I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта





Скачать 254.96 Kb.
НазваниеI. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
страница1/2
Дата публикации27.07.2013
Размер254.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2
Тема:

Формирование личности безопасного типа поведения на уроках ОБЖ на основе использования технологии решения конкретных ситуаций
I. Информация об опыте

1.1. Условия возникновения и становления опыта
МБОУ «Кривцовская СОШ» расположена в селе Кривцово Яковлевского района Белгородской области. В школе учатся дети из близлежащих населенных пунктов, поэтому для учащихся, проживающих в селах В.-Ольшанец, Сабынино, Н.-Оскочное , Сажное, организован подвоз на занятия школьным автобусом.

Инфраструктура Кривцовского сельского поселения представлена молочной фермой «Зелёная долина», двумя магазинами, домом культуры, детским садом, офисом врача общей практики, почтой. Рабочих мест недостаточно, поэтому родители 60 % обучающихся вынуждены работать в различных организациях г. Белгорода, Строителя. Дети, вернувшись из школы, часто предоставлены сами себе. Чем они занимаются дома? Учат уроки? Смотрят телевизор? Разогревают обед? Идут гулять со сверстниками? Но оставляя их одних, мы не знаем, в какую ситуацию они могут попасть.

К сожалению, нет еще в мире системы, способной полностью защитить своих маленьких граждан. Нет стопроцентной гарантии того, что ребенок будет в абсолютной безопасности: дома, на улице, в школе, на детской площадке, перед экраном телевизора или компьютера. Возникает все больше и больше опасностей, на которые необходимо реагировать быстро и эффективно.

Когда 4 года назад на меня возложили обязанность сопровождать детей во время подвоза в школу и обратно, я обратила внимание на то, что многие не знают правила дорожного движения, правила поведения во время движения, особенно дети младшего возраста.

Проведённая диагностика знаний ПДД показала, что правила пешеходов знают в 1 классе- 20% обучающихся, во классе- 25%, в 3 классе -37%, в 4 класс- 39 %. Для проверки знаний использовался диагностический материал по теоретической части курса ПДД1 ( приложение 1).

Эти неутешительные данные заставили задуматься и над другими вопросами, знают ли дети правила поведения в доме, на улице, на водоёмах, при пожаре, правила оказания первой медицинской помощи, как относятся к урокам ОБЖ.

Диагностика отношения обучающихся к предмету с помощью теста-рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ».

С целью оценки уровня мотивации и познавательной активности обучающихся был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой), направленный на изучение уровней познавательной активности, который также показал слабую заинтересованность детей в изучении предмета ОБЖ.

Передо мною встал вопрос: «Как на уроках ОБЖ повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, научить их безопасному поведению, сформировать личность безопасного типа».
1.2.Актуальность

Формирование личности безопасного типа является прямым социальным заказом общества.

Безопасность является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях.

Поэтому вопросы формирования личности безопасного типа выходят на первый план. Не вызывает сомнений потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению. Эта задача стала ключевой на уроках ОБЖ. В ее успешном разрешении заинтересованы все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители (законные представители), государство, общество. В процессе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

  1. между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности

жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;

  1. между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими возможностями использования технологии решения конкретных ситуаций (ситуационных заданий), позволяющих повысить эффективность преподавания предмета;

  2. между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников, родителей и учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.

Разрешение указанных противоречий через применение современных образовательных технологий приведет не только к совершенствованию преподавания ОБЖ, но и позитивному изменению уровня знаний и умений, необходимых для формирования личности безопасного типа.
1.3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования личности безопасного типа посредством широкого использования в учебном процессе технологии решения конкретных ситуаций, выстраивания алгоритмов действий в условиях повседневной жизни и чрезвычайных ситуаций.
1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2009 года по январь 2013 г., с момента выявления противоречий между имеющимся и желаемым уровнем сформированности у обучающихся безопасного поведения в школе, дома, на улице и т.д., не только в чрезвычайных ситуациях , но и в обычной обстановке.
1.5. Диапазон

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по формированию личности безопасного типа на уроках ОБЖ.
1.6. Теоретическая база опыта

Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественной педагогической науке с позиций здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времени обуславливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы - разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.

В основу педагогического опыта взяты:

  • теоретическое осмысление проблемы формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни Анастасовой Л.П., Анисимовым В.В., Виленским, Смирновым А.Т., Хренников Б.О. и др.;

  • результаты философских, психолого-педагогических, социологических исследований по проблемам безопасности личности (И.А. Баева, П.В.  Векленко, Г.В. Грачева, А.А. Деркача и др.);

  • технология решения конкретных ситуаций педагогов новаторов А.М.Смолкина, А.М.Зобова, Ю.С. Арутюнова и др.

Для разработки темы опыта были использованы следующие понятия:

  • культура безопасности личности;

  • личность безопасного типа;

  • ситуация, ситуационные задачи.

Культура безопасности – это совокупность материально – технических объектов, духовных, нравственных, личностных, информационных и иных явлений, созданных человеком и имеющих прямое или косвенное отношение человеку, направленных на обеспечение такого состояние внутренней и внешней среды, при котором возможна нормальная жизнедеятельность человека и всего человечества. Цель культуры безопасности – безопасность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека - достигается через формирование личности безопасного типа .

Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей».2

Практические конкретные ситуации начали использоваться в Школе бизнеса и Школе права Гарвардского университета в 40–50 гг. Спустя четверть века в СССР появились публикации, в которых представлялась информация о педагогах-новаторах, использующих этот метод: А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева и другие. Ими была дана точная формулировка понятия «ситуация».

Ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.

Различают конкретные и базовые ситуации. Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности в любом учреждении. Их возникновение связано, в первую очередь, с проявлением проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников.

Базовые ситуации отличаются степенью обобщенности подобных конкретных ситуаций, которые могут быть отнесены к одному виду.

Ситуационные задачи по учебной функции классифицируются следующим образом: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, живая ситуация.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выделить следующие уровни формирования личности безопасного типа:

  • первый уровень (1-4-е классы) - безопасность школьника;

  • второй уровень (5-9-е классы) - безопасность личности;

  • третий уровень (10-11-е классы)-безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Для эффективного формирования культуры личности безопасного типа необходимо работать в следующих направлениях:

- морально-психологическая безопасность;

- физическая безопасность;

- экологическая безопасность;

- безопасность в чрезвычайных ситуациях;

- правовая безопасность;

- информационная безопасность;

- медицинская безопасность.

Все направления тесно связаны между собой. Уроки, мероприятия, проводимые в рамках того или иного направления, дополняют и расширяют знания учащихся.
1.7. Новизна

Новизна опыта состоит в создании системы применения технологии решения конкретных ситуаций для формирования личности безопасного типа на уроках ОБЖ.

1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован в общеобразовательном учреждении на всех ступенях обучения при организации уроков ОБЖ как по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнев (Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2010), так и по другим программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. /под редакцией В.Н. Латчука. - М.: Дрофа, 2010).
II. Технология опыта работы

Цели данного педагогического опыта - формирование:

  • потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

  • навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;

  • сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • развивать у детей чувство ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и вырабатывать умения и навыки безопасного поведения в реальной жизни;

  • создать условия формирования у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности личности в образовательном процессе школы - многоступенчатый педагогический процесс, в котором происходит достижение триединой цели: обучение, воспитание, развитие.

Процесс обучения, а именно сообщение системы знаний, умений, навыков, играет важную роль в формировании личности безопасного типа. В нем можно выделить следующие этапы:

1 этап: формирование понятийно – категорийного аппарата. Решение проблемы взаимопонимания выступает на первый план – без понимания не появится возможности формирования культуры безопасности личности.

2 этап : этап систематизации знаний – формирование «картины мира» и роль каждого человека в картине мир. На данном этапе формирования личности безопасного типа ребенок должен увидеть, что существуют причинно-следственные взаимосвязи, в том числе существуют определенные последствия и у поступков конкретного человека. Очень важно убедить учащегося в верности картины мира, тех механизмов, которые объясняют процессы, опасности и угрозы, которые окружают человека.

3 этап: макропрактика человека (макро... (от греч. makrós — большой, длинный), часть сложных слов, соответствующая по значению словам"большой", "крупных размеров" (противоположно микро...) – объект формирования личности безопасного типа, которая используя свои знания, различные данные о процессах, проходящих в окружающем мире, используя знания безопасного существования, моделирует различные ситуации, где существует необходимость применения знаний. В процессе моделирования ситуаций учащийся воспроизводит определенные заданные ситуации и пытается решить задачи с позиции безопасности и минимизации последствий.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.

Решение этих проблем становится возможным , если применять методики развивающего характера, в том числе технологию решения конкретных ситуаций.

Данная технология отличается высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждает школьников быть активными. На таком уроке учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Она обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивает запоминание главного на уроках, возбуждает интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Для того чтобы провести занятие с использованием ситуационных задач, необходимо правильно поставить общие учебные цели. Их можно свести примерно к следующим :

выработать умение анализировать ситуацию, расшифровывать причинно-следственных связей, развивать творческое мышление, сформировать умение самостоятельно принимать решения.

Технология решения конкретных ситуаций для формирования личности безопасного типа в отличие от деловых игр не имеет строго регламентированных правил поведения, сценария и критериев оценивания. При проведении занятия многое зависит от творческой личности ведущего и активности участников.

Различают 3 уровня применения конкретных ситуаций:

I уровень –учитель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Школьники активно приступают к поиску решения, педагог помогает анализировать данную ситуацию и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является своеобразной подготовкой для применения этого метода.

II уровень –педагог вводит конкретную ситуацию и также призывает индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 школьника с их разрешениями. После этого учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое – оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, начинается постепенное внедрение этого метода.

III уровень – высший уровень по использование конкретных ситуаций, возможен только в том случае, если учитель отлично знаком со школьными возможностями и наверняка уверен, что конкретный ученик даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение. После решения конкретных можно приступать непосредственно к практическому занятию.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе применения решения ситуацинных заданий на уроках ОБЖ во 2-11классах основана на использовании различных способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

  • В начальной школе обучающимся предлагаются следующие ситуации:

-ситуация-оценка – реальная ситуация с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно–неправильно» и предложить свое адекватное решение.

-ситуация-иллюстрация – ситуации, изображённая на картинках.

По результатам предварительного изучения исходного состояния знаний, умений и навыков обучающихся учитель делает вывод о возможности усложнения ситуационных заданий.

  • В основной и старшей школе задание усложняется: обучающимся предлагаются следующие ситуации:

-ситуация-проблема – реальная проблема, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения;

ивая ситуация – ситуация берется из жизни школьников, но никому не известно принятое решение. Это решение надо найти, а саму ситуацию необходимо описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Здесь уместно использовать такой метод, как разыгрывание ролей.

-классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики, может быть искусственно сконструирована. Классическая ситуация должна быть описана по всем канонам ситуации. Объем неограничен. Четкость изложения обязательна. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.

Анализ обучающимися (любой ступени обучения) конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, и для оптимального и оперативного ее разрешения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconОпыта условия возникновения, становления опыта
И, наконец, владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством культурного, образованного человека. Я работаю учителем...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта icon2. Условия возникновения, формирования и становления опыта
Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconМоу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология...
Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Почти каждый ученик имеет дома компьютер. Ему доступна любая информация. Все пользуются...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте 3
Охватывает период 2004-2005 гг выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор методов и...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconВ. О. Ключевский Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу...
Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу «сош №77» Авиастроительного района города Казани. Условиями возникновения и становления...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте 2 Технология описания опыта 6
...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconМетодика учебного проектирования в формировании творческой деятельности...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта icon1. 1 Условие возникновения и становления опыта
Сегодня к выпускникам школ приложены довольно высоки требования, так как с каждым днем усложняются социально-экономические процессы,...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconД филос н., проф. Ю. И. Борсяков
В этом процессе повседневность выступает как «сфера», где собираются и хранятся осмысленные осадки прошлого опыта. «Оповседневнивание»...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconБраило Виктория Викторовна Содержание
Информация об опыте
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИ нформация об опыте реализации общественными организациями программ помощи инвалидам
Вп-п12-6370, абз. 2 п. 18, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации обобщена и направляется для...
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация по безопасности
Информация о потенциально опасной ситуации, которая, в случае возникновения, может привести к смертельному исходу или к серьезным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск