1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта





Скачать 274.3 Kb.
Название1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
страница1/3
Дата публикации04.08.2014
Размер274.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3

1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта


Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность.

Как обучать русскому языку?

Русский язык и литературу преподаю в школе 35 лет. Всегда училась и продолжаю учиться преподавать уроки.

В своей работе совмещаю традиционные формы с новаторскими приёмами.

Достигала результатов, используя элементы заинтересовавших меня авторских методик и идя своим собственным путём.

Дорогу осилит – идущий!

Особое место в моей работе занимает такая форма организаций учебы, как работа «экипажами». Это группа учащихся из 4,5 человек, один из которых «командир», другой – «бортмеханик», остальные члены «экипажа». Работа «экипажами» обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствует созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Работать «экипажами» трудно, но я верю в способности детей, и они знают: будет нелегко, но им помогут.

Руководствуюсь следующими приемами в своей работе: у ученика уже есть умения и навыки, с которыми он пришёл ко мне в класс, - изучай их, развивай и совершенствуй.

Поэтому не только я ищу эффективные пути обучения, но и ученику помогаю найти самые приемлемые для него пути овладения знанием.

Когда беру новый класс (желательно пятиклассников), присматриваюсь к ним всю первую четверть. Затем делю учащихся на «экипажи».

В составе 4 человека. Комплектую их по месту жительства (микрорайонам). Так эффективнее. Они могут помогать друг другу и после уроков.

Во главе «экипажа» - командир. Это обычно сильный ученик. У него твердая «5», или к «5» надо дотянуться и закрепиться.

Рядом с командиром сидит пилот. Он помогает своему командиру. Средний ученик, это тот, кто учится на «4» или может срабатывать на «4».

Ему поможет командир, да он и сам, получив должность «зама», не уступит её, а будет стараться удержаться на своём месте.

Остальные два ученика – члены «экипажа». Это слабые в знаниях дети, их большинство. «Экипажи» могут быть постоянного и переменного состава. Дети могут переходить из одного «экипажа» в другой, но такое бывает очень редко, так как учащиеся вживаются в свой микрокласс и не хотят его покидать.

В течение всего урока стараюсь восполнить все пробелы, направляю работу. Слежу за климатом в «экипажах», не допускаю размолвок.

Работа «экипажами» - это интересная организация учебного процесса,

она позволяет подходить к каждому виду работы дифференцированно, т.е. учитывая личностные критерии. Ведь очень важно отметить ученика, который отстаёт в силу разных причин, но старается догнать класс. Командир обязательно, подводя итог работы, скажет о самой незначительной успешности ребят из своего «экипажа». Заметит всё.

Оценивая знания, я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам: двум членам «экипажа», пилоту и командиру. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи: разрешаю посмотреть «подсказку». Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.

Насколько тщательно выучены и повторены правила правописания, проверять надо постоянно.

2.1. Работа по проверке домашнего задания.

Проверка домашнего задания происходит на переменке (минут за 10,15 до звонка).

На доске заданное на дом выполняю сама или доверяю сильному ученику, тетрадь которого проверяю и оцениваю заранее.

Поэтому когда командир берет на проверку тетрадь членов своего «экипажа», он уверен в том, как надо было выполнять задание дома.

Разрешаю командирам исправлять красной пастой, увиденные ошибки, допущенные при обосновании орфограмм и пунктограмм, при разных видах разборов. Оценку командир не ставит. Письменные домашние задания после проверки в классе командиром-консультантом проверяю после уроков сама и оцениваю. Об этом предупреждаю учащихся заранее. Отметки ставлю гораздо строже, чем это делается при оценке работ контрольного характера (например, за одну оставшуюся неисправленную ошибку ученик может получить «тройку», а за две – «двойку»). В связи со сказанным учащиеся стараются быть предельно внимательными.

Вот здесь-то и проверяю грамотность и внимание моего помощника.

Каждодневная проверка домашней работы вырабатывает серьёзный подход к её выполнению, «подтягивает» ученика.

Успевает командир «экипажа» проверить и знание правила. Он отвечает первый, отвечает учителю. Этим даёт возможность другим (они покажут свои знания командиру) повторить параграф и рассказать без запинки.

Поэтому со звонком на урок знаю, насколько прочно и осознанно усвоен изученный накануне материал (по знанию параграфа командир организует индивидуальный опрос),

какие типичные ошибки допущены при выполнении домашнего задания (с ними поработаем на уроке).

В классе во время проверки домашнего задания тихая, спокойная рабочая обстановка (хотя это переменка!) но ни беготни, ни крика.

«Рассчитался» с командиром и - свободен. Отдыхай.

Если дома ученик всё выполнил добросовестно, то на проверку уходит мало времени.

Со звонком на урок в бортжурнале командир отметит выполнение домашнего задания: упражнение + знание правила. Так отмечается готовность «экипажа» к уроку. (Приложение №2.)

А учитель поставит оценку в графу «Изюминка». (Приложение №4.)

Командиры во время взаимопроверки работ, стараясь не нарушить тишины в классе, медленно проходят по рядам и вполголоса дают консультации тем учащимся, которые в них нуждаются. Поэтому командир не только должен знать отлично программный материал, чтобы проконтролировать товарищей, но и уметь объяснить этот материал, помочь выполнить непонятное задание.

Указанный способ проверки целесообразно соединить самоконтролем, предварительно наказав учащимся сделанные на классной доске записи, которые содержали слова с трудными орфограммами, а также предложения (иногда и небольшие тексты), пунктуационное оформление которых является достаточно сложным.

Важной составной частью данного способа проверки домашних заданий является итоговая беседа, в ходе которой выясняю причины ошибок и определяю способы их предупреждения и исправления.

В процессе выполнения подобной работы у учащихся развивается орфографическая и пунктуационная зоркость, а также умение самостоятельно определять характер ошибок и находить средства для их преодоления.

К концу 5 класса применяю для проверки домашнего задания способ самопроверки. Учащиеся проверяют на уроке свои работы путём сличения их с образцами выполнения упражнений, заранее записанными на доске. Затем организую беседу с классом, во время которой ученики задают вопросы о любом из случаев сомнительных написаний. Сама не тороплюсь отвечать, а адресую соответствующие вопросы классу, тем самым вовлекая всех учащихся в активную мыслительную деятельность.

Такой вид проверки домашних заданий, как показывает практика, является весьма эффективным. Во-первых, он развивает орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, во-вторых, повышает ответственность за порученную работу и, наконец, дисциплинирует мышление.

Сличая свою запись с написанной на доске, ученик мобилизует внимание, учится думать, анализирует изучаемое. Со временем у школьников вырабатываются навыки абсолютно самостоятельной работы при выполнении различного вида тренировочных упражнений.

Тщательная подготовка учениками домашних заданий значительно усиливает развивающий потенциал обучения.

Чтобы разнообразить работу по проверке домашнего задания, необходимо чтобы командиры имели чёткое представление о том, как работают другие «экипажи», даю командирам разрешение обмениваться тетрадями.

Такая работа достаточно эффективна.

Повседневный контроль учителя и командиров «экипажей» за тем, выполняют ли школьники домашнее письменное задание, играет положительную роль.

Учу, чтобы письменное объяснение сочеталось с графическим. Это необходимо как для орфографически-трудных слов, так и для пунктуационных правил. Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму, а в устных работах обязательно называют её. «В слове далёкий в корне безударная гласная, проверяемая ударением,- даль». Очень помогает здесь справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней пятого класса ученики должны научиться пользоваться.

Самое ценное в этом приёме – те огромные возможности, которые он предоставляет для развития мышления учащихся. Чтобы научить ребят пользоваться способом обоснованного приёма, нужно научить их думать. Они должны суметь по определённым опознавательным признакам найти нужную орфограмму; определить, какое правило следует в данном случае применить, а для этого провести строгий, последовательный анализ орфограммы, соответствующий логике данного случая правописания. Такой грамматико-орфографический разбор слова включает и сложные элементы анализа - вычленить, отграничить данную часть речи от других, и необходимость подвести данный вид орфограммы под определённые признаки, и умение видеть главное, необходимое и в тоже время достаточное, что определяет написание данного слова.

Различные виды работ, проверка домашнего задания командирами «экипажей» проходят успешно, так как в кабинете русского языка есть необходимое для этого оборудование и соответствующие дидактические средства: доска с распашными створками, экранная аппаратура, комплекты словарей, справочников и наглядных таблиц.

2.2 Приёмы объяснения нового материала.

Доверяю объяснять командирам «экипажей» и новую тему: Заранее дома прошу внимательно поработать над параграфом, составить подсказку к новой теме.

Делают это по очереди. Стараются, соревнуются друг с другом, кто грамотнее подготовится и защитится.

Я тоже готовлюсь: работаю над опорным сигналом (таблицей, схемой). (Приложение №1.)

Когда ученик оформит на доске «подсказку», вывешиваю рядом свою. Ребята сравнивают и убеждаются, что командир справился с заданием.

Если же он отметил не все условия выбора написания, то эта опора помогает ему и всем остальным найти недочёт. Объяснять лучше по готовой «подсказке», так как она более яркая и чёткая. Такие «подсказки» заготовлены у меня по всем правилам 5-9 кл.

Бывает, что командиры подсказывают необычные элементы будущей «подсказки». Так появилась «Ромашка» в 6кл. к теме «Местоимение», каждый с интересом заполнял лепесток, отданный новой теме.

Самостоятельное изучение нового материала, работа в постоянной четвёрке.

Если в новой теме выделяются два относительно независимых вопроса, строю изучение следующим образом: Командир и его помощник получают один из двух вопросов

(1 вариант – 1-й вопрос, 2 вариант 2-й вопрос) и изучают по учебнику с помощью карточки, затем объясняют членам своего «экипажа».

Что делают слабые ученики? Можно одного слабого прикрепить к командиру, другого

к помощнику командира.

В течение урока учащиеся, которые чувствуют себя неуверенно, могут обратиться и получить помощь и поддержку у командира «экипажа» или его помощника.

Так, например, было организовано изучение темы «Мягкий знак на конце и в середине числительных» в 6 классе.

В начале урока кратко сообщается классу о порядке работы на уроке, раздаются карточки и памятки.

Памятка для работы.

Выполни 1-е и 2-е задания своей карточки.

Расскажи свой теоретический вопрос, продиктуй, а товарищи запишут в рабочую тетрадь примеры, прокомментируют. Ответь на их вопросы.

Выслушай рассказ товарища по его теоретическому вопросу. Запиши в тетрадь прокомментированные примеры. Уточни с помощью вопросов всё, что показалось не совсем ясным.

Выполни 2-е задание из карточки напарника (и одновременно дай ему выполнить своё 2-е задание).

Сверьте (сравните), одинаково ли вы выполнили ваши 2-е задания (грамотность, комментирование). В случае необходимости воспользуйтесь орфографическим словарём или обратитесь к учителю.

Выполни 3-е задание карточки.

Проверь вместе с товарищем, как вы выполнили 3-е задание.

Если осталось время, выполняй дополнительные задания.

Карточка №1.

Ь для обозначения мягкости согласных на конце количественных числительных.

Прочитай по учебнику теорию стр.142. Определи и сформулируй главную мысль (вывод). Запиши в тетрадь примеры для ответа в виде плана графически прокомментируй их. Если потребуется, сделай другие нужные тебе записи.

Выполни упражнение 352, графически прокомментируй написание Ь.

Для закрепления выполни самостоятельно упражнение 354, графически прокомментируй написание Ь.

Дополнительные задания к упражнению 354:

- разбор слова по составу,

- словообразовательный разбор,

- составить 2-3 предложения с обращениями, употребить в них числительные.

Карточка №2.

Ь в середине количественных числительных.

- сложных слов (в И.п. и В.п.)

Прочитай правило стр. 142 в рамке. Определи, какие условия, сколько, в какой последовательности предлагает учитывать учебник для объяснения написания Ь. Запиши в тетрадь примеры в виде плана, сделай необходимые комментарии. Если потребуется, сделай и другие записи. Выучи правило.

Выполни упражнение 353 по заданию учебника.

Для закрепления выполни самостоятельно упражнение 354, графически прокомментируй написание Ь.

Дополнительные задания к упражнению 354:

- разбор слова по составу,

- словообразовательный разбор,

- составить 2-3 предложения с обращениями, употребить в них числительные.

Сначала тема изучается с помощью карточек (в «экипажах»), выполняются упражнения.

Заканчивается урок выполнением комплексной работы по упражнению 355 под руководством учителя. Ученики сначала читают текст, затем определяют его тему и основную мысль, стиль речи, подбирают заголовок. После выяснения значений слов печать и экземпляр (используются словари) класс приступает к письменному выполнению упражнения.

Домашнее задание предлагаю дифференцированно, что обеспечивает индивидуальный подход к разным по уровню развития и степени подготовленности ученикам. Три варианта рассчитаны на учеников

увлеченных, легко усваивающих материал;

испытывающих определённые затруднения;

имеющих существенные проблемы в знаниях, неуверенных в себе.

Каждый ученик в «тетрадке-подсказке» записал Памятку «Как выполнять задание по русскому языку».

Памятка для учащихся.

Выполняй домашнее задание по русскому языку одним из первых, лучше всего в тот же день, когда был урок.

Познакомься с содержанием теоретической части заданного параграфа, выучи формулировки правила, определения. Постарайся при этом подобрать свои примеры.

Затем приступай к выполнению упражнения или другого практического задания. Контролируй себя выученным правилом. Не забудь выделить орфограммы, пунктограммы, если это требуется по условию задания. В случае затруднений пользуйся материалами школьных словарей (толкового, орфографического, иностранных слов, антонимов и т.д.)

Тщательно проверь упражнение, руководствуясь выученным правилом, определением.

Если есть возможность, попроси родителей проверить, как ты понял теоретическую часть параграфа.

Если что-либо останется непонятным, обратись к командиру или учителю до начала урока или с его (учителя) разрешения на уроке.

Организованная правильно, с педагогической точки зрения, домашняя работа, способствует развитию и совершенствованию целого ряда важнейших психологических качеств личности учащихся: памяти, воссоздающего воображения, мыслительных и речевых навыков, воли, настойчивости, целеустремлённости в приобретении знаний.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconОпыта условия возникновения, становления опыта
И, наконец, владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством культурного, образованного человека. Я работаю учителем...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconI. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта icon2. Условия возникновения, формирования и становления опыта
Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconВ. О. Ключевский Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу...
Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу «сош №77» Авиастроительного района города Казани. Условиями возникновения и становления...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconОсновные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта
В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта icon1. 1 Условие возникновения и становления опыта
Сегодня к выпускникам школ приложены довольно высоки требования, так как с каждым днем усложняются социально-экономические процессы,...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconМетодические рекомендации по выполнению реферата реферат содержит следующие разделы
Во введении раскрывается актуальность поставленной проблемы, ее значение на современном этапе, роль в реформировании налоговой системы...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconМетодические рекомендации по выполнению реферата реферат содержит следующие разделы
Во введении раскрывается актуальность поставленной проблемы, ее значение на современном этапе, роль в реформировании налоговой системы...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconД филос н., проф. Ю. И. Борсяков
В этом процессе повседневность выступает как «сфера», где собираются и хранятся осмысленные осадки прошлого опыта. «Оповседневнивание»...
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconМетодика учебного проектирования в формировании творческой деятельности...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей
1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск