Конспект урока по русскому языку 1 класс, УМК «Перспектива». Конспект разработан одним из ваших коллег. Тема урока: Слова, противоположные по смыслу
Цели урока:
углубить представления детей о словах, противоположных по значению;
обогащать речь детей словами – нравственными характеристиками.
учить различать и употреблять в речи слова, противоположные по значению.
Формируемые УУД:
Познавательные логические УУД: формировать умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, умение устанавливать аналогии на предметном материале; учить операции классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале.
Познавательные общеучебные УУД: формировать. умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
Регулятивные УУД: формировать умение выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия, развивать ориентацию на образец и правило выполнения действия, формировать умения контролировать, корректировать, оценивать.
Знаково-символические УУД: формировать умения создавать элементарные модели, отображающие учебный материал и преобразовывать предлагаемые модели.
Коммуникативные УУД: формировать умения определять цели и функции участников учебного действия; формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы; выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения; контролировать, корректировать действия партнера; создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка
Осваиваемые понятия: слова, противоположные по значению, слова, близкие по значению
Планируемые результаты урока:
Научить определять слова, противоположные по значению; различать слова, близкие по значению, и слова, противоположные по значению, употреблять в речи слова, противоположные по значению.
Ресурсы:
Учебник «Русский язык: 1 класс» стр. 32-33;
Толковые словари, сигнальные карточки
Этапы урока
| Формируемые УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Организационный момент
| Познавательные общеучебные УУД
| Психологический настрой детей на урок, проверка технической готовности к уроку.
|
| Целеполагание и мотивация
| Познавательные логические и регулятивные УУД, знаково-символические УУД
| Ребята, я вам предлагаю поиграть в слова. Я буду перечислять слова, обозначающие явления-природы, а если ошибусь, вы поднимете сигнальную карточку. Итак, готовы?
Погода, облако, ветер, двор, месяц, трава, мороз, забор.
Скажите, есть ли среди перечисленных слов такое, которое вызвало у вас сомнение.
А почему вы засомневались?
Что означает слово месяц, давайте посмотрим в словаре.
Давайте составим звуко-буквенную модель этого слова.
Какой третий звук в этом слове?
Какой буквой он обозначен?
Из каких элементов состоит эта буква?
Сейчас открываем тетради и прописываем одну строчку заглавных и прописных букв Мм, а во второй строчке записываем любое придуманное вами слово на букву М
| Месяц
У этого слова не одно, а два значения.
Самостоятельная работа с толковыми словарями
| Актуализация знаний
| Познавательные логические и регулятивные УУД
| Ребята, как много интересных слов в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как называются такие слова? Приведите, пожалуйста, примеры.
Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? Приведите примеры слов, близких по значению слову «неправильный».
Как вы думаете, от каких слов образовались слова «неправильный» и «неверный»?
Посмотрите, всего одна частица слова изменилась и изменилось значение слова.
Давайте откроем наши тетради и запишем через тире эти две пары слов:
Неправильный – правильный
Неверный – верный.
Что это за слова? На прошлом уроке мы говорили о словах, близких по значению, а сегодня о каких словах, как вы думаете?
| Неверный, ошибочный
Правильный, верный
Словах, противоположных по значению
| «Открытие» нового знания детьми
| Познавательные логические, общеучебные и регулятивные УУД
| Да, есть в русском языке слова с противоположным значением. Попытайтесь отгадать загадки, найти в них такие слова и записать их через тире в тетрадь.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел)
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)
Работа с учебником, упр. 3, стр. 32.
| Дети самостоятельно записывают в тетради слова, а затем сравнивают их с образцом записи на доске:
Враг - друг, толстый – тонкий
Индивидуальная работа в тетради с последующей коллективной проверкой
Учащиеся выписывают в тетрадь слова с противоположным значением.
| Первичное закрепление
| Коммуникативные УУД
| А теперь послушайте рассказ одного из моих знакомых:
«Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я плохо. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь...»
Давайте продолжим рассказ. Возьмем для этого начало рассказа, заменяя выделенные слова противоположным по значению.
Начало рассказа предварительно написано на доске, поэтому учитель вместо выделенных слов записывает другие - антонимичные, изменяя также некоторые формы, если это необходимо.
| Учащиеся коллективно заканчивают работу
| Самостоятельная работа с самопроверкой
| Регулятивные УУД
| Работа с учебником, упр. 4, стр. 33.
| Самостоятельная работа в тетрадях. Учащиеся подбирают слова, противоположные по смыслу, записывают их. Составляют предложения на тему «Каким я хочу быть?»
| Включение в систему знаний и повторения
| Познавательные логические, коммуникативные и регулятивные УУД
| Учитель предлагает разные виды заданий на закрепление
1. Составьте сочетания со словами «дорогой-дешевый». Составь примеры сравнения, используя слова «дороже-дешевле»
2. Составьте предложения о дне и ночи
3. Подбери как можно больше слов, описывающих твоего домашнего питомца, а затем постарайся подобрать к этим словам такие, которые будут противоположны по смыслу.
4. Подбери слова, противоположные по смыслу:
День
| Умница
| Глупец
| Трус
| Свет
| Ночь
| Храбрец
| Тень
| 5. Составьте рассказ с диалогом, где были бы употреблены слова «да» и «нет».
| Работа в парах с последующим коллективным обсуждением
| Рефлексия
| Познавательные логические и регулятивные УУД
| А теперь я прочту вам стихотворные строчки, а вы хором назовете недостающие слова.
Скажу тебе я слово
Высоко,
А ты ответишь?
* * * * * .
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
* * * * * *
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
* * * * * * * .
Теперь начало
Я скажу,-
Ну, отвечай:
* * * * * !
Что ж, мне кажется, что вы замечательно справились сегодня со всеми заданиями, а вы как считаете?
Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
| Коллективный обмен мнениями
| |