Скачать 30.86 Kb.
|
Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред. д.ф.н., проф. Е.П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и К»; Ростов н\Д: Наука-Спектр, 2011. – 280 с. С. 28-30. Принципы и методы социальной работы Любая наука представляет собой синтез теоретических и эмпирических знаний, теорий, методов и методик. Неотъемлемыми компонентами любой науки являются объект, субъект, закономерности, принципы и методы. Основными исходными положениями, важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности социальной работы являются ее принципы. Через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Специфика социальной работы состоит в единстве знаний умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единств не может существовать наука и не может осуществляться подготовка высокопрофессиональных специалистов социальной работы. Учитывая тот факт, что социальная работа является универсальным видом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее методологическими принципами выступают интегрированные принципы других наук. Их можно разделить на несколько групп:
2. Общие принципы социальных (общественных) наук: принципы историзма, социальной обусловленности, единства сознания и деятельности, логического подхода. Более узкими по содержанию, но охватывающими различные стороны социальной работы является принципы социально-психологические, организационные, психолого-педагогические, социально-политические и др. 3. Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности социальной помощи, гармонизации общественных, групповых и личностных интересов и др. 3.1. Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи. 3.2. Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг. 3.3. Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. 3.4. Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. 3.5. Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъективную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-то может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. 3.6. Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи населению. Реальная величина этих средств зависит, прежде всего, от индивида. Однако социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольные, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы. 3.7. Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной конфиденциальная информация о клиенте, которая не должна разглашаться. 3.8. Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований... Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных... | Вопросы по философии к вступительным экзаменам в аспирантуру в 2013 году Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных... | ||
Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований... Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | 1. 3 Философские основания социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного... | ||
1. 3 Философские основания социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного... | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050711. 65 «Социальная педагогика» Умкд составлена старшим преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю. А., к и н., доцентом кафедры... | ||
Исследовательская работа на тему: «Повышение эффективности компьютерных... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной... «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
Список литературы а основная литература Литвицкий П. Ф. Патофизиология... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы... Система медико-социальных наук. Физиологическое, психологическое и социальное здоровье человека. Неврологические науки и неврологические... | ||
Учебный курс “Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация... ... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы» ««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки... |