Скачать 367.22 Kb.
|
На правах рукописи Изотова Надежда Николаевна СВОЕОБРАЗИЕ КОНЦЕПТА «СЧАСТЬЕ» В ЯПОНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ Специальность 24.00.01 − Теория и история культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии Москва − 2012 Работа выполнена на кафедре японского, корейского, индонезийского и монгольского языков Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России. Научный руководитель: доктор культурологии, профессор Гуревич Т.М. Официальные оппоненты: член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, профессор Алпатов В.М. кандидат культурологии, доцент Данчевская О.Е. Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный Университет Защита диссертации состоится «__» __________ 2012 г. в ______часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.28 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, ауд. _____ С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова. Автореферат разослан «___» ______ 2012 года Ученый секретарь диссертационного совета Жбанкова Е.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Современное языкознание характеризуется возрастанием роли антропоцентрического, культурологического и когнитивного подходов к изучению языка, который выступает источником сведений о концептуальных структурах сознания. Новая научная парадигма ставит новые задачи в исследовании языка, особое внимание уделяется вопросам соотношения языка и культуры, языка и национального менталитета, языка и национального сознания, а также языка и национальной самобытности. Данная работа выполнена в русле современных лингвокультурологических исследований, изучающих проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. Актуальность исследований ключевых концептов, в том числе исследуемого концепта, обуславливается как интралингвистическими, так и экстралингвистическими факторами, к которым можно отнести следующие: изменение ценностных ориентиров в экономике, политике, науке, образовании; антропологический характер современной научной парадигмы, внимание к личности, в том числе, языковой; внимание к языку как социокультурному фактору национальной идентичности, как средству национального самоопределения. Идея СЧАСТЬЯ занимала людей ещё со времен античности. Различные фелицитарные (от латинского felicitas – счастье) концепции разрабатывались Аристотелем, Сенекой, Эпикуром‚ Августином Блаженным, Фомой Аквинским‚ Конфуцием. В Новое время их не оставили без внимания Гельвеций, Фейербах, Бентам, Милль. Фундаментальный труд «О счастье и блаженстве человека» принадлежит польскому философу В.Татаркевичу. Своё суждение о счастье высказывали практически все мыслители, занимавшиеся вопросами этики. Такой значительный интерес к СЧАСТЬЮ со стороны умнейших людей всех времён подтверждает, что представления о счастье принадлежат к наиболее коренным категориям культуры, являются ядром национального и индивидуального сознания, а отношение к нему входит в число определяющих характеристик духовной сущности человека. В силу своей этнокультурной специфичности этот концепт получает неодинаковую, а зачастую, и противоречивую трактовку в контекстах различных культур. Именно поэтому изучение концепта «счастье» в японской лингвокультуре представляется интересным не только с точки зрения анализа его лексико-семантических характеристик, но и с целью выявления его аксиологического значения как отражения социокультурных ценностей. Будучи ключевым компонентом национальной культуры, концепт «счастье» формирует основные установки жизненной философии японцев, является значимым для понимания характерных особенностей японского менталитета. Его комплексное исследование будет способствовать преодолению ограниченности некоторых представлений, лучшему пониманию мотивов поведения как отдельного человека, так и нации в целом, что позволит успешно преодолевать барьеры, возникающие в процессе межкультурного общения. Объектом исследования в данной работе является регулятивный, архетипический, метафизический концепт «счастье» в японском языке. Предметом исследования выступает анализ лингвокультурных характеристик исследуемого концепта на материале японской лексики и фразеологии, определение его понятийной, образной и ценностной составляющей. Цель диссертационной работы – комплексное исследование концепта «счастье» в японском языке, определение факторов, влияющих на его формирование, средств актуализации в национальном сознании. Задачи исследования: 1. исследовать понятие «концепт» как предмет лингвокультурологического изучения, показать методологию его описания, дать краткий обзор различных фелицитарных концепций в философских исследованиях, определить психологические основы данных концепций. 2. установить способ вхождения концепта «счастье» в состав японской этнокультуры, оценить его основные понятийные, образные и ценностные компоненты с точки зрения культурной специфичности и универсальности в качестве ключевого концепта, обладающего экзистенциальной значимостью для любой лингвокультуры. 3. выявить специфические особенности японской национально-культурной и исторической традиции, влияние традиционных религий и культов на формирование концепта «счастье». 4. рассмотреть ключевые направления развития фелицитарных концепций в Японии в различные исторические эпохи. 5. произвести лексико-семантический анализ лексем, репрезентирующих концепт «счастье» в японском языке с целью выявления концептуально значимых признаков счастья, определить содержание национально-культурной коннотации путем соотнесения ассоциативно-образных восприятий счастья со стереотипами, отражающими японский менталитет. 6. изучить экспликацию концепта «счастье» в паремиологическом фонде японского языка. 7. показать этнокультурную репрезентацию концепта «счастье» в обрядах, ритуалах, культурных стереотипах, символах, мифологических воззрениях, установках культуры, связанных с его понятийной, ценностной и образной составляющей. 8. выявить особенности японской идентичности и традиционной морали, влияющих на формирование представлений о счастье. 9. представить динамику развития фелицитарных концепций в современном японском обществе в эпоху глобализации, определить место и роль концепта «счастье» в социальном и политическом дискурсе в наши дни. 10. проиллюстрировать способы концептуализации дихотомии концептов «счастье» – «несчастье» в национальном сознании, показать особенности японского национального характера, проявившиеся во время землетрясения 11 марта 2011 года. Методологической основой исследования являются: 1. общефилософский подход, способствующий пониманию онтологии объекта. 2. когнитивный подход, представляющий язык как средство познания. 3. антропоцентрический подход, рассматривающий язык с точки зрения «человеческого фактора». 4. аксиологический подход, позволяющий установить посредством изучаемого концепта ценностное отношение человека к бытию и окружающему миру. В качестве методов исследования были применены : 1. концептуальный анализ 2. компонентный и сопоставительный анализ 3. междисциплинарный синтез 4. анализ словарных дефиниций Материалом для исследования послужила лексика, используемая для обозначения концепта «счастье» и японская фразеология. В качестве единицы анализа рассматривался текстовый фрагмент, в котором обозначен или выражен исследуемый концепт. Они составили корпус языковых текстов, объективирующих концепт «счастье» в японском языке, из которого для лингвокультурологического анализа было отобрано более 3000 единиц, в том числе 1000 лексических единиц, более 1000 словарных иллюстраций, более 500 паремий, 500 текстовых фрагментов. Источником послужили материалы и источники широкого спектра: литературные, религиозные, историко-философские, лингвистические, психологические и социально-психологические, тексты научно-популярной литературы, газетные статьи, материалы, собранные автором во время работы в Японии1, данные сплошной выборки из толковых, двуязычных, этимологических, синонимических, словообразовательных, фразеологических, философских, исторических, электронных словарей, из сборников пословиц и поговорок, информация из энциклопедических справочников и сети Интернет. Теоретическими основами исследования являются идеи, заложенные в работах по лингвокультурологии (работы С.Г.Воркачева, В.В.Воробьева, В.И.Карасика, В.В.Колесова, В.В.Красных, В.А.Масловой, Г.Г.Слышкина, В.Н.Телия, С.Г.Тер-Минасовой и др.), когнитивной лингвистике (труды Н.Ф.Алефиренко, А.П.Бабушкина, Н.Н.Болдырева, А.Вежбицкой, В.З.Демьянкова, З.Д.Поповой, Ю.С.Степанова, И.А.Стернина и др.), психолингвистики (работы Л.С. Выготского, А.А. Залевской, А.А. Леонтьева, А.Р.Лурия, Р.М.Фрумкиной и др.), философии языка и семантике (работы Ю.Д.Апресяна, Н.Д.Арутюновой, Л.Витгейштейна, Л.О.Чернейко и др.), мифологии и культурологии (исследования А.Н.Афанасьева, А.А.Потебни, В.Н.Топорова и др.). В японистике лингвокультурологические проблемы рассматриваются в работах В.М.Алпатова, Т.М.Гуревич, Е.В.Маевского. Научная новизна настоящей работы заключается в получении комплексных характеристик концепта «счастье» с учетом их включения в широкий контекст философских, религиозных, психологических, национально-культурных воззрений. Исследованием вербализации концепта «счастье» в культуре носителей разных языков занимались многие ученые (С.Г.Воркачев, И.С.Гаврилова, Д.Д.Лагаева, И.Б.Русакова и др.), однако анализ понимания счастья носителями японского языка методом концептуального анализа проводится впервые. Предпринимается попытка анализа специфических особенностей менталитета японцев и японской культуры, рассматриваются глобальные факторы, влияющие на формирование концепта «счастье» в наши дни, динамика и развитие «теорий счастья» в современном японском обществе. Приводится описание лексико-семантического уровня репрезентации концепта «счастье», устанавливается этимология и история развития содержания соответствующих лексем. Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования, результаты комплексного описания концептов могут представлять интерес для дальнейших научных поисков в области когнитологии и лингвокультурологии, способствовать более глубокому пониманию природы ментальных сущностей. Комплексный подход, реализуемый при исследовании концептов «счастье» в японской и русской лингвокультурах, позволяет проследить закономерности формирования обобщенной семантики ключевых лексем, которая во многом обусловлена аксиологической направленностью и антропоцентричностью исследуемого концепта. Лингвокультурологический анализ концепта СЧАСТЬЕ в японском языке может способствовать дальнейшему развитию теории межкультурной коммуникации, созданию перспективы для описания концептосферы японского языка. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и основные положения работы могут использоваться при изучении вопросов, связанных с культурой Японии и японского языка, в курсе лекций по языкознанию, культурологии, практике преподавания японского языка и русского как иностранного. Результаты диссертационного исследования способствуют созданию новой концептуальной основы для разработки стратегии взаимодействия между различными культурами с опорой на позитивные ценности при сохранении этнокультурной самоидентичности. Основные положения, выносимые на защиту:
Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, были представлены в докладах на восьмом и девятом межвузовском семинаре «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения», в докладе на 14-й международной конференции «Россия и Запад: диалог культур», на семинарах для преподавателей японского языка в Институте стран Азии и Африки при МГУ, проводимых при содействии Японского Фонда. Кроме того, апробация работы проводилась более пятнадцати лет в ходе практического преподавания русского языка как иностранного, чтения лекций в японских университетах и общения с носителями японского языка, принадлежащими к различным социальным слоям общества. |
Механизмы актуализации концепта horse в британской лингвокультуре Защита состоится 27 января 2011 г в 15 часов на заседании диссертационного совета д 212. 216. 03 в гоу впо «Поволжская государственная... | Языковая репрезентация концепта «бизнес» в американской лингвокультуре Защита диссертации состоится 26 января 2012 г в 13 часов на заседании диссертационного совета д 212. 216. 03 в фгбоу впо «Поволжская... | ||
Актуализация концепта «компьютер» в немецкой языковой картине мира Охватывает однородный в структурно-семантическом отношении языковой материал. Второе направление учитывает все возможные разноструктурные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор живет в Японии, и он посвятил себя исследованию японской культуры, истории и религии, как в теории, так и на практике. Такое... | ||
Тема: «Что значит быть счастливым?» Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно... | Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого... Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в англоязычной лингвокультуре | ||
Название статьи: Анализ стихотворение Рильке «Ангелы» Ключевые слова Ключевые слова: ангельская жизнь, счастье земное, счастье небесное, борьба 2-х концепций существования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Любое общество держится на семье. Счастье человека зависит от благополучия в семье. Никакие самые головокружительные успехи, карьера,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я знаю людей которые ненавидят своих родителей и знаю тех, кто не имея одного из родителей понимает какое это счастье, когда твоя... | Тема урока: «Сказки народов мира». Сказка «Общее счастье» из фольклора... Цель урока: продолжить знакомство со сказкой «Общее счастье», углубить представление о жанре народной сказки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Делать для себя выводы о прочитанном, пытаться найти самое важное определение, согласиться с ним и доказывать другим, что это и есть... | Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения... Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Надежда, наш труд и счастье. 1 июня не только праздник детства, но и напоминание об ответственности общества за судьбу каждого ребёнка.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Читая эту сказку, я поняла, как это важно для всех людей. Я думаю, что не случайно все действия в пьесе происходят во сне, ведь проснувшись... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Остановитесь. Оглянитесь вокруг себя. Кто рядом с Вами? Может быть, в данный момент кто-то, совсем рядом нуждается в Вашей любви.... | Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование Работа выполнена на кафедре английского языка Тверского государственного университета |