. Лабораторные задания служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке своих действий и психологических качеств в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Рекомендации к проведению лабораторных занятий:
Учебным планом предусмотрена и самостоятельная работа студентов, которая предполагает активизацию познавательной деятельности студентов по изучению современных психолого-педагогических проблем, стоящих перед школой, роли и месте учителя в ней, умению вести самостоятельно исследовательскую работу. Организация самостоятельной работы предполагает проведение преподавателем кафедры консультаций для студентов. Консультация должна осуществляться в форме активного диалога, дискуссии по затронутым студентом вопросам и проходить в аспекте педагогики сотрудничества. Таким образом, различные формы освоения курса «Психология физического воспитания и спорта» способны обеспечить не только качественное усвоение учебного материала, но и сформировать профессионально значимые качества личности студента - умение самостоятельно планировать свою учебно-познавательную деятельность, сознательно овладевать основами будущей профессии. Все формы работы ориентируют студентов на глубокое изучение теории в сочетании с практической направленностью, использование полученных знаний в осмыслении психологических закономерностей развития, становления личности. Выполнение данных рекомендаций позволит качественно подготовить студентов к сдаче зачета и экзамена. 1.6.Рекомендации по использованию информационных технологий обучения. При преподавании курса «Психология физического воспитания и спорта» преподаватель должен использовать информационные технологии обучения для активизации усвоения материала, увеличения его объема и улучшения подготовки студентов. В библиотеке есть обзоры литературы по основным разделам психологии, которыми может воспользоваться студент при подготовке к семинарским занятиям, к зачету и экзамену. Разработан тест компьютерного контроля оценки уровня знаний студентов, в котором содержится 90 вопросов, затрагивающих основные разделы курса. Составлена компьютерная программа тестирования. На каждый вопрос отводится определенное нормативное время ответа в зависимости от уровня его сложности, таким образом, чтобы студент не успел воспользоваться конспектом или учебником. Тестовые вопросы представлены в нескольких видах: на выбор, на соответствие, на последовательность. Вопросы задаются студенту в разнобой по разным темам и в разной очередности, чтобы можно было в одной аудитории тестировать одновременно большую группу студентов. Программа может оценивать даже частично правильные ответы. Данный тест может использоваться самими студентами для самостоятельной оценки своих знаний по отдельным разделам и темам курса и закрепления пройденного материала. 2. Тематический план учебной дисциплины «Психология физического воспитания и спорта» 9 семестр.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика... Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура» | Программа педагогической практики для студентов факультета физической... Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика физической... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 033100 Физическая культура (от... | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» | ||
Курс лекций рекомендовано умо по специальностям педагогического образования... Рекомендовано умо по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | В. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | ||
Тема: оригами «Слоник» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | «Алёнушка и Гуси-лебеди» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | ||
Тема "Гуси-лебеди" Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Утверждаю: Директор моудод «цдт» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | ||
Конспект занятия по развитию речи Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | В подготовительной группе «Спасаем братца» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура |