Скачать 102.96 Kb.
|
Д.В. Мингазова Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М.Акмуллы ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В своем исследовании мы обратили внимание на малоизученное явление деструктивного общения и в частности его проявлениях в подростковом возрасте, который является самым сложном и важным этапом становления особенностей взаимодействия с окружающими и социумом в целом. Деструктивное общение – это форма взаимодействия, которая носит осложненный характер, в связи с особенностями личностей общающихся, что в результате пагубно (разрушающе) сказывается на личности одного из участников. Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, нередко вовлекая в это деструктивное взаимодействие массу других людей, заражая их негативными эмоциями, выбивая из привычного жизненного ритма[3]. В результате анализа литературы нами было выделено всего пять видов деструктивного общения, некоторые из которых имеют подвиды: авторитарное, агрессивно-конфликтное взаимодействие, корыстное (ложь, вранье, обман), манипулятивное, патологическое (в форме ревности, зависти, нарциссизма), барьерное (застенчивость – беззастенчивость, одиночество и отчужденность), эгоистическое, криминогенное[1,2,3,4,5,6]. (Таблица 1) В процессе исследования возникла необходимость создания диагностической методики направленной на выявление склонности к деструктивным формам общения. Данная методика была апробирована на 205 школьниках-подростках. Полученные результаты позволили осуществить стандартизацию и факторный анализ. В первоначальной версии опросника все виды и подвиды рассматривались как отдельные шкалы, т.е. всего было пятнадцать рабочих шкал (по количеству видов описанных выше). Факторный анализ позволил нам сократить количество шкал и выделить следующие формы деструктивного общения подростков. Девиантогенное общение сочетает в себе склонность к агрессивности, авторитарности, эгоизму, криминогенности и беззастенчивость. Проявляется в общении властолюбием, стремлением получать контроль над другими людьми, неспособностью признать свою непровоту, демонстративностью и часто грубостью. Личность часто воспринимает окружающих как средства, предпочитает свои интересы и потребности интересам и потребностям других людей, может проявлять мстительность, враждебность в речи часто использует попреки и угрозы, склонность расширять границы дозволенного вплоть до антиобщественного поведения, возможно следование ценностям криминальной субкультуры. Манипулятивное общение включает в себя стремление манипулировать партнером и корыстные формы деструктивного общения (ложь,вранье). В данном случае партнер рассматривается как совокупность качеств, которые могут быть полезны при достижении своей выгоды, то есть в стремлении овладеть волей партнера, партнер рассматривается как средство достижения своих целей. Проявляется в форме обмана, лицемерия, прилипчивости, стремлении обмануть партнера из личной выгоды или человек просто получает удовольствие от самого процесса обмана окружающих. Барьерное общение – взаимодействие, в основе которого лежат барьеры общения, к которым относятся – застенчивость, одиночество и отчужденность. Человеку характерны низкая экстравертированность, ощущение постоянной неловкости, напряжения во взаимодействии, причиной которых могут быть низкие самооценка и самоуважение, чувствительность к чужому мнению, страхах быть отвергнутым и в то же время в страхе перед эмоциональной близостью, недоверие к людям. Как крайняя форма проявляется в охлаждении и разрыве с окружением, выпадении из социальных связей, апатии. Конфликтогенное общение проявляется в поведении и взаимодействии человека в виде склонности к ревности, зависти, и собственно высокой конфликтности личности. В основе поведения лежит конфликтность, как сложное личностное качество, характеризуется обидчивостью, вспыльчивостью, подозрительностью, а также завистливостью или ревностью к окружающим. Человек склонный к завистливости в процессе взаимодействия с людьми испытывает враждебные чувства к успехам, популярности, моральному превосходству другого лица, и стремление к разрушению предмета зависти, остро переживает осознание более низкого своего положения в сравнении с другими людьми. Ревность проявляется в стремлении быть центром чьего-либо внимания, страхе быть покинутым, стать непопулярным, недоверии к ближайшему окружению. Нарциссическое общение - это проявление нарциссизма, который свойственен личности в процессе взаимодействия и его влияние на результат общения. Нарциссизм - это пограничное состояние личности, которое проявляется как высшая форма истероидности, крайне противоречивая «Я»-концепция. Человеку свойственны инфантилизм, эгоцентрическая направленность мотивов, чувство неполноценности, постоянная душевная и физическая усталость, часто ипохондрия, отчужденность, безумное стремление к совершенству, внутренняя вседозволенность, отсутствие высоких целей, чрезмерная идеализация тех с кем общается, отсутствие творчества, низкая мотивация к деятельности. Таким образом, можно говорить об пяти основных формах проявления деструктивного общения у подростков: девиантогенном, манипулятивном, барьерном, конфликтогенном и нарциссическом. Дальнейшее наше исследование будет посвящено коррекции именно данных форм нарушений общения подростков. Литература:
Таблица 1. Виды деструктивного общения подростков
Таблица 1. Виды деструктивного общения подростков. Продолжение
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Определение общения. Его стороны и специфика Виды общения Вопрос Структура общения | 1. Виды делового общения. Выделяют след виды общения: 1 «Контакт масок» И мы не можем утверждать, что смогли разобраться в полной мере. Законодательство региона объемное, но, на наш взгляд, малопонятное.... | ||
Серия классных часов на тему: «Искусство общения». 9 класс Классный... Цель: познакомить учащихся с историей возникновения традиционных приветствий народов мира, с различными видами приветствий; сформировать... | Практического занятия Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, виды миом по локализации фиброматозных узлов, клинические проявления, методы диагностики,... | ||
Эмоции: функции и особенности их проявления. (реферат) К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все... | Течение деструктивного туберкулеза легких у подростков на территории... Единственная существующая на сегодняшний день вакцина против туберкулеза, вакцина bcg, практически не защищает взрослое население... | ||
Особенности самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения Защита состоится «18» декабря 2008 года в 14. 30 на заседании диссертационного совета д-212. 208. 04 по защите диссертаций на соискание... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем... | ||
1 Этапы развития сети интернет Последнее включает свойства (проявления) общения, накопления знаний, принятия решений, обучения, адаптации и т д | Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с... | ||
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с... | Клинические, гормональные и метаболические особенности гипоталамического... Особенности гипоталамического ожирения у детей и подростков после удаления краниофарингиомы | ||
I. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава... Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1 | Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с... | ||
Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | Список реферат о в Энцефалиты: этиология, общие клинические проявления. Классификация. Частые виды энцефалитов (герпетический, клещевой, эпидемический):... |