Скачать 351.55 Kb.
|
На правах рукописи Островская Валентина Вячеславовна Развитие диалогического мышления старшеклассников на уроках литературы (на материале произведений современной прозы) Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература в общеобразовательной и высшей школе) АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Якутск – 2009 Работа выполнена на кафедре литературы гуманитарного факультета ГОУ ВПО «Восточно-Cибирская государственная академия образования»
Защита состоится «28» декабря 2009 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» по адресу: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 2, ауд. 215. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЯГУ. Автореферат разослан «28» ноября 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета Петрова С.М. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Глубинные социально-экономические и культурно-исторические сдвиги, сопровождающие Россию в XXI веке, не могут не затрагивать сферу отечественного образования. Углубляющиеся перемены в сфере социума, науки и культуры ставят перед теорией и практикой образования такие важнейшие задачи, как расширение возможностей гуманизации и гуманитаризации содержания образования, придания ему деятельностного характера, личностной ориентации и диалогической направленности. Современная картина мира характеризуется многомерностью и диалогичностью, многоголосием и стремлением к интеграции. Сегодня человек должен научиться жить и творить в условиях множества культур, типов сознания, разных логик, точек зрения, голосов и позиций. Насущной задачей современного образования является формирование «человека культуры» (В.С. Библер). «Человек культуры» – это человек, отказывающийся от присвоения готовых истин и готового образа мыслей, преодолевающий догматическую точку зрения, способный выйти за пределы единственной парадигмы, не ищущий готовых ответов на вопросы бытия; человек, способный к диалогу, к активному самопознанию и саморазвитию. Понятие «диалог» является сегодня важнейшим для всех сфер гуманитарного мышления, будь то филология, философия, антропология, эстетика, культурология. Путь к диалогу – мегатенденция современного образовательного процесса. В современных условиях процесс образования школьника не может сводиться к присвоению общей для всех системы норм и картины мира, к репродуктивному усвоению знаний, к приобретению умений и навыков. Развитие ребенка в современной системе образования должно быть представлено как «самостроение личности» (В.С. Библер, В.И. Тюпа), как самоопределение подрастающего человека в диалоге культурных смыслов. И в этом аспекте диалог всегда надпредметен, т.к. направлен на освоение бытийного и ценностного смысла предмета. Сегодня литература остается важнейшим учебным предметом, связанным с духовно-ценностными основами жизни, ориентирующая юного читателя в мире культурных смыслов, открывающая ему возможность участвовать в непрерывном диалоге бытия. Естественность диалога как свойства сознания (по М.М. Бахтину, «жить – значит участвовать в диалоге»), потребность в диалоге как духовная потребность человека, всеобщность диалога как основа взаимопонимания обусловливают его важную роль в литературном образовании и развитии школьника. Несмотря на это, сложившаяся система методики и практики литературного образования в современной школе ориентируется на урок изучения, а не постижения и понимания художественных произведений той или иной эпохи. Современный урок литературы предполагает часто изучение школьниками уже изученного литературоведами и большей частью является монологическим (звучит монолог учителя, а потом монолог ученика). Монолог на уроке литературы исключает сомнение и выбор, дискуссию с самим собой и автором текста, друг с другом (со-авторство), творчество читателя-старшеклассника, понимание своего внутреннего мира. Установка учителя на монолог в процессе анализа и интерпретации художественного произведения на уроке является методологически неверной по отношению к известному тезису М.М. Бахтина об «исходном и неискоренимом диалогизме текста вообще». Художественный текст призван не только что-то сказать, но и что-то утаить, дать между строк «неизреченную мысль». Произведение расширяет свои границы, втягивает в себя другие контексты – начинает диалогизировать. В этом смысле движение к пониманию смысла произведения в процессе его анализа всегда связано с диалогом. Понимание всегда диалогично. Сегодня наиболее трудными для понимания читателя-старшеклассника являются многие произведения современной литературы. Духовный опыт современной культуры, культурные образы современного мира и способы его понимания, иная эстетика современной литературы, открывающая иные, неожиданные формы видения мира, остаются закрытыми для подавляющего большинства старшеклассников. В то же время образовательная ситуация диктует необходимость прочтения и осмысления произведений современной литературы с целью восстановления целостности литературного процесса в литературном образовании школьников. В связи с этим необходимо уточнить понятие «современная литература». До середины 1980-х гг. понятием «современная литература» обозначались те произведения, которые были написаны и опубликованы в течение 10-15 последних лет. С началом 1990-х гг. произошло изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя. Вхождение в литературное сознание произведений, которые прежде, по разным причинам, не стали фактом актуальной культуры, привело к тому, что «возвращенная» проза метрополии и русского зарубежья (С. Довлатов), «запрещенные» произведения (Ф. Искандер) оказались составной частью современного литературного процесса, значительно влияя на восприятие литературы, ее эстетику и поэтику, на уровень читательских требований и притязаний. Под современной литературой понимается литература конца ХХ века (с 1986 г. – старта кардинальных изменений в обществе) и начала второго тысячелетия. При этом в ее развитии выделяются два этапа: 1986-1991 гг. и 1990-е – начало 2000-х гг. Однако эти произведения трудны для восприятия читателя-школьника, поэтому у учащихся отсутствуют мотивация к чтению и изучению произведений современных авторов, а также стремление понять современные художественные тексты. Неразвитость диалогического мышления юных читателей не позволяет им воспринимать авторов произведений современной прозы как собеседников. Таким образом, необходимость развития диалогического мышления старшеклассников и диалогического подхода к изучению современной прозы вызвана не только тем, что отсутствие или его подмена вопросно-ответной формой работы на уроке ведет к дефициту понимания, но и тем, что только такой путь может приблизить к пониманию произведений современной литературы, которые являются сопряжением разноголосых истин в единстве внутреннего диалога, не отвергающего ни одной из них. Современная проза требует в процессе анализа и интерпретации повышенного внимания к автору, понимания специфического и своеобразного взгляда на мир и человека. Такой подход к изучению современной литературы связан с тем, что современное художественное произведение является моделью мира, т.е. отражением авторского сознания в тексте. В контексте данного исследования понятие «авторское сознание» является методологически важным, так как идея сознания всегда связана с идеей диалога (М.М. Бахтин). Авторское сознание – комплексная категория, включающая мироощущение, мировосприятие и миропонимание автора; категория, объединяющая знания о мире, личностные смыслы, формы эмоционально-чувственного и смыслового восприятия, рефлексию автора, т.е. «сферу духа» (В.С. Библер). Обращение именно к этой категории позволяет расширить возможности анализа и интерпретации художественного произведения, помогает выявить дополнительные и перспективные тенденции в изучении современной литературы в старших классах. В методической практике существует целый комплекс приемов, помогающих школьникам услышать и понять автора. В аспекте анализа и интерпретации текста с позиций авторского сознания, диалогического по своей природе, существующий спектр методических приемов нуждается в обогащении. Все вышесказанное определило актуальность проблемы исследования. Объект исследования – развитие диалогического мышления старшеклассников в процессе анализа и интерпретации произведений современной прозы. Предмет исследования – методика развития диалогического мышления учащихся в процессе изучения произведений современной литературы в 11 классе. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить наиболее эффективные методические приемы развития диалогического мышления старшеклассников в процессе анализа и интерпретации произведений современной прозы с целью их глубокого и адекватного понимания. В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза. Диалогическое мышление старшеклассников в процессе анализа и интерпретации произведений современной прозы будет развиваться эффективно, если: - анализ и интерпретация произведений современной литературы будут осуществляться в аспекте категории «авторское сознание», имеющей диалогическую природу и отражающей специфический взгляд на мир и человека; - постижение авторского сознания будет осуществляться в герменевтическом пространстве урока – учебного диалога и урока-диалога экзистенциальной направленности; - в процессе анализа и интерпретации произведений современной прозы будут системно применяться герменевтические приемы понимания текста, опирающиеся на определенный тип авторского сознания, специфическую поэтику произведения и создающие условия для адекватного диалога читателя-школьника и автора. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
Методологической основой исследования являются труды по философии диалога и диалогического мышления (В.С. Библер, М. Бубер, Г. Буш, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Д.И. Корнющенко, Д.С. Лихачев, М. К. Мамардашвили, О. Розеншток-Хюсси, П. Тейяр де Шарден, С.Н. Трубецкой и другие), работы о принципах исследования образа автора в процессе анализа художественного текста (С.С. Аверинцев, Р. Барт, М.М. Бахтин, В.П. Белянин, Г.И. Богин, Л.О. Бутакова, В.В. Виноградов, М.Л. Гаспаров, А.Б. Есин, И.П. Карпов, В.В. Кожинов, Н.И. Колодина, Б.О. Корман, Ю.М. Лотман, М.Н. Макеева, В.В. Одинцов, И.И. Плеханова, В.И. Тюпа, Б.А. Успенский, Л.Ю. Фуксон, В.Е. Хализев и другие), труды по методике преподавания литературы (Г.И. Беленький, С.В. Белова, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, В.И. Водовозов, Е.О. Галицких, В.В. Голубков, Н.А. Демидова, В.А. Доманский, Л.А. Забродина, С.А. Зинин, С.П. Лавлинский, М.Г. Качурин, Л.П. Крылова, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Н.Д. Молдавская, В.П. Острогорский, М.А. Рыбникова, И.В. Сосновская, В.Я. Стоюнин и другие), связанные с проблемой диссертационного исследования. При реализации поставленных задач были определены методы исследования: - теоретический анализ трудов философов, литературоведов, педагогов и психологов в соответствии с методологическими установками данного исследования; - проблемно-сопоставительный анализ программ и учебников по литературе для старших классов; - анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся старших классов, выявляющие современное состояние изучения современной прозы в аспекте исследуемой проблемы; - педагогическое наблюдение за процессом изучения художественных произведений современной литературы в старших классах;
- опытно-экспериментальная проверка разработанной и апробированной системы использования герменевтических приемов анализа художественного произведения. Исследование проводилось в несколько этапов с 2001 г. по 2009 г. Первый этап (2001-2002 гг.) – осмысление общей концепции исследования, его структуры, анализ теоретических источников, определение цели, задач и формулировка гипотезы исследования. Второй этап (2002-2004 гг.) – проведение констатирующего эксперимента, обработка полученных результатов; разработка теоретической базы исследования; первичная апробация модели изучения современной прозы и ее корректировка. Третий этап (2004-2007 гг.) – проведение формирующего эксперимента в старших классах МОУ Лицей №3, МОУ Лицей №1, МОУ СОШ № 64 г. Иркутска, МОУ Лицей №3 г. Братска. В ходе эксперимента осуществлялась корректировка разработанной модели. В формирующем эксперименте участвовало свыше 200 учащихся. Четвертый этап (2008-2009 гг.) – проверка и анализ результатов экспериментальной работы, обобщение и описание системы работы учителей, работающих в режиме эксперимента, оформление диссертации. Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость исследования:
|
Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) Работа выполнена на кафедре теории литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Тема обобщенного опыта Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции... | ||
Опыта Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы | Опыта Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В статье рассматриваются приемы нравственного воспитания на уроках литературы. Автор приводит примеры творческих работ учащихся,... | «Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии... Основная цель современной школы: это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создать... | ||
Методическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие... «Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы» | Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на... Список литературы введение 3 | ||
«Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием... | Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы | «Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка | ||
Развитие креативного мышления на уроках окружающего мира Какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, не проникали в школу,как бы не менялись программы и учебники,одной из приоритетных... | Формирование представлений учащихся о художественном пространстве... Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок по теме «Дни недели» Задача: познакомить детей с названиями... Емени. Развивающая: Развитие речи – усложнение и обогащение ее словарного запаса, Развитие мышления – развитие умений анализировать... |