Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет





Скачать 99.58 Kb.
НазваниеЕ. Д. Красильникова Тверской государственный университет
Дата публикации09.08.2013
Размер99.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Интернет-источник: http://eprints.tversu.ru/630/
УДК 159.947.5:612.63
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ЗАЧАТИЯ

И СОХРАНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Е.Д. Красильникова

Тверской государственный университет
В связи со сложной демографической ситуацией в России, приобретают актуальность исследования направленные на изучение психологических факторов протекания беременности и родов. Одним из важнейших аспектов исследования является мотив зачатия и сохранения беременности. Конструктивный мотив зачатия, прежде всего, отражает субъективную психологическую готовность к материнству. Исследование мотивов зачатия и сохранения беременности у матерей, воспитывающих детей-инвалидов, показало достоверное преобладание у них деструктивных мотивов зачатия.

Ключевые слова: перинатальная психология, мотивы зачатия, мотивы сохранения беременности, психологическая готовность к материнству, психология материнства, зачаточная установка.

The research that is aimed at the study of psychological factors of pregnancy progress and delivery takes on special significance in view of complicated demographical situation in Russia. One of the most important research aspects is the motive of conception and pregnancy maintenance. Constructive conception motive reflects subjective readiness to maternity. The research of motives of conception and pregnancy maintenance in the mothers who bring up disabled children shows an established predominance of destructive conception motives.

Keywords: prenatal psychology, conception motives, pregnancy maintenance motives, psychological readiness to maternity, psychology of maternity, conception attitude.
Учитывая тяжелую демографическую ситуацию в России, исследование мотивов зачатия и сохранения беременности, на наш взгляд, приобретает особую актуальность. Особенностью современной ситуации в нашей стране является снижение уровня рождаемости и повышение количества осложненных беременностей и родов. Необходимость пристального внимания к проблеме беременности обусловлена тем, что в России установился тип воспроизводства населения, характерный только для воюющих стран. Репродуктивные потери вследствие невынашивания беременности также остаются весьма значимыми. По статистике, каждая пятая беременность прерывается самопроизвольным выкидышем или преждевременными родами [7].

Актуальность исследования мотивов зачатия и сохранения беременности открывается в ряде аспектов. Прежде всего, знание истинных мотивов зачатия и сохранения беременности позволяет более сознательно регулировать демографическую ситуацию в стране, дает возможность более эффективно строить демографическую политику. Во-вторых, исследование данной проблемы открывает совершенно новые горизонты при оказании родовспоможения, выводит его на качественно новый уровень. Весьма перспективной может оказаться работа по «переводу» деструктивных мотивов зачатия и сохранения беременности в категорию конструктивных. Наличие конструктивного мотива зачатия при планировании рождения ребенка, на наш взгляд, способствует и более трепетному, бережному отношению матери к своей беременности, и более ровному, адекватному эмоциональному состоянию матери во время беременности, а также делает будущую мать более устойчивой к стрессорам, возникающим в период беременности. Такое положение открывает еще один аспект актуальности изучения мотивов зачатия и сохранения беременности – профилактика осложнений течения беременности и родов, а также профилактика нервно-психических заболеваний будущего ребенка еще в период перинатального развития.

На сегодняшний день проблема исследования мотивов зачатия и сохранения беременности представлена в научной литературе недостаточно полно. В частности, нет единой классификации мотивов зачатия. Традиционно их подразделяют на конструктивные и деструктивные. Конструктивный мотив зачатия способствует укреплению семьи, прежде всего обеспечивая личностный рост супругов. Главным моментом является то, что конструктивный мотив отражает субъективную психологическую готовность супругов к родительству. На важность психологической готовности к материнству указывает ряд работ, посвященных проблемам перинатологии. Деструктивные мотивы зачатия имеют одну общую черту – рассмотрение рождения ребенка как средства для достижения каких-либо сознательных и бессознательных целей.

Нами был проведен ретроспективный анализ мотивов зачатия в группе женщин, имеющих детей-инвалидов по психическому здоровью (общее число матерей детей-инвалидов – 38) и посещающих психотерапевтическую группу с целью формирования адекватного отношения к ребенку. Мотивы зачатия выявлялись методом клинико-психологической беседы и непосредственно в психотерапевтической работе (системная семейная психотерапия с элементами аналитической психодрамы и др.). В экспериментальной выборке (матери детей-инвалидов по психическому здоровью) испытуемые достоверно чаще, по сравнению с контрольной выборкой (матери, имеющие здоровых детей), использовали деструктивные мотивы зачатия. В большинстве своем мотивы у них носили бессознательный характер.

Оказалось, что матери, чьи мотивы зачатия носили менее деструктивный характер, занимают более активную позицию в реабилитации ребенка-инвалида, у них достоверно реже присутствуют выраженные депрессивные состояния и состояния отчаяния в связи с болезнью ребенка. Такие матери охотнее используют социальную поддержку, обладают большей верой в возможности ребенка. К наиболее деструктивным нами были отнесены деструктивные мотивы зачатия, которые мы обозначили как «мотивы по внешнему принуждению». Это группа мотивов, которая определяет факт зачатия не как выбор самой будущей матери, а как ожидания социального окружения, в котором находится женщина. Мы считаем данные мотивы наиболее деструктивными, так как именно они наиболее отражают психологическую неготовность женщины к материнству.

Нами также был проанализирован ряд жизненных ситуаций, когда будущие матери, имея явно деструктивный мотив зачатия, в последующем самостоятельно смогли отступить от данного мотива и открыть новые, весьма конструктивные, смыслы своего материнства. Полагаем, что исследование механизмов по преобразованию деструктивных мотивов на личностном уровне является весьма актуальным.

Новый подход к проблеме родовспоможения состоит в восприятии женщины, выполняющей миссию материнства, с позиции личности. Такой подход позволил по-новому оценить весь путь женщины как будущей матери. Сразу другое значение стали иметь установки будущей матери, ее эмоциональное состояние в период беременности, т.е. в целом ее психологическая готовность к материнству. Сложился подход, при котором взаимоотношения в системе «мать–дитя» не только в период беременности, но и на начальных этапах зачатия перестали недооцениваться.

Взаимоотношения между плодом и матерью во время беременности довольно сложны и разнообразны. Например, шведский фотограф и исследователь Л. Нильсон с помощью специальной микрокамеры снял фильм о внутриутробной жизни ребенка. Здесь видно, как ребенок уже способен реагировать на многие стимулы внешней среды (громкие звуки, настроения матери). В книге известного исследователя А.И. Брусиловского «Жизнь до рождения» приведены выдержки из дневника Л. Нильсона, где он описывает ту необычайно насыщенную жизнь, которую ведет ребенок в утробе матери. Нильсон отмечает, что многие реакции ребенка связаны с состоянием матери, ее волнением, тревогой и пр. [3].

На важность изучения особенностей мотивационной сферы будущей матери, как фактора, влияющего на взаимодействие плода и матери, указывал Г.И. Брехман [2]. Он высказал мысль о том, что мозг неродившегося ребенка не только развивается, но функционирует, реагирует и обеспечивает связь ребенка с внутренним и внешним миром, а также его психологические и эмоциональные реакции. Он указывал на ряд авторов, которые получили много данных, подтверждающих реальность психоэмоционального взаимодействия матери и ее еще неродившегося ребенка (Fedor Freybergh, Grof, Janus, Chamberlain, Emerson и др.) Данные исследователи указывали, что в процессе этого взаимодействия идет формирование физического и психического здоровья младенца. Ребенок с момента зачатия начинает накапливать собственный опыт, цепко схватывая вместе с матерью наиболее яркие моменты жизни и удерживая их в своей памяти. В последующем эти образы отражаются в мышлении, эмоциональных переживаниях и стиле поведения ребенка и взрослого [2].

А.И. Захаров и Г.Г. Филиппова, исследуя влияние материнских эмоций в период беременности, отметили, что при длительных стрессах в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и плодом, возможно, является одним из самых решающих факторов, воздействующих на развивающуюся психику ребенка, особенно на ее эмоциональную составляющую. По результатам исследования А.И. Захарова видно, что нежеланные дети по сравнению с желанными, запланированными, достоверно чаще рождаются преждевременно. Ему же удалось показать, что в семьях с эмо­циональными стрессами чаще возникают самопроизвольные аборты, преждевременные роды, а дети чаще болеют неврозом страха [5; 6].

И.Ю. Хамитова провела ряд исследований по изучению некоторых деструктивных мотивов зачатия. В частности, она указывает, что женщина может использовать свою беременность как возможность уравняться в статусах со своей матерью. Для таких матерей весьма вероятны: тревожный тип переживания беременности, страх родов и тревожное или амбивалентное материнское поведение в отношении младенца. Ребенок в этом случае приобретает смысл важного достижения [6].

Жизненный сценарий человека во многом определяют мотивы и условия его зачатия, особенности протекания беременности, родов, то, как и в каких условиях ребенок развивался на ранних этапах онтогенеза. Д. Грэхэм считал, что «во время зачатия, внутриутробной жизни и особенно в момент рождения и первые несколько часов после него опыт, переживаемый человеком, абсолютно уникален, и поэтому, запечатлеваясь, он генерирует определенную поведенческую модель» [4].

Американ­ский психиатр Э. Берн также утверждал, что основа жизненного плана, формирую­щегося во многом под влиянием отношений родителей к ребенку, возникает еще до рождения. Таким образом, причины, явные и скрытые, вызвавшие желание иметь ребенка, то, какой потенциальные родители представляют себе его будущую жизнь, во многом определяют сценарий его жизни. Э. Берн считал, что ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу [1]. Непосредственно ситуацию зачатия он предлагал назы­вать «зачаточной установкой» и рекомендовал, независимо от того, была ли она результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия, анализировать любой из этих вариантов, чтобы выяснить, каковы были обстоятельства и как подготавливалось это событие [1]. Таким образом, еще до зача­тия, только при планировании деторождения, семья часто нуждается в консуль­тации психотерапевта.

Анализируя данные теоретического обзора по изучению проблемы мотивов зачатия и сохранения беременности, нельзя не отметить актуальность и значительную перспективность исследований в указанной сфере. На наш взгляд, это работы, посвященные прежде всего формированию методической базы по раскрытию мотивов зачатия и сохранения беременности; исследования, посвященные выявлению корреляционных связей между использованием деструктивных мотивов зачатия при планировании и беременности и осложнениями течения беременности и родов, и, возможно, формированием дальнейшего отношения родителей при воспитании уже родившегося ребенка. Весьма интересными являются для изучения механизмы и факторы, обеспечивающие и влияющие на перестройку мотивационной системы будущих родителей. Актуальной является задача разработки психокоррекционных программ по трансформации мотивов зачатия и сохранения беременности из категории «деструктивные» в категорию «конструктивные».
Список литературы

  1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1994.

  2. Брехман Г.И. Перинатальная психология и новая парадигма в эмбрионологии и акушерстве // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материалов IV Всерос. конгресса по перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием. М., 2003.

  3. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1994.

  4. Детская психиатрия: учебник / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб., 2005.

  5. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия послеродовых психологических травм. СПб., 1998.

  6. Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материалов IV Всерос. конгресса по перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием. М., 2003.

  7. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материалов IV Всерос. конгресса по перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием. М., 2003.



Дополнительное описание статьи:

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ЗАЧАТИЯ И СОХРАНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ


Красильникова, Елена Дмитриевна (2009) ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ЗАЧАТИЯ И СОХРАНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (5). Стр. 145-151. ISSN 1999-4133

Абстракт


В связи со сложной демографической ситуацией в России, приобретают актуальность исследования направленные на изучение психологических факторов протекания беременности и родов. Одним из важнейших аспектов исследования является мотив зачатия и сохранения беременности. Конструктивный мотив зачатия, прежде всего, отражает субъективную психологическую готовность к материнству. Исследование мотивов зачатия и сохранения беременности у матерей, воспитывающих детей-инвалидов, показало достоверное преобладание у них деструктивных мотивов зачатия.

Абстракт (англ.)


The research that is aimed at the study of psychological factors of pregnancy progress and delivery takes on special significance in view of complicated demographical situation in Russia. One of the most important research aspects is the motive of conception and pregnancy maintenance. Constructive conception motive reflects subjective readiness to maternity. The research of motives of conception and pregnancy maintenance in the mothers who bring up disabled children shows an established predominance of destructive conception motives.

Тип ресурса:

Статья

Сведения об авторах:

старший преподаватель кафедры психологии труда и клинической психологии Тверского государственного университета

Ключевые слова:

перинатальная психология, мотивы зачатия, мотивы сохранения беременности, психологическая готовность к материнству, психология материнства, зачаточная установка.

Ключевые слова (англ.):

prenatal psychology, conception motives, pregnancy maintenance motives, psychological readiness to maternity, psychology of maternity, conception attitude.

Категории:

6 Прикладные науки. Медицина. Техника > 61 - Медицина. Охрана здоровья > 612 Физиология. Сравнительная физиология > 612.6 Размножение. Возрастная физиология > 612.63 Внутреннее оплодотворение. Беременность. Роды
1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология > 159.94 Исполнительные функции. Моторные функции > 159.947 Волевые процессы. Воля > 159.947.5 Намерения. Мотивы. Желания

Подразделения:

Университеты > Тверской государственный университет > Факультеты > Психологии и социальной работы > Кафедра психологии труда и клинической психологии

ID Code:

630

Deposited By:

Д. Королев

Deposited On:

25 Июн 2009 11:01

Последнее изменение:

06 Июл 2009 13:04

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconГрафические невербальные средства передачи информации в модульной рекламе газет тверской области
Работа выполнена на кафедре журналистики и новейшей русской литературы фгбоу впо «Тверской государственный университет»
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconТверской государственный университет
При выполнении письменной контрольной работы следует соблюдать следующие требования
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconЦиклическое текстопостроение в малой эпической прозе
Работа выполнена на кафедре теории литературы фгоу впо «Тверской государственный университет»
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconЭкологический мониторинг и фитосанитарное оздоровление засоренных...
М бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – мсха...
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconПатентам и товарным знакам (19)
Тверь, наб. Афанасия Никитина, 22, Тверской государственный технический университет, отдел охраны авторских прав и защиты информации,...
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconМоу «Тверской лицей» Радиолюбительское движение на Тверской земле
Именно в это время в тверской области создаются радиосвязь, радиовещание, проводное вещание и наряду с ними – радиолюбительство
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет icon«Тверской государственный университет» Институт непрерывного образования...
Целью дисциплины является изучение политических, социально-экономических и культурных аспектов российской истории
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconПолифоническая организация голосов в художественном тексте и ее передача в переводе
Работа выполнена на кафедре теории языка и межкультурной коммуникации в гоу впо «Тверской государственный университет»
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconНарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой)
Работа выполнена на кафедре теории литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconПсихологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта
...
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconФормирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому...
...
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconОтчет по программе развития деятельности студенческих объединений...
По проекту №1 «Фитодизайнерская деятельность по оптимизации территориальной структуры подразделений университета»
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconРегиональная интернет-журналистика: современное состояние и перспективы...
Работа выполнена на кафедре журналистики и новейшей русской литературы Федерального государственного бюджетного образовательного...
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления...
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск