Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления





Скачать 102.96 Kb.
НазваниеВиды деструктивного общения подростков и особенности их проявления
Дата публикации02.08.2013
Размер102.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Д.В. Мингазова

Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М.Акмуллы
ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ
В своем исследовании мы обратили внимание на малоизученное явление деструктивного общения и в частности его проявлениях в подростковом возрасте, который является самым сложном и важным этапом становления особенностей взаимодействия с окружающими и социумом в целом.

Деструктивное общение – это форма взаимодействия, которая носит осложненный характер, в связи с особенностями личностей общающихся, что в результате пагубно (разрушающе) сказывается на личности одного из участников. Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, нередко вовлекая в это деструктивное взаимодействие массу других людей, заражая их негативными эмоциями, выбивая из привычного жизненного ритма[3].

В результате анализа литературы нами было выделено всего пять видов деструктивного общения, некоторые из которых имеют подвиды: авторитарное, агрессивно-конфликтное взаимодействие, корыстное (ложь, вранье, обман), манипулятивное, патологическое (в форме ревности, зависти, нарциссизма), барьерное (застенчивость – беззастенчивость, одиночество и отчужденность), эгоистическое, криминогенное[1,2,3,4,5,6]. (Таблица 1)

В процессе исследования возникла необходимость создания диагностической методики направленной на выявление склонности к деструктивным формам общения. Данная методика была апробирована на 205 школьниках-подростках. Полученные результаты позволили осуществить стандартизацию и факторный анализ. В первоначальной версии опросника все виды и подвиды рассматривались как отдельные шкалы, т.е. всего было пятнадцать рабочих шкал (по количеству видов описанных выше). Факторный анализ позволил нам сократить количество шкал и выделить следующие формы деструктивного общения подростков.
Девиантогенное общение сочетает в себе склонность к агрессивности, авторитарности, эгоизму, криминогенности и беззастенчивость. Проявляется в общении властолюбием, стремлением получать контроль над другими людьми, неспособностью признать свою непровоту, демонстративностью и часто грубостью. Личность часто воспринимает окружающих как средства, предпочитает свои интересы и потребности интересам и потребностям других людей, может проявлять мстительность, враждебность в речи часто использует попреки и угрозы, склонность расширять границы дозволенного вплоть до антиобщественного поведения, возможно следование ценностям криминальной субкультуры.

Манипулятивное общение включает в себя стремление манипулировать партнером и корыстные формы деструктивного общения (ложь,вранье).

В данном случае партнер рассматривается как совокупность качеств, которые могут быть полезны при достижении своей выгоды, то есть в стремлении овладеть волей партнера, партнер рассматривается как средство достижения своих целей. Проявляется в форме обмана, лицемерия, прилипчивости, стремлении обмануть партнера из личной выгоды или человек просто получает удовольствие от самого процесса обмана окружающих.

Барьерное общение – взаимодействие, в основе которого лежат барьеры общения, к которым относятся – застенчивость, одиночество и отчужденность. Человеку характерны низкая экстравертированность, ощущение постоянной неловкости, напряжения во взаимодействии, причиной которых могут быть низкие самооценка и самоуважение, чувствительность к чужому мнению, страхах быть отвергнутым и в то же время в страхе перед эмоциональной близостью, недоверие к людям. Как крайняя форма проявляется в охлаждении и разрыве с окружением, выпадении из социальных связей, апатии.

Конфликтогенное общение проявляется в поведении и взаимодействии человека в виде склонности к ревности, зависти, и собственно высокой конфликтности личности.

В основе поведения лежит конфликтность, как сложное личностное качество, характеризуется обидчивостью, вспыльчивостью, подозрительностью, а также завистливостью или ревностью к окружающим. Человек склонный к завистливости в процессе взаимодействия с людьми испытывает враждебные чувства к успехам, популярности, моральному превосходству другого лица, и стремление к разрушению предмета зависти, остро переживает осознание более низкого своего положения в сравнении с другими людьми. Ревность проявляется в стремлении быть центром чьего-либо внимания, страхе быть покинутым, стать непопулярным, недоверии к ближайшему окружению.

Нарциссическое общение - это проявление нарциссизма, который свойственен личности в процессе взаимодействия и его влияние на результат общения. Нарциссизм - это пограничное состояние личности, которое проявляется как высшая форма истероидности, крайне противоречивая «Я»-концепция. Человеку свойственны инфантилизм, эгоцентрическая направленность мотивов, чувство неполноценности, постоянная душевная и физическая усталость, часто ипохондрия, отчужденность, безумное стремление к совершенству, внутренняя вседозволенность, отсутствие высоких целей, чрезмерная идеализация тех с кем общается, отсутствие творчества, низкая мотивация к деятельности.

Таким образом, можно говорить об пяти основных формах проявления деструктивного общения у подростков: девиантогенном, манипулятивном, барьерном, конфликтогенном и нарциссическом. Дальнейшее наше исследование будет посвящено коррекции именно данных форм нарушений общения подростков.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений – М., СПб., Нижний Новгород и др.,2009

  2. Куницина В.М. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения. // Актуальные проблемы психологической теории и практики. – СПб.,1995.

  3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В, Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., 2001.

  4. Муздыбаев К. Психология зависти. // Психологический журнал. – 1997.- №6.

  5. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. – 2000.- №2.

  6. Соколова Е.Т. Психология нарциссизма / Е.Т. Соколова, Е.П. Чечельницкая – М., УМК «Психология», 2001


Таблица 1. Виды деструктивного общения подростков

Вид деструктивного общения

Агрессивно-конфликтное взаимодействие – держит партнера в напряжение и активизирует у него разнообразные способы психологической защиты.

Авторитарное общение

Корыстное общение – заключается в стремление обмануть, ввести в заблуждение партнера в своих интересах

Манипулятивное общение

Эгоистическое общение

Криминогенное общение

Подвиды

Агрессивное общение

Конфликтное общение




Ложь, вранье, обман










Определение

это форма общения, нацеленная на оскорбление и причинение вреда другому человеку

это форма общения в основе которой лежит конфликтность, как сложное личностное качество

это форма общения, в которой один из партнеров занимает доминирующую позицию, и стремиться к превосходству, контролю над другими

Ложь – намерение обмануть партнера путем утверждений, не соответствующих фактам, причем говорящий не верит в истинность утверждений.

Вранье – коммуникативный феномен, используемый для отношений с партнером, в нем отсутствует намерение обмануть партнера

Вид деструктивного общения, при котором партнер рассматривается как совокупность качеств, которые могут быть полезны при достижении своей цели

Это такая форма общения, осложненный характер которого вызван таким свойством личности как эгоизм

Это взаимодействие, для которого характерны антиобщественная направленность, психологическая стрессогенность и конфликтность, жестко заданный ролевой характер и специфика средств связи и сферы воздействий.

Особенности проявления

1)мстительность;

2)враждебность;

3)часто используют попреки и угрозы;

4)самонаказание и самобичевание;


1)обидчивость;

2)вспыльчивость;

3)подозрительность;

4) раздражительность.


1)властолюбие;

2) стремление получить контроль над другими людьми;

3) стремление привлекать сторонников;

4)нелегко признает свою неправоту;

1)стремление обмануть партнера из личной выгоды;

2)маниулятивность;

3)партнер рассматривается как средство достижени своих целей;

4) удовольствие от процесса обмана другого человека.

1)стремление овладеть волей партнера;

2)партнер рассматривается как средство достижения своих целей;

3)обман, лицемерие, прилипчивость в поведении;

4)озвучивает призыв к отъединению

1)отвергает ценности другого человека;

2)воспринимает людей в качестве средства;

3)предпочитает собственные интересы и потребности интересам общества;

5)не способен понять переживания, стремления других людей;

6)склонен произвольно расширять границы дозволенного вплоть до антиобщественного поведения.

1) антиоб-

щественная направлен-

ность;

2)конфликтность, стрссоген-

ность;

3)жестко заданный ролевой характер, условность, конспиративность;

4) следование криминальной субкультуре


Таблица 1. Виды деструктивного общения подростков. Продолжение

Вид деструктивного общения

Патологическое общение – это деструктивное общение, в основе осложненного характера которого лежат патологические особенности личности одного из партнеров

Барьерное общение – взаимодействие, в основе которого лежат барьеры общения, к которым относятся – застенчивость, одиночество и отчужденность.

Подвиды

Завистливость

Склонность к ревности

Нарциссизм личности

Застенчивость

Одиночество

Отчужденность

Определение

это неприязненно-враждебное чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек

Это подозрительное отношение к близкому объекту общения

Это пограничное состояние личности, которое проявляется как высшая форма истероидности, крайне противоречивая «Я»-концепция

Это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях общения

Это эпизодическое острое состояние беспокойства и напряжения, связанное с стремлением иметь дружеские или интимные отношен

Это охлаждение и разрыв с ближайшем окружением, выпадение из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами

Особенности проявления

1)враждебное отношение к успехам, популярность, моральному превосходству др. лица;

2)осознание более низкого своего положения;

3)стремление к разрушению, устранению предмета зависти;

4)границы дозволенного расширены до антисоциального поведения

1) неадекватная самооценка;

2)стремление быть центром ч/л внимания;

3)страх быть покинутым, непопулярным;

4)недоверие к ближайшему окружению.

1)инфантилизм, эгоцентрическая направленность мотивов, чувство неполноценности;

2)постоянная душевная и физическая усталость;

3)ипохондрия, отчужденность, безумное стремление к совершенству;

4)внутренняя вседозволенность, отсутствие высоких целей;

5)чрезмерная идеализация тех с кем общается;

6)отсутствие творчества, низкие мотивация к деятельности

1)Озабоченность во взаимодействиях с окружающими;

2)заниженная самооценка;

3)низкая экстравертированность;

4)испытывает неловкость, напряжение во взаимодействии

1)неспособность переносить вынужденное одиночество;

2)осознанность своего состояния;

3)низкое самоуважение;

4)чувствительность к чужому мнению;

5)страх быть отвергнутым и перед эмоциональной близостью;

6)недоверие к людям



1)бессилие перед повседневными проблемами;

2)выпадение из социальных связей;

3)недоверие к людям;

4)апатия, аполитичность;

5)дезорганизация личности

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определение общения. Его стороны и специфика Виды общения Вопрос Структура общения
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления icon1. Виды делового общения. Выделяют след виды общения: 1 «Контакт масок»
И мы не можем утверждать, что смогли разобраться в полной мере. Законодательство региона объемное, но, на наш взгляд, малопонятное....
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconСерия классных часов на тему: «Искусство общения». 9 класс Классный...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения традиционных приветствий народов мира, с различными видами приветствий; сформировать...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconПрактического занятия
Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, виды миом по локализации фиброматозных узлов, клинические проявления, методы диагностики,...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconЭмоции: функции и особенности их проявления. (реферат)
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффек­ты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconТечение деструктивного туберкулеза легких у подростков на территории...
Единственная существующая на сегодняшний день вакцина против туберкулеза, вакцина bcg, практически не защищает взрослое население...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconОсобенности самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения
Защита состоится «18» декабря 2008 года в 14. 30 на заседании диссертационного совета д-212. 208. 04 по защите диссертаций на соискание...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления icon1 Этапы развития сети интернет
Последнее включает свойства (проявления) общения, накопления знаний, принятия решений, обучения, адаптации и т д
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconКлинические, гормональные и метаболические особенности гипоталамического...
Особенности гипоталамического ожирения у детей и подростков после удаления краниофарингиомы
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconI. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава...
Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления iconСписок реферат о в
Энцефалиты: этиология, общие клинические проявления. Классификация. Частые виды энцефалитов (герпетический, клещевой, эпидемический):...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск