Скачать 143.27 Kb.
|
Мышук Г.А., учитель музыки Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности. Причины обращения к проблеме: Неудовлетворенность творческими способностями учащихся. Цели и задачи развития творческих способностей учащихся. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы. увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, педагог опирается на следующие принципы:
Теоретическая база опыта. Для осуществления поставленных задач педагог применяет те методы и приёмы, которые подробно изложены в работах: Богоявленской Д.Б. Психология творческих способностей Кирнарской Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способностиАрановского М.Г. Проблемы музыкального мышленияТороповой А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образованияТеплова Б. М. Психология музыкальных способностей. В этих работах приводятся конкретные примеры формирования и развития творческих способностей: Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности: 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии – это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического (высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, т.е. внутреннего слуха); 3 – ритмическое чувство – способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства. Ещё один аспект теории – рассматривание музыкальности как определенной структуры, в которой не просто выделяются отдельные способности, а устанавливается их тесная взаимосвязь. Дополняя или компенсируя друг друга, одни из них становятся основными, ведущими, другие, вступая в контакт, проявляются уже по- новому. Однако, главное, по мнению ученых, заключается в том, что музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Значит, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем более возникает потребности и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности … Новизна опыта. Развитие творческих способностей имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им музыкальность, ввести в мир музыки и искусства, позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Ведущая педагогическая идея. При реализации личностно-ориентированного обучения педагог координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие личности учащихся. Музыкально-педагогическая идея урока, объединяющая все элементы и грани урока, активнейшее участие в ней самой музыки, направленность всех видов музыкальной деятельности школьников на развитие музыкального восприятия. Урок музыки – урок искусства. Художественно-педагогическая идея урока, воплощена в «вечных темах» искусства и жизни. Технология проведения урока музыки. Технология как система педагогических приемов, включающая способы деятельности учащихся и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя. Технология в структуре урока искусства как ориентир для различных форм организации общения с искусством. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира. Целью таких уроков является: 1. Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры. 2. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности. 3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции. 4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения сущности музыки. Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы: 1. Накопление впечатлений; 2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях; 3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании; 4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического. Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач: 1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром; 2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа; 3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:
Наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся: “Найди ошибку” Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении. “Карточки” “Карточки” я использую как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала. Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д. Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при закреплении. Тест на опознание 1. Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано? Да. Нет. (Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано). 2. И. А. Крылов написал свою басню «Квартет» с точки зрения знатока или дилетанта? Да, знатока. (Крылов играл на скрипке, выступал в составе ансамбля, давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения). Нет, дилетанта. Тест на различение 1. Какие сказки не получится прочитать детям на ночь? А. Матушки Гусыни В. Венского леса Б. Семи гномов Г. Шахерезады 2. О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника? А. Соловей В. Воробей Б. Жаворонок Г. Орёл Тест на классификацию 1. Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые: А. тромбон Г. труба Б. флейта Д. кларнет В. скрипка Е. туба 2.Назови героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино» А. мальчик – луковка Г. тыковка Б. принц апельсин Д. граф Вишенка В. сеньор Помидор Е. садовник Тест – подстановка 1. Музыкальное произведение, в котором мелодия исполняется голосом, на какой – либо звук или слог – это….(вокализ). 2. Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи танца – это….(балет). Тест конструктивный 1. Фамилия композитора, о котором К. Паустовский поведал в рассказе «Старый повар»? (Моцарт) 2. Музыкальный инструмент, который композиторы часто используют при создании картин борьбы, стремительной скачки, торжества. (труба) 1. Лишнее слово: скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист 2. Соединить названия произведений с именами композиторов: Н. А. Римский – Корсаков «Рассвет на Москве-реке» М. И. Глинка опера «Садко» М. П. Мусоргский опера «Иван Сусанин» опера «Сказка о царе Салтане» 3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова: Украина - … Белоруссия - … Молдавия - … Закавказье - … Россия - … 1. Назвать любимое произведение и его автора:… 2. Звучащая викторина: определить по фрагменту Название - … Композитор - … Тип оркестра - … 1. Дописать название произведений «Испанский … .» «Арагонская … .» «Санта … .» 2. Родина танцев: Хота - … Лезгинка - … Хоровод - … Чардаш - … Вальс - … Полонез - … 3. Соединить фамилии с именами Глинка Иоганн Римский – Корсаков Михаил Чайковский Фридерик Шопен Николай Штраус Пётр 4. Родина композиторов: Бах - … Моцарт - … Бетховен - … Шопен - … Григ - … Глинка –… 5. Развернуть: симфонический оркестр: деревянные духовые:_____________________________________________ медные духовые:_________________________________________________ струнно – смычковые:____________________________________________ ударные:________________________________________________________ 1. Диктант: значение подчёркнутых слов: опера, либретто, увертюра, балет, квартет, вокализ. __________________________________________________________ __________________________________________________________ Пронумеровать слова в соответствии с определением (перед словом) 2. Жанры, в которых соединились музыка и литература: 3. Лишнее слово (подчеркнуть): ария, либретто, увертюра, дуэт, хор, кордебалет. оркестр, балетмейстер, па-де-де, вариация, ария. 4. Определить жанр и композитора: «Жаворонок» - «Лебединое озеро» - «Щелкунчик» - «Иван Сусанин» - «Садко» - «Моя Россия» - 5. Музыкальная викторина: 1. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации? «Царевна Лебедь» Врубеля ----- «Богатыри» Васнецова ------ Изображение гнома----- 2. Соединить названия произведений с именами композиторов: «Богатырская» симфония Мусоргский «Гном» Чайковский «Апрель. Подснежник» Дебюсси «Лунный свет» Бородин 3. Кто из выдающихся русских композиторов был: морским офицером - … ученым, химиком - … Кого из русских композиторов называют: «Сказочник русской музыки» - … «Солнце русской музыки» - … 4. Свернуть: Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - … Мелодия, ритм, тембр, динамика - … 5. Назвать понравившееся произведение - … 6. Музыкальная викторина: Результативность. Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты: все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт; 100% успеваемость; процент качества за предыдущий год по всем классам составляет от 90 до 100%. Учащиеся принимают активное участие на многих мероприятиях школьного и муниципального уровня. В 2008 году, вокальная группа «Радуга» МОУСОШ №1 г.Ипатово, была награждена грамотой за активное участие в районном фестивале комсомольской песни, посвящённом 90-летию ВЛКСМ. В 2009 году младшая группа хорового коллектива «Радуга» МКОУСОШ №1 г. Ипатово за активное участие в фестивале «Мы – ветвь на дереве могучем», посвящённом 85-летию Ипатовского района и 30-летию города Ипатово, была награждена дипломом « союза молодёжи Ставрополья». А 19 ноября, того же года, хоровой коллектив «Радуга» был награждён дипломом за творческие успехи и активное участие в краевом конкурсе хоровых коллективов «Звучи, Ставрополье!» посвящённого 65-й годовщине в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. Адресная направленность Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане. Область применения Для преподавания в 1–7-х классах. Заключение. На современном этапе развития образовательной системы Российской Федерации востребована и является педагогически ценной та методика преподавания предмета, которая использует активность учителя и ученика. Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства. У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. |