1. 1 Условие возникновения и становления опыта





Скачать 282.45 Kb.
Название1. 1 Условие возникновения и становления опыта
страница1/3
Дата публикации09.09.2014
Размер282.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Клеошкина Анастасия Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №2

Яковлевского района Белгородской области»

Имени Героя Советского Союза Швеца В.В.

Применение личностно-ориентированного подхода на уроках физики
Автор опыта:

Клеошкина Анастасия Сергеевна,

учитель физики и математики

МБОУ «Томаровская средняя

общеобразовательная школа №2

Яковлевского района

Белгородской области»

Имени Героя Советского Союза Швеца В.В.
Томаровка

2012

Клеошкина Анастасия Сергеевна

Содержание:
Информация об опыте…………………………………………………3

Технология опыта……………………………………………………...8

Результативность опыта……………………………………………...16

Библиографический список………………………………………….18

Приложение к опыту…………………………………………………19

Клеошкина Анастасия Сергеевна
I. Информация об опыте.
1.1 Условие возникновения и становления опыта.

Жизнь в современном обществе ставит человека в такие условия, которые требуют от него принятия незамедлительных правильных решений, высокого профессионализма, значительных интеллектуальных усилий. Зачастую в различных ситуациях: жизненных или рабочих, от нас требуется мобилизация всех своих возможностей. Сегодня к выпускникам школ приложены довольно высоки требования, так как с каждым днем усложняются социально-экономические процессы, увеличивается поток информации и остается слишком мало времени, чтобы осмыслить и принять действительность.

Именно поэтому перед всеми участниками образовательного процесса(учителями, учащимися) стоит проблема повышения качества знаний. А самое главное – это возможность применить свои знания в современном мире, адаптировать их к экономическим, социальным, культурным реалиям.

«Педагогический стаж» автора опыта в МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» Имени Героя Советского Союза Швеца В.В. состовляет 4 года, в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2096 г. Москва» состовляет 2 года. За это время учителем накоплен некоторый опыт работы, сложились определенные традиции. Самым важным фактором в работе является непрерывное стремление к самосовершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.

Современная школа, и в частности МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» Имени Героя Советского Союза Швеца В.В., ведет активную работу по разработке инновационных программ в обучении учащихся, а следовательно необходимо апробировать и наиболее современные методы подачи материала и контроля знаний учащихся. Автора опыта заинтересовала проблема наполняемости классов детьми с различным уровнем развития, различными умственными и возрастными особенностями. Также остро встала проблема поиска таких методов обучения, чтобы было возможно охватить всех учащихся и донести материал до каждого ученика.

За последние годы все участники образовательного процесса пришли к выводу, что следует развивать и формировать не единый, ориентированный

Клеошкина Анастасия Сергеевна

на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. В этом случае задача школы – создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности. Таким образом у автора возникла идея применять личностно-ориентированный подход на уроках, при проверке качества знаний и домашней работы.

Для этого на протяжении трех лет учащимся различных классов предлагались разноуровневые задания на уроке, контрольные и самостоятельные работы с заданиями разной сложности, а также индивидуальные задания на дом. Проводились дополнительные занятия с детьми как с «более сильными», так и с отстающими. Но экспериментальной группой был выбран 9-а класс, который на протяжении трех лет участвовал в изучении проблемы личностного подхода на уроках физики. После проделанной работы, был проведен анализ качества знаний (см. Приложение №1). Результаты показали, что при применении личностно-ориентированного подхода качество знаний и усвоения материала повышается.

1.2 Актуальность опыта.

Потребность современного общества в гармонически развитых, активных, самостоятельных, творческих людях определяет современный переход к новой, личностно-ориентированной образовательной парадигме. Личностно-ориентированное образование являются тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития. Вместе с тем говорить об ориентации на личность учащегося в современной практике массовой школы можно лишь в редких случаях. Сущность личностно-ориентированного подхода все еще является предметом споров теоретиков и практиков. Противоречие между необходимостью применения личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе и недостаточной разработкой её теоретических основ, обусловили актуальность этого исследования и определили выбор темы.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта.

Современный учебный процесс – это сложная система, в которой каждому участнику образовательного процесса отводится своя роль и свое

Клеошкина Анастасия Сергеевна

место. Учащиеся должны не только усвоить учебный материал, но и уметь успешно применить его в жизнедеятельности.

Личностно-ориентированный подход призван повысить мотивацию и качество знаний учащихся. Следовательно, ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по физике, усиление их мотивации к ее изучению, на основе использования личностно-ориентированного подхода, выявить эффективность, положительные и отрицательные стороны метода.

1.4 Длительность работы над опытом.

Работа по применению личностно-ориентированного подхода была разделена на несколько этапов:

I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2005 года

II этап - основной (формирующий) – декабрь 2005 – май 2007.

III этап – заключительный (контрольный) – май 2007 – июнь 2008.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и начальную работу по разработке системы заданий, упражнений, тренингов для достижения более высокого уровня и усвоения программного материала.

На формирующем этапе была проведена апробация разноуровнего домашнего задания; контрольных работ, содержащих задания повышенной и пониженной сложности; самостоятельные работы, рассчитанные на учащихся с различными способностями; методы работы на уроке; а также дополнительные занятия.
1.5 Диапазон опыта.

Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». В то же время он охватывает систему показателей личности: обученность и обучаемость, развитость и развиваемость.
1.6 Теоритическая база опыта.

В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта школы свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой. Именно ему принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного

Клеошкина Анастасия Сергеевна

обучения и воспитания. В мире, по его убеждению, всё органично взаимосвязано и человеку необходимо осознавать самого себя равнозначной

частью мира, где «всё связано со всем», и где человек может обрести себя, только реализовав свой духовно-нравственный потенциал. Свободное воспитание представлялось Л.Н. Толстому как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, - при осторожной помощи педагога. Он не считал, как Руссо, необходимым прятать ребёнка от цивилизации, создавать ему свободу искусственно, обучать ребёнка не в школе, а дома. Он считал, что и в школе, на уроках, со специальными приёмами обучения возможна реализация свободного воспитания. Главное при этом, не создавать «принудительного духа учебного учреждения», а стремиться к тому, чтобы школа стала источником радости, узнавания нового, приобщения к миру

В советской дидактике проблемы «личностно-ориентированного обучения» ставились и решались по-разному на уровне теории и практики. Установки на учет личностного фактора в идеологии сопровождались рассмотрением личности учащегося как средство формирования в практике обучения определенного «винтика» системы. Целевая установка обучения выглядела следующим образом: «…научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавать себе отчёт в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности» (Н.К. Крупская).

Следующий период развития отечественной дидактики – 60 – 80-е годы – связан с углубленной проработкой проблемы «обучения и развития». Характерной чертой развития дидактики в указанный период следует считать исследование процесса обучения как целостного явления. Если в предшествующие периоды основное внимание уделялось изучению отдельных компонентов процесса обучения – методов, форм и т.п., то теперь на первый план вышли задачи раскрытия движущих сил учебного процесса. Способствовали этому исследования в области педагогической психологии. Исследования П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и др. значительно расширили горизонты представлений о познавательных возможностях учащихся. В дидактики появляется «теоретически оформленная» идея о необходимости описания содержания образования в терминах изменения субъекта учения. В исследованиях и научных трудах, подчеркивается взаимообусловленный характер организации содержания и структуры качеств личности. Явно прослеживается внимание дидактики этого периода к личности учащегося. Предпринимаются попытки

Клеошкина Анастасия Сергеевна

определения сущности самостоятельной работа учащихся, классификации видов самостоятельных работ.

Для обеспечения более интенсивного и целенаправленного перехода к созданию адаптивной системы обучения целесообразно познакомиться с основными идеями, заложенными в опробованных и получивших признание прогрессивных педагогических технологиях .

Такие пед. новации, как технологии «полного усвоения знаний», «раз-ноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включенного обучения», «модульного обучения» и другие позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы.

Характеризуя личностно-ориентированные технологии обучения, постараемся показать основные пути их реализации в учебном процессе.

Технология полного усвоения знаний

Способности ученика определяются не при усредненных, а оптимально подобранных для данного ребенка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. В традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (одинаковые для всех учеб. время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остается нефиксированным, это ... результат обучения. Керролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения - переменными, подстраиваемыми под достижения каждым обучаемым заданного результата. Он выделил следующие категории обучаемых:

- малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

- талантливые ( около 5 % ), которым нередко по силам то, с чем не могут все остальные;

- учащиеся, составляющие большинство ( около 90% ), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Исходным моментом методики является общая установка, которой должен проникнуться педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Технология разноуровневого обучения.

Теоретическое обоснование данной технологии базируется на пед. парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню

Клеошкина Анастасия Сергеевна

обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время,

соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

1 Всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

2 Взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получатся лучше; это что-то нужно искать;

3 Неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура личности, предложенная Платоновым . Эта структура включает в себя следующие подсистемы :

1) Индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и пр.;

2) Психологические характеристики : мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.;

3) Опыт, включающий знания, умения, привычки;

4) Направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

Организационная модель школы включает 3 варианта дифференциации обучения :

1) Комплектование классов гомогенного состава;

2) Внутриклассовая дифференциация;

3) Профильное обучение.

Технология коллективного взаимообучения

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения. Можно выделить следующие основные преимущества коллективного способа обучения:

- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

- в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
Клеошкина Анастасия Сергеевна

- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

- формируется адекватная самооценка личности.

Парную работу можно использовать в трех видах: статическая пара, динамическая пара, вариационная пара.

Технология модульного обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых, однако использование их в условиях городских школ-гигантов, небольших районных маленьких сельских школах неизбежно будет различным.
1.7 Новизна опыта.

В практике своей работы автор использует две формы работы на уроке и во вне урочной деятельности: групповую и индивидуальную. Кроме того, автором разработаны тематические разноуровневые задания(см. Приложение 2-6).

Новизна опыта состоит в постепенном переходе от авторитарной педагогики к созданию условий для осуществления дифференциации обучения.

Таким образом происходит комбинирование стандартных методик основной общеобразовательной школы и инновационных технологий.

Кроме того разработаны некоторые приемы работы на уроке(см.Таблицу1).
Клеошкина Анастасия Сергеевна

Таблица 1. Некоторые приемы работы на уроках физики.

вид работы

«сильные» дети

дети, со средним уровнем развития

отстающие дети

проверка домашнего задания

индивидуальные задания на карточках, повышенной сложности

мини-тесты с выбором ответа

работа у доски устно, с помощью учителя

изучение материала

ознакомится с материалом предлагается заранее, на уроке такие дети активные помощники учителя

предлагается самим сформулировать тему и цель урока, найти применение знаний на практике

работают в группах с более сильными детьми

контрольные работы

задачи, повышенного уровня, олимпиадные задания

стандартные контрольные работы либо работы в форме тестов

работы, содержащие теоритические вопросы и задачи с применением всего одной формулы.


Из таблицы 1 видно, что автор опыта охватывает каждого ученика на уроке, учитывая его умственные и возрастные особенности. Это позволяет своевременно выявлять непонимание материала, пробелы в знаниях и устранять недостатки, проводить анализ действий каждого ученика.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. 1 Условие возникновения и становления опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconОпыта условия возникновения, становления опыта
И, наконец, владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством культурного, образованного человека. Я работаю учителем...
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconI. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconВ. О. Ключевский Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу...
Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу «сош №77» Авиастроительного района города Казани. Условиями возникновения и становления...
1. 1 Условие возникновения и становления опыта icon2. Условия возникновения, формирования и становления опыта
Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского...
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconД филос н., проф. Ю. И. Борсяков
В этом процессе повседневность выступает как «сфера», где собираются и хранятся осмысленные осадки прошлого опыта. «Оповседневнивание»...
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверим 1 условие. Демонстрация опыта №1. Зажжём спичку, а от неё – спиртовку. Вывод: Присутствие кислорода в воздухе – первое необходимое...
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconВиртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности
До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconТематические недели в начальной школе
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconСвоеобразие концепта «счастье» в японской лингвокультуре
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconНа русском языке японский романтизм и становление новой поэзии
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общешкольная методическая цель: развитие профессиональной компетентности педагогов как условие становления Школы самореализации
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное прогнозирование»...
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
1. 1 Условие возникновения и становления опыта iconУрок по теме: «Пути возникновения, становления и развития»
Судос Галина Ивановна, учитель истории и обществознания моу «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск