Владимир Николаевич Дружинин





НазваниеВладимир Николаевич Дружинин
страница1/21
Дата публикации27.06.2013
Размер3.04 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



Российская академия наук

Институт психологии

Владимир Николаевич Дружинин

Психология и психодиагностика общих способностей.

Москва 1994


Исследования проведены при поддержке Российского фон­да фундаментальных исследований (проект N 93-06-10805) и фонда Сороса (гранд N ZZ 5000/395).
В.Н.Дружинин. Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”. 1994 г.

В монографии излагаются результаты исследований отечественных и зарубежных психологов в области психологии общих познавательных способностей (интеллекта, креативности, обучаемости). Приводятся данные, полученные автором и его сотрудниками в ходе исследований развития способностей, изучения их структуры, а также при разработке психодиагностических методик. Особое внимание уделено проблеме отношений общего интеллекта и творческих способностей. Книга предназначена для психологов, педагогов философов и других специалистов в области гуманитарных наук.

 Дружинин Владимир Николаевич, 1994 г.

 Издательство “Наука”, 1994 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ.

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ

1.2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ИНТЕЛЛЕКТ, ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ)

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

2.1. ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА

2.2. МОДЕЛЬ К.СПИРМЕНА

2.3. МОДЕЛЬ Л.ТЕРСТОУНА

2.4. МОДЕЛЬ ДЖ.ГИЛФОРДА

2.5. МОДЕЛЬ Р.КЭТТЕЛЛА

2.6. ДРУГИЕ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (С. БАРТ, Д.ВЕКСЛЕР, Ф.ВЕРНОН, Л.ХАМФРЕЙС).

ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

3.1. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

3.2. ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА

3.3. ТЕСТ Д. ВЕКСЛЕРА

3.4. ТЕСТЫ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

4.1.ПСИХОГЕНЕТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ

4.2. ВЛИЯНИЕ CРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

4.3. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

ГЛАВА 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ

5.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

5.2. СПОСОБНОСТИ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ

5.3. ЛИЧНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

ГЛАВА 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ.ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ.

ГЛАВА 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

7.1. ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

7.2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ. КОНЦЕПЦИЯ РЕДУКЦИИ К ИНТЕЛЛЕКТУ

7.3. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

7.4. КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

8.1. ПСИХОГЕНЕТИКА КРЕАТИВНОСТИ

8.2. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ОБУЧАЕМОСТЬ

8.3. ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ.



В основе этой книги - курс лекций, который читал автор на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МПГУ. Общение со слушателями, помимо того что оно упорядочивает собственные мысли, является стимулом к написанию текста: легче отослать студента к соответствующей странице, чем пересказывать ее с неизбежными искажениями.

Однако я избегал при изложении материала позиции "сверху - вниз", а также старался не прибегать к обычной для лектора популяризации, объяснению терминологии, "азов" и т.д. Мысленный разговор с равным, то есть с читателем, ко­то­­рый уже владеет соответствующим профессиональным языком, всегда интереснее и продуктивнее. Книга, хотя и является монологом в форме письменной речи, - часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. Итак - книга написана для специалистов - психологов. Я постарался изложить в основном факты, прибегая к их собственным теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера - судить читателю. Хочу извиниться за отрывочность изложения: она вызвана как субъективными причинами (трудно было найти смысловые связи между различными кусками информации), так и объективными - очевидной неполнотой наших знаний о психических способностях.

Существованием и развитием психологии способностей как научного направления в советский период жизни отечественной психологии мы обязаны, в первую очередь, Б.М.Теплову и его школе.

При всем моем равнодушии к психофизиологической парадигме, в пределах которой идут исследования отечественной школы дифференциальной психофизиологии, нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

Второе имя - имя К.К.Платонова, чья книга "Проблемы способностей" долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и практических психологов. Хотя К.К.Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

В 60 - 70-ые годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, технических, литературных и прочих способностей, которые стали именоваться по роду деятельности, а не по чисто психологическим основаниям.

И в этой связи В.Д.Шадрикову отечественная психология обязана формулировкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное - возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т.д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.

Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е.Г.Алиеву, А.Н.Воронина, Т.В.Галкину, Н.М.Гнатко, Е.Ю.Самсонову, Н.В.Хазратову, Л.Г.Хуснутдинову, А.Э.Чер­нина, Ф.М.Юсупова.

Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А.Б.Барсукову, О.Л.Головину и Е.В.Толоконникову.

Большую поддержку автору в издании книги оказал “Независимый центр региональных образовательных и социальных программ” под руководством Т.А.Ереминой. Центр проводит большую работу по программе индиви­дуа­лизации обучения на основе личностно-ориентированных учеб­ных планов.

Я надеюсь, что эта книга будет полезна для педагогов и школьных психологов, которые стремятся учитывать результаты психологии способностей в своей работе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Владимир Николаевич Дружинин iconВладимир Николаевич Мегре энергия жизни книга 7 Владимир Николаевич...
...
Владимир Николаевич Дружинин iconВладимир Николаевич Мегре анастасия книга 1 Владимир Николаевич Мегре...
Весной 1994 года мной были зафрахтованы три речных теплохода, на которых я совершил четырехмесячную экспедицию по сибирской реке...
Владимир Николаевич Дружинин iconСвидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ регистрационный...
Алексеевич, Липов Денис Игоревич, Петрик Алексей Николаевич, Лобанов Павел Сергеевич, Семенов Роман Александрович, Киселев Алексей...
Владимир Николаевич Дружинин iconСвидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ регистрационный...
Алексеевич, Липов Денис Игоревич, Петрик Алексей Николаевич, Лобанов Павел Сергеевич, Семенов Роман Александрович, Киселев Алексей...
Владимир Николаевич Дружинин iconАо «ссгпо»
Генеральный директор – Баратов Тахиржан Турсунович, директор филиала – Коробейченко Владимир Николаевич
Владимир Николаевич Дружинин iconКоммуникативная компетентность личности в современном образовании
Председатель – Осипов Владимир Николаевич, ст преподаватель кафедры культурологии и филологического образования ипк и про удмуртской...
Владимир Николаевич Дружинин iconРодовая книга владимир Николаевич Мегре
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор
Владимир Николаевич Дружинин iconАнисимов владимир Николаевич
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Владимир Николаевич Дружинин iconКонспект урока сокращение дробей. Тема урока: Сокращение дробей....
Цель урока: Ввести понятие сокращение дробей и дать определение несократимой дроби
Владимир Николаевич Дружинин iconУчебник нового века в. Н. Дружинин
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Владимир Николаевич Дружинин iconЭлектронное пособие по геологии кафедры географии игпу сергей Николаевич Коваленко
...
Владимир Николаевич Дружинин iconЛекции по методологии социологических исследований учебник для студентов...
Владимир Кинелев, Владимир Щадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Виктор Галичин
Владимир Николаевич Дружинин iconБиографическая справка пономарев владимир николаевич
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Владимир Николаевич Дружинин iconБолезни молодняка свиней бактериальной этиологии
Русалеев Владимир Сергеевич, заведующий лабораторией микробиологии фгу «Федеральный центр охраны здоровья животных» (фгу «вниизж»,г....
Владимир Николаевич Дружинин iconМетодические рекомендации Владимир, 2007. Удк 021 ббк 78. 34(2)707
Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького. Научно – методический отдел; сост. Н. Г. Ступина. – Владимир,...
Владимир Николаевич Дружинин iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск