Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта





Скачать 223.44 Kb.
НазваниеМетодика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта
Дата публикации08.07.2014
Размер223.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Обобщение педагогического опыта учителя технологии

высшей категории Мурадян Татьяны Ивановны(Слайд 1)
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности  и развитии творческих способностей


  1. Условия возникновения, становления опыта.(Слайд 2)

Важнейшими условиями, определяющими содержание профессиональной деятельности любого учителя, являются образовательные потребности и личностные возможности учащихся, требования государственных стандартов, реалии материально-технической базы образовательного учреждения, уровень квалификации и обоснованный выбор используемых образовательных технологий. В своей педагогической практике я использую следующие образовательные технологии:

  • Исследовательские методы обучения;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Проблемное обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • Проектные методы обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

Использование в процессе обучения современных технологий, методов и приемов считаю продуктивным и интересным.

В моей работе сложилась определенная система оценки результативности реализации образовательных технологий. Применение каждой из них обладает разной степенью эффективности на различных уроках. Приведу пример использования технологий на разных типах уроках: (Слайд 3)
Использование образовательных технологий на уроках

Вид урока

проектно-исследовательская технология

инфомационно-коммуникационная технология

Теоретический урок

70%

30%

Практический урок

80%

20%

Комбинированный урок

70%

30%

Контрольно-проверочный урок

30%

70%

Максимальная степень эффективности той или иной технологии на уроке – 100%. Тогда наиболее эффектным при проведении уроков будет сочетание, например, метода гипотез (проектно-исследовательской технологии) и сопровождение урока видеорядом (инфомационно-коммуникационной технологии).

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения

рассматриваются как средства их достижения.

Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере. Результаты проведенного тестирования учащихся показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. Так, 20 % учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80 % учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческой деятельности школьников в организации учебного процесса. (Слайд 4)

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

  1. Актуальность опыта (Слайд 5)

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

 Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста. Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве учащихся и учителя должен быть направлен на повышение творческой деятельности и развитие творческих способностей при выполнении творческих проектов по технологии.

Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании метода проектов.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической, проектной деятельности при выполнении творческих проектов на уроках технологии

  1. Ведущая педагогическая идея опыта(Слайд 6)

Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:

- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;

- учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно - урочную систему обучения.

Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.

Следует отметить, что процесс проектирования складывается из взаимосвязанных этапов и стадий, выработанных в результате длительного опыта и теоретических обоснований.

Цель учебное проектирование направлено в на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования — субъективна.

  1. Длительность работы над опытом(Слайд 7)

Работа над опытом продолжалась в течение 15 лет. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и развивать творческие способности, я пришла к выводу, что необходимо изучать методику учебного проектирования и в полной мере ее использовать. Работать над этой проблемой я начала с 1998 году. Проектный метод обучения влечет за собой и применение следующих технологий: личностно-ориентированную и проблемное обучение.

  1. Диапазон опыта (Слайд 8)

Опыт работы реализуется через систему уроков технологии  в 5 – 11 классов ( по 10 часов в каждом классе отводится на раздел «Творческий проект),  внеклассную работу (кружок «Юная мастерица»), участие в различных муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

  1. Теоретическая база опыта ( Слайд 9)

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн - проекты, бизнес - проекты, шоу - проекты и т.д. Они такие разные, но почему все они называются одинаково?

Что же такое проект?         

Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план» . Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

Обратимся еще раз к словарю: «Метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов  возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд  Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

 В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Но  постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

  1. Технология опыта (Слайд 10)

Одним из важных отличий учебного проектирования является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку учащимися (группой учащихся) функциональных вопросов, решение конструкторских, формально-эстетических, эргономических, технологических, экономических, организационно- практических и других задач. Данный подход позволит добиться создания в ходе учебного проектирования объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательной процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности учащихся, их способностей, склонностей и интересов.

Для выполнения общей комплексной задачи проектирования (проектного задания) необходимо решить ряд задач, взаимосвязанных и взаимообуславливаемых, но различающихся по своему содержанию и характеру деятельности.

Рассмотрев содержание процесса проектирования, мы посчитали возможным выделить следующие виды задач (в зависимости от превалирующей в ходе их решения деятельности):

  • - информационно - исследовательские задачи;

  • - конструкторские задачи;

- технологические задачи

Информационно - исследовательские задачи. Данные задачи имеют своей целью сбор необходимой информации о исследуемом объекте или явлении, ее дальнейший анализ и обобщение. Вместе с тем, данные задачи направлены на развитие мышления учащихся и формирование приемов и способов мыслительной деятельности.

Структура данной задачи строится, исходя из следующих этапов:

  • 1. Определение предмета информационного поиска, исходящее из общей задачи проектирования.

  • 2. Выделение его основных качеств и признаков.

  • 3. Определение критериев для сравнительного анализа.

  • 4. Сбор и осмысление полученной информации.

  • 5. Сравнительный анализ полученной информации.

  • 6. Обобщение.

Первые три этапа связаны с определением и конкретизацией предмета исследования, выделением его основных качеств, признаков и свойств, а также определением критериев для дальнейшего сравнения и обобщения, исходя из направлений предпроектного анализа: анализа функционирования; изучения конструкций и их технологической реализации; эргономического исследования; анализа формально - эстетических решений; анализа экономического фактора и т.д.

Четвертый и пятый этапы тесно связаны со сбором и мыслительной обработкой информации. На данных этапах происходит осмысление и сравнительный анализ поступившей информации о качествах и свойствах аналогичных объектов с целью их дальнейшего обобщения.

Шестой этап. Мыслительные операции, рассмотренные на предыдущих стадиях (анализ и выделение главного, сравнение), непременно должны быть направлены на формулирование вывода в результате проведенного обобщения, т.е. выделение наиболее общих, существенных признаков, характеристик, формулирование ведущих понятий, идей.

Конструкторские задачи. Данные задачи направлены на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного.

Процесс решения конструкторской задачи строится на основе целостности процесса художественного и технического конструирования. Техническое конструирование направлено на создание объекта в его функциональной, материальной основе. Художественное конструирование направлено на создание целесообразной предметной формы, образа объекта, согласно закономерностям формообразования: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности, динамичности, цветового оформления и т.д..

Следует отметить, что данные задачи, основанные на использовании поисковых, исследовательских методов, являются одним из важнейших средств развития творческих способностей учащихся, наблюдательности, пространственного воображения, мышления и направлены на формирование и развитие интеллектуальных, художественно - графических, конструкторско - технических, технико - технологических умений и навыков учащихся.

Структура данных задач в контексте процесса творческого проектирования строится на основе следующих этапов: (Слайд 11)

  • 1. Формулирование конструкторской задачи (проблемы) (на основе проведенного на предыдущем этапе предпроектного анализа).

  • 2. Формирование идеи (создание идеальной (мысленной) модели).

  • 3. Поиск и анализ возможных вариантов решения конструкторской задачи (создание образно - знаковых моделей проектируемого объекта: схем, набросков, эскизов).

  • 4. Конкретизация и проработка лучшего решения (создание образно- знаковой модели проектируемого объекта: технической документации).

  • 5. Создание опытного образца и его апробация (создание материальной модели проектируемого объекта и его дальнейшие испытания).

  • 6. Корректировка и оценка предыдущей деятельности.

Первый этап решения конструкторской задачи заключается в критическом осмыслении предшествующего опыта на основе проведенного предпроектного анализа. Результатом данной деятельности является формирование проблемной ситуации, ее осмысление и постановка конкретной конструкторской задачи, включающей: цель, исходные данные, возможные условия решения и средства достижения поставленной цели. Данный этап решения конструкторской задачи характеризуется превалированием мыслительной деятельности учащихся, основным содержанием которой является аналитическая деятельность в сочетании с комбинаторной деятельностью

Второй и третий этапы решения конструкторской задачи связаны с зарождением, формированием конструкторской идеи проектируемого объекта, а также поиском возможных вариантов ее воплощения. На данных этапах определяется принцип действия будущего изделия, его структурно- пространственное решение, материаловедческое воплощение и осуществляется анализ и поиск возможных решений с позиции целостности данного процесса, ясности и простоты конструкции, оправданности внешних форм и размеров, их оптимального соответствия назначению проектируемого объекта. Результат второго этапа состоит в разработке мысленной модели будущего устройства, определении функциональной и структурной схемы конструируемого объекта в виде идеи - образа. В процессе поисково-конструкторской деятельности идеальные модели выполняют роль мысленных образов, "конструкций", которые человек создает в своем воображении и над которыми совершает мысленные операции и преобразования. На третьем этапе данная образная (мысленная) модель фиксируется в виде образно - знаковых моделей: схем, набросков, эскизов, становясь наглядной.

Этап конкретизации связан с отбором лучшего решения и последовательным достижением его оптимального конструкторского воплощения. Результат данного этапа заключается в создании образно-знаковой модели в форме необходимой технической документации: чертежей, технологических карт и т.д. Так называемое, графическое конструирование позволяет более четко осмыслить возникшие идеи, конкретизировать и детализировать их.

Успешность выполнения данного этапа во многом зависит от сформированности у учащихся графических знаний и умений, необходимых для чтения, составления чертежей и другой технической документации.

Этап создания опытного образца связан с необходимостью проверки на практике реальности замыслов, целесообразности и рациональности технических решений.

Осуществление данного этапа решения конструкторской задачи связан с овладением учащимися технико-технологическими знаниями и умениями для материального воплощения разработанной конструкторской идеи.

На основании выполненных учащимися разработок, проведенных испытаний, выявления и осуществления необходимых доработок можно говорить о создании объекта для реального применения.

Рассматривая данный тип задач, целесообразно выделять в их содержании художественно - конструкторские и конструктивно-технических задачи, соответствующие художественному и инженерному проектированию. Таким образом, появляется возможность дифференциации процесса проектирования с учетом развития у учащихся способностей к художественному (основанному на наглядно - образном мышлении) и техническому (основанному на предметно - действенном мышлении) творчеству.

Вместе с тем необходимо дифференцировать конструкторские задачи по уровню сложности и на этой основе возможно индивидуализировать процесс обучения конструированию с учетом сформированности конструкторских умений учащихся: Слайд 12

  • - задачи на конструирование по образцу;

  • - задачи на доконструирование (доработка или поиск отсутствующего звена);

  • - задачи на переконструирование (внесение конструктивных изменений);

  • - задачи на конструирование по собственному замыслу (творческие задачи).

Технико - технологические задачи. Данный вид задач, наиболее разработанный в курсе технологии и нет необходимости их подробного рассмотрения.

Согласно логике процесса проектирования, технико-технологические задачи направлены на осуществление практической реализации идеи проекта и имеют следующую структуру: (Слайд 13)

  • 1. Ознакомление с технической документацией.

  • 2. Планирование предстоящей деятельности.

  • 3. Подготовка материалов, оборудования и инструментов.

  • 4. Выполнение технологических операций по изготовлению отдельных деталей.

  • 5. Сборка отдельных узлов и всего изделия.

  • 6. Отделка изделия.

  • 7. Испытание в реальной действительности.

  • 8. Контроль качества осуществляется во время и после каждого этапа выполнения технико - технологической задачи.

  • Содержание деятельности учащихся в ходе выполнения технико-технологической задачи разнообразно и связано с необходимостью решения учащимися материаловедческих, технологических, организационных, эксплуатационных, экономических, художественно - эстетических и других вопросов.

  • Следует отметить, что характер деятельности учащихся при выполнении данных задач не носит сугубо репродуктивный характер. Учащимся приходится так же решать вопросы, связанные с выбором материала, разработкой технологической последовательности изготовления изделия, созданием приспособлений, рациональной организацией технологического процесса, распределением ролей при групповой организации процесса, расчетом экономической целесообразности и т.д., то есть решать задачи на частично - поисковом и творческих уровнях деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов: (Слайд14)

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы - задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

  • - выдвижение гипотез их решения;

  • - обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • - обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и др.);

  • - сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • - подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • - выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Основными критериями выбора проектов являются (Слайд 15)

  • оригинальность, доступность, надежность;

  • техническое совершенство;

  • эстетические достоинства;

  • безопасность;

  • соответствие общественным потребностям;

  • удобства эксплуатации;

  • технологичность;

  • материалоемкость;

  • стоимость и т. д

Трудности при организации  проектной деятельности :    

  •  постановка ведущих и текущих целей и задач;

  •  поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

  •  осуществление и аргументация выбора;

  •  сравнение полученного с требуемым;

  •  корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;

  •  объективная оценка деятельности и результата проектирования.

  1. Результативность опыта (Слайд 16)

Метод учебного творческого проекта, и прежде всего в образовательной области «Технология», позволяет восполнить существующий в системе школьного образования дефицит возможности самостоятельной практической деятельности учащихся, проявления ими творческой активности, реального применения полученных знаний. Правильно организованная проектная деятельность предполагает самостоятельный выбор школьником темы проекта, проведение исследования, принятие обоснованного решения, разработку конструкторско — технической документации и выполнения изделия, экономическую и экологическую оценку процесса и результата своего труда и его публичную защиту.

Метод проектов  ориентирует учебный процесс  на решение учащимися  познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

Ведущие положения метода проектов основаны:

  • на связи идеи проекта с реальной жизнью;

  • на учете  особенностей  личности  учащихся;

  • на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся  к более качественному овладению знаниями;

  • на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,  равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;

  • на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

В результате творческой деятельности метод имеет следующие показатели:

строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;

сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;

вырос интерес у учащихся к изучению технологии;

благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии. (Слайд 17)

Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей. Опираясь на повышенный интерес  к практической деятельности на уроках технологии,  позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов. Для  развития творческих способностей учащихся реализуется система внеклассной работы по технологии . Одним из важных показателей формирования творческой деятельности учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на конкурсах за период с 2009-2012 г.г.(выполнены во внеурочное время).

Ф.И. класс

Место

Название проекта

Уровень

Крапивина Екатерина 9 класс

2,4, сертификат

Канзаши -дыхание востока

Муниципальный, региональный, всероссийский (итоги не подведены)

Шаяхметова Валерия 6 класс

Свидетельство участника ,2

Загадка голубого цветка

Муниципальный, всероссийский

Групповой проект 8 класс (Социальный проект)

1,1

Мост любви

Муниципальный, региональный

Групповой проект 7-9 класс (Социальный проект)

1,1,3 сертификат

Дорога БЕЗопасности

Муниципальный, региональный, всероссийский

Глухман Екатерина

10 класс

2

У России очи сини

Региональный

Кучма Марина и Шляхта Анна 8 класс

1,4

Бумажная филигрань

Муниципальный, региональный

Список используемой литературы.

1. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002.

2. Научно — методический журнал «Школа и производство» №6, 2004.

3. Научно — методический журнал «Школа и производство» №4, 2005.

4. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002.

5. Практико - ориентированные проекты. Технология. 7-11классы /авт. - сост. В.П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009.

6. Творческие проекты учащихся V-IX  классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр «Технология». – Брянск, 1996.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

8. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. –   М.: Вентана-Граф, 2003.

9. Ушачев В.П. Обучение основам творческой    деятельности:  Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconРазвитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconI. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconОпыта условия возникновения, становления опыта
И, наконец, владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством культурного, образованного человека. Я работаю учителем...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта icon2. Условия возникновения, формирования и становления опыта
Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconКонкурс рисунков «Моя любимая мама»
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, секций; совместной...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта icon«Размещение и миграция населения»
«Возможность проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся»
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconГараева Надежда Викторовна приложение 1 к статье на тему Проект реализации...
Проект реализации проблемно-игровых ситуаций в развитии творческих способностей дошкольников”
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconПрограмма внеурочной деятельности (художественно эстетическое направление)...
Внеурочная деятельность в гимназии является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема опыта Использование различных видов художественной деятельности как условии развития творческих способностей обучающихся на...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта iconО проведении районных конкурсов творческой и профилактической направленностей
В соответствии с планом работы управления образования на 2012-2013 учебный год с целью развития творческих способностей обучающихся,...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей Условия возникновения, становления опыта icon2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск