Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе





Скачать 139.35 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе
Дата публикации04.10.2013
Размер139.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
ГОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе

2010-2011 учебный год

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Начальное образование»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (утвержден ____________) и учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»), утвержденного Ученым советом МГОУ (от ________, протокол № __)


1. Цель учебной практики в группе продленного дня

Целью учебной практики по воспитательной работе в начальной школе является освоение современных методик и технологий воспитательной работы с младшими школьниками в условиях начальной школы.
2. Задачи учебной практики в группе продленного дня

Задачами учебной практики бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Начальное образование» являются:

  • ознакомление с содержанием воспитательной деятельности учителя начальных классов;

  • изучение особенностей организации воспитательной работы классного руководителя с детьми младшего школьного возраста;

- реализация в практической деятельности диагностических технологий по определению уровня воспитанности младших школьников

- освоение методикой и технологиями организации и проведения тематического классного часа и экскурсии с младшими школьниками;
3. Место учебной практики в структуре ООП ВПО

Учебная практика в группе продленного дня является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».

Учебной практике в группе продленного дня предшествует изучение дисциплин «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания младших школьников» профессионального цикла инвариантного компонента ФГОС ВПО, а также факультативных курсов «Семейная педагогика», «, предусматривающих лекционные, практические и лабораторные занятия.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебной практики по воспитательной работе в начальной школе:

– готовность к применению знаний основных положений педагогических теорий и концепций начального образования для построения воспитательного процесса;

– готовность к применению знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей и методов их исследования в практической деятельности;

– готовность к реализации форм и технологий воспитания при организации досуговой деятельности младших школьников;

– готовность к взаимодействию с субъектами педагогического процесса;

- готовность к непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности посредством формирования личностно и профессионально значимых компетенций.

Учебная практика по воспитательной работе проводится на 1 курсе во 2 семестре.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение учебной практики в группе продленного дня является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла «Методика обучения и воспитания младших школьников», «Психология», прохождения учебной практики в учреждениях дополнительного образования, подготовки к профессиональной деятельности.

  1. Место и время проведения учебной практики в группе продленного дня

Учебная практика в группе продленного дня бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 540607 «Начальное образование» проводится на базе общеобразовательных учреждений РМ.

При выборе базы практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- наличие высококвалифицированных специалистов;

- достаточная материально-техническая база;

- наличие опыта инновационной педагогической деятельности в ОУ;

- реализация программ начального общего образования.

Учебная практика по воспитательной работе в начальной школе проводится в течение 2-х недель на 1 курсе во 2 семестре.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики по воспитательной работе в начальной школе:

Общекультурные компетенции:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

Общепрофессиональные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1).

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на определенной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

Специальные компетенции:

- осознает специфику начального образования, способен создавать оптимальные условия воспитания, развития, социализации детей младшего школьного возраста, способен реализовать преемственность дошкольного. младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).

- способен ориентироваться в педагогических теориях, концепциях, системах, образовательных программах, методиках и технологиях обучения и воспитания младших школьников и использовать в практике их основные положения с учетом условий современного образовательного пространства (СК-2).

В результате прохождения учебной практики по воспитательной работе в начальной школе обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать

– основные направления и содержание воспитательной работы учителя начальных классов;

– возрастные особенности младших школьников;

– современные технологии организации воспитательного процесса в начальной школе.

2)Уметь

– отбирать и использовать наиболее эффективные формы, технологии и методы воспитания младших школьников;

– планировать воспитательную работу с учетом интересов, склонностей младших школьников, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– обеспечивать межличностное общение младших школьников при организации воспитательной деятельности;

– изучать уровень воспитанности младшего школьника.

3) Владеть

– современными воспитательными технологиями, методами и приемами работы с младшими школьниками при организации воспитательного процесса;

– диагностическими технологиями по выявлению уровня воспитанности у детей младшего школьного возраста;

– технологиями проведения экскурсии и классного часа с детьми младшего школьного возраста.

6. Структура и содержание учебной практики в группе продленного дня
6.1. Структура и трудоемкость учебной практики

в группе продленного дня

Общая трудоемкость учебной практики в группе продленного дня составляет 3 зачетные единицы, или 2 недели, или 106 часов.


№ п/п

Разделы (этапы) практики

Недели

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы




Подготовительный










Проверка копилок, пакета диагностических методик на выявление уровня воспитанности младших школьников

2.

Организационный

1







Проверка дневника педагогических наблюдений

3.

Основной

1-2







Проверка и оценка качества воспитательной работы студентов

4.

Заключительный

2







Подготовка отчета, защита документации


6.2. Виды деятельности студентов на учебной практике в группе продленного дня.

1 этап - подготовительный:

– анализ психолого-педагогический литературы и Интернет-ресурсов по организационно-правовым аспектам деятельности классного руководителя;

– составление педагогической копилки материалов, необходимых для выполнения заданий учебной практики (игры, конспекты классных часов, разработки по проведению экскурсий);

подбор пакета диагностических методик на выявление уровня воспитанности младших школьников;

2 этап – организационный:

- знакомство с общеобразовательным учреждением (правилами внутреннего распорядка; материально-технической базой; составом учащихся класса и их личными делами);

- составление перспективного плана воспитательной работы, психолого-педагогических исследований;

- инструктаж по технике безопасности.

3 этап – основной:

– изучение функций и обязанностей классного руководителя в условиях начальной школы;

изучение и анализ плана воспитательной работы педагога

  • разработка и проведение классного часа и экскурсии с детьми младшего школьного возраста с учетом плана воспитательной работы классного руководителя;

  • изучение уровня воспитанности у младших школьников.

4 этап – заключительный

- подведение итогов педагогической практики;

- оформление отчетной документации;

- сдача отчетов и документации по педагогической практике.
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике по воспитательной работе в начальной школе

В процессе прохождения учебной практики по воспитательной работе в начальной школе студенты ориентируются на использование следующих педагогических технологий: целеполагания и проектирования образовательного процесса в начальной школе, контроля и оценки образовательных результатов младших школьников; решения профессионально-педагогических задач; здоровьесберегающие технологии в начальной школе; информационно-и коммуникационные технологии в начальной школе; педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика.


  1. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

По итогам учебной практики по воспитательной работе в начальных классах проводится аттестация в форме зачета, который выставляется на основе результатов практической деятельности и оформленной отчетной документации.

Виды отчетной документации:

-дневник педагогических наблюдений;

- анализ воспитательной деятельности и плана воспитательной работы учителя начальных классов;

- конспект классного часа и экскурсии с самоанализом;

- протоколы и характеристика уровня воспитанности детей младшего школьного возраста;

- отчет по педагогической практике.

Аттестация осуществляется по итогам собеседования и проводится через неделю после окончания практики.


  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебной практике по воспитательной работе в начальной школе


Самостоятельная работа студентов в ходе учебной практики по воспитательной работе в начальной школе составляет … часов. В ходе самостоятельной работы студенты: анализируют психолого-педагогическую литературу, подбирают пакет диагностических методик для последующей диагностики уровня воспитанности, изучают план воспитательной работы учителя начальных классов, подбирают различные сценарии и разработки классных часов с детьми младшего школьного возраста, определяют тематику проведения экскурсии для младших школьников с учетом воспитательного плана учителя начальных классов.
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:


  1. Назовите основные функции классного руководителя.

  2. На основе анализа психолого-педагогической литературы представьте классификацию форм воспитательной работы учителя начальных классов.

  3. На основе анализа плана воспитательной работы назовите основные направления воспитательной деятельности учителя начальных классов.

  4. Проанализируйте классный час, проведенный учителем в период прохождения практики.

  5. Приведите примеры тематических классных часов в зависимости от направления воспитательной деятельности классного руководителя.

  6. Разработайте основные критерии уровня воспитанности детей младшего школьного возраста.

  7. На основе выделенных критериев разработайте уровни воспитанности младших школьников.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики в группе продленного дня


а) основная литература:
  1. Дереклеева, Н. И. Азбука классного руководителя: начальная школа / Н. И. Дереклеева. – М.:5 за знание, 2008. – 352 с.

  2. Горлова, Е. В. Настольная книга классного руководителя начальных классов / Е.В. Горлова. – М.: Феникс, 2010. – 288 с.

  3. Кобзарева, Т. А. Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы / Т. А. Кобзарева, И. Г. Судак, С. Б. Шахоткина. – М.: Учитель, 2009. – 206 с.


  4. Кукушин, В. С. Педагогика начального образования: учеб.пособие для студ.пед.вузов / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина – М.: ИКЦ «МАРТ», 2005. – 592 с.
  5. Павлова, О. В. Тематические классные часы в начальной школе. – М.: Учитель, 2007. – 158 с.


б) дополнительная литература:

  1. Афанасьев, С. Педагогическая азбука: в помощь организаторам детского досуга / С. Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин, Л. Тимонина. – Н.Новгород: МЦ "Вариант", 1997. – 100 с.

  2. Болтенко, Е. Н. Алгоритм построения конкурсно-игровой программы / Е. Н. Болтенко, Е. А. Ципляева // Начальная школа: плюс – минус. – 2008. – № 4. – С. 86-88.

  3. Брагуца, А. В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Боагуца // Начальная школа: плюс – минус. – 2009. – № 10. – С. 76-79.

  4. Будилова, Т. Б. Родительское собрание на тему «Как научить ребенка читать книгу?» / Т. Б. Будилова // Начальная школа. – 2010. – №2. – С. 61.

  5. Воротилина, И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе / И. М. Воротилина // Начальная школа: плюс – минус. - 2005. - № 4. - С. 72-76.

  6. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В. Г. Максимов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

  7. Методика воспитательной работы: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 144 с.

  8. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.

  9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  10. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.


в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. http://www.tca77.narod.ru/index2088.htm на сайте представлен методический материал для проведения классных часов

  2. http://wiki.iot.ru/index.php - представлен материал по оценке воспитательной деятельности классного руководителя

  3. http://esenin.niv.ru/shop/book - разработки классных часов в начальной школе.

  4. http://150-school-6.edusite.ru/p112aa1.html - представлен опыт воспитательной работы учителя начальных классов.

  5. http://festival.1september.ru/ - педагогический форум Фестиваль педагогических идей «открытый урок»

  6. http://pervoklassnik.resobr.ru/ электронный журнал «Управление начальной школой»

  7. http://n-shkola.ru/ - журнал «Начальная школа»

  8. http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/ - журнал «Начальная школа плюс до и после»:

  9. http://festival.1september.ru/ - педагогический форум Фестиваль педагогических идей «открытый урок»

  10. http://n-shkola.ru/ - журнал «Начальная школа»

  11. http://pervoklassnik.resobr.ru/ электронный журнал «Управление начальной школой»

  12. http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/ - журнал «Начальная школа плюс до и после»:

  13. Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00176208_0.html
  14. Внеклассное занятие в группе продленного дня в 1-м классе на тему: «Дорогами сказок Х.К. Андерсена» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru/articles/567276/


  15. Игры на воздухе и экскурсии в группе продленного дня // http://www.shkolnymir.info/content/view/170/53/

  16. Примерная схема психологического обоснования проведения воспитательного мероприятия // http://www.shkolnymir.info/content/view/171/53/

  17. http://www.1-11.ru/?cat=508 – оформление классного уголка в начальной школе.


11. Материально - техническое обеспечение учебной практики

в группе продленного дня

Для проведения учебной практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение: школьные классы.
Авторы: И.А. Кудаева, кандидат педагогических наук, доцент, Л. А. Серикова, кандидат педагогических наук, доцент
Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета педагогического и художественного образования
от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconАнализ состояния и результатов воспитательной работы в школе Анализируя...
Воспитательная работа на начало года планировалась с учетом «Программы воспитательной работы» и «Концептуальных основ воспитательной...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование практики: п 02 учебно – воспитательная практика в школе и практика по дополнительной специальности «Преподаватель» (4...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconРабочая программа учебной практики «Слесарная практика»
Рабочая программа учебной практики «Слесарная практика» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconРабочая программа учебной практики направление подготовки 130100 «Нефтегазовое дело»
Целями учебной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, а также приобретение им компетенций...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconРабочая программа практики
При разработке рабочей программы учебной (производственной) практики в основу положены
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconРабочая программа и методические указания по прохождению практикума...
Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики)
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconПрограмма практики «внеучебная воспитательная работа»
Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconРабочая программа «Воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconРабочая программа учебной практики по геодезии направление подготовки 08. 03. 01 «Строительство»
Рабочая программа геодезической практики предназначена для студентов очной формы обучения, составлена на основе примерной программы,...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconПлан работы мбоу дод «дши №50» на ноябрь Учебно-воспитательная работа
«Создание методического пространства в школе – условие реализации профессионального мастерства»
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитательная работа в школе включает в себя учебный процесс и внеурочную деятельность
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconРабочая программа учебной практики профессионального модуля уп. 02....
Рабочая программа учебной практики «Разработка программного обеспечения» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...
Рабочая программа учебной практики воспитательная работа в начальной школе iconТема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе
Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск