Скачать 139.35 Kb.
|
ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе 2010-2011 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки: «Начальное образование» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (утвержден ____________) и учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»), утвержденного Ученым советом МГОУ (от ________, протокол № __) 1. Цель учебной практики в группе продленного дня Целью учебной практики по воспитательной работе в начальной школе является освоение современных методик и технологий воспитательной работы с младшими школьниками в условиях начальной школы. 2. Задачи учебной практики в группе продленного дня Задачами учебной практики бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Начальное образование» являются:
- реализация в практической деятельности диагностических технологий по определению уровня воспитанности младших школьников - освоение методикой и технологиями организации и проведения тематического классного часа и экскурсии с младшими школьниками; 3. Место учебной практики в структуре ООП ВПО Учебная практика в группе продленного дня является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Учебной практике в группе продленного дня предшествует изучение дисциплин «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания младших школьников» профессионального цикла инвариантного компонента ФГОС ВПО, а также факультативных курсов «Семейная педагогика», «, предусматривающих лекционные, практические и лабораторные занятия. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебной практики по воспитательной работе в начальной школе: – готовность к применению знаний основных положений педагогических теорий и концепций начального образования для построения воспитательного процесса; – готовность к применению знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей и методов их исследования в практической деятельности; – готовность к реализации форм и технологий воспитания при организации досуговой деятельности младших школьников; – готовность к взаимодействию с субъектами педагогического процесса; - готовность к непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности посредством формирования личностно и профессионально значимых компетенций. Учебная практика по воспитательной работе проводится на 1 курсе во 2 семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. Прохождение учебной практики в группе продленного дня является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла «Методика обучения и воспитания младших школьников», «Психология», прохождения учебной практики в учреждениях дополнительного образования, подготовки к профессиональной деятельности.
Учебная практика в группе продленного дня бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 540607 «Начальное образование» проводится на базе общеобразовательных учреждений РМ. При выборе базы практики необходимо руководствоваться следующими критериями: - наличие высококвалифицированных специалистов; - достаточная материально-техническая база; - наличие опыта инновационной педагогической деятельности в ОУ; - реализация программ начального общего образования. Учебная практика по воспитательной работе в начальной школе проводится в течение 2-х недель на 1 курсе во 2 семестре.
Общекультурные компетенции: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); Общепрофессиональные компетенции: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1). Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на определенной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); - способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6). Специальные компетенции: - осознает специфику начального образования, способен создавать оптимальные условия воспитания, развития, социализации детей младшего школьного возраста, способен реализовать преемственность дошкольного. младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1). - способен ориентироваться в педагогических теориях, концепциях, системах, образовательных программах, методиках и технологиях обучения и воспитания младших школьников и использовать в практике их основные положения с учетом условий современного образовательного пространства (СК-2). В результате прохождения учебной практики по воспитательной работе в начальной школе обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) Знать – основные направления и содержание воспитательной работы учителя начальных классов; – возрастные особенности младших школьников; – современные технологии организации воспитательного процесса в начальной школе. 2)Уметь – отбирать и использовать наиболее эффективные формы, технологии и методы воспитания младших школьников; – планировать воспитательную работу с учетом интересов, склонностей младших школьников, возрастных и индивидуальных особенностей детей; – обеспечивать межличностное общение младших школьников при организации воспитательной деятельности; – изучать уровень воспитанности младшего школьника. 3) Владеть – современными воспитательными технологиями, методами и приемами работы с младшими школьниками при организации воспитательного процесса; – диагностическими технологиями по выявлению уровня воспитанности у детей младшего школьного возраста; – технологиями проведения экскурсии и классного часа с детьми младшего школьного возраста. 6. Структура и содержание учебной практики в группе продленного дня 6.1. Структура и трудоемкость учебной практики в группе продленного дня Общая трудоемкость учебной практики в группе продленного дня составляет 3 зачетные единицы, или 2 недели, или 106 часов.
6.2. Виды деятельности студентов на учебной практике в группе продленного дня. 1 этап - подготовительный: – анализ психолого-педагогический литературы и Интернет-ресурсов по организационно-правовым аспектам деятельности классного руководителя; – составление педагогической копилки материалов, необходимых для выполнения заданий учебной практики (игры, конспекты классных часов, разработки по проведению экскурсий); подбор пакета диагностических методик на выявление уровня воспитанности младших школьников; 2 этап – организационный: - знакомство с общеобразовательным учреждением (правилами внутреннего распорядка; материально-технической базой; составом учащихся класса и их личными делами); - составление перспективного плана воспитательной работы, психолого-педагогических исследований; - инструктаж по технике безопасности. 3 этап – основной: – изучение функций и обязанностей классного руководителя в условиях начальной школы; изучение и анализ плана воспитательной работы педагога
4 этап – заключительный - подведение итогов педагогической практики; - оформление отчетной документации; - сдача отчетов и документации по педагогической практике. 7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике по воспитательной работе в начальной школе В процессе прохождения учебной практики по воспитательной работе в начальной школе студенты ориентируются на использование следующих педагогических технологий: целеполагания и проектирования образовательного процесса в начальной школе, контроля и оценки образовательных результатов младших школьников; решения профессионально-педагогических задач; здоровьесберегающие технологии в начальной школе; информационно-и коммуникационные технологии в начальной школе; педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика.
По итогам учебной практики по воспитательной работе в начальных классах проводится аттестация в форме зачета, который выставляется на основе результатов практической деятельности и оформленной отчетной документации. Виды отчетной документации: -дневник педагогических наблюдений; - анализ воспитательной деятельности и плана воспитательной работы учителя начальных классов; - конспект классного часа и экскурсии с самоанализом; - протоколы и характеристика уровня воспитанности детей младшего школьного возраста; - отчет по педагогической практике. Аттестация осуществляется по итогам собеседования и проводится через неделю после окончания практики.
Самостоятельная работа студентов в ходе учебной практики по воспитательной работе в начальной школе составляет … часов. В ходе самостоятельной работы студенты: анализируют психолого-педагогическую литературу, подбирают пакет диагностических методик для последующей диагностики уровня воспитанности, изучают план воспитательной работы учителя начальных классов, подбирают различные сценарии и разработки классных часов с детьми младшего школьного возраста, определяют тематику проведения экскурсии для младших школьников с учетом воспитательного плана учителя начальных классов. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
11. Материально - техническое обеспечение учебной практики в группе продленного дня Для проведения учебной практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение: школьные классы. Авторы: И.А. Кудаева, кандидат педагогических наук, доцент, Л. А. Серикова, кандидат педагогических наук, доцент Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета педагогического и художественного образования от ___________ года, протокол № ________. |
Анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе Анализируя... Воспитательная работа на начало года планировалась с учетом «Программы воспитательной работы» и «Концептуальных основ воспитательной... | Курсовая работа Информационные технологии на уроках как средство... Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование практики: п 02 учебно – воспитательная практика в школе и практика по дополнительной специальности «Преподаватель» (4... | План работы заместителя директора по учебной работе по начальной... Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в... | ||
Рабочая программа учебной практики «Слесарная практика» Рабочая программа учебной практики «Слесарная практика» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности... | Рабочая программа учебной практики направление подготовки 130100 «Нефтегазовое дело» Целями учебной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, а также приобретение им компетенций... | ||
Рабочая программа практики При разработке рабочей программы учебной (производственной) практики в основу положены | Рабочая программа и методические указания по прохождению практикума... Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики) | ||
Программа практики «внеучебная воспитательная работа» Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,... | Рабочая программа «Воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида» Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Рабочая программа учебной практики по геодезии направление подготовки 08. 03. 01 «Строительство» Рабочая программа геодезической практики предназначена для студентов очной формы обучения, составлена на основе примерной программы,... | Внеклассное мероприятие в начальной школе ... | ||
План работы мбоу дод «дши №50» на ноябрь Учебно-воспитательная работа «Создание методического пространства в школе – условие реализации профессионального мастерства» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитательная работа в школе включает в себя учебный процесс и внеурочную деятельность | ||
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля уп. 02.... Рабочая программа учебной практики «Разработка программного обеспечения» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного... | Тема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность |