Скачать 251.19 Kb.
|
Московский городской педагогический университет Математический факультет Кафедра информатики и прикладной математики Учебно-исследовательская работа на тему: «Повышение эффективности компьютерных методов тестирования в курсе информатики на основе учета видов учебной деятельности» студентки 5 «и» курса Юшиной Ю.В. Научный руководитель: Огородников Е.В. Москва 2004 Введение Тема: «Повышение эффективности компьютерных методов тестирования в курсе информатики на основе учета видов учебной деятельности» Актуальность: существуют компьютерные методы тестирования, но они не охватывают все виды учебной деятельности. Однако, существует потребность не только проверить знания разными способами, но и выявить, как учащиеся ими владеют. Потребность проверки знаний по различным видам учебной деятельности велика. Создается противоречие между этой потребностью и существующей системой проверки знаний с помощью тестов, что обуславливает актуальность исследования Объект: методы компьютерной проверки знаний в информатике Предмет: способы повышения эффективности компьютерных методов тестирования на основе учета видов учебной деятельности Проблема: частично вопросы проверки владения знаниями в различных видах деятельности исследовались. Но специальные исследования, ориентированные на оценку познавательной деятельности, не предпринимались. Гипотеза: если создать систему тестов, которая будет охватывать все основные виды учебной деятельности, то эффективность проверки повысится (полнота охвата, объективность оценивания) Цель: создание методики разработки и использования тестов, в которых реализована система оценки основных видов учебной деятельности. Задачи: 1. изучение и анализ соответствующей литературы 2. анализ существующих компьютерных тестов 3. разработка технологии тестов, учитывающих виды учебной деятельности 4. разработка методики использования системы тестов 5. экспериментальная проверка эффективности системы тестов Методология исследования: работы российских психологов по проблеме активизации познавательной деятельности учащихсяМетоды:
Новизна: сформулированы основные подходы к созданию методики проверки владения знаниями в различных видах учебной деятельности, разработать задачи для проверки знаний учащихся. Разработана новая методика, которая содержит новые подходы к созданию методики проверки владения знаниями в различных видах учебной деятельности Практическая значимость исследования: данная разработка может быть использована методистами, учителями, студентами педагогических учреждений, учениками на уроке информатики и не только. Созданы основы для практического использования результата Этапы исследования:
Положения на защиту: 1. разработанная полная система компьютерных методов тестирования в различных видах учебной деятельности повышает познавательную деятельность школьников, оценивание результатов станет объективнее. 2. разработанная методика, которая содержит новые подходы проверки владения знаниями у учащихся в различных видах учебной деятельности 3. результаты педагогического эксперимента, которые показали эффективность метода В работе описаны тезисы и материалы эксперимента Данная методика является эффективной, поскольку практическая работа за персональным компьютером ведёт к стимулированию познавательной деятельности учащихся. Апробация: эксперимент проводился в средне образовательном учреждении педагогическом колледже №13 им. С.Я.Маршака. Опубликовано в моей работе по исследованию Результаты: разработанная полная система компьютерных методов тестирования в различных видах учебной деятельности повышает познавательную деятельность школьников, оценивание результатов становится объективнее. Сформулированы основные подходы к созданию методики проверки владения знаниями в различных видах учебной деятельности, разработаны задачи для проверки знаний учащихся. Разработана новая методика, которая содержит новые подходы к созданию методики проверки владения знаниями в различных видах учебной деятельности, система тестирования (виды тестов). Данная разработка может быть использована методистами, учителями, студентами педагогических учреждений, учениками на уроке информатики. Созданы основы для практического использования результата. Основное содержание работы Глава 1 Научно-педагогические и методические основы повышения эффективности компьютерных методов тестирования в курсе информатики на основе учета видов учебной деятельности § 1 Анализ литературы В данном параграфе анализируется литература по проблеме исследования, а именно, повышение эффективности компьютерных методов тестирования в курсе информатики на основе учета видов учебной деятельности. Журнал «Информатика и образование» №8-2004 В.Ю.Баранов «Формы ответов при автоматизированном контроле знаний» Введение Журнал «Информатика и образование» не раз обращался к теме автоматизированного контроля знаний. При этом для большинства статей характерным является замечание О.В.Воробейчиковой о том, что при компьютерном тестировании открытая форма заданий трудно реализуется, поэтому чаще используют тесты закрытого типа. На сегодняшний день выборочный тип ответа наиболее часто используют при автоматизированном контроле, поскольку его легче реализовать по сравнению с другими типами. Такой ответ легко ввести в контролирующее устройство и оценить его правильность. Выборочная форма заданий начала использоваться в педагогических неавтоматизированных тестах еще с начала 20-х гг. такие задания получили название закрытых. Считается, что использование средств автоматизации может не только не повышать качество контроля, а, наоборот, приводит к его ухудшению. В частности, по утверждению известного российского ученого Н.Ф.Талызиной, необоснованное использование выборочного типа ответов привело к резкому падению качества контроля знаний: вместо контроля приемов мыслительной деятельности нередко контролировалась механическая память; вместо контроля метода решения задачи проверялся результат случайного угадывания. «За» и «против» открытых и выборочных ответов В современной литературе встречаются аргументы в пользу как открытых, так и выборочных ответов. Преимущество открытых ответов, часто отождествляется с конструируемыми, усматриваются в том, что учащиеся получают возможность выразить мнение своими словами. В пользу выборочных ответов обычно приводят такие аргументы:
Экспериментальные свидетельства Интересные результаты были получены разработчиками программного комплекса (ПК) «Контроль знаний» в ходе проведения педагогического эксперимента в Курском государственном медицинском университете. Для оценки педагогических возможностей разнообразных типов тестовых заданий, реализованных в ПК «Контроль знаний», исследователями были проанализированы результаты ответов студентов III курса лечебного факультета на три варианта теста по патофизиологии системы крови. Варианты теста состояли из 30-35 заданий. Всего анализировались ответы 330 студентов на 98 тестовых заданий разных типов. Результаты исследований показали, что для «сильных» студентов обычные тестовые задания с ПК «Контроль знаний» особенной проблемы не представляют: они дают правильные ответы на 75 и больше процентов. Для других студентов трудность заданий возрастает в такой последовательности: самые легкие - задания «на выбор правильного ответа», затем «на соответствие», более сложные – «на конструирование» и «на ранжирование» и самые сложные – ситуационные. Оценивая результаты эксперимента, авторы объясняют легкость заданий «на выбор правильного ответа» тем, что в этих заданиях ответ содержится в готовом виде. При этом, по их мнению, «сильные» студенты легко находят его, а «слабые» - часто выбирают его методом исключения. Из этого делается вывод, что задания такого типа позволяют выявить знания только на уровне знакомства. Несколько большую сложность заданий «на соответствие» исследователи объясняют тем, что правильный ответ в заданиях этого типа состоит из нескольких комбинаций вариантов левой и правой кнопок. То есть одно задание «на соответствие» как бы состоит из нескольких заданий «на выбор», поэтому мера трудности основных операций в заданиях данного типа не отличается от таковой в заданиях «на выбор». Следовательно, и задания «на соответствие» позволяют выявить у испытуемого знания также только на уровне знакомства. Таким образом, реализованные в ПК «Контроль знаний» тестовые задания позволяют выявить у испытуемых не только обширность, но и глубину усвоения ими знаний; глубина знаний может оцениваться на ознакомительном репродуктивном и креативном уровнях. Наиболее полной оценки объема знаний испытуемых необходимо использование в тестах всех типов заданий. Выводы Из всего сказанного можно сделать вывод, что, не отказываясь полностью от использования заданий типа multiple choice, разработчики автоматизированных систем контроля тем не менее должны думать о расширении типов заданий. Только такой подход может в конечном итоге способствовать творческой деятельности учащихся. Использование при автоматизированном контроле действительно хороших, умных вопросов способно оказать положительное влияние на учебный процесс. В заключении замечу, что основы методологии оценки свободных ответов и необходимого для нее математического аппарата разрабатываются с начала 90-х гг. XX в. под руководством профессора Г.В.Поддубного. Эта методология была использована при разработке «интеллектуальной» (и способной повышать свой интеллект в плане идентификации ответов) контрольно-обучающей системы CONTROL. Система CONTROL на данный момент способна адекватно оценивать «свободные ответы». Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся путем оптимального выбора методов и средств обучения Установлено, что развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной и познавательной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал. |
Конкурсная работа на тему «Вклад Н. А. Блатова в развитие бухгалтерского... История бухгалтерского учета рассматривает эволюцию различных учетных методов и научных доктрин, без которых не было бы современного... | Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | ||
Дипломная работа На тему: Формирование самостоятельной деятельности... Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся средних классов | Тема интерактивного урока информатики и обществознания Формы организации учебной деятельности: обобщение знаний с применением современных технологий: компьютерной презентации и использования... | ||
План мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной... Целью «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы,направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Севастополе»... | Исследование и разработка методов и программных средств повышения... Работа выполнена в Южно-Российском региональном центре информатизации Южного федерального университета | ||
Тематическое планирование основного курса информатики и информационных... ... | Педагогический проект «Проектная и научно-исследовательская работа... Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс новые современные технологии, например метод проектов, как один из методов, который... | ||
Доклад о ходе реализации подпрограмм «Энергосбережение и повышение... «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере производства, передачи, потребления энергетических ресурсов и... | 1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических... Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки» | ||
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности... Мотивация учебной деятельности важнейший элемент успешности ученика. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,... | Научно-исследовательская работа. Тема: «Влияние компьютерных игр на успеваемость школьника» Целью исследования является выявление факторов негативного воздействия компьютерных игр на успеваемость школьников | ||
Программа курса «Исследовательская работа для начинающих» Настоящая... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности... | ||
Проектная работа на тему Внеклассная работа по географии В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству... | Доклад «об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере... Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере лицензирования отдельных видов деятельности и об эффективности... |