Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой)





Скачать 310.74 Kb.
НазваниеНарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой)
страница1/3
Дата публикации05.03.2015
Размер310.74 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи



Крижовецкая Оксана Михайловна


Нарратология современной беллетристики

(на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой)

Специальность 10. 01. 08. – Теория литературы. Текстология.
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Тверь – 2008



Работа выполнена на кафедре теории литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
Научный руководитель доктор филологических наук, профессор

Виктор Александрович Миловидов
Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор

Людмила Николаевна Скаковская
кандидат филологических наук

Светлана Геннадьевна Леонтьева
Ведущая организация Ивановский государственный университет

Защита состоится «28» апреля 2008 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, просп. Чайковского, 70, ауд. 48.



С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 44а.

Автореферат разослан «___» ____________ 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор С. Ю. Николаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Современная беллетристика – явление, безусловно заслуживающее внимания исследователей в силу той роли, которую оно играет в словесности конца XX – начала XXI века. При этом современная беллетристика есть факт не только литературы (литературный факт), но и – шире – культуры (факт культуры). В отличие от классики, которая формирует канон литературы, беллетристика – живой, становящийся феномен, а потому он испытывает непосредственное воздействие читающей публики и, в свою очередь, воздействует на нее. Современная беллетристика – факт массовой культуры (хотя она не сводится к ней, а отношения между беллетристикой и так называемой «массовой литературой» – не менее сложны, чем между беллетристикой и высокой классикой). Поэтому изучение беллетристики, которая является формой словесности и может, соответственно, анализироваться с помощью филологического инструментария, должно вестись и с применением иных средств, относящихся к культурологии и, вероятно, еще целому набору дисциплин культурологической ориентации – социологии, социальной психологии, книговедения и т.д. Наиболее же адекватной методикой изучения данного сложного объекта могут стать широко входящие в культурологические, лингвистические и (с нескольким запозданием в литературоведческие) исследования принципы дискурс-анализа (критический анализ дискурса).

Объектом настоящей работы является не литературное произведение (группа литературных произведений), а феномен гораздо более сложной природы – литература. В данном определении объекта исследования нет ни противоречия, ни риторической спекуляции. Под литературой, вслед за Л. Н. Толстым, мы понимаем не текст и не совокупность текстов, а литературу как «одно из средств общения людей между собой»1, причем, как показывают современные исследователи2, в толстовском определении равно важными являются все его компоненты – и «средства» (тексты произведений), и «люди» (продуцент и реципиент текста), и «общение» как динамическая диалогическая процедура (литературно-художественный дискурс); даже «между» в этом определении значимо, так как указывает на хронологические, географические, гендерные, этические, эстетические и прочие характеристики участников литературного процесса как напряженного диалога сознаний, реализующих себя в формах художественного письма (эта напряженность как раз и предопределяется различиями данных характеристик, поэтому «между» в толстовском определении – на глубинно-семантическом, а не формально-языковом уровне – есть скорее противительный союз, чем сопоставительный). Современный литературный процесс демонстрирует крайнее многообразие данных форм, которые, тем не менее, активно взаимодействуют – что и составляет основную особенность современной литературы.

Предметом же нашего исследования является современная беллетристика – феномен, который может быть определен в своей художественной и эстетической специфике только в соотношении со смежными фактами литературы – литературой «высокой» классики и массовой литературой.

Материал, на котором строится настоящее исследование – творчество наиболее заметных современных писателей, произведения которых мы относим к беллетристике, Л. Улицкой и М. Веллера.

Изучаемые в настоящем исследовании тексты принадлежат к массовой культуре. Массовая культура и ее литературные составляющие, массовая литература и беллетристика, в последнее время становятся объектом интенсивного внимания со стороны представителей разных специальностей потому, что по своему объему (достаточно принять во внимание объемы тиражей) и, вероятно, влиянию на современный культурный и литературный процесс, на современного читателя они занимают главенствующую роль. Но они интересны не только сами по себе: литература и культура есть непрерывный процесс, где периоды спада сменяются периодами интенсивного развития, а периоды формирования ценностей – периодами их переоценки. Поэтому для адекватного взгляда на литературный процесс как систему крайне необходимо изучать и литературу, условно говоря, «второго» и «третьего» плана, массовую литературу и беллетристику – именно в них «прорастают» тенденции, которые должны привести к возникновению и новой классики, и новых шедевров художественного творчества.

С другой стороны, изучаемые в данной диссертации авторы – это настоящие мастера художественной прозы, чьи произведения способны доставлять истинное эстетическое удовольствие, а потому их творчество заслуживает и монографического анализа.

Интегрирующим началом, на основе которого можно изучать традиции и новаторство в сфере прозы, является повествовательная техника (или нарратив). Но поскольку повествование в романе, повести, рассказе – это повествование «о ком-то», то второй основой анализа литературного процесса может стать актантная структура повествовательной прозы.

Данные термины-понятия (нарратив, актант) достаточно давно вошли в арсенал современного литературоведения3. Нарратология как особая, специфическая исследовательская технология вполне вписывается в рамки дискурс-анализа и оказывается эффективной потому, что, как и дискурс-анализ, является интегративной (она включает в себя и лингвистические, и литературоведческие инструменты), а потому способна дать целостное представление о повествовательных и персонажных структурах в единстве формы и содержания литературного произведения.

Актуальность нашего исследования, тем не менее, обусловлена не только необходимостью дальнейшего развития принципов и инструментария нарратологического исследования, но и следующим обстоятельством: в современной словесности широко представлены тексты, которые находятся на пограничье между собственно художественной литературой и беллетристикой, художественной литературой и такими формами словесного творчества, где художественное и эстетическое начало выполняют второстепенную роль по отношению к началу внеэстетическому. Изучение такого рода словесности требует разработки особого инструментария – данной цели, в известной степени, посвящены методологические и методические аспекты нашей работы. Не меньшую актуальность представляет и тот факт, что изучаемые в настоящем исследовании авторы действительно являются ведущими в современной российской словесности (если учесть даже такой фактор, как тиражи и, следовательно, объем читательской аудитории), а потому нуждаются в основательном историко-литературном и теоретическом осмысливании.

Научная новизна исследования предопределена тем, что в нем впервые, на основе принципов современной нарратологии, делается попытка системного осмысливания связи между классическим нарративом и повествовательными техниками в современной беллетристике – в их общности и различиях. По сравнению с уже имеющимися, относительно недавними исследованиями интересующего нас исследования, мы отстаиваем и ряд собственных положений: в частности, говорим о первичности литературной (а не мифологической или архетипической ) компоненты в системе претекстов современной беллетристики, о специфике проявления гендерного начала в поэтике современной беллетристики, и т.д.

Методологической основой исследования стали теоретические положения работ В. Я. Проппа, Ю. М. Лотмана, В. И. Тюпы, Б. В. Дубина, Л. Д. Гудкова, В. Шмида, Д. Кавелти, У Эко, а также принципы дискурс-анализа, представленные в работах М. Л. Макарова, В. И. Миловидова, Р. В. Черкасова и др.

Цель диссертационного исследования – рассмотрение динамических связей между классической литературой и современной беллетристикой на примере анализа повествовательного творчества Л. Улицкой и М. Веллера, а также определение специфики современной повествовательной литературы (беллетристики) в современном литературном процессе. Данная цель предопределяет решение следующих задач:

– рассмотрение методологических аспектов дискурс-анализа литературных фактов, построение рабочей методологической гипотезы дискурс-анализа литературного процесса и литературного произведения;

– построение рабочей гипотезы дифференциации понятий «литература» и «массовая литература», «литература» и «беллетристика», «литература» и «словесность», «художественное» и «эстетическое» – по отношению к литературе высокой классики и массовой литературе;

– описание классического романного нарратива в его соотнесении с повествовательными структурами в современной массовой литературе и беллетристике;

– анализ романов Л. Улицкой и М. Веллера на основе рабочей гипотезы трансформации классических нарративных моделей в современной литературе;

– анализ актантно-повествовательных структур в романах Л. Улицкой и М. Веллера в контексте проблем мифа, литературного архетипа, гендерных составляющих литературного процесса.

На защиту выносятся следующие положения:

– современная беллетристика, представленная творчеством Л. Улицкой и М. Веллера, является закономерным этапом литературного процесса: развиваясь на основе и параллельно развитию литературы «первого» ряда, она кодифицирует, формализует основные, наиболее продуктивные модели классической прозы (формульная литература);

– корпус текстов современной беллетристики демонстрирует вторичность по отношению к ряду литературных жанров, прежде всего повествовательных; в условиях господства «эстетики противопоставления» (Ю. М. Лотман) современная беллетристика развивается в рамках «эстетики тождества»;

– современная массовая литература и беллетристика реализуют деформированную модель литературного процесса, подвергнутого воздействию внелитературных факторов;

– беллетристика, будучи результатом «формализации» повествовательных моделей и образной системы классической литературы, является полем разработки новых нарративно-актантных моделей;

– основные нарративные стратегии, реализуемые в беллетристическом творчестве Л. Улицкой и М. Веллера, связаны с инверсией, «мультипликацией» и формализацией нарративных структур и актантных схем классической литературы, а также реализацией гендерных стереотипов культуры, апеллирующих к массовому сознанию.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на международных конференциях: «Межкультурная коммуникация в современном славянском мире» (Тверь, 2005), «Нарративные традиции славянских литератур (средневековье и новое время)» (Новосибирск, 2006), «Поэтика и лингвистика» (Тверь, 2006).

Структура диссертации предопределена ее содержанием. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ГЛАВА 1 диссертации, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА И БЕЛЛЕТРИСТИКА: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА, посвящена разработке методологии исследования, критическому анализу существующих в науке воззрений на взаимодействие литературы «высокой» классики, беллетристики и массовой литературы, а также построению рабочей гипотезы, относящейся к специфике повествовательных структур в современной беллетристике в ее связях и отношениях со смежными литературными явлениями.

В науке существуют многочисленные попытки «разведения» того, что в словесности относится к художественному творчеству, и того, что таковым не является. Основными терминами, которые фигурируют в данной связи, являются термины «классическая, высокая литература» (как эстетически полноценное художественное творчество), «массовая литература», «беллетристика», как нечто, имеющее связь с литературой, но вторичное по отношению к ней и, соответственно, не выходящее на конгениальные литературе высоты эстетического.

Беллетристикой исследователи часто называют тексты современной литературы, не включенные в канон классики и относящиеся к современности. Считается, что беллетристика подражательна по отношению к литературе, она эксплуатирует приемы и способы литературы, но – для решения уже не эстетических, а других (чаще всего – развлекательных и/или коммерческих задач). Беллетристика, как полагают исследователи, актуальна, она обращена не к «вечному», а к сиюминутному, что отражается и на имманентных литературе свойствах беллетристического произведения: беллетристика «…размывает границы между внеэстетической и эстетической сферами деятельности. При этом не только происходит естественное обогащение литературной области за счет контактов с жизнью, но и – на уровне массовом – возникает особая опрощенно-обытовленная эстетика»4.

Помимо литературы «высокой классики», в современном литературном процессе представлена и так называемая «массовая литература», также, если следовать за исследователями, отличающаяся «сниженным» эстетическим и художественным потенциалом5. Как, пользуясь более-менее точными культурологическими и поэтологическими схемами, развести эти три ветви литературного процесса?

Исследователи показали, что в так называемых «ангажированных» формах словесности субъектно-объектная составляющая литературно-художественного дискурса принципиально модифицируется – реципиент из полноправного субъекта литературного сотворчества превращается в объект внехудожественного воздействия. В этом – в разрушении субъектно-субъектной и создании субъектно-объектной структуры дискурса – и состоит принципиальное отличие литературы от не-литературы, которая, будучи в ряде своих формальных особенностей подобна литературе, по своим онтологическим характеристикам от литературы принципиально отличается6.

В современной коммерческой массовой литературе также наблюдается сдвиг в субъектно-объектных отношениях литературного процесса, видоизменяется, по сравнению с нормальной литературой структура «общения людей между собой» (Л. Н. Толстой). Идеология вытесняется коммерческим интересом, но суть субъектно-объектных отношений – даже с учетом этого нюанса – не меняется: коммерческий писатель, как и идеологически ангажированный составитель политизированных текстов видит в читателе не полноценного субъекта культурного диалога, а объект воздействия. Цели этого воздействия хорошо известны, и реализуются эти цели в круглых суммах на счетах коммерческих издательств, издающих «красно-черную» и «розовую» литературу – боевики, детективы, любовные романы.

Беллетристический текст – текст «не-ангажированный» («Под беллетристическим типом текстов понимаются такие, которые имеют своей первой ценностью сам текст как источник эстетического (не ангажированного утилитарной внешней целью) чтения»7, что отличает его от литературы массовой. Различия же между беллетристикой и «высокой» литературой лежат в иной плоскости.

В диссертации делается предположение: современные изводы традиций серьезной, «высокой» литературы, подчиняющиеся законам имманентного литературного ряда, разворачиваются в русле постмодернизма и «пост-постмодернизма» как экспериментального, а потому и серьезного искусства, стремящегося к поиску новых форм выражения нового содержания, перед которым стоит человек рубежа тысячелетий. Эти эксперименты разворачиваются в сфере стратегий, описанных в научной литературе о постмодерне и пост-постмодерне (М. Н. Липовецкий, И. С. Скоропанова8 и др.): «диалог с хаосом», игра, конструирование возможных миров, интертекстуальность, различные модификации «я»-повествования (В. Л. Шуников)9.

Говоря, что литература есть «умышленная какография»10, Р. Барт метафорически выразил суть того, что Ю. М. Лотман именовал «эстетикой противопоставления» как средой формирования художественных стратегий постромантического искусства. «Серьезный» современный писатель, отталкиваясь от предшествующей литературной традиции, обязан, в силу существования данной среды, создавать нечто новое, противопоставленное тому, что было. Такова эстетическая суть серьезной, «высокой» литературы в ее современных модификациях.

Беллетристические тексты (например, проза Б. Акунина, М. Веллера, Л. Улицкой, Д. Рубиной) напоминают постмодернистские тексты – с их обилием аллюзий, реминисценций, интенсивностью интертекстуальной игры, но в данном случае постмодерн (в принципе не-массовое искусство) и использующая постмодернистские стратегии, но ориентированная на массовые тиражи беллетристика принципиально расходятся в том, что касается субъектно-субъектных (не субъектно-объектных, а именно субъектно-субъектных) отношений в рамках литературного процесса.

Принципиальное отличие беллетристики, использующей прецедентные феномены, от постмодерна находится на уровне прагматики и синтактики произведения как художественного знака. Постмодернистский интертекст, сталкивая в текстуальном поле разные, различные и обязательно конфликтующие дискурсы и социолекты11, таким образом создает новый эстетический продукт, новую модель бытия, которая, как правило (в этом суть нормального искусства – в создании нового), конфликтует с читательскими стереотипами.

Беллетристика – средство вписаться в существующие культурные стереотипы, «освежить» их и слегка активизировать12. Перлокутивный эффект нормального интертекста – скандал. Перлокутивный эффект беллетристического интертекста – комфортное для реципиента узнавание известного в неизвестном, создающее чувство удовлетворенности собственной компетентностью в сфере культурных феноменов и способностью «играть» в их разнообразные сочетания.

С точки зрения принятой в диссертации методологии ничего дурного в этом нет. Это – мастерски сделанные тексты, в художественном отношении превосходящие многие тексты классические (если, в соответствии с высказанной выше гипотезой, считать художественность и эстетическое не абсолютными, а переменными, субъектно ориентированными категориями в культурном процессе). У них просто другая функция в культуре. Это – не плохие, а
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconРазвитие диалогического мышления старшеклассников на уроках литературы...
...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconРечевая толерантность в билингвистическом тексте (на материале русскоязычной...
Охватывают участки семантических сфер «Человек и его мир», «Природа»
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconТрадиции русской литературы в романе Л. Улицкой Медея и её дети
«Традиции русской литературы в романе Л. Улицкой «Медея и её дети» и повести В. Пелевина «Жёлтая стрела»
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconГендерные стереотипы внешнего портрета человека (на материале русскоязычной...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Валентин Григорьевич Распутин — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconКниги О. Славниковой
Героев разделяют не только годы (он страше ее на пятнадцать лет), но и отношение к жизни, хотя точек соприкосновения у них гораздо...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconФормирование представлений учащихся о художественном пространстве...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconНазвание Ответственные
Спектакль для школьников (5-6 кл.) «Проказы домовят» по пьесе Л. Улицкой «Год белого слона»
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Феномен эстетики рассматривается в рамках энергоэволюционизма Веллера как избыточная потребность и способность человеческой психики...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Развитие быстроты на материале легкой атлетики,развитие координационных способностей и прыгучести на материале национальных...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) icon«Выполнение проекта в материале» Цели и задачи курса
Цель преподавания дисциплины – выполнение проекта работ по художественной разработке образа идеи и воплощения ее в материале. Освоение...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconПрограмма научно-исследовательского семинара
Целью семинара является (а) ознакомление студентов с ключевыми аспектами современной западной лингвистики, а именно, с основными...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconКомпании импортере продуктов. “Апокрифы Чеченской войны” и “Одна...
Ингушской асср. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работает в крупной компании — импортере...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познавательные логические ууд: формировать умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, умение устанавливать...
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconСпособы лиризации в малых жанрах русской классической прозы
Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) iconЛексика современного публицистического стиля, представленного на страницах молодежных изданий
ПС) на материале молодежной прессы. Этой проблемой занимаются такие ученые, как Кравецкая М., (2003), Кучерова К., (2003), Нокель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск