Опыта





НазваниеОпыта
страница1/6
Дата публикации10.10.2014
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6



БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОПЫТА РАБОТЫ


учителя русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Плавский район

«Плавская средняя общеобразовательная школа №2»


Карпачева Сергея Владимировича

г. Плавск

2013 год


ТЕМА ОПЫТА


Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.
ИДЕЯ ОПЫТА

Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (РКМЧП)

Список ИПМ

ИПМ 1. Сведения об авторе

ИПМ 2. Введение

ИПМ 3. Условия возникновения, становления опыта

ИПМ 4. Актуальность опыта

ИПМ 5. Теоретическая интерпретация опыта

ИПМ 5.1. Теоретическая база опыта

ИПМ 5.1.1. Психолого-педагогическое обоснование педагогического опыта

ИПМ 5.1.2. Обоснование возможности использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы

ИПМ 5.2. Новизна опыта

ИПМ 5.3. Адресная направленность и область применения опыта

опыта

ИПМ 5.4. Перспективы опыта

ИПМ 5.5. Трудоёмкость опыта

ИПМ 5.6. Технология опыта

ИПМ 5.6.1. Технология «Развития критического мышления посредством чтения и письма» как способ активизации мыслительной деятельности учащихся в обучении русскому языку и литературе

ИПМ 5.6.2. Исследовательское обучение и информационные технологии на уроках русского языка и литературы как средства формирования критического мышления у учащихся

ИПМ 5.6.3. Преимущества технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»

ИПМ 6. Результативность опыта

ИПМ 7. Приложения

ИПМ 1. Сведения об авторе
d:\фото\я на фото\karpachev.jpg

  • Карпачев Сергей Владимирович



  • Дата рождения 29.11.1976




  • Педагогический стаж – 14 лет.




  • Образование высшее. Завершил обучение на факультете русской филологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в 1999 году. Присуждена квалификация учитель русского языка и литературы по специальности «Филология», учитель мировой художественной культуры.




  • Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа №2»




  • Стаж работы в МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ №2» - 11 лет




  • Квалификационная категория первая (Приказ комитета образования МО Плавский район Тульской области №170 от 07.12.2009 года)




  • Награды Грамоты комитета образования администрации

МО Плавский район 2005 г., 2013 г.


  • Контактные данные 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные Дворы, ул. Зеленая, д.8, кв.2.

Телефоны дом. (48752) 5-21-58, моб. 8 962 277 46 92

E-mail: karpachjov @ mail.ru

Повышение квалификации


Год прохождения курсовой подготовки

Место прохождения курсовой подготовки

Тема курсовой подготовки

Количество часов


2011-2012

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО

Тульской области»

Актуальные проблемы образования.

Теория и методика преподавания предмета


114


Участие в методической работе

Тема выступления

Где заслушивалось

Дата

Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как способа активизации мыслительной деятельности учащихся

Районное методическое объединение учителей

русского языка и литературы


Август 2013 г.

Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла как средство развития творческого мышления и речи учащихся

Районное методическое объединение учителей

русского языка и литературы


Август 2010 г.

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Районный семинар учителей

русского языка и литературы


Февраль 2008 г.

Интеграция в обучении русскому языку и литературе

Областная научно – практическая конференция

«Совершенствование коммуникативных навыков учащихся»

Май 2006 г.



ИПМ 2. Введение

В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ)1, которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения. Критическое мышление выступает как атрибут развивающегося, активно познающего мир человека.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. В чём причина этого?

На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Технология РКМЧП – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Объект исследования - проявление КМ у учащихся старших классов при изучении русского языка и литературы.

Предмет исследования - формирование КМ в процессе преподавания русского языка и литературы в старших классах.

Цели исследования :

- выявление педагогических и психологических и педагогических условий, способствующих развитию КМ;

- рассмотрение теоретических основ технологии «Развития критического мышления» и выявление методов и приёмов, которые наиболее целесообразно использовать в процессе формирования самостоятельной активности учащихся;

- создание оптимальных условий для развития творческих способностей школьника, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности для эффективного управления познавательной деятельностью школьников на основе технологии РКМЧП;

- соуправление учебным процессом, возможность оценки учебного труда школьниками на основе гласности и открытых перспектив; содействие повышению качества образования.

Данная работа направлена на то, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по теме, а также поделиться опытом работы в данной технологии на уроках русского языка и литературы.
ИПМ 3. Условия возникновения, становления опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

а) условия учебного заведения МБОУ «Плавская средняя общеобразовательная школа №2»:

  • в школе обучаются 497 учащихся;

  • социальная обстановка характеризуется наличием безработицы и алкоголизма;

  • родители в поисках работы уезжают в Москву и другие крупные города, а дети воспитываются близкими родственниками;

  • школа является одним из главных центров культурного досуга учащихся;

  • учебное заведение расположено в зоне радиоактивного загрязнения, что отрицательно сказалось на здоровье детей;

б) изучение и апробирование новых педагогических технологий;

в) изучение статей коллег по применению технологии развития критического мышления и применению новых дидактических технологий в методических материалах;

г) личные наблюдения за учащимися, общение с детьми и их родителями;

д) систематический анализ проверки знаний по русскому языку и литературе, итоговой аттестации по предмету;

е) повышение квалификации на курсах;

ж) анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что школа не обеспечивает формирование функциональной грамотности учащихся, их орфографической и пунктуационной грамотности;

з) недостаточная сформированность навыков и умений устной и письменной речи;

и) теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на других предметах;

к) курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.
ИПМ 4. Актуальность опыта

Одной из основных целей не только школьного образования, но и образования в целом, является овладение подрастающего поколения знаниями. Знания представляют собой важнейшую форму социального опыта, присваивая которую, человек приобщается к современной культурной традиции.

От того, насколько важным является в сознании индивидуума усвоение знаний, зависит не только его дальнейшая жизнь, но и уровень общественного развития.

Отрицательное отношение к знаниям ставит под угрозу интеллектуальное формирование личности. Поэтому важнейшей задачей школы является сохранение положительного отношения к учебе через формирование устойчивого положительного мотива обучения и, следовательно, через формирование устойчивого положительного отношения к знаниям. Кардинально изменившиеся цели и содержание образования требуют соответствующих изменений в организации учебно-воспитательного процесса, методах и формах обучения и воспитания.

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к русскому языку и литературе, в творческой самостоятельной активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения.

Опыт призван решить следующие противоречия:

  • школьники XXI века ежедневно, ежечасно получают огромное количество информации, обилие которой вовсе не приводит к системности знаний. Крайне важно формировать у школьника информационную компетентность;

  • обучение русскому языку и литературе происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, поэтому в обучении русскому языку и литературе должен быть усилен аспект культуры речи. Содержание обучения должно быть ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;

  • между малым количеством времени, выделяемого для изучения русского языка и литературы, с требованиями к качеству знаний;

  • между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие - слабой подготовкой по русскому языку и литературе и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;

  • между знаниями, полученными на уроках русского языка и литературы и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности;

  • между требованиями общества к высокой грамотности личности, к её кругозору и существующим характером обучения и воспитания детей в старшей школе;

  • между пониманием учителями значимости формирования и развития критического мышления учащихся и их неготовностью решать эти задачи в практической деятельности вследствие отсутствия необходимых профессиональных компетенций. 


ИПМ 5. Теоретическая интерпретация опыта

ИПМ 5.1. Теоретическая база опыта

ИПМ 5.1.1. Психолого-педагогическое обоснование педагогического опыта

Многие проблемы, связанные с формированием личности в подростковом возрасте (11-15(16) лет), связаны с дисбалансом биологического и социального в ребёнке.

По мнению Л.С. Выготского, переходный возраст характеризуется двумя рядами процессов: натуральным – процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, социальным – процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова.

Подростковый возраст является переходным, в первую очередь, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало отличается от детского. Подростки находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность – учёба.

К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно.

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови, их влиянием на центральную нервную систему, с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и создаёт благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности.

Важнейшая психологическая особенность подростков – чувство взрослости. Бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания. Один из них – развитие своей личности по образу и подобию личности взрослого человека, ведь именно взрослый в глазах ребёнка является самостоятельным. Отсюда стремление подростка - показать себе и окружающим, что он уже не ребёнок, утвердить себя наравне со взрослыми.

С одной стороны, ребенок тяготеет к «норме», чтобы всё у него было «как у всех», а с другой, может этих норм избегать. Подростковый возраст как важный этап становления личности – не единовременный акт, а сложный процесс личностного развития.

Важная особенность этого возраста – формирование активного, самостоятельного, творческого, критического мышления. В жизни подростка много времени отводится учёбе. В учебной деятельности свои трудности и противоречия. Важно отметить избирательную готовность и повышенную восприимчивость к отдельным сторонам обучения, особенно к тем, которые подчёркивают взрослость подростка. Особенно привлекательны самостоятельные формы организации занятий на уроке, преодоление трудностей в освоении сложного материала, самостоятельная организация познавательной деятельности за пределами школы. У подростка нередко снижается общий интерес к учёбе, что связано с тем, что школа перестаёт быть для него центром духовной жизни.

Л.С. Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребёнком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание кризиса. По мнению Л.И. Божович, с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков особенности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.

Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших и острейших проблем школы. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых.

Любая деятельность, в том числе и учебная, направлена на достижение цели. В виде цели выступает лишь желаемый результат. Именно «желаемость», привлекательность будущего результата придают ему мотивирующий характер.

Учебная деятельность противоречива. Она обладает привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результат знания. С другой стороны – всегда несёт в себе опасность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует, у ученика формируется установка на активное, творческое, самостоятельное поведение или пассивное, закомплексованное следование указаниям учителя.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара"
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Опыта iconМодульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения
Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы
Опыта iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск